Валеологический подход к решению логопедических задач
статья (логопедия) по теме
В статье раскрываются валеологические направления логопедической практики: целительные звуки, витафон гласных звуков (звуковой массаж).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
celitelnye_zvuki.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Целительные звуки:
валеологический подход к решению логопедических задач
Даосский комплекс «Шесть целительных звуков»: каждый звук подобран для снятия напряжения в системе определённого органа или группы органов.
Звуки речи | Воздействие на внутренние органы | Цвет | Ощущение | Педагогический инструментарий |
С (с-с-с) | Лёгкие | Белый | Сухой холод | Ветер воздуха вдохнул. Разом облако надул: С-с-с С-с-с С-с-с |
Ч (чу-у-у-у) | Почки | Голубой | Влажная прохлада | Незабудки увидал, «Чудо, чудо», - он сказал. Чу-у-у Чу-у-у Чу-у-у |
Ш (ш-ш-ш) | Печень | Светло-зелёный | Свежий весенний ветер | Зеленеют камыши, Пошурши в них: Ш-ш-ш Ш-ш-ш Ш-ш-ш |
Х (ха-ха-ха) | Сердце | Красный | Жарко | Раскачаю красный мак! Вот так, вот так! Ха-а-а Ха-а-а Ха-а-а |
Х (ху-ху-ху) | Селезёнка | Жёлтый | Тёплая влага | Пошепчу я на ухо Жёлтому подсолнуху: Ху-у-у Ху-у-у Ху-у-у |
Х (хи-хи-хи) | «Тройной обогреватель» - система, связывающая работу органов тела, расположенных на 3 разных вертикальных уровнях: 1.Верхний уровень – сердце, лёгкие. 2.Средний уровень – селезёнка и желудок. 3.Нижний уровень – почки, печень, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь. Связи с определённым цветом не имеет. | Вместе с солнцем и дождём В небе радугу зажжём! Звонко нам смеётся дождь: «От меня ты не уйдёшь!» Хи-и-и Хи-и-и Хи-и-и |
Примечание:
Звуки произносятся трижды на длинном выдохе в установленном порядке.
Для наглядности используются иллюстрации, изображающие озорной ветерок, белое облако, голубые незабудки, светло-зелёные камыши, красный мак, жёлтый подсолнух, радугу между солнцем и весёлой дождевой тучкой.
Витафон гласных звуков
(звуковой массаж)
Данный самомассаж рекомендуется для профилактики и лечения головных болей. В логопедической практике эффективен для развития навыков самонаблюдения и самоанализа тонких вибрационных волн звукообразования.
Упорядоченность речевых актов наиболее контрастна для самоанализа мышечных ощущений в ротовой полости (основном резонаторе звука) и дыхательной мускулатуры. Такая последовательность выбрана из базовой четвертицы («квадриги») гласных звуков, формирующих ведение голоса. Звуки собраны по парам с перестановкой последовательности ступеней подъёма языка:
средний подъём
опускание на нижний
верхний подъём
Звук | Упражнение |
О | Делается глубокий вдох. На выдохе протяжно произносится О-О-О. Фиксируется вибрация в груди (бронхи, трахея). |
А | Делается глубокий вдох. На выдохе произносится удлинённое А-А-А. Фиксируется вибрация горла. |
Ы | После глубокого вдоха произносится протяжное Ы-Ы-Ы. Вибрация переходит в рот – зубы, челюсти, уши. |
У | Делается глубокий вдох. На выдохе произносится протяжное У-У-У. Вибрация ощущается в лобных частях головы, отчасти во впадинках щёк, в ушах. |
Примечание:
упражнение выполняется при самоконтроле вдоха и выдоха.
Упражнение «Резиночка»
Растягивая в руках резиночку, ребёнок произносит один гласный звук с повышением / понижением тона по образцу взрослого. Затем задание усложняется, и ребёнок произносит два гласных звука. После того, как ребёнок научился чётко произносить гласные звуки, можно переходить к слогообразованию с усвоенными согласными звуками (нарушенные или несформированные звуки вводятся по мере их появления в речи). Тренировочная таблица поможет взрослым в выборе вариантов заданий. Меняя расположение слогов, взрослый поддерживает интерес к выполнению задания, вносит элемент нового.
МЛА
ГЛА
ДЛА
РЛА
ЗЛА
ЖЛА
РЗА
БРА
МДА
ДРА
ЗРА
ЛДА
ЛРА
КРА
РБА
РДА
ЖЗА
МБА
БМА
КБА
БКА
БДА
ЗЖА
ЖДА
РЖА
ЗДА
ВДА
НДА
БГДА
ДБГА
ГБДА
АТКНА
ТПКНА
КПТНА
ВДАТТА
ВТАДДА
МРАК
БРАК
ЛРАК
ТРАК
КРАК
БРАССА
КРАССА
ДРАССА
ТРАССА
ЛРАССА
МРАССА
НРАССА
ЗАЖЖА
ЖАЗЗА
ФАВВА
ВАФФА
ДЛАТЛА
ТЛАДЛА
ТАВДА
ДАВТА
КРЛА
КЛРА
ЖЗЛА
ЗЖЛА
ЗЖДА
ЖЗДА
ШАЖЖА
ЖАШША
МАРАБАНДА
ЛАРАБАНДА
БАРАБАРАССА
ЛАРАБАРАССА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Целительные звуки: валеологический подход к решению логопедических задач
Валеологический подход к коррекции речевых нарушений поможет логопедам в интересной и увлекательной форме повысить качество профессиональной деятельности!...
Интегрированный подход в решении задач по развитию речи: работа со сказкой в младшей группе (методические рекомендации)
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, грамматически правильно, образно. Связная речь неотъемлема от мира мыслей: связно...
Статья "Интегрированный подход в решении задач речевого развития детей"
В статье коротко изложен всесторонний подход к развитию речи ребенка. Может быть полезно воспитателям речевых групп и логопедам....
Интегративный подход в решении задач образовательных областей "Физическая культура", "Познание"
Использование физминуток на занятиях по математике, окружающему миру, конструированию....
Реализация инегративного подхода в решении образовательных задач по образовательной области художественно - эстетическое развитие
Призинтация используется для воспитателей по художественному - эстетическому развитию по ФГОС...
Учебное проектирование как педагогическая технология и организационная форма для деятельного подхода в решение образовательных задач.
. В основу учебного проектирования входит набор различных методов и этапов. Все эти методы и этапы бучения будут непосредственно зависит от особенностей, обучающихся....
Реализация интегрированного подхода при решении образовательных задач по направления развития: - физическое, - познавательное, - речевое, - художественно-эстетическое, - социально-коммуникативное. (Образовательный продукт – памятка в помощь педагогу)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 37 комбинированного вида143560 Московская область, Истринский район, пос. Курсаково, д. 11 тел. 8-498-729-39-84...