«Мышечное расслабление и снятие эмоционального напряжения» (релаксация).
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние приводят к напряжению новых групп мышц (всего лица, корпуса, рук, ног). Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими (т.е. говорить без запинок), необходима расслабить мышцы, снять их напряжение.Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность – это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_pereverzeva_s.v.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мышечное расслабление и снятие
эмоционального напряжения»
(релаксация).
Глава 1
Расслабляющие упражнения (релаксация) при коррекции заикания.
Многолетний опыт логопедов различных практических учреждений показал, что при коррекции заикания недостаточно только логопедических приемов – необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка. Частью этого комплекса являются особые упражнения, позволяющие успокаивать заикающихся и снимать характерное для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение.
Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка преодолеть это состояние приводят к напряжению новых групп мышц (всего лица, корпуса, рук, ног). Все это усугубляет заикание, так как напряженные мышцы «непослушны», плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими (т.е. говорить без запинок), необходима расслабить мышцы, снять их напряжение.
Большинству заикающихся вообще свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы, вызывают и усиливают волнение, ухудшают речь. Подобные состояния наблюдаются и у не заикающихся людей: в особенно ответственные жизненные моменты при сильном нервном напряжении у них появляется скованность в различных группах мышц, которая мешает легко говорить и двигаться. Из этого следует, что мышечная и эмоциональная раскованность – это главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.
Расслабляющие упражнения для мышц широко применяются учителями начальной школы на уроках (физкультминутки, упражнения для пальцев рук при письме и т.д.), а также спортсменами, актерами.
Многолетний опыт работы авторов, рекомендующих расслабляющие упражнения, Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.П. с детьми-логопатами (дислаликами, дизартриками, ЗПР, ОНР, заикающимися) позволяет им рекомендовать эти упражнения всем детям.
Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
В предлагаемом комплексе расслабляющих упражнений использована общепринятая методика мышечной релаксации профессора Джекобсона (США), который предложил обучать расслаблению с помощью предварительных упражнений для напряжения определенных мышц.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди всех остальных начинается с наиболее знакомых, крупных мышц рук, ног, корпуса, шеи. Например, дети смогут почувствовать расслабление мышц рук только тогда, когда вначале логопед предлагает им с силой сжать кулаки и длительно подержать их в этом состоянии. А затем предложить разжать их (расслабиться) и дать почувствовать им это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. Объяснить, что только ненапряженные руки могут легко выполнять любое действие по нашему желанию.
В дальнейшем при выполнении каждого упражнения необходимо обращать внимание ребенка на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия.
Обучая детей расслаблению, логопед показывает соответствующие движения и разъясняет их так, чтобы у каждого ребенка сложилось своеобразное представление о расслабленности данной группы мышц.
Опыт показал, что предлагаемые расслабляющие упражнения понятны детям м достаточно результативны. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название («олени», «кораблик»). Это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения не просто подражая ведущему, а, перевоплащаясь, входят в заданных образ. Фиксируя внимание на расслаблении по контрасту с напряжением, дети учатся более полному расслаблению, это главное условие для исправления речи.
У заикающихся детей ослаблена эмоционально-волевая сфера. Они легко возбуждаются, негативируют; им свойственна частая смена настроений, неуверенности в речи, неспособность к длительным волевым усилиям и т.п. Следовательно, при устранении заикания в одинаковой мере необходимо избавление как от мышечной так и от эмоциональной напряженности.
Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга и человек становится наиболее внушаемым. Успешное овладение детьми мышечным расслаблением дает возможность перейти к целенаправленному внушению, т.е. воздействовать на их волю и сознание только словом.
Для детей сеанс внушения представлен как особая игра – «Волшебный сон». Цель этой игры – помочь детям избавиться от эмоционального напряжения: вызвать спокойствие, уравновешенность, уверенность в своей речи, а также закрепить в сознании детей необходимость пользования мышечной релаксацией и техникой правильной речи при общении в любой ситуации.
Внушение проводится в виде кратких формул рифмованным текстом, которые понятны детям, легко запоминаются. Впоследствии многие дети пользуются ими самостоятельно.
Логопеду, воспитателям, родителям необходимо знать, что момень расслабления ребенка (релаксации), во время внушении, по заключению специалистов, является физиологически совершенно безопасным и не дает негативных последствий.
Конечно, не все дети овладевают релаксацией сразу. Длительные и повторные занятия дают большой эффект. Успех во многом зависит от того, насколько серьезно и регулярно проводились домашние тренировки и занятия с воспитателем. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на задании и успокоиться во время проведения релаксации в первый период (расслабление по контрасту с напряжением, выработка чувства мышцы). Не следует их заставлять непременно повторить упражнения. Лучше спокойно разъяснить, что ощущают все дети, выполняя задание. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются другие дети. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие. Со временем они научаться расслаблению и даже будут сами просить поиграть с ними в «Волшебный сон». Опыт авторов показывает, что в результате применения релаксации у многих детей наладился сон, они стали более уравновешенными, спокойными. Все это способствовало улучшению их речи.
Конечно, нельзя рассматривать релаксацию только как обособленные упражнения. Она является неотъемлемой частью всего курса занятий по восстановлению речи. На каждом этапе логопедической работы логопед, воспитатели и родители должны создавать спокойное настроение у детей, следить, чтобы не возникало мышечное напряжение в органах дыхания и речи. При возбуждении или волнении можно напомнить детям известные им формулы: «Мы спокойны всегда!», «Дышится легко!».Если ребенок капризничает, его следует отвлечь: «Успокойся…расслабься!» - или спокойно, но твердо напомнить: «Рот приоткрывается, все в нем расслабляется…и послушный наш язык быть расслабленным привык!». Конкретные обстоятельства подскажут, какие формулы из комплекса следует применять для помощи ребенку. Взрослые всегда должны помнить, что мышечная релаксация и внутреннее спокойствие – необходимые условия для исправления речи.
Глава 2 Этапы релаксациии . Методические рекомендации.
Процесс обучения релаксации по предлагаемой системе делится на три этапа:
1 этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;
2 этап – мышечная релаксация по представлению. Внушение состояние покоя и расслабленности;
3 этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.
По предлагаемой методике даются подробные планы занятий по релаксации. Материал планируется из расчета трех занятий в неделю в течении трех месяцев.
При длительном пребывании детей в логопедическом учреждении каждый этап релаксации может удлиняться. Одно какое-либо упражнение для мышечного расслабления выполняется на трех-пяти занятиях. Количество занятий по каждому этапу может меняться по усмотрению логопеда.
Релаксацию логопед (воспитатель) проводит в течение 10 минут в начале каждого занятия. Дома рекомендуется вызывать релаксацию на первом этапе в положении сидя, а на втором и третьем – в положении лежа.
На 1 этапе логопед (воспитатель) объясняет детям, что такое поза покоя. Предлагает им сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления входит в привычку и помогает детям быстрее сосредоточиваться, переходя от подвижной игры к речевым занятиям. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной форме. В дальнейшем все стихи, в которых дается описание необходимых действий, читает взрослый (логопед, родители, воспитатель). Дети их не повторяют вслух и специально не заучивают.
Логопед показывает и подробно объясняет каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие. Дети, которые медленно поддаются расслаблению, смогут постепенно освоить все упражнения, так как каждое занятие начинается с повторения. По мере усвоения отдельных упражнений в целях экономии времени рифмованный текст для повторных упражнений можно сократить или заменить краткими командами. Интонация и медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии.
Когда дети научатся расслаблять мышцы рук, ног, корпуса, шеи и живота, можно перейти к расслаблению мышц речевого аппарата (2 этап).
Занятие по релаксации на этом этапе делится на две части.
Первая часть – это расслабление конечностей, мышц шеи и живота по указанию логопеда на основе прошлого опыта детей. Сопоставление с напряжением данных мышц уже не проводится. Стихотворные тексты не читаются. Новые упражнения для расслабления речевого аппарата даются по контрасту с напряжением и сопровождаются рифмованными текстами.
Вторая часть – это внушение, закрепляющее ощущение расслабленности и спокойствия. Дети принимают позу покоя. Глаза предлагается закрыть, чтобы больше сосредоточить внимание на словах ведущего, чтобы исключить отвлекающие зрительные восприятия и усилить ощущение расслабленности и покоя. Очень важна интонация, с которой логопед произносит формулу внушения (т.е. специально составленный рифмованный текст). Голос должен быть тихим, успокаивающим; речь – четкой, неторопливой. После каждой строфы несколько удлиняются смысловые паузы. Четко звучат логические ударения в фразах. На каждом сеансе релаксации отдельные формулы внушения следует повторить по 2-4 раза, изменяя логическое ударение. Внушение происходит наиболее эффективно, если сам ведущий вызывает у себя те же ощущения, которых он добивается у детей. Во время внушения необходимо внимательно следить за позой детей. Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произносятся громко, бодро и чуть быстрее. Чтобы дети не возбуждались, выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постоянным. Поэтому, особенно в первое время, следует напоминать детям: «Команды выполнять точно! Раньше времени глаза открывать нельзя!»
Родителям, воспитателям дается задание провести внушение днем, так же как и на логопедическом занятии, т.е. дети сидят в позе покоя с закрытыми глазами. Вечером перед сном внушение проводится в спокойной обстановке. Освещение притушено. Дети лежат на спине с закрытыми глазами. Их руки слегка согнуты в локтях, располагаются вдоль туловища ладонями вниз, ноги свободно вытянуты. Взрослый садится рядом. Спокойно, медленно, тихим голосом произносит соответствующие формулы, выдерживая паузы. Для усиления эффекта расслабления можно легко поглаживать грудь и руки ребенка (от плеча вниз), чуть касаясь их пальцами. Желательно, чтобы во время вечернего сеанса релаксации состояние покоя и расслабленности переходило в естественный сон. К концу второго этапа полезно вызывать образное представление о расслабленности и спокойствии. Для этого перед внушением логопед предлагает детям вспомнить, как они отдыхали, загорали на берегу реки, на траве в летний день, когда грело ласковое солнышко, что они при этом чувствовали (приятное тепло, общую расслабленность, ощущение покоя).
Чтобы усилить у детей состояние релаксации в сеанс внушения вводятся сравнения типа «Будто мы лежим на травке…»
Когда ведущий убедился, что у детей на занятиях вызывается состояние успокоенности и наступает мышечное расслабление, можно перейти к 3 этапу. Теперь расслабление по контрасту с напряжением полностью исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением. Кроме известных уже детям формул, вводятся новые, направленные на коррекцию речи. Они даются для того, чтобы еще прочнее закрепить навык естественной речи, внушить уверенность и спокойствие при речевом общении. Голос ведущего должен звучать императивно. Воспринимая речевые формулы в состоянии релаксации, дети хорошо усваивают их. В дальнейшем многие из них часто сами вспоминают эти формулы в подходящей ситуации и таким образом настраиваются на правильную речь. Иногда взрослым достаточно произнести одну из речевых формул, чтобы напомнить детям о спокойной речи («Говорим неторопливо, очень четко и красиво»).
Успешно обучать детей релаксации можно лишь при совместной работе логопеда и родителей, которые проводят домашние тренировки, а в детских садах – логопеда и воспитателя. Желательно, чтобы родители всех детей присутствовали на занятиях в логопедическом кабинете и сами обучались расслаблению. С ребенком дома всегда занимается один и тот же человек. Только при регулярном проведении релаксации дети смогут полнее почувствовать ее благотворное воздействие на речь и нервную систему.
Домашнее задание следует выполнять в одно и то же время 2-3 раза в день перед речевыми тренировками. Родителям рекомендуется расслабляющие упражнения выполнять вместе с детьми.
Выработанные у детей навыки релаксации помогут создать благоприятные условия для нормализации речи. Так, если ребенок затрудняется при разговоре, родители простым напоминанием : «Расслабься… Не напрягайся…» - подскажут ему способ избавления от трудностей.
2.2. 1 этап. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением.
Занятия 1, 2, 3. Расслабление мышц рук.
Логопед. Ребята, сядем ближе к краю стула, обопремся о спинку. Руки свободно положим на колени, ноги слегка расставим ( Логопед показывает и помогает детям принять позу покоя, рис.1).
Внимание!
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Формула общего покоя произносится логопедом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становиться понятно:
Расслабление – приятно!
Упражнение «Кулачки» (рис. 2,3).
Логопед. Сожмите пальцы в кулачок(показывает, руки лежат на коленях) покрепче.
Чтобы косточки побелели. Вот как напряглись кисти рук! Сильное напряжение! Нам неприятно так сидеть. Руки устали. Перестаньте сжимать пальцы, распрямите их. Вот и расслабились руки. Отдыхают. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. (Упражнение выполняется три раза). А теперь слушайте и делайте, как я. Спокойный вдох – выдох, еще раз: вдох – выдох…
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением,
Пальчики прижаты.
Большой палец прижимаем к остальным.
Пальчики сильней сжимаем –
Опускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть каждого ребенка.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Упражнение «Олени». (рис.4).
Логопед. Представим себе, что мы олени.(Поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). Вот такие рога у оленя! И вы поднимите так руки! Напрягите руки. (Показывает напряжение, с силой раздвигая пальцы). Руки стали твердыми, как рога у оленя. (Логопед проверяет степень напряженности мышц каждого ребенка). Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки. Уроните на колени. (Руки уже не скрещивают). Расслабились руки. Отдыхают. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! (2 раза).
Посмотрите: мы олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Руки снова на колени,
А теперь – немного лени…
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки не напряжены
И рассла-а-блены…
Логопед легким движением пальцев проводит по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышите легко…ровно…глубоко…
- Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, главное, вы почувствовали, как приятно, когда, руки не напряженные. Вы поняли, как их расслабить, сделать мягкими, послушными!
Занятия 4, 5, 6. Расслабление мышц ног.
Логопед. Дети примите позу покоя.
Руки – на коленях… Успокоились. Слушайте и делайте, как я. (Повтояют упражнения «Кулачки», «Олени» под команду и показ логопеда). Сжали кулачки, посильнее, чтобы косточки побелели – разжали, расслабились. Теперь подняли руки над головой, как рога у оленей, - пустили, расслабились.
Также на последующих занятиях логопед повторяет с детьми предыдущие упражнении со стихами или без них, по окончании повторных упражнений логопед обращает внимание детей на приятные ощущения от расслабленности мышц, например: «Руки свободные, ненапряженные, хорошо!» На усмотрение логопеда повторение может быть закончено или словами логопеда, или стихами. Например:
Руки не напряжены
И рассла-а-блены …
Наши руки так стараются,
Пусть и ноги расслабляются…
Упражнение «Пружинки» (рис.5)
Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки ваших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. (Логопед показывает движения). Снова прижмемся стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем… Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! (2 раза).
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу.
Ты носочки опускай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок – отдыхай!
(Упражнение повторяется три раза).
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И рассла-а-блены…
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко…ровно…глубоко…
Упражнение «Загораем» (рис.6)
Логопед. Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Логопед показывает, как вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Ноги поднимаем, держим…держим… Ноги напряглись! (Логопед подходит к каждому из детей и проверяет напряжение мышц ног). Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!... Как хорошо, приятно стало, ноги не напряженные. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим…Держим… Напрягаем…
Загораем! Опускаем! (Ноги резко опустить на пол)
Ноги не наряжены
И рассла-а-блены.
Упражнение повторяется три раза. Руки расслаблены, лежат на коленях. Можно предложить детям рукой ощутить напряжение мышц ног, а затем сравнить с их расслаблением.
Логопед. Вот и закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, поняли, как расслабить свои ноги.
Занятия 7,8,9.
Расслабление мышц рук, ног и корпуса.
Логопед. Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя). Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий).
Упражнение «Штанга» (рис.7,8).
Логопед. Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу… Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища, рис.9). Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом. (наклониться вперед)
Штангу с пола поднимаем…(распрямиться)
Крепко держим…
Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей, обращает их внимание на напряжение и последующее расслабление.
- И бросаем! (Упражнение повторяется 3 раза).
Наши мышцы не устали –
И еще послушней стали!
Нам становиться понятно:
Расслабление – приятно.
Упражнение «Кораблик» (рис.10,11).
Логопед. Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!
Стало палубу качать.
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую – расслабляем!
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Логопед обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.
- А теперь сядьте и слушайте (Логопед говорит медленно, спокойно.)
Снова руки на колени,
А теперь – немного лени…
Напряженье улетело –
И расслаблено все тело…
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко… ровно…
Глубоко…
Наша игра закончилась. Вы немного отдохнули, успокоились. Поняли, как можно расслабить руки, ноги и все тело.
Занятия 10, 11, 12. Расслабление мышц живота.
Логопед. Начинаем игру. Руки положите на колени, успокойтесь. (Дается формула общего покоя, и после нее повторяются кратко по три раза упражнения для расслабления рук, ног и корпуса.)
Напряженье улетело,
И расслаблено все тело.
Упражнение «Шарик» (рис. 12). Логопед. Начинаем новое упражнение. Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. (Дети кладут ладонь на область диафрагмы.) Надуваем живот так, будто это большой воздушный шар. Тогда мышцы живота напрягаются. (Логопед показывает, как поднимается стенка живота при утрированном вдохе.) Это сильное напряжение, неприятно! Не станем надувать большой шар. Надуем живот спокойно, как будто у нас маленький шарик. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи нельзя поднимать!
Логопед обходит всех детей, проверяет, правильно ли они выполняют это задание. Для наглядности можно встать рядом, положить руку ребенка себе на живот, на область диафрагмы, и предложить сделать одновременно с логопедом вдох – выдох. Ребенок при этом продолжает второй рукой контролировать сокращение собственных мышц при дыхании. – Вдохнуть!
- Выдохнуть! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь! И выдох свободный, ненапряженный! Делайте, как я!
Вот как шарик надуваем!
А рукою проверяем. (Делается вдох).
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем!
Дышится легко…ровно…глубоко…(Повторить три раза.)
- Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки и ноги, вам легко и приятно дышится.
Занятия 13, 14, 15. Расслабление мышц шеи.
Логопед. Дети! Начинаем игру. Принять позу покоя. Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя, а затем повторяются кратко упражнения для расслабления мышц живота).
Упражнение «Любопытная Варвара» (рис. 13, 14).
Логопед. Сейчас делаем новое упражнение. Поверните голову влево, постарайтесь повернуть ее так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, ощутите напряженность мышц. Возвращаемся в исходное положение . Посмотрите прямо. Мышцы шеи расслабились. Легко дышится. Теперь поверните голову вправо. Еще больше! Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Теперь мышцы слева напряглись, стали как каменные. Даже дышать трудно… Посмотрите прямо. Расслабились мышцы шеи. Легко дышится. (Логопед подходит к каждому ребенку и учит его ощущать напряжение и расслабление шейных мышц). Слушайте и делайте, как я.
Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперед
Тут немного отдохнет.
Шея не напряжена!
И рассла-а-блена!
(Движения повторяются по два раза в каждую сторону).
Теперь поднимайте голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно!...
Выпрямились! Легко стало, свободно дышится (рис. 15,16 )
Слушайте и делайте, как я.
А Варвара смотрит вверх!
Выше всех , все дальше вверх!
Возвращается обратно-
Расслабление приятно!
Шея не напряжена
И рассла-бле-на…
А сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи сзади. Стали твердые. Выпрямляйтесь. Шея расслаблена. Приятно! Хорошо дышится. Слушайте и делайте как я.
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!
Возвращаемся обратно-
Расслабление приятно!
Шея не напряжена.
И рассла-а-бле-на…
- Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились.
Расслабились ваши руки, ноги, шея. Руки, ноги и шея. Руки и ноги стали послушными. Вам легко и приятно дышится.
2.3. 2 этап. Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности.
Занятия 16, 17, 18. Расслабление мышц речевого аппарата ( губ, нижней челюсти).
Первая часть.
Логопед. Дети начинаем игру. Примите позу покоя. ( Дается формула общего покоя.) Слушайте и делайте , как я : вдох-выдох!.. Руки, ноги ненапряженные, расслаблены.Все тело расслаблено. ( Повторяются движения для расслабления мышц шеи).
Упражнение «Хоботок» (рис 17, 18).
Логопед (показывает, как надо вытянуть губы). Вытяните губы «хоботком». Напряглись губы. А теперь они стали мягкими, ненапряженными. (Логопед показывает спокойное положение губ. Рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).
Слушайте и делайте, как я.
Подражаю я слону:
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю.
Губы не напряжены
И рассла-а-блены…
Все последующие упражнения для расслабления мышц речевого аппарата повторяются по три раза. Дети могут ощутить напряжение и расслабление губ, прикасаясь к ним чистым пальцем.
Упражнение «Лягушки» (рис 19).
Логопед. Внимательно смотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Логопед показывает движение губ, соответствующее артикуляции звука И. Фиксирует внимание детей на напряжении и расслаблении губ.) А теперь слушайте и делайте, как я. Вот понравится лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну – перестану.
И нисколько не устану!
Губы не напряжены
И рассла-а-блены…
Упражнение «Орешек».
Логопед. А теперь представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Логопед показывает, как надо сжать зубы.) Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти. Легко стало, рот приоткрылся, все расслаблено. Слушайте и делайте, как я.
Зубы крепче мы сожмем,
А потом их разожмем.
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
- Вы учились расслаблению речевого аппарата.
Вторая часть.
Логопед. Ребята, оставайтесь в позе покоя. Сейчас, когда и будут читать стихи, вы закроете глаза. Начинается новая игра – «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но вы не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и про себя повторяйте мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится тогда, когда я громко скажу: «Открыть глаза! Встать!» Внимание… Наступает «Волшебный сон»…(Тихим голосом, замедленно, с длительными паузами дается новая формула общего покоя. Отдельные формулы внушения повторяются два-три раза с изменением логического ударения.)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают… засыпают…(2 раза)
Шея не напряжена
И рассла-а-блена…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Длительная пауза. Дети выводятся из «Волшебного сна»:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Громче, быстрее, энергичнее:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Закончилась игра. Вы немного отдохнули, успокоились, расслабились ваши руки, ноги, все тело, губы и нижняя челюсть.
Начало сеанса релаксации на занятиях с 16 по 30 включительно дается одинаково.
Окончание сеанса релаксации («Волшебного сна» на занятиях с 16 по 24 включительно дается одинаково.
Занятия 19, 20, 21.
Расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка).
Первая часть.
Логопед. Дети, начнем игру. Принять позу покоя. Руки, ноги не напряжены. Расслаблены. Все тело расслаблено. Шея не напряжена. Расслаблена. Дышится легко, ровно, глубоко! (Повторяются упражнения для расслабления губ и нижней челюсти.)
Вытянули губы вперед – У… Расслабились.
Растянули губы – И… Расслабились.
Сжали зубы… Расслабились. (3 раза).
Расслабились губы, нижняя челюсть опустилась.
Упражнение «Сердитый язык» (рис.20).
Логопед. Сегодня будем учиться расслаблять мышцы языка. (Логопед показывает, как кончик языка с силой упирается в верхние зубы. Объясняет, что язык при этом напрягается, что это напряжение неприятно.)
Опустим язык! Он расслабился, как будто спит… Слушайте и делайте, как я.
С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.
Упражнение «Горка» (рис. 21)
Логопед показывает, как, удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть спинку языка высокой горкой. Объясняет, что долго удерживать это напряжение неприятно. Просит детей несколько раз повторить это упражнение. При выполнении упражнения логопед обращает внимание детей, что при расслаблении языка наступает приятное ощущение.
Логопед. Слушайте и делайте, как я!
Спинка языка сейчас
Станет горочкой у нас!
Я растаять ей велю –
Напряженья не люблю.
Язык на место возвращается
И чудесно расслабляется.
Вторая часть.
Логопед. Дети, оставайтесь в позе покоя. К нам приходит «Волшебный сон» (см. стр.13).
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…Засыпают…(2 раза)
Напряженье улетело…
И расслабило все тело…(2 раза)
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы. (2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык. (2 раза)
Дышится легко… ровно…глубоко…
- Закончилась игра. Вы хороша отдохнули, успокоились и расслабились.
Занятия 22, 23, 24. Расслабление речевого аппарата. Внушение состояния покоя и расслабленности по представлению.
Первая часть.
Логопед. Дети примите позу покоя. Расслаблены наши руки и ноги. Все тело не напряжено. Расслаблено. (Повторяются упражнения для расслабления губ и нижней челюсти). Вытягиваем губы вперед («Хоботок «) - расслабляемся. Растягиваем губы («Лягушки») – расслабляемся. Сжимаем крепко зубы («Орешек») – разжимаем – расслабляемся. Упираемся языком в верхние зубы («Сердитый язык») – расслабляемся. Упираемся языком в нижние зубы («Горка») – расслабляемся. Расслаблен наш речевой аппарат!
Вторая часть.
Логопед .Дети! Вы уже умеете отдыхать. Ваши руки, ноги, речевой аппарат расслабились по вашему желанию. Оставайтесь в позе покоя! Слушайте! Приходит «Волшебный сон»…(начало и окончание сеанса стр.13).
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…(2 раза)
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко у сейчас…
Ноги теплые у нас..
Дышится легко…ровно… глубоко…
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются
Все чудесно расслабляется…(2 раза)
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык! (пауза)
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…
- Закончилась игра. Вы хорошо отдохнули, успокоились и расслабились.
2.4. 3 Этап. Внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.
Занятия 25, 26, 27. Формулы правильной речи и уверенного поведения.
Логопед. Вы научились говорить легко и красиво. Всегда и везде говорите так, как на занятиях. А чтобы каждый мог себе напомнить о правильной речи, я познакомлю вас с особыми командами, которые любит повторить Правитель Города красивой речи ( сказка «Город красивой речи»). Вы их услышите, когда наступит «Волшебный сон». Запомните их и чаще вспоминайте, чтобы всегда говорить только красиво.
Примите позу покоя. Наступает «Волшебный сон».(рис.22) (см. стр.13).
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык!
Чуть громче, императивно:
Мы спокойны всегда! (2 раза)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо! (2 раза)
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях! (2 раза)
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
После длительной паузы, более тихим голосом:
Хорошо нам отдыхать…
Но пора уже вставать!
Голос звучит громко:
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы! (рис. 23)
- «Волшебный сон» закончился. Вы хорошо расслабились, отдохнули. Наши особые команды вы услышите на следующем занятии еще лучше запомните их.
Занятия 28, 29, 30. Формулы правильной речи и уверенного поведения (продолжение).
Логопед. Примите позу покоя. Слушайте, запоминайте новые особые команды. Наступает «Волшебный сон»! (Начало и окончание сеанса релаксации см. на с.13).
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляется…
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык!
Чуть громче:
Мы спокойны всегда! (2 раза)
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях!
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим! (2 раза)
Паузы мы соблюдаем! (2 раза)
Звук ударный выделяем! (2 раза)
И легко нам говорить!
И нам не хочется спешить!
Так спокойно, так приятно
Длительная пауза. Более тихим голосом:
Хорошо нам отдыхать…
Но пора уже вставать!
Громче:
Веселы, бодры мы снова
И к занятиям готовы!
- Закончился «Волшебный сон». Вы хорошо отдохнули, расслабились.
Подведение итогов.
Логопед. Дети! Закончились наши занятия.
Теперь вы знаете, как легко говорить, когда нет напряжения. Всегда говорите свободно, как на занятиях. А если вы поспешите и почувствуете, что не получается какое-то слово, не волнуйтесь, остановитесь, расслабьтесь, сделайте спокойный вдох и продолжайте говорить плавно, четко, ненапряженно… Всегда помните команды Правителя Города красивой речи!
А теперь повторяйте их за мной:
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо!
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!..
Затем логопед предлагает детям произнести те формулы правильной речи, которые они запомнили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие с педагогами по снятию эмоционального и мышечного напряжения
Снятие мышечного напряжения...
«Мышечное расслабление и снятие эмоционального напряжения» (релаксация).
Наблюдая ребенка во время приступа заикания, можно видеть, как напрягаются у него мышцы губ, языка, шеи а также органы голосообразования и дыхания. Усиленные попытки ребенка ...
Адаптационные игры для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
игры на снятие эмоционального напряжениня...
Комплекс упражнений для снятия психоэмоционального напряжения «Релаксация»
Цели:Сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников школы-интерната. Задачи:1.Обучение детей использованию социально-приемлемых способов...
Игры и упражнения, направленные на мышечное расслабление и снятие эмоционального напряжения у детей
Игры и упражнения...
Комплекс упражнений для снятия психоэмоционального напряжения «Релаксация»
Комплекс упражненийдля снятияпсихоэмоционального напряжения«Релаксация»Цели: Сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников школы-интерната. \Задачи: 1.Обучение...
Рекомендации для родителей. "Психическое здоровье детей. Игры, для снятия эмоционального напряжения. Релаксации."
Рекомендации для родителей. Психическое здоровье детей. Игры. для снятия эмоционального напряжения .Релаксации"...