"Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка."
методическая разработка по развитию речи по теме

Игры и упражнения для тренировки пальчиков у детей 5 месяцев до 3-х лет, способствующие речевому развитию ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika_i_rechevoe_razvitie_rebyonka..docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка.

        Все движения организма и речевая моторика имеет единый механизм, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

        Начинать тренировать пальчики ребенка вы можете  уже в течении первых пяти месяцев.

1 упражнение: поглаживание кистей рук по направлению от кончиков пальцев к запястью.

2 упражнение: сгибание – разгибание пальцев. По очереди берите каждый пальчик ребенка и сгибайте и разгибайте его.

        Эти упражнения рекомендуется выполнять каждый день по 2 – 3 минуты. В этом же возрасте можно играть в «Сороку». Это тоже гимнастика для рук:

  1. Сорока – сорока, кашку варила, детишек кормила:

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала: ты воды не носил, дров не рубил, каши не варил –

Тебе нет ничего! (мизинец не загибать).

        

           Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную.

Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой. Все упражнения проводятся в игровой форме.

Пассивная гимнастика для пальцев рук.

        Массаж кистей рук – он не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Использовать можно следующие приемы массажа:

  1. Поглаживание.
  2. Легкое растирание.
  3. Вибрацию.

           Желательно, чтобы приемы массажа вам показал профессиональный массажист. Однако простейшими приемами массажа вы можете овладеть и сами. При поглаживании: кисть без напряжения, сомкнутыми пальцами, всей ладошкой производят движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спералевидно). С поглаживания начинают сеанс и поглаживанием заканчивают. Поглаживание проводят медленно, плавно.

Растирание – выполняется концевыми фалангами нескольких пальцев. При выполнении растирания применяется большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. В нашем случае растирание должно быть легким.

Вибрация – заключается в нанесении следующих один за другим ударов кончиками полусогнутых пальцев.

        Массаж лучше выполнять одной рукой. Другой рукой фиксируют массируемую конечность. Продолжительность массажа 3 – 5 минут. Проводить массаж можно ежедневно или через день 10 – 12 раз. При необходимости курс можно повторить через 10 – 30 дней. Во время массажа можно слушать приятную, лучше классическую музыку.

Упражнения (после 6 месяцев).

Пассивные движения взрослым с большой амплитудой движений, но не допуская неприятных ощущений у ребенка и в медленном темпе.

Упражнение № 1.

Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в запястье, другой рукой поднимает вверх до максимального положения поочередно каждый пальчик ребенка.

Упражнение № 2.

Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Придерживая ее одной рукой, другой рукой взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка.

Упражнение № 3.

Рука ребенка согнута в локтевом суставе, локоть опирается на стол. Рука ребенка фиксируется взрослым в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый производит поочередное круговое движение каждого пальчика руки ребенка.

        Упражнение и массаж делают на обеих руках.

        Активная гимнастика для развития мелкой моторики.

        К играм с предметами большинство специалистов предлагают приступить с 9 месяцев. Однако некоторые предлагают  игры с предметами уже с 2 месяцев. Все предметы, используемые в играх, должны быть безопасными для ребенка.

        Упражнение « Вот какие разные!»

        В руку ребенка поочередно вкладывают различные предметы: кусочек меха, кожи грубого полотна, атласную ленточку, поролоновую губку для мытья посуды (новую). Ребенок обхватывает вложенный в его ладонь предмет и удерживает некоторое время.

Игровое упражнение «Сожми и пощупай!»

        Для игры необходимы твердые и мягкие шарики и валики длиной 7 - 8 см (толстые карандаши, фломастеры, ручки, обернутые различной тканью ). Взрослый вкладывает шарик в середину ладони правой, а затем в середину левой руки  ребенка. Валики кладутся поперек, большой палец отводится. В первый момент необходимо придерживать предмет в ладони, побуждая ребенка схватить и удержать его.

В 2 месяца – 2-3 секунды удерживать.

В 3 месяца -  10 секунд удерживать.

        За одно занятие можно вложить 3 - 5 предметов, поочередно в каждую руку, чтобы ребенок мог ощутить их свойства (гладкость, шероховатость, твердость, мягкость).

                  Игры и занятия  с предметами с 9 месяцев.

«Сборные матрешки»

Вначале показать ребенку как собирать или разбирать матрешку. Берем одну куколку и собираем ее из 2-х половинок. Постепенно усложнять игру – двойная матрешка. После 2-х лет – тройная матрешка.

«Пирамидки»

Пирамидки выбирайте с кольцами разного диаметра. Такая игрушка разовьет не только пальчики ребенка, но и логическое  мышление. Сначала предложить ребенку разобрать пирамидку. При необходимости помогите ребенку. Затем соберите пирамидку вместе. Через несколько занятий предложите ребенку собрать пирамидку самостоятельно. Пирамидку можно сделать из стаканчиков из под йогурта, а также из вкладышей, перевернув их.

«Обведи по контуру»

Изготовить несколько карточек с изображением домика, цветка, чашки, машинку, контуры которых обклеить бархата и называет что изображено на картинке.

        Через несколько занятий по контуру предметов приклеивают бусинки, горошины, фасоль и повторяют игру.

«Чашки – ложки»

Предложить ребенку пересыпать сахар или крупу маленькой ложечкой из одной емкости в другую. А можно перекладывать фасоль, горох, орехи – также в разные емкости. Эти упражнения развивают координацию движений руки и выполняют массаж пальчиков.

«Лепим из пластилина»

Предварительно разогрейте пластилин в своих руках и помогите малышу скатать цилиндр. Со временем усложняйте: скатать шарик, слепить змейку, банан: это очень сложно, поэтому помогите ребенку его ручками.

Очень важно!

           Не забывайте сопровождать все игры речью! Объясняйте малышу все что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите малыша даже за незначительные успехи.

                                 Игры ребенка после года.

«Силач»  (сначала двумя руками, потом одной ):

Сжимать и разжимать резиновые игрушки – ежик, мячик. Это укрепляет ручки, действует как массажер.

«Белкины гостинцы»

Взрослый объясняет, что встретил белку. Она передала малышу гостинец – шишку или грецкий орех. Положить между ладонями и делать круговые движения, чтобы ребенок почувствовал, какой он шершавый. Это массаж пальчиков и ладошек.

«Мозаика. Конструктор»

Приобретите самый крупный конструктор и самую крупную мозаику. Помогите малышу построить башню, кукольную мебель, дорожку.

        Из мозаики научите выкладывать цветочки, геометрические фигуры, дорожку, а затем более сложные фигуры (елочки, машинки, домики). Когда ребенок научится, купите ему мозаику и конструктор поменьше размером.

Важно! Соблюдайте правила:

При игре с мелкими предметами взрослые должны находится рядом с ребенком. Дети очень любят класть мелочь в рот, нос, уши.

«Бусы».

        Сейчас продаются готовые комплекты для игры. Но можно сделать самим. Потребуется шнурок и старые бусины и пуговицы с большими отверстиями. Пусть ребенок фантазирует и нанизывает бусы в произвольном порядке. Бусины можно использовать с 9-ти месяцев, но в этом возрасте ребенок может снимать бусины, а нанизывать будете вы. Затем можно усложнить – нанизывать бусины определенного цвета. Это помогает ребенку научиться различать цвета.

«Шнуровка»

        Шнуровки бывают мягкие, деревянные, пластмассовые в разных формах. Дома можно вырезать из  цветного картона  и по контуру сделать дырочки. С помощью обычного шнурка ребенок с удовольствием зашнурует игрушечную обувь, замочек, дом…

«Рисуем пальцами»

        Используются специальные краски для рисования пальчиком, но можно использовать гуашь. Сначала рисуем линии, точки, фигуры геометрические. Можно взрослому нарисовать дерево, а ребенок рисует снег зимой, весной – листочки.

«Волшебный поднос»

        Можно рисовать и по-другому. На яркий поднос или плоскую тарелку насыпать крупу – манку тонким слоем. Проведите пальчиком ребенка по крупе – получится линия. Покажите как нарисовать волны, круг, солнышко, цветок.

«Разноцветные прищепки»

        Вырезать из картона солнышко, цветок, ежика. Взрослый берет прищепку тремя пальцами и показывает как прицепить к картону. Далее малыши повторяют упражнение самостоятельно.

«Золушка»

        Игра проводится только под присмотром взрослого. В миске смешивается белая и красная фасоль. В две другие миски ребенок сортирует фасоль. Сначала помогите ребенку. Позднее с 2 – 3 лет можно использовать более мелкие крупы – гречу и рис.

        Можно использовать и другие игры с малышом:

Узоры из счетных палочек или спичек (без головок);

Слоеное тесто – лепить овощи, фрукты, посуду и другое;

Тесто:  один стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель.

«Забавные картинки»

        На листе картона распределить пластилин тонким слоем, а ребенок горошинами выкладывает рисунок.

!!! все эти игры развивают не только пальцы и речь, но и  формируют пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику малыша.

Стихи и потешки для развития мелкой моторики пальчиков.

 Сорока.

Сорока-белобока, кашку варила, детишек кормила.

Апельсин .

Мы делили апельсин, много нас, а он один. /сжимают, разжимают кулачки/

Эта долька для ежа,

Эта долька для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра. / загибают пальчики/

Моя семья.

Этот пальчик –дедушка, этот пальчик – бабушка…

Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама.

Этот пальчик –я! Вот и вся моя семья!

Пальчик – мальчик.

            Пальчик – мальчик, где ты был?

            С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,

            С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

Пальчик.

            Этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать.

            Этот пальчик прикорнул,

            Этот пальчик уж заснул.

            Встали пальчики – «ура»,

            В детский сад идти пора!

Маша варежку надела.

 Маша варежку надела «Ой, куда я пальчик дела?»

Нету пальчика -  пропал, в свой домишко не попал.

Маша варежку сняла: поглядите-ка, нашла!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка"

Консультация предназначена для родителей и воспитателей ДОУ...

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка (рекомендации родителям)

Рекомендации для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка.

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка....

Роль пальчиковой гимнастики в речевом развитии ребёнка

Пальчиковая гимнастика - отличное занятие с ребёнком на каждый день, они развивают мелкую моторику, а развитие мелкой моторики стимулирует арзвитие речевых зон головного мозга.Кроме того пальчиковвая ...

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка

Пальчиковая гимнастика полезна для малышей разного возраста. С самого рождения родители могут выполнять элементарные упражнения, поглаживая и массируя пальчики своего малыша. Для шестимесячных д...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка.

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка....