Конспект открытой организованной деятельности с использованием логоритмики в старшей логопедической группе. «Приключения муравьишки».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Крутова Екатерина Игоревна.
Образовательная деятельность с использованием элементов логоритмики,обобщение лекстческой темы "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_pologoritmike.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ д/с № 5 «Звёздочка»

Конспект открытой  организованной деятельности

с использованием логоритмики

в старшей логопедической группе.

«Приключения  муравьишки».

Учитель-логопед: Крутова Е.И.

г.о. Лосино-Петровский, 2012 уч.год.

Цель: закрепить знания детей о насекомых и о способах их передвижения.

Задачи:

- оздоровительные: укрепление костно-мышечного аппарата; развитие дыхания; развитие координации движений и речи; движений под музыку; воспитание правильной осанки и походки;

- образовательные: формирование двигательных умений и навыков; развитие пространственных представлений (налево, направо, друг за другом); развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, закрепление навыка выразительного пения.

- воспитательные: воспитание и развитие чувства ритма, воспитание умения перевоплощаться; воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила.

- коррекционные: автоматизация шипящих звуков во фразах, развитие силы и высоты голоса, развитие зрительного внимания и памяти, развитие  грамматического строя речи; развитие речевого дыхания.

Материалы: иллюстрации с изображением насекомых, муравейника,

листочки-сдувалки, диск с  записанной музыкой.

Дети входят в группу, здороваются с гостями, садятся на стульчики.

Логопед: Ребята,  сегодня мы  отправимся в  сказочный  лес.  Готовы? Тогда отправляемся в наше сказочное путешествие. Встаньте около своих стульчиков, повернитесь направо.  Шагаем под музыку.

Дети идут по кругу друг за другом обычным шагом, с высоким подниманием колена, на носках, на пятках, мелкими шагами, широкими шагами. Останавливаются, образуя круг

Логопед:  Вот мы и пришли.  Посмотрите, как светит солнышко.

Фонопедическое упражнение «Солнышко»

Солнышко сказало                                 Дети пропевают «а-а-а»

-Мне пора взойти!

Травка прошептала                                 Произносят на длительном

-Мне пора расти!                                     выдохе «ш-ш-ш».

Пчёлы загудели                                       Произносят «ж-ж-ж».

-Мёд пора собрать!

Птицы загалдели:                                    Пропевают «чик-чирик» в

-Летать, летать, летать!                           высоком и среднем регистре.        

Пока светит солнышко, трудолюбивые муравьи принялись достраивать свой домик. Как называется дом муравья? (показ  иллюстрации муравейника). Давайте покажем, как трудятся муравьи.

Двигательное упражнения «Муравьи».

Муравей трудолюбивый                    Дети шагают на всей стопе.

Еле тащит прутик ивы.

Он устал, он изнемог,                    Шагают в приседе.

Но другой ему помог.

Оба дружно через ельник,                 Ходят за ведущим змейкой,

                                                             руки на плечо впереди  стоящего.

Прутик тащат в муравейник.

Знает каждый муравей                        Маршируют.

В жизни трудно без друзей,

А с товарищем всегда

Даже горе – не беда.      

Дети садятся на стулья.

Логопед:  Жил-был в муравейнике маленький Муравей (показ иллюстрации). Вышел муравей погулять, и вот какая история с ним приключилась. Взобрался муравей на высокую берёзу,  стал смотреть сверху на  своих друзей. Давайте и мы посмотрим вместе с муравьишкой. Приложите правую руку ко лбу (дети смотрят вдаль, вправо, влево, вытягивая голову).

Сел Муравьишка на листок и думает: «Отдохну немножко – и вниз». Вдруг подул сильный ветер! У нас с вами тоже есть веточки с листочками. Достаньте веточки из-под стульев, мы покажем, как подул ветер. Поднимите веточки перед собой, вдыхаем носом плавно, не поднимая плеч, выдыхаем – губы трубочкой. Можно надувать щёки?

Дыхательная гимнастика «Сдуй листок». (3 раза). Дети делают  плавный вдох через нос, выдыхают через губы, вытянутые трубочкой – «сдувают листочки».  

Молодцы! Положите  веточки обратно под стулья.

Ветер сорвал с берёзы листок, на котором сидел наш муравьишка и унёс его далеко от муравейника. Испугался Муравей (дети показывают испуг), закричал. Сначала  громко, потом тише и тише.

Дети вместе с логопедом проговаривают «Ой!Ой!Ой! Ай! Ай! Ай!» меняя высоту голоса.

Листок летел  всё дальше.  Упал листок на камень, муравьишка себе ноги отшиб (дети трут ногу, показывая боль).

Сидит муравьишка и думает, как ему теперь успеть до захода солнца домой вернуться. И встретилась ему Сороконожка (показ иллюстрации). Муравей обратился  к ней за помощью: «Уважаемая сороконожка, сделайте одолжение, войдите в моё положение. Я инвалид - у меня ножка болит. Солнце скроется – муравейник закроется. Помогите до дома добраться!» И сороконожка согласилась. Давайте покажем, как сороконожка помогала муравью. Вставайте около своих стульчиков, повернитесь направо и положите руки на плечи друг другу. Готова сороконожка!

Упражнение на развитие координации движений  под музыку –«Сороконожка», диск Е. Железновой.

Неудобно стало муравью  передвигаться на Сороконожке, слез он с неё на землю (дети садятся на стулья), отдышался. Неподалёку увидел Паука, но обошел его стороной. Как вы думаете, почему Муравьишка не попросил помощи у паука? (испугался,  чтобы не попасть в сети). Пока муравьишка обходит паука стороной, мы с вами поиграем в игру «Паук и мушки». Выбираем пауков - они плетут свою сеть. Остальные дети – мушки. Скажите, мушки летают в одну  сторону или в разные? (ответы детей). Вот и мы будем разлетаться в разные стороны.

Игра «Паук и мушки»

Жил на свете паучок,

Быстроногий паучок.

Паучку нужна сноровка,

Сети он раскинул ловко,

И висит ловушка –

Берегитесь мушки!

Двое детей – «паучков» за обе руки и поднимают их («ловушка»). Остальные дети – «мухи» берутся за руки и проходят через «ловушку», произнося слова.

Дополз Муравей до картофельного поля – это для него лес густой. Слышит, кто-то пищит тоненьким голоском: «Полезай ко мне на спину – поскачем!»

Обернулся – стоит Жучок-Блошачок  (показ иллюстрации). Как сказал Блошачок? (тоненьким голосом). Забрался на него муравьишка, поскакал блошачок, защёлкал.

Ритмический рисунок. Дети отстукивают по коленкам.

1-1, 1-2, 2-1, 1-2-1, 2-2, 1-1-2.

Доскакали они до забора. Блошачок говорит: «Через забор не могу, высоко, Кузнечика позови». Позвал муравьишка Кузнечика (показ иллюстрации).

Песня  «В траве сидел кузнечик» и поскакал вместе с ним.

Дети встают в круг.

Упражнение на развитие координации речи и движения «Кузнечики»

Поднимают плечики,             Поднимают по очереди плечики;

Прыгают кузнечики,            

Прыг-скок, прыг-скок,            прыгают на двух ногах влево и вправо;

Сели…                                      садятся;

Травушку покушали,              «едят»;

Тишину послушали,                прикладывают руку к уху и слушают;

Тише, тише,                           подносят пальчики к губам;

Высоко                              поднимают руки вверх, смотрят на них, встают;

Будем прыгать высоко.        прыгают на двух ногах.

«Стоп!» - сказал Кузнечик – «Приехали!»

А солнце уже совсем скрылось. Увидел  Муравьишка Жука, который сидел на травинке и жужжал.

Упражнение на автоматизацию звука [Ж]. Дети хором проговаривают стихотворение:

Каждый жук жужжит о том,

Как же жутко быть жуком,

Каждый может обижать,

Как об этом не жужжать? (2 раза)

Помог Жук добраться муравьишке  до берёзы, но посадил её на самую верхушку берёзы и сказал: «А уж как тебе вниз спуститься, не знаю. Я на муравейник не полечу, очень уж вы, муравьи, кусаетесь! Добирайся сам как знаешь!»   Солнце уже совсем закатилось. Как же вниз спустится? Посмотрел по сторонам (повороты головы) и увидел – гусеничку (показ иллюстрации).

Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

Этот странный дом без окон

(дети складывают руки домиком над головой)

У людей зовётся кокон

(обхватывают ладонями локти).

Свив на ветке этот дом

(делают ритмические движения  указательными пальцами).

Дремлёт гусеница в нём

(соединяют большие и указательные пальцы).

Спит без просыпа всю зиму

(кладут сложенные ладони под щёку).

Но зима промчалась мимо

(сгибают руки в локтях и попеременно поднимают ладоши вверх-вниз).

Март, апрель, капель, весна

(сжимают и разжимают кулачки).

Просыпайся, сонюшка!

(поднимают руки вверх и потягиваются)

Под весенним солнышком,

Гусенице не до сна

(через стороны опускают руки вниз).

Станет бабочкой она!

(делают маховые движения руками).

 Гусеница - Листовёртка шёлковую нитку из себя тянет. Попросил Муравей у неё помощи. Зацепился  Муравьишка за Гусеничку и спустился по её ниточке прямо в муравейник! Кувырк – и домой.   А в муравейнике все отдыхать готовятся, погладил Муравьишка уставшие ножки, потянулся и уснул. (Расслабление на ковре).

Вот и нам уже пора возвращаться из сказочного путешествия.

(Дети под музыку «змейкой» шагают по кругу, останавливаясь около доски).

Вам понравилась сказка? Давайте вспомним, кто помогал Муравьишке? Кто как передвигался? Как мы назовём всех героев одним словом? Молодцы! Вы сегодня очень старались, а теперь отдыхайте, наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного тематического занятия в старшей логопедической группе "Пасха. Великий день. Светлый день"

 В статье представлено тематическое занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Основная цель занятия сос...

Конспект итогового комплексного занятия в старшей логопедической группе по теме: "Весна".

Конспект итогового комплексного занятия в старшей логопедическойгруппе по теме: «Весна». Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Весна», совершенствовать грамматическ...

Конспект воспитательно-образовательного мероприятия в старшей логопедической группе "Осеннее путешествие"

Конспект развлечения в старшей логопедической группе "Осеннее путешествие"....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей логопедической группе МДОУ "Детский сад комбинированого вида №131"

Коррекционно-развивающее занятие в старшей логопедической группе по лексической теме "Насекомые"...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей логопедической группы «В машине, машине шофер сидит!»

Занятие направлено на закрепление знаний:  о професси  водителя,  знаний правил дорожного движения, умения классифицировать транспорт по видам....

Конспект открытого мероприятия для детей старшей логопедической группы «КАК ПОМОЧЬ НЕЗНАЙКЕ?»

Данное мероприятие является итогом долговременной работы с детьми по теме "Птицы". В нем закрепляются знания детей о птицах и умение их отличать от других живых существ....