Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка "Кто где живёт?"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Воронова Наталья Николаевна

Занятие может быть использовано как обобщающее по теме дикие животные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кто где живёт?32.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА «КТО ГДЕ ЖИВЁТ?»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

-закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.

-расширять и активизировать словарный запас по теме «Дикие животные»

-формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными

-развивать навыки связного высказывания, познавательные способности, воображение, творчество

-формировать экологическую культуру

ОБОРУДОВАНИЕ:

Письмо от кота Матроскина, изображение леса с силуэтами диких животных, цветные изображения животных и их детёнышей, запись музыки зимнего леса, мягкие игрушки: медведь, белка, лиса, волк, заяц, корзиночка с шишками и орехами, маски зайчиков, предметы для зимнего леса: искусственные ели, пеньки, дерево с дуплом

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Раздаётся стук в дверь. Появляется почтальон Печкин с письмом.

Печкин. Здравствуйте ребята, я почтальон Печкин, принёс Вам письмо от Матроскина и Шарика.

Логопед. Спасибо тебе, Печкин!

Печкин. Но мне еще много писем надо разнести, так что я пойду, до свидания ребята. (Почтальон Печкин уходит).

Логопед. Как вы думаете, что Шарик и Матроскин написали нам. Логопед достает из конверта письмо и читает: “Здравствуйте дорогие ребята. Мы обращаемся к вам с огромной просьбой, помогите нам, пожалуйста, отгадать загадки. Надеемся на вашу сообразительность. Матроскин и Шарик”.

Логопед. Ну что ребята поможешь нашим друзьям.

Дети. Да.

Отгадывание загадок.

Логопед читает загадки.

Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, тёмноглазый,
По деревьям любит лазить. (Белка)

Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)

 (На доскее выложены силуэтные фотографии животных. При правильном отгадывании загадки на силуэт, ребенком накладывается фотография самого животного).

Молодцы ребята. Правильно все отгадали. А как вы думаете, про каких животных мы с вами отгадали загадки? Правильно про диких. А почему они так называются? Конечно, потому что они живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Только у зверей он называетя жилищем.

 Давайте сейчас поиграем.

Логопед предлагает игру “Кто, где живёт”. 

Детям предлагается расселить диких животных в сказочном лесу так, как они считают нужным.

-Почему вы поселили медведя в это дом? Как он называется? (Берлога). Значит, где живёт медведь? (В берлоге) Из чего медведь строит берлогу?

Где живёт заяц? (Под кустом.) Почему у зайца такое ненадёжное жилище? (он всех боится, прячется, у него нет дома-вот он и скачет по всему лесу, где спрячется, там и отдыхает)

Давайте мы тоже превратимся в зайчиков и попрыгаем как они.

Физминутка: зайцу холодно сидеть,

                     Нужно лапочки погреть.

                     Лапки вверх, лапки вниз

                     На носочки подтянись.

                     Лапки ставим на бочок,

                     На носочках скок-скок-скок

                     А затем вприсядку,

                     Чтоб не мёрзли лапки.

Где живёт лиса? (В норе)

Где живёт волк? (В логове. Это яма, в которой много травы, веток, листьев) Какой он? Давайте отойдём подальше от логова и не будем будить его.

Где живёт белка? (В дупле.)  Но белка сама не может выдолбить дупло. Откуда оно, как вы думаете?

Белки поселяются в дупле, которое остаётся после дятла. Утепляет его мхом, листочками (во время обобщения ответов детей, как бы случайно логопед задевает корзиночку, которая находится у дупла белки, и роняет пол).

Логопед.Ой! Что я наделала… Откуда это, как вы думаете?

Дети.Это запасы белки.

Проедение пальчиковой гимнастики и упражнения по профилактике зрения.

Логопед Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их. Давайте поиграем с ними:

Дети зажимают орехи (шишки) в кулачок (5-10 раз), прокатывают между ладонями (вверх-вниз, вправо-влево), делают круговые движения по ладоням, затем вытягивают правые руки, большим и указательным пальцами придерживая предметы и медленно отводят руки вправо, влево, делают круговые движения руками и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы.

А теперь положите их назад в корзинку и оставим белке.

Теперь все лесные звери на своих местах, в своих жилищах. Но посмотрите  вон там н лесной полянке кто-то есть. Это детёныши  диких животных. Они гуляли с мамами, заигрались и заблудились. Надо скорее им помочь. (дети берут изображения детёнышей животных и прикрепляют их к мамам)

Составляем по ходу этой работы предложения:

Дети.У белки бельчата. Они живут в дупле.

У лисы лисята. Они живут в норе.

И т.д.

Логопед. Ну, вот ребята, мы с вами и не заметили, как побывали в лесу и познакомились с их обитателями, лесными жителями, дикими животными.

Что вам понравилось на занятии больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и автоматизации звука Ш.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и автоматизации звука Ш. (подготовительная к школе группа)...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи "Перелетные птицы"

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме "Перелетные птицы" в старшей логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»

Конспект открытого логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Зима»...