Конспект занятия "Журнальная игротека"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 74»
Открытое контрольно-учетное занятие
Тема: «Журнальная игротека»
составитель:
Корочкина Татьяна Михайловна,
учитель-логопед
Березники, 2011 г.
Возрастная группа подготовительная к школе группа
Тема занятия Журнальная игротека
Образовательные области познание, коммуникация, коррекция речевых нарушений у детей с ОНР 3 уровня,
Этап обучения по данной теме завершающий
Цель занятия
Совершенствование речевой грамотности у детей с ОНР 3 уровня
Задачи занятия
1. Образовательные
- учить детей использовать для собственного развития разные источники информации (ТСО, словесные указания, журнал, картинки)
- закрепить и систематизировать ранее приобретенные знания о животных
- совершенствовать навык чтения отдельных слов, словосочетаний
- упражнять в работе по речевым карточкам, мнемотаблицам, схемам.
- упражнять в счете и ориентировке в пространстве, изготовлении поделок по заданной схеме.
2. Коррекционные
- закрепить правильное произношение отдельных звуков, слов, предложений
- развивать фонематический слух, память, зрительное и слуховое внимание.
- совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, составлять описательные рассказы.
3. Воспитательные
- учить принимать общую задачу,
- развивать навык работы в парах, умении слушать и слышать друг друга,
- формировать чувство радости, сопереживания, взаимопомощи.
4. Здоровьесберегающие
- упражнять в смене видов деятельности,
- учить принимать правильную позу во время работы с картинками за столом,
- закреплять умение выполнять физкультурные упражнения по показу (электронный носитель)
Тип занятия закрепление ранее приобретенных знаний и умений
Вид занятие игровое, интегрированное
Используемые приемы, методы, технологии обучения
приемы и методы: наглядные (ИКТ, демонстрационный материал, «зашумленная картинка»), словесные (указания, разъяснения), практические (составление слов по схеме, работа с мнемотаблицей).
-технологии обучения: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, ИКТ, игровая.
Используемые формы познавательной деятельности детей
- речевые игры по заданному сюжету,
- самостоятельное определение темы, выбор способов решения поставленной задачи, просмотр видеосюжетов, работа с печатным материалом (схемы, мнемотаблицы, картинки),
- коллективные, парные и индивидуальные формы организации детей на занятии, смена видов деятельности, выполнение правил работы с печатным материалом.
Оборудование
- ТСО, комплект мультимедийного оборудования,
- демонстрационные карточки, звуковые схемы, картинки
- раздаточные карты с буквами, картинки
-источники информации: компьютерный диск, журнал «Сделай сам», словесные пояснения, «зашумленная картинка».
- набор шаров для поделок (приз за выполненные задания).
Прогнозируемый результат
Дети поупражняются в произношении отдельных звуков и слов, получат дальнейшее развитие речевого и артикуляционного аппарата
Дети познакомятся с маловостребованным источником информации – журналом, появится интерес к печатным изданиям, научатся находить решение в поставленной игровой задаче, используя имеющиеся знания.
Список используемой литературы
Н.Е.Арбекова Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР
Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова Логопедические занятия с детьми.
Е. А. Пожиленко "Артикуляционная гимнастика"
Предварительная работа
- постоянное использование информационного стенда для обозначения лексической темы,
- знакомство с домашними животными, уточнение информации о роли человека в жизни домашних животных
- работа со звуковыми схемами, мнемотаблицами на другом материале.
Ход занятия
Организационный момент - 1 мин.
Логопед: Доброе утро, ребята, я предлагаю вам вспомнить разминку с массажем.
(дети вместе с логопедом стоят по кругу на ковре)
Здравствуй, миленький дружок!
Становись скорей в кружок.
- здравствуй нос, рот, голова!
- щеки, уши, лоб, глаза,
- плечи, плечи, шея, грудь
- не забыть бы что-нибудь.
- здравствуй, солнце и звезда!
- здравствуй «нет» и здравствуй «да»!
(молодцы, теперь мы готовы к работе, логопед обращает внимание на стенд с обозначением с лексической темы, на нем находится журнал «Сделай сам»).
Основной этап работы
Введение в тему – 2 мин. (дети стоят около логопеда)
Логопед. Посмотрите на наш стенд и скажите, о чем мы сегодня будем говорить, и что будем делать? (дети смотрят на журнал «Сделай сам»)
Дети.
- будем говорить о животных
- читать рассказы, сказки про животных,
- мастерить поделки.
Логопед Вы правильно догадались, мы будем говорить о животных. А как вы думаете, о каких животных мы будем говорить?
Дети. О домашних животных.
Логопед. Правильно. Я не случайно принесла журнал, это тематический выпуск о домашних животных. Посмотрите, журнал похож на книгу, но в отличие от книги он печатается каждый месяц или даже каждую неделю. Это очень хороший источник знаний. И рассказывать он может обо всем на свете. Сегодня – о домашних животных.
Логопед: Кто хочет прочитать название?
(дети читают)
Логопед: Правильно, а вот эта стрелочка подсказывает с чего начать. (на первой странице журнала дети находят диск)ребята, журнал предлагает начать с диска, посмотрим?
Дети: да
(просмотри первой диска, часть 1)
2. игра «Кто внимательный» – 2 мин.
Логопед: ребята, тётушка Сова предлагает вам выполнить задания и получить приз, кто хочет забрать приз? (ответы детей). Придется потрудиться, за каждое выполненное задание в журнале есть часть схемы, которая и приведет нас к призу. Справимся?
На первой странице игра «Кто внимательный».
(на странице журнала «зашумленная картинка», под ней звуковая схема)
Логопед читает страницу журнала.
Кто внимательный, смотрите
Здесь отгадку отыщите
Спрятался в рисунках зверь,
Кто такой ответь скорей
Дети по силуэтам определяют животного, отвечают: корова, собака, баран, гусь.
Логопед: (обращает внимание детей на звуковую схему)
Посмотрите, нам еще и по схеме предлагают поработать (читает задание на странице). Найдите слово, которое подходит к звуковой схеме.
Дети: гусь
Логопед: Почему?
Дети: потому что в слове гусь 3 звука. 1звук Г - согласный твердый, обозначается синим цветом, 2 звук – у, гласный, обозначается красным цветом, 3 звук СЬ – согласный мягкий, обозначается зеленым цветом.
Логопед: как вы думаете, почему именно это слово нам предлагают разобрать?
Дети: потому что все остальные слова можно объединить в одну группу – домашние животные, а гусь – это домашняя птица
Логопед: молодцы. Гусь нам подскажет место первой части схемы.
(дети открепляют картинку гуся, на обороте изображен фрагмент схемы)
3. игра «Раздели слова на слоги» - 2 мин.
Логопед: дальше напечатана наша любимая игра «Раздели слова на слоги»
Условие такое: на геометрических фигурах написаны цифры, которые обозначают количество слогов. Посмотрите на картинку, прохлопайте слово по слогам и встаньте к фигуре с нужной цифрой.
(фигуры с цифрами раскладываются в разных местах группы, логопед показывает изображения домашних животных, дети выполняют задание)
Слова: корова, бык, собака, лошадь, котенок, коза
Логопед: Я очень рада, все выполнили задание правильно, никто не ошибся. Забираем еще часть схемы, подсказка - под ногами. (дети стоят около квадрата с цифрой два, забирают часть схемы из конверта с квадратом)
4. игра «Подбери букву» – 4 мин
Логопед: А у нас уже новая игра. Журнал предлагает нам карточки, на которых написаны слова, но первая буква в слове пропущена. Прочитайте слово и найдите стол с нужной буквой. (Логопед распределяет карточки рубашкой вверх и предлагает вытянуть любую карточку. Слова: …ошка, …оза, …аран, …ык, …обака,…винья)
(на столах расположены большие буквы К, Б, С, дети, мысленно подставляя каждую букву, находят подходящую и рассаживаются парами за столы, логопед проверяет правильность выполнения задания)
- Аня, какое слово у тебя получилось?
- Марина, а ты какое слово прочитала? и т.д.
Молодцы, а подсказки для новых частей – спрятаны в журнале под пропущенными буквами. (дети вытаскивают схему, соответствующую пропущенной букве)
5. Физминутка – 2 мин.
Логопед. Ребята, я предлагаю немного отдохнуть.
А сейчас вы не зевайте
С мест своих скорее вставайте
Приглашаю по порядку
На звериную зарядку
(просмотр 2 части диска. Дети выполняют физминутку по показу «электронного пособия» и возвращаются на места)
6. Игра «Составь рассказ про животного» - 4 мин.
Логопед: смотрите, на этой странице журнала напечатана схема. Как вы думаете, что обозначают эти символы? (вывешивает мнемотаблицу на доску)
- это план, по нему можно составить предложения
- сначала надо назвать животное, потом его детенышей и как он подает голос.
- а еще надо рассказать, как он человеку помогает.
Логопед: Правильно, важно только помнить наше правило: «говорим мы четко, внятно, чтобы было всем понятно»
Вот вам картинки, если выполните все правильно, то у вас получится целый рассказ. Расскажите его друг другу. (мнемотаблица дополнительно лежит на каждом столе, а так же картинки с домашними животными. Дети работают в парах, логопед проводит индивидуальную работу, помогает в подборе слов, составлении предложении. После выполнения работы логопед предлагает детям оценить рассказы товарищей с опорой на мнемотаблицу, обращает внимание на правильное построение предложений)
Вы хорошо поработали, ваши рассказы помогли получить еще по 1 части схемы. (дети забирают части схем)
7. Игра «Отгадай загадку» - 2 мин.
Логопед. ребята, журнал нас приглашает к себе (дети подходят к информационному стенду)
Ко мне сюда скорей идите
и смекалку проявите,
расставьте буквы по порядку
и найдёте вы отгадку.
(на странице журнала нарисована таблица из 5 клеток, в первой написана буква Н, детям предлагаются карточки с буквами, для составления слова НАСОС. Детям нужно составить слово и отыскать насос в помещении)
Логопед. молодцы, и с этим заданием справились, а теперь скажите что это и для чего это нужно?
Дети: Насос, чтобы надувать шары, шины (дети забирают две последние схемы)
Логопед: открываем последний конверт, а там … Шарик!
8. Игра «Сложи схему» - 3 мин.
Логопед. Теперь понятно для чего насос. Что будем делать, сначала шарик надуем, а потом схему посмотрим или наоборот?
(дети проговаривают свои варианты ответов, логопед контролирует правильное произношение звуков в словах)
Дети самостоятельно составляют схему по номерам, закрепляя числовую последовательность.
Логопед. Ребята, а кто помнит, как называется наш журнал?
Дети. Сделай сам
Логопед. Что же схема предлагает нам сделать? Собачку
(надувают шарик и по схеме изготавливают собачку)
Логопед. Замечательный приз подготовил нам журнал и тетушка Сова. Собаки очень умные животные. Эту собачку мы оставим в группе, придумаем ей имя и будем приглашать на другие занятия, чтобы она напоминала, как хорошо мы выполнили все задания журнала.
(Логопед достает из конверта шары и предлагает детям после занятия сделать собачки для себя)
III. Итог занятия. Рефлексия. – 3 мин.
Логопед: мне очень понравилось, как вы дружно работали, какие хорошие знания о домашних животных показали.
Какое задание было самое трудное для вас?
А какое самое интересное?
В какую игру хотели бы поиграть с родителями?
Ребята, я знаю, что тетушка Сова приготовила для вас еще один сюрприз, давайте посмотрим?
(включается диск, часть 2)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты математических игротек в средней и подготовительной группах.
Я думаю, что эти публикации будут полезны преподавателям и педагогам, работающим в детских дошкольных учреждениях....
конспект досуга "Путешествие в страну "Игротека""
Конспект досуга в младшей группе "Путешествие в страну "Игротека""...
План-конспект образовательной деятельности по теме «Мы идем в гости к зайке» интегрированная форма проведения Игротека
Конспект культурной практики по ФГОС "Мы идем в гости к зайке". Форма "Игротека"...
Конспект тематического занятия "Музыкальная игротека"
Конспект занятия построен на заранее изученном музыкальном материале с использованием ударно-шумовых инструментов....
Математическая игротека.План-конспект НООД по ФЭМП в старшей логопедической группе.
План - конспект итогового занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе....
конспект занятия по обучению грамоте " Приглашаю в игротеку"
В содержание коспекта входит учебный материал на закрепление букв и восприятие звуков русской азбуки. Занятие -игра....
Конспект развлечения «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий (пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное музицирование К.Орф, танец с ложками, с бубнами,сказка про капусту,Иннов
Конспект развлечения «Игротека» 2023 с использованием инновационных образовательных технологий(пальчиковые игры и упражнения, дыхательные игры и упражненияритмизация, элементарное му...