Проект по теме: "Развитие связной речи у детей с ОНР"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
В разработке раскрывается актуальность проблемы развития связной речи у детей с ОНР в подготовительной группе, Выдвигаются задачи, которые реализуются на протяжении всей проектной деятельности.Даётся: план мероприятий, направленный на речевое развитие детей, совместно с родителями и педагогами детского сада; оценка эффективности проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 29.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по теме: «Развитие связной речи у детей с ОНР».
Разработала: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №175» компенсирующего вида г. Перми, 1 квалификационной категории Коготкова Л.М.
Паспорт проекта.
По типу: педагогический, творческий, групповой.
По характеру участия: учитель-логопед, дети с ОНР подготовительной группы, педагоги, родители.
По срокам реализации: долгосрочный, 2011-2012учебный год.
По форме представления: информационный, практико-ориентированный.
Актуальность проекта.
Для успешного освоения программы обучения детей в школе, умения общаться со взрослыми и сверстниками, формирования личностных качеств у выпускников дет.сада должны быть сформированы: умения связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять рассказ на определённую тему. Для дошкольников с ОНР данная проблема особенно актуальна и обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности развития связной речи.
По итоговой диагностике у 15 детей в старшей группы было выявлено, что по развитию связной речи (составление рассказа по картине, по серии картин, из собственного опыта, описательного рассказа, пересказ) дети имеют такие результаты: 30 % - высокий уровень, 56% - средний уровень, 14% - ниже среднего. Исходя из результатов диагностики передо мной, как учителем-логопедом встала важная задача: полноценное овладение связной речью у детей перед школой. Т.о. актуальность проекта определяется ролью родного языка в становлении личности ребёнка. Каждый ребёнок в саду должен научиться выразительно и последовательно излагать свои мысли. Из этого следует, что актуальность обусловлена в необходимости повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Сочетать средства и способы развития психических, речевых и творческих способностей у детей в процессе общения не только со сверстниками, но и с взрослыми в повседневной жизни.
Цель: Оптимизация коррекционно-образовательного процесса, активное способствование формированию и развитию связной речи у детей с ОНР через разные виды деятельности.
Основополагающий вопрос: Способствуют ли разные виды деятельности расширению активного словаря и развитию связной речи. Как повысить эффективность усвоения полученных знаний у детей и умению реализовать их в дальнейшей жизни.
Гипотеза: Процесс развития связной речи у детей будет считаться более эффективным, если будут соблюдаться условия:
Подбор речевого материала, методов и приёмов будет доступен для сознания и восприятия детей, и соответствовать возрасту.
Взаимосвязь и заинтересованность логопеда, педагогов и родителей в решении данной проблемы.
Выполнение задач программы, совместная и систематическая работа взрослых по коррекции речи у детей.
Коррекция и развитие связной речи у дошкольников в разных видах деятельности.
Аннотация проекта: Слова Е.И. Тихеевой: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
Развивать связную речь детей в разных видах деятельности.
Заинтересовать и убедить педагогов и родителей в значимости решения проблемы и в необходимости совместно корректировать речь детей.
Развивать психические процессы (логическое мышление, внимание, память, воображение).
Задачи проекта:
Создать комплексную коррекционно-педагогическую технологию, включающую в себя главным образом развитие связной речи детей и речевого общения в целом. (совместно с родителями и педагогами).
Повысить эффективность работы по развитию и коррекции речи детей подготовительной группы.
Теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность реализации проекта в разных видах деятельности и в повседневном общении.
Повысить уровень компетентности родителей в коррекционно-образовательном процессе.
Совершенствовать профессиональное мастерство учителя-логопеда и педагогов ДОУ.
Новизна проекта: Совершенствование диалогической и монологической речи, побуждение детей к речевой активности в разных видах деятельности. Интеграция, направленная на развитие речи детей, как целостный систематический педагогический процесс.
Содержание проекта.
1 этап. Поисково-подготовительный. (сентябрь)
Цель: Выявить основные проблемы в речевом развитии детей. Определить основные направления дальнейшей работы. Составить методические разработки по коррекции и развитию речи детей. Донести до педагогов и родителей о необходимости помочь логопеду в реализации проекта. Помочь родителям в овладении приёмами общения и развития речи у детей. Выработать единые требования в вопросах речевого развития детей.
Мероприятия.
Диагностика детей.
Анкетирование родителей «Развитие связной речи детей».
Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядного пособия, раздаточного и демонстрационного материала.
Составление педагогически-коррекционной технологии (перспективных и индивидуальных планов, конспектов занятий, мероприятий совместной деятельности взрослых).
Создание развивающей среды в детском саду и дома.
Круглый стол с участием педагогов и родителей «Научим детей говорить красиво».
2 этап. Основной, формирующий. (октябрь-апрель).
Цель: Апробирование мероприятий проекта. Формирование связной речи детей в разных видах деятельности. Корректирование речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком. Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи. Повышение уровня родительской мотивации в коррекции речевого развития детей.
Мероприятия.
Проведение занятий логопедом и педагогами согласно перспективным планам.
Чтение литературных произведений в детском саду и дома. Беседы о прочитанном. (Чтение сказок, рассказов, стихов, научно-познавательной литературы).
Экскурсия в детскую библиотеку «Книги – это интересно».
Выставки детских книг со сказками «Волшебная страна».
Заучивание стихов, чистоговорок, потешек.
Консультации для родителей и педагогов:
«Памятка для грамотных родителей»
«Нас сказка учит говорить»
«Общаясь, развиваем речь».
Конкурс совместных работ родителей и детей на тему:
«Моя любимая сказка». (Творческие рассказы о любимых сказках).
Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Зимние забавы».
Круглый стол «Природа развивает речь».
Видеозапись рассказов детей по лексической теме «Семья»
«Наши мамы».
Закрепление пройденного материала на логопедических часах, дома по заданию логопеда.
Просмотры занятий:
По развитию связной речи. Пересказ сказки «Как козочка и волк разговаривали».
Итогового занятия. «Мишка и Ослик идут в школу».
Обсуждение сценариев праздников, подбор к ним речевого материала. Проведение утренников «Осенний бал», «Мамин день», «Новый год», «Рыцарский турнир», «8 Марта», «Масленица».
Консультации-практикумы:
«Развитие связной речи ребёнка»
«Словесно-дидактические игры, как средство развития связной речи».
Презентация проекта «Развитие связной речи у детей с ОНР» на первом педагогическом совете.
3 этап. Заключительный, аналитический. (май)
Цель: Проверка эффективности реализованного проекта. Проведение итоговой диагностики речевого развития детей. Анализ проведённой работы взрослых в развитии связной речи и коррекции речевых нарушений.
Мероприятия.
Диагностика и анализ результатов работы.
Показ итогового интегрированного занятия «Мишка и Ослик идут в школу».
Отчёт о результативности проекта:
на родительском собрании «До свиданья, детский сад».
на итоговом педагогическом совете.
Подготовка и проведение выпускного бала.
Индивидуальная консультация для родителей. «Итоговая диагностика. Перспективы на будущее».
Результативность.
Результаты диагностики развития связной речи у 15 детей подготовительной группы на 2011-2012 учебный год:
Разделы | Начало учебного года | Конец учебного года |
Составление рассказов по картине | 5 детей - высокий уров. 8 – средний уровень 2 – ниже среднего | 11 детей – высокий уров. 4 – средний уровень |
Составление рассказов по серии картин | 8 детей – высокий уров. 6 – средний 1 – ниже среднего | 13 детей – высокий уров. 2 – средний |
Составление рассказов из собственного опыта | 3 детей – высокий уров. 9 – средний 3 – ниже среднего | 10 детей – высокий уров. 5 – средний |
Составление описательных рассказов | 3 – высокий уровень 8 – средний 4 – ниже среднего | 11 детей – высокий уров. 4 - средний |
Пересказ | 6 – высокий уровень 9 – средний | 14 детей – высокий уров. 1 - средний |
Оценка результативности проекта.
Оценка эффективности проекта по трём направлениям.
Оценка качества развития связной речи у детей.
Из результатов диагностики видно, что у всех детей наблюдается положительная динамика речевого развития: 82% детей имеют высокий уровень знаний, 18% детей средний уровень (на начало учебного года: 30% - высокий, 56% - средний, 14% - низкий уровень). Частое использование художественной литературы, индивидуальный подход со стороны взрослых, эффективно сказался не только на речи, но и на гармоничном развитии ребёнка - как личности в целом. В дальнейшей жизни, полученные знания и умения, дети смогут реализовать на практике, что должно положительно сказаться на адаптации и обучении в школе.
Оценка качества работы педагогов ДОУ.
Оценка работы учителя-логопеда.
Повысился профессионализм, т.к. на протяжении всей практической деятельности (всего проекта) занималась самообразованием по теме: «Развитие связной речи у детей с ОНР» изучала литературу по речевому развитию у дошкольников. Адаптировала новые приёмы на логопедических занятиях. Создание проекта послужило толчком для развития творческой инициативы, что привело к повышению самооценки. Опубликовала разработанные материалы в СМИ ( на сайтах: Социальная сеть работников образования, МААМ.ru).
Оценка работы воспитателей, музыкального работника, психолога.
Совместная работа положительно сказалась на психологическом климате между педагогами. Итоги диагностики принесли удовлетворённость от собственной деятельности. Отчёт на педагогическом совете о результативности проекта привёл к положительным откликам коллег, что повысило профессиональный рост педагогов, участвовавших в реализации проекта.
Оценка заинтересованности родителей.
Благодаря активному участию в мероприятиях проекта, установился тесный контакт и взаимопонимание с педагогами, что позволило значительно улучшить речевое развитие каждого ребёнка. Рост родительской мотивации повысил уровень компетентности в профессионально-образовательном процессе. Удовлетворённость от участия в проекте. Положительная оценка деятельности педагогов, повышение статуса ДОУ в глазах родителей.
Литература.
Антонова Л.Г. Развитие речи. (Уроки риторики). Популярное пособие для родителей и педагогов. – Яр., Академия развития, 1997.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М., «Карапуз», 2002.
Богданова О.Ю. Учусь говорить правильно за 20 минут в день. Уникальная логопедическая программа для работы с детьми дома и в детском саду. – М., АСТ, 2009.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М., 1997.
Глухов В.П. о формировании связной речи у старших дошкольников с ОНР» - М., Пр., 1990.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Яр., Академия развития, 1996.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. – М., «Гном и Д», 2003.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ОНР. – М., «Гном и Д», 2003.
Короткова Э.П. обучение рассказыванию в детском саду. – М., Пр., 1985.
Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М., Аквариум, 1995.
Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. – Нижневартовск, Изд-во НПИ, 2003.
Миронова С.А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., Пр., 1991.
Пенни Уорнер. 150 развивающих игр для дошкольников. – Минск, «Попурри», 2009.
Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении.//Дошкольное образование в России. – М., 1996.
Скажи по-другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии/ под ред. Ушаковой О.С. – Самара, 1994.
Ткаченко Т.А. Развитие связной речи у дошкольников. – М., Пр., 2001.
Ушакова О.С., Струшина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. – М., «Вентана - Граф», 2010.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., «Альфа», 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной группе по теме «Развитие грамматического строя речи у детей с ОНР через дидактическую игру».
Родительское собрание - выступление...
Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"
Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"...
КРУГЛЫЙ СТОЛ на тему: «Развитие грамматического строя речи у детей 4 – 5 лет»
Родительское собрание в нетрадиционной форме. Цель:Повышение компетентности родителей в области развития грамматического строя речи детей....
Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»
Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...
Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).
Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).Подготовила: воспитатель Алексеева Н.С. Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим ...
Консультация на тему: Развитие и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья через театрально-игровую деятельность.
Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психот...
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"
План работы по самообразованию воспитателя подготовительной группы на тему "Развитие навыка связной речи посредством пересказа у детей старшего дошкольного возраста"...