Конспект занятия "Журнальная игротека"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Открытое контрольно-учетное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_zanyatiya.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 74»

Открытое контрольно-учетное занятие

Тема: «Журнальная игротека»

составитель:

Корочкина Татьяна Михайловна,

учитель-логопед

Березники,  2011 г.

Возрастная группа      подготовительная к  школе группа

Тема занятия    Журнальная игротека

Образовательные  области  познание, коммуникация,  коррекция речевых нарушений у детей с ОНР 3 уровня,

Этап обучения по данной теме  завершающий

Цель занятия  

Совершенствование речевой грамотности у детей с ОНР 3 уровня

Задачи занятия

 1. Образовательные

- учить детей использовать для собственного развития разные  источники информации (ТСО, словесные указания, журнал, картинки)

- закрепить и систематизировать ранее приобретенные знания  о животных

- совершенствовать навык  чтения отдельных слов, словосочетаний

- упражнять в работе по речевым карточкам, мнемотаблицам, схемам.

- упражнять в счете  и  ориентировке в пространстве, изготовлении поделок по заданной схеме.

2. Коррекционные

- закрепить правильное произношение отдельных звуков, слов, предложений

- развивать фонематический слух, память, зрительное и слуховое внимание.

- совершенствовать  умение проводить звуковой анализ слов, составлять описательные рассказы.

3. Воспитательные

- учить принимать общую задачу,

- развивать навык  работы в парах, умении слушать и слышать друг друга,

- формировать чувство радости, сопереживания, взаимопомощи.

4. Здоровьесберегающие

- упражнять в смене видов деятельности,

- учить принимать правильную позу во время работы с картинками за столом,

- закреплять умение выполнять физкультурные упражнения по показу (электронный носитель)

Тип занятия  закрепление ранее приобретенных знаний и умений

Вид занятие   игровое, интегрированное

Используемые приемы, методы, технологии обучения

приемы и методы:  наглядные (ИКТ, демонстрационный материал, «зашумленная картинка»), словесные (указания, разъяснения), практические (составление слов по схеме, работа с мнемотаблицей).

-технологии обучения:  личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, ИКТ, игровая.

Используемые формы познавательной деятельности детей

- речевые игры по заданному сюжету,

- самостоятельное определение темы, выбор способов решения поставленной задачи, просмотр видеосюжетов, работа с печатным материалом (схемы, мнемотаблицы, картинки),

- коллективные, парные и индивидуальные формы организации детей на занятии, смена видов деятельности, выполнение правил работы с печатным материалом.

Оборудование 

- ТСО, комплект мультимедийного оборудования,

- демонстрационные карточки, звуковые схемы, картинки

- раздаточные карты с буквами, картинки

-источники информации: компьютерный диск, журнал «Сделай сам», словесные пояснения, «зашумленная картинка».

- набор шаров для поделок (приз за выполненные задания).

Прогнозируемый результат 

Дети поупражняются в произношении отдельных звуков и слов, получат дальнейшее развитие речевого и артикуляционного аппарата

Дети познакомятся с маловостребованным  источником  информации – журналом, появится интерес к печатным изданиям, научатся находить  решение в поставленной игровой задаче, используя имеющиеся знания.

Список используемой литературы

Н.Е.Арбекова Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР

Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова Логопедические занятия с детьми.

Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика"

Предварительная работа

- постоянное использование информационного стенда для обозначения лексической темы,

- знакомство с домашними животными, уточнение информации о роли человека в жизни домашних животных

- работа со звуковыми схемами, мнемотаблицами на другом материале.

Ход занятия

Организационный момент  - 1 мин.

Логопед: Доброе утро, ребята, я предлагаю вам вспомнить разминку с массажем.

(дети вместе с логопедом стоят по кругу на ковре)

Здравствуй, миленький дружок!

Становись скорей в кружок.

- здравствуй  нос, рот, голова!

- щеки, уши, лоб, глаза,

- плечи, плечи, шея, грудь

- не забыть бы что-нибудь.

- здравствуй, солнце и звезда!

- здравствуй «нет»  и здравствуй «да»!

 (молодцы, теперь мы готовы к работе, логопед обращает внимание на стенд с обозначением с лексической темы, на нем находится журнал «Сделай сам»).

Основной этап работы

Введение в тему – 2 мин. (дети стоят около логопеда)

Логопед. Посмотрите на наш стенд и скажите, о чем мы сегодня будем говорить,  и что будем делать? (дети смотрят на журнал «Сделай сам»)

Дети.

- будем говорить о животных

- читать рассказы, сказки про животных,

- мастерить поделки.

Логопед Вы правильно догадались, мы будем говорить о животных. А как вы думаете,  о каких животных мы будем говорить?

Дети. О домашних животных.

Логопед. Правильно. Я не случайно принесла журнал, это тематический выпуск о домашних животных. Посмотрите, журнал похож на книгу, но в отличие от книги он печатается каждый месяц или даже каждую неделю. Это очень хороший источник знаний. И рассказывать он может обо всем на свете.  Сегодня – о домашних животных.

Логопед: Кто хочет прочитать название?

(дети читают)

Логопед:  Правильно, а вот эта стрелочка  подсказывает с чего  начать.   (на первой странице журнала дети находят диск)ребята, журнал предлагает начать с диска, посмотрим?

Дети: да

(просмотри первой диска, часть 1)

2. игра «Кто внимательный» – 2 мин.

Логопед:  ребята, тётушка Сова предлагает вам выполнить задания и получить приз, кто хочет забрать приз? (ответы детей). Придется потрудиться, за каждое выполненное задание в журнале есть часть схемы, которая и приведет нас к призу. Справимся?

На первой странице игра «Кто внимательный».

(на странице журнала  «зашумленная картинка»,  под ней звуковая схема)

Логопед читает страницу журнала.

Кто внимательный, смотрите

Здесь отгадку отыщите

Спрятался в рисунках зверь,

Кто такой ответь скорей

Дети по силуэтам определяют животного, отвечают: корова, собака, баран, гусь.

Логопед:  (обращает внимание детей на звуковую схему)

Посмотрите, нам еще и по схеме предлагают поработать (читает задание на странице). Найдите слово, которое подходит к звуковой схеме.

Дети: гусь

Логопед: Почему?  

Дети: потому что в слове гусь 3 звука. 1звук Г - согласный твердый, обозначается  синим цветом, 2 звук – у, гласный, обозначается красным цветом, 3 звук СЬ – согласный мягкий, обозначается зеленым цветом.  

Логопед: как вы думаете, почему именно это слово нам предлагают разобрать?

Дети: потому что все остальные слова можно объединить в одну группу – домашние животные, а гусь – это домашняя птица

Логопед: молодцы. Гусь нам подскажет место первой части схемы.

(дети открепляют картинку гуся, на обороте изображен фрагмент схемы)

 3. игра «Раздели слова на слоги» - 2 мин.

Логопед:  дальше напечатана наша любимая игра  «Раздели слова на слоги» 

Условие такое: на геометрических фигурах написаны цифры, которые обозначают количество слогов.  Посмотрите на картинку, прохлопайте слово по слогам и встаньте к фигуре с нужной цифрой.

(фигуры с цифрами  раскладываются в  разных местах группы, логопед показывает изображения домашних животных, дети выполняют задание)

Слова: корова, бык, собака, лошадь, котенок, коза

Логопед: Я очень рада, все выполнили задание правильно, никто не ошибся. Забираем еще часть схемы, подсказка - под ногами. (дети стоят около квадрата с цифрой два, забирают часть схемы из конверта с квадратом)

4. игра «Подбери букву» – 4 мин

Логопед: А у нас уже новая игра. Журнал предлагает нам карточки, на которых написаны слова, но  первая буква в слове пропущена. Прочитайте слово и найдите стол с нужной буквой. (Логопед распределяет карточки рубашкой вверх и предлагает вытянуть любую карточку. Слова: …ошка, …оза, …аран, …ык, …обака,…винья)

(на столах расположены большие буквы К, Б, С, дети, мысленно подставляя каждую букву, находят подходящую и рассаживаются парами за столы, логопед проверяет правильность выполнения задания)

- Аня, какое слово у тебя получилось?

- Марина, а ты какое слово прочитала? и т.д.

Молодцы, а подсказки для новых частей – спрятаны  в журнале под пропущенными буквами. (дети вытаскивают схему, соответствующую пропущенной букве)

5. Физминутка – 2 мин.

Логопед. Ребята, я предлагаю немного отдохнуть.

А сейчас вы не зевайте

С мест своих скорее вставайте

Приглашаю по порядку

На звериную зарядку

(просмотр 2 части диска.  Дети выполняют физминутку  по  показу «электронного пособия» и возвращаются на места)

6. Игра «Составь рассказ про животного» - 4 мин.

Логопед: смотрите, на этой странице журнала напечатана схема. Как вы думаете,  что обозначают эти символы?  (вывешивает мнемотаблицу на доску)

- это план, по нему можно составить предложения

- сначала надо назвать животное, потом его детенышей и как он подает голос.

- а еще надо рассказать, как он человеку помогает.

Логопед: Правильно,  важно только помнить наше правило: «говорим мы четко, внятно, чтобы было всем понятно»

Вот вам картинки, если выполните все правильно, то у вас получится целый рассказ. Расскажите его друг другу. (мнемотаблица дополнительно лежит на каждом столе, а так же картинки с домашними животными. Дети работают в парах, логопед проводит индивидуальную работу, помогает в подборе слов, составлении предложении. После выполнения работы логопед предлагает детям оценить рассказы товарищей с опорой на мнемотаблицу, обращает внимание на правильное построение предложений)

Вы хорошо поработали,  ваши рассказы  помогли получить еще по 1 части схемы. (дети забирают части схем) 

7.  Игра «Отгадай загадку» - 2 мин.

Логопед. ребята, журнал нас приглашает к себе (дети подходят к информационному стенду)

                Ко мне сюда скорей идите

и смекалку проявите,

расставьте буквы по порядку

и найдёте вы отгадку.

(на странице журнала нарисована таблица из 5 клеток, в первой написана буква Н, детям предлагаются карточки с буквами, для составления слова НАСОС. Детям нужно составить слово и отыскать насос в помещении)

Логопед. молодцы, и с этим заданием справились, а теперь скажите что это и для чего это нужно?

Дети: Насос, чтобы надувать шары, шины (дети забирают две последние схемы)

Логопед: открываем последний конверт, а там … Шарик!

8. Игра «Сложи схему» - 3 мин.

Логопед. Теперь понятно для чего насос. Что будем делать, сначала шарик надуем, а потом схему посмотрим или наоборот?

(дети проговаривают свои варианты ответов, логопед контролирует правильное произношение звуков в словах)

Дети самостоятельно составляют схему по номерам, закрепляя числовую последовательность.

Логопед. Ребята, а кто помнит, как называется наш журнал?

Дети. Сделай сам

Логопед. Что же схема  предлагает нам сделать? Собачку

(надувают шарик  и по схеме изготавливают собачку)

Логопед. Замечательный  приз подготовил нам журнал и тетушка Сова. Собаки очень умные животные. Эту собачку мы оставим в группе, придумаем ей имя и будем приглашать на другие занятия, чтобы она напоминала, как хорошо мы выполнили все задания журнала.

(Логопед достает из конверта шары и предлагает детям после занятия сделать собачки для себя)

III. Итог занятия. Рефлексия. – 3 мин.

Логопед: мне очень понравилось, как вы дружно работали, какие хорошие знания о домашних животных показали.

Какое задание было самое трудное для вас?

А какое самое интересное?

В какую игру хотели бы поиграть с родителями?

Ребята, я знаю, что тетушка Сова приготовила для вас еще один сюрприз, давайте посмотрим?

(включается диск, часть 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты математических игротек в средней и подготовительной группах.

Я думаю, что эти публикации будут полезны преподавателям и педагогам, работающим в детских дошкольных учреждениях....

конспект досуга "Путешествие в страну "Игротека""

Конспект досуга в младшей группе "Путешествие в страну "Игротека""...

Конспект тематического занятия "Музыкальная игротека"

Конспект занятия построен на заранее изученном музыкальном материале с использованием ударно-шумовых инструментов....

Математическая игротека.План-конспект НООД по ФЭМП в старшей логопедической группе.

План - конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе....

конспект занятия по обучению грамоте " Приглашаю в игротеку"

В содержание коспекта входит учебный материал на закрепление  букв и восприятие звуков русской азбуки. Занятие -игра....

Конспект развлечения «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий (пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное музицирование К.Орф, танец с ложками, с бубнами,сказка про капусту,Иннов

Конспект развлечения  «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий(пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное му...