пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением
Давно доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое влияние функций руки на развитие головного мозга.
Значительную роль на коррекцию речевого развития дошкольников оказывает занятия по развитию мелкой моторики на логопедических занятиях. Для их успешного проведения мы создали тематический перспективный план по развитию мелкой моторики посредством пальчиковых упражнений с речевым сопровождением.
Целью моей работы является достижение высокой результативности в развитии речи дошкольников при создании комфортных условий для детей, с использованием традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы по формированию мелкой моторики. Исходя из этого, мною определены следующие задачи:
Изучение научно - методической литературы по развитию мелкой моторики дошкольников.
Разработка авторских новых технологий по данной теме.
Создание перспективного плана работы на учебный год по лексическим темам с использованием традиционных и инновационных техник по развитию мелкой моторики логопатов.
Практическое применение традиционных и инновационных технологий по развитию мелкой моторики у детей в логопедической практике: в режимные моменты, на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
Проведение практикума для родителей по применению данных технологий для использования дома.
Размещение консультаций для родителей в речевом информационном уголке.
Обобщение опыта работы для воспитателей и специалистов ДОУ для использования предложенного материала на занятиях.
Сотрудничество в работе узких специалистов учреждения по формированию мелкой моторики дошкольников.
Отслеживание результатов диагностики формирования мелкой моторики и в целом речевого развития детей.
Перспективный тематический план работы по развитию мелкой моторики посредством пальчиковых упражнений с речевым сопровождением
месяц | неделя | Лекс. тема | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением |
сентябрь | 1-2 | Обследование речи детей |
3 | «Ягоды, садовые и лесные» | Дети «ходят» указательным и средним пальцами на каждое слово стиха, делая по шагу. «Срывают» ягодку Протягивают ладошку С ветки ягодки снимаю Пальцами другой руки поглаживают каждый пальчик от основания до кончика, « снимая» с него воображаемую ягодку. И в лукошко собираю. Ладошки складываете перед собой чашечкой. Будет полное лукошко. Сложенную лодочкой ладошку накрываете другой также сложенной ладошкой. Я попробую немножко. Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот. Легким будет к дому путь! Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше. |
4 | «Грибы, съедобные и несъедобные» | Ходьба указательным и средним пальцами по столу. Утром дети в лес пошли И в лесу грибы нашли. Левую ладонь кладём на правый кулак, имитируя гриб Наклонялись, собирали, Сгибание и разгибание пальцев По дороге растеряли. Разведение ладоней в стороны. Мама дальше всех пошла, Ходьба пальцами на месте Больше всех грибов нашла. Пальцы в кулак, показываем сначала 1, затем 2, 3 пальца Раз - грибок, два - грибок, три - грибок. Вот и полон кузовок! Вытягивание рук вперёд, соединение ладоней обеих рук виде корзинки. |
5 | «Овощи» | Дети загибают пальчики на каждое слово стиха поочерёдно. Попробуйте, дети, картофель в мундире – Для вас этот овощ мы сами сварили. Мы тонкую кожицу снимем с картошки, Имитируют чистку картошки ножом Масла и соли добавим немножко. Имитируют посыпание щепоткой солью. И вкусной покажется эта еда, Показывают, как кушают воображаемой ложкой А то, что простая она, — не беда! Сжимание и разжимание кулачков, большой палец выпущен вверх (знак ок!) |
октябрь | 1 2 | «Фрукты» «Труд крестьян осенью» | Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга. Дети идут по кругу, держась за руки. С большою корзиной иду в огород. На грядках растет разноцветный народ. На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке. Тут красный, пузатый сеньор-помидор. А там кабачок, оседлавший забор. Румяный редис принакрылся листком, Зеленый лучок дружно всходит рядком. Как солнышко, желтая репка горит И с черною редькой, смеясь, говорит. Лиловый атласный висит баклажан. Он здесь словно гость из диковинных стран. Сжимание, разжимание кулачков обеих рук Вот рыжей лисицей крадется морковка, А тут чеснока две седые головки Вновь идут по кругу, держась за руки. И сочный, кудрявый, хрустящий салат. Все дружно в корзине горою лежат. |
3 | «Дикие звери наших лесов» | Пальчики в кулачок. Поднять вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить. *** Большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют рот, а остальные пальцы - челюсть. Имитируем открывание и закрывание рта, разводим средние и безымянные пальцы. Раз, два, три, четыре, пять. |
4 | «Зима» | Дети кружатся, плавно двигают кистями рук. Договаривают слова. Тихо, тихо, как во сне, Падает на землю ... (снег). Поднимаются на носки, опускаются, плавно шевелят пальцами. С неба всё скользят пушинки -Серебристые ... (снежинки). Кружатся над головою Каруселью ... (снеговою) Пальцы сжать в кулачки, указательными пальцами рисуем круги над головой. На поселки, на лужок Все снижается ... (снежок). Спиралевидными движениями рисуем круги всё ниже и ниже. Землю белой, чистой, нежной Застелил постелью ... (снежной). Гладим руками воображаемую снежную землю. Вот веселье для ребят – Все сильнее ... (снегопад). Руки в кулачки, имитируем лепку снежков. Все бегут вперегонки, «бегут» пальцами. Все хотят играть в ... (снежки). «Бросают» снежки вперёд. Снежный ком - на снежный ком, Описывают круг руками. Все украсили ... (снежком), Разводят руки в стороны. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
В статье рассказано, как влияет развитие пальчиковой моторики на развитие речи ребенка, как развивать мелкую моторику рук....
"Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка."
Игры и упражнения для тренировки пальчиков у детей 5 месяцев до 3-х лет, способствующие речевому развитию ребёнка...
Пальчиковые игры с речевым сопровождением
Пальчиковые игры...
Утренняя гимнастика с речевым сопровождением в группах младшего возраста
Утренняя гимнастика должна пробудить в детях активность, дать положительный эмоциональный заряд на целый день. Речевое сопровождение гимнастических упражнений учит ре...
Пальчиковые игры без речевого сопровождения.
Мишка (индийская игра)К кончику большого пальца левой руки прикладывается кончик указательного пальца левой руки. Затем кончик указательного пальца левой руки соединяются с кончиком большого пальца пр...
Пальчиковые игры с речевым сопровождением
Пальчиковые игры с речевым сопровождением МОЯ СЕМЬЯЭтот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папочка,Этот пальчик - мамочка,Этот пальчик - я,Вот и вся моя семья!Поочередное сги...
«Подвижные и пальчиковые игры с речевым сопровождением по лексическим темам»
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятель...