Дикие животные.
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО ЛЕСА
Существительные: зайчонок, зайчата; лось, лосиха, лосенок, лосята; ёж, ежиха, ежонок, ежата; кабан, кабаниха, кабаненок, кабанята; белка, бельчонок, бельчата; мышь, мышонок, мышата; волк, волчица, волчонок, волчата; лиса, лис, лисенок, лисята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата;
барсук, олень, соболь, куница;
лес, поле, нора, дупло, берлога, логово; рога, копыта, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкурка.
Прилагательные: травоядный, хмурый, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый, гордый, спокойный, сильный, слабый, дикий, млекопитающие, лохматый, косматый, пушистый, хитрый, колючи, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, куцый, острые, неповоротливый, осторожный, длинноногий, косоглазый, длинноухий.
Глаголы: жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять, добывать, прыгать, рыскать, прятаться, рычать, выть, учить, охранять, лязгать, притаиться, пищать, подкрадываться.
ЛЕСНЫЕ ЗВЕРИ
СТИХИ
Лиса и крот Хитрые зайчата
«Славный домик, милый Крот, Напала лисица на заячий след.
Только больно узкий вход» Мечтает лисица: «Вот будет обед!..»
- «Вход, Лисичка в самый раз, Но зайки, приметив под ёлкой лису,
Он не впустит в домик Вас!» Рассыпались стайкой и скрылись
в лесу.
Для игры
Случится в солнечный денек
Ты в лес уйдешь поглуше –
Присядь, попробуй на пенек,
Не торопись. Послушай.
… Шумит листва. Шуршит трава.
Не умолкают птицы.
Родник в траве журчит едва,
Спеша на свет пробиться.
* * *
Под березкой на пригорке
Старый ёж устроил норку.
А под листьями лежат
Двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло,
Ей и сухо и тепло,
Запасла грибков и ягод,
Столько, что не съесть и за год!
Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот,
И, как маленький сосет.
Осторожная лисица
Подошла к ручью напиться,
Наклонилась, а вода,
Неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. Г.Ладонщиков
Диалог
«Заяц белый, куда бегал?» - «Куда клал?»
- «В лес дубовый». - «Под колоду».
- «Что там делал?» - «Кто брал?»
- «Лыко драл». - «Родион» - «Выйди вон!»
* * * * * *
Бежит ёжик Белки зайцев угощали,
Вдоль дорожек, Им морковку подавали,
Да скользит на льду. Все орешки сами съели,
Говорит ему лисица: А тебе водить велели.
«Дай переведу!»
Отвечает серый ёжик:
«У меня две пары ножек –
Сам я перейду!»
Зайка, попляши!
Зайка, зайка, попляши!
Наших деток посмеши
Топай, топай, лапками
Серенькими тапками.
Не жалей лаптишек!
Пляши для ребятишек!
Белка Ёж
В сосне дупло, Желтых листьев целый ворох
В дупле тепло. Ветра нет, а в лапках шорох!
А кто в дупле Это ёж, почуяв осень,
Живет в тепле? На иголках их уносит.
А живет там белочка, Хорошо, что он колючий, -
Белочка – карелочка, Сам теперь, как листьев куча!
Непоседа, егоза, Нужно листьями скорей
Словно бусинки глаза. Спальню выстелить в норе.
А. Прокофьев Е.Стюарт
Считалочка
Заяц бегал по болоту, Белки зайцев угощали,
Он искал себе работу, Им морковку подавали
Да работы не нашел, Все орешки сами съели,
Сам заплакал и пошел. А тебе водить велели.
* * * * * *
Не бери ежа с собой, Я на дереве в лесу
Отпусти его домой. Увидал вчера лису
Ёжик, даже глупый самый А в дупле её ребята -
Хочет жить с ёжихой – мамой. Рыжехвостые лисята.
Медведь
Как на горке – снег, снег, И под ёлкой – снег, снег,
И под горкой – снег, снег, А под снегом спит медведь,
И на ёлке – снег, снег. Тише, тише, не шуметь. И.Токмакова
* * *
Жил на свете пес Слух собачий
У него был нос собачий, И характер был собачий,
Хвост собачий, рост собачий, То есть чуточку горячий.
Хвост собаки (чей?) собачий
Хвост лисы (чей?)
Хвост волка (чей?)
Хвост медведя (чей?)
Хвост зайца (чей?)
Как лучше сказать о зайце: «хвост» или «хвостик»?
Олененок
Слегла олениха, Я его глажу, И всюду за мною
Да так и не встала С ладошки кормлю, Он скачет упрямо,
У олененка Я его очень, Пусть думает он,
Мамы не стало. Очень люблю Что я – его мама.
Олененок упрямо следует за своим другом даже тогда, когда мальчик не разрешает малышу скакать за ним. Иначе откуда бы появилось слово «упрямо»?
Л. 2 раза читает стихотворение, а дети, тихо, практически без голоса повторяют вместе с ним.
Олень – олениха – олененок.
Какой звук слышен в начале этих слов.
Показываю школьный орфографический словарь. Почему книга называется «словарь», показ б.о и столбики слов, которые начинаются с б.о «Хотите, я прочту вам слова из словаря, а вы объясните их смысл» (Зачитываю 10-12 слов).
Предлагаю после занятий рассмотреть книгу, отыскать в ней букву, с которой начинается имя ребенка и слова, начинающиеся с этой буквой.
Белкина кладовка
Почему грибы на елке
На сучках сидят верхом?
Не в корзинке, не на полке,
Не во мху, не под листком. –
У ствола и среди веток
На сучки они надеты.
Кто устроил их так ловко?
Кто с грибов очистил сор?
Это Белкина кладовка,
Это Белкин летний сбор! Е.Трутнева
ЗАГАДКИ
Когда я голодный «Я сознаюсь, виновата:
Меня не встречай Я хитра и плутовата.
Я щелкну зубами Я в курятник вечерком
И съем невзначай. Часто бегаю тайком.
(Волк) (Лиса)
Рыжая, хитрая, никак ей не сидится.
Рыщет всюду, быстрая, звать её…(лисица)
Посмотрите-ка, какая – Разбойник он серый, нет ему веры,
Вся горит, как золотая, Всё клыками щёлк! Кто же это?
Ходит в шубе дорогой, (Волк)
Хвост пушистый и большой.
На увертки мастерица. Кто же в шубе меховой
Как зовут её? Спит холодною зимой?
(Лисица) Он большой, но вот беда -
Лапу в рот кладет всегда. (Медведь)
Неуклюжий, косолапый, На сучке висит грибок,
Но попробуй одолеть. Кто его повесить мог?
Говорят, сосет он лапу, Я раздвину ельник мелкий,
А зовут его …(медведь) Затаюсь, увижу… (белку)
Летом наедается Сама мала, шубка пышна,
Зимою отсыпается. В дупле живет, орехи грызет.
(Медведь) (Белка)
Сердитый недотрога Что за зверь лесной,
Живет в глуши лесной, Встал, как столбик под сосной
Иголок очень много, И стоит среди травы –
А шишек ни одной. Уши больше головы?
(Ёж) (Заяц)
Зверька узнаем мы с тобой Кто на ветке шишки грыз
По двум таким приметам. И бросал объедки вниз?
Он в шубке серенькой зимой Кто по ёлкам ловко скачет
И в рыжей шубке летом. И взлетает на дубы?
(Белка) Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы. (Белка)
Нам нужны иголки для шитья,
А кому нужны иголки для житья?
(Ежу)
Косоглазый, маленький, Прыг-скок, прыг-скок, позади остался волк
В белой шубке, в валенках. Сколько ни гоняйся – не поймаешь.
(Зайка) (Заяц)
Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.
(Заяц)
Зимой спит, а летом ульи ворошит.
(Медведь)
Пышный хвост торчит с верхушки. Не барашек и не кот
Что за странная зверюшка? Носит шубу круглый год.
Щелкает орехи мелко, Шуба серая для лета,
Ну, конечно, это… (белка) Для зимы – другого цвета. (Заяц)
В густом лесу под елкой, Я скачу туда - сюда
Осыпанной листвой, По деревьям ловко.
Лежит клубок с иголками, Не пустует никогда
Колючий и живой. У меня кладовка.
(Еж) (Белка)
По снегу бежит – петляет. Хожу в пушистой шубке,
К лету шубку он меняет. Живу в густом лесу.
На снегу его не видно В дупле на старом дубе
Волку и лисе обидно. Орешки я грызу.
(Заяц) (Белка)
По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица.
(Белка)
У меня торчит кругом 1000 иголок
У меня с любым врагом разговор недолог.
«Эй!! – кричу я волку «Хочешь съесть иголку?»
Волк учтиво говорит: «Нет, спасибо, я уж сыт».
(Еж)
Стройный, быстрый, рога ветвисты,
Пасется весь день. Кто же это? (Олень)
Угадайте, что за шапка: меха целая охапка.
Шапка бегает в бору, у стволов грызет кору.
(Заяц)
Он в берлоге спит зимой А когда придет весна,
Под большущею сосной, Просыпается от сна. (Медведь)
Серый брат из-за куста – хвать! (Волк)
Без тропинок, без дорог Сладкий мох искал весь день
Серый катится клубок. И жевал его… (олень)
Он в иголках острых сплошь,
Потому что это … (ёж)
Удивительный портной: Боится зверь ветвей моих,
Нет катушки ни одной. Гнёзд не построят птицы в них.
И машины швейной нет, В ветвях краса и мощь моя,
И утюг не разогрет. Скажите быстро, кто же я?
Но зато иголки есть. (Олень)
Сколько их? Не перечесть.
(Еж)
Хитрая плутовка Кто по елкам ловко скачет
Рыжая да ловкая И взлетает на дубы?
Хвост пушистый – краса Кто в дупле орехи прячет,
Кто же это? Сушит на зиму грибы?
(Лиса) (Белка)
Быстрый маленький зверек, по деревьям скок-поскок. (Белка)
Зимой беленький, а летом серенький,
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)
Где живет он? В самой чаще,
Самой-самой настоящей.
Там гуляет, там и спит.
Там детей своих растит.
Любит груши, любит мед
Сладкоежкою слывет.
Но всего сильнее он
Любит долгий крепкий сон:
Ляжет осенью, а встанет,
Лишь когда весна настанет.
Кто это?
(Медведь)
РАССКАЗЫ
Медвежата
На лесной поляне лежала старая сосна. На поляну вышла медведица с медвежатами. Весело играли медвежата, грелись на солнышке, дрались. Вот один медвежонок залез на сосну и заснул. Другой медвежонок залез на эту же сосну. Третий медвежонок пошел на двух лапах по дереву. медведица лежала около медвежат. Она охраняла их.
* * *
Ходили ребята по лесу. Нашли ёжика. Он лежит под кустом, свернулся от страха шариком. Закатали ребята ежика в шапку и домой унесли. Положили шапку на пол, поставили в блюдочке молочка. Еж лежит шариком, не шевелится. Час лежит, еще час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался: «чем это вкусно пахнет?» Развернулся еж, увидел молочко, стал есть (лакать). Поел и опять шариком свернулся.
А потом ребята чем-то занялись, зазевались, еж и удрал обратно к себе в лес.
(Е.Чарушин)
Как ежиха заботится о своих детях
Ежиха – очень заботливая мать. Гнездо она делает из травы и сухих листьев. Пока ежата малы, мать – ежиха кормит их свои молоком. Подрастут ежата, ежиха с ними на охоту идет. Она учит их ловить жуков, червяков, лягушек и мышей.
(Г.Скребицкий, В.Чаплина)
Бельчата
В это гнезде у белки родились бельчата.
Маленькие были – в гнезде сидели, выросли – стали по сучьям прыгать. Качнул раз ветер сучок – бельчонок сорвался и упал.
В это время проходили мимо ребятишки. Увидели они бельчонка. Подняли его и посадили на сучок. Белка прыгнула к бельчонку, схватила его зубами за шиворот и потащила в гнездо. Засмеялись ребята: вот так ловко она с ним управилась!
На другой день пришли к гнезду ребята. Смотрят, а гнездо пустое. Белка бельчат в другое место перетащила. Белки всегда так делают, если их бельчат тревожат.
Лиса и крот
Спросила лиса крота: «Зачем ты, крот, роешь такие узкие норы?»
- «Затем, чтобы ты, лисонька, не пришла ко мне в гости». – ответил крот.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
На лужок
На лужок пришли зайчата, Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки.
Медвежата, барсучата, При перечислении животных сгибать пальцы на обеих
Лягушата и енот. руках поочередно.
На зеленый, на лужок
Приходи и ты, дружок!
РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ
Зайка
Зайка по лесу скакал Руки – перед грудью
Зайка корм себе искал Мелкие подскоки на 2 ногах.
Вдруг у зайки на макушке Указательный и средний пальцы - уши
Поднялись, как стрелки ушки.
Шорох тихий раздается: Пугливо оглядывается
Кто-то по лесу крадется,
Заяц путает следы, Скачет, бежит по кругу и «петляет», затем на
Убегает от беды. 2 ногах – большой прыжок в сторону.
Прыгнул в бок и обернулся,
И под кустиком свернулся, Свернулся в клубок
Словно беленький клубок –
Чтоб никто найти не смог.
Лиса
У лисицы острый нос, Показать руками, какой у лисы острый нос.
У нее пушистый хвост, «Оглаживает» воображаемый хвост, бока, грудь.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса павою похаживает, Величаво, медленно идет, оглядываясь на свой
Шубу пышную поглаживает. хвост – поворачивает голову направо, налево!
«Я – охотница до птицы! Тихонько крадется, затем садится, пригибается.
Кур ловить я мастерица!
Как увижу – подкрадусь
И тихонько затаюсь».
После прыгну и схвачу, Вскакивает, «хватает» курицу, уносит её.
Деткам в норку отнесу.
Ёжик
По сухой лесной дорожке – Стоит, слегка согнувшись, руки согнуты в локтях,
Топ-топ-топ-топочут ножки. - перед грудью, кисти рук опущены вниз, ноги,
Ходит, бродит вдоль дорожек слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые
Весь в иголках серый ёжик. шажки.
Ищет ягоды, грибочки, «Собирает ягодки» - кончики пальцев соединяют-
Для сыночка или дочки. ся, «срывают» ягоды.
Если подкрадется волк – Сворачивается на полу клубком.
Превратится ёж в клубок.
Ощетинит ёж иголки – Встает и продолжает топать по дорожке.
Не достанется он волку,
Ёж не трогает никого,
Но и ты не тронь его!
Медведь
Медведь по лесу бродит Ребенок слегка согнувшись идет «вперевалочку»,
От дуба к дубу ходит. загребает слегка согнутыми руками.
Находит в дуплах мед Изображает как мед достает и ест.
И в рот к себе кладет.
Облизывает лапу сластена косолапый,
А пчелы налетают, медведя прогоняют. Отмахивается от пчел.
А пчелы жалят мишку: Щиплет себя за нос, щеки, губы, ладошки,
«Не ешь наш мед, воришка!» изображают жалящих пчел.
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.
Ложится, засыпает
И пчелок вспоминает.
Физминутка
Простясь до завтра с д/садом,
Шагает дочка с мамой рядом,
Но вот заныла на пути:
Устала я шагать – идти!
«Зачем шагать?» -
Спросила мать –
«Попробуй зайцем поскакать.
- Теперь попробуй, покажи-ка,
Как семенит к норе ежиха.
Теперь – как бегает щенок.
Ух, как!
Стремглав, не чуя ног!
- Как за птенцом крадется кошка?
Неслышно, вкрадчиво, сторожко… А как бельчонок?
- А как ступает слон большой? Но постой!
Трясутся стены дома! Вот мы уже и дома.
«Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали.
А потом они плясали
Выше лапу поднимали,
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.
Подвижная игра
«На водопой»
Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксом
-онок, енок.
Жарким днем лесной тропой Дети спокойно идут по кругу друг за другом.
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, Идут, громко топая.
За мамой лисицей крался лисенок, Крадутся на носочках.
За мамой ежихой катился ежонок, Приседают, медленно двигаются вперед.
За мамой медведицей шел, медвежонок, Идут вперевалку.
За мамою белкой скакали бельчата, Скачут вприсядку.
За мамой зайчихой – косые зайчата, Скачут на выпрямленных ногах.
Волчица вела за собою волчат, Идут на четвереньках.
Все мамы и дети напиться хотят! Лицом в круг, делают движения языком – «лакают».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной группе на лексическом материале дикие животные. Тема НОД:Дикие животные наших лесов.
Занятие по развитию речи в подготовительной группе...
Тема недели: «Дикие животные» Тема дня: «Кто живет в лесу» Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о диких животных и их детенышах. Сформировать (закрепить) обобщающее понятие дикие животные. Помочь усвоить н
Средняя группа. №3 «Подсолнушек» Понедельник 18.11.2019...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.
Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...
Интерактивная дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».
Дидактическая игра «Дикие животные «Угадай голос дикого животного»».С помощью игры дети учатся различать голоса и внешний вид диких животных. Учатся соо...
Конспект занятия по развитию речи (коммуникации) «Как дикие животные готовятся к зиме. Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схем для детей подготовительной группы»
В конспекте дети обогащают свои знания о диких животных :зайце, лисице, волке, лосе и др., учатся составлять описательный рассказ по цепочке, играют в различные речевые игры....