Постановка речевого выдоха.
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

 В данной работе представлен материал для тренировки правильного речевого выдоха у детей дошкольного возраста с дизартрическим компонентов через звуки Т, Д , а также в слогах..Разработаны упражнения закрепляющие правильный речевой выдох у детей с дизартрией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trenirovka_rechevogo_vydoha.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Постановка речевого выдоха.

Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Т.

Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Д.

Тренировка выдоха в слогах.

Закрепление правильного речевого выдоха.

Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Т.

*Ребенок должен удобно сесть, «уронит» плечи, всей тяжестью положить подбородок себе на руки, зубы у него должны находиться в положении нормального прикуса. Смотрит он вниз. Теперь нужно неглубоко вдохнуть и выдохнуть из легких весь воздух, а на том воздухе, что остался во рту, шепотом, медленно, протяжно произносить звуки (Т-Т-Т-Т). Губы ребенка должны находиться в вялой, ленивой улыбке, но такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы. При произнесении звуков язык прислоняется к передним зубам. Лицо ребенка амимично, двигаться должен только самый кончик языка. Прежде чем предложить ребенку выполнить это упражнение, продемонстрируйте ему, как это делается.

*После небольшой тренировки нужно вынуть подпорку из-под подбородка ребенка. Но если вы заметите, что он напрягает шею или нижнюю челюсть, пусть снова кладет подбородок себе на руки.

*В результате протяжного произнесения к звучанию звука Т добавляется заметный свистящий оттенок. Если этот свистящий оттенок будет достаточно хорошо напоминать звук С, сразу же начинайте ставить ему звук С.Если ребенок правильно проговаривает звук С, так и скажите ему, что после Т должен слышатся звук С (ТС-С-С).

*При произнесении звука Т ребенок должен чувствовать, как воздух проходит меду зубами.

*Хорошо если он будет чувствовать холодок на зубах.

*Ребенок должен поставить ладонь или тыльную сторону ладони к губам, и чувствовать на ней, как изо рта порциями выходит воздух. Иногда, для того чтобы лучше ощущать выдох, приходиться поискать для ладони оптимальное положение, может быть, поместить ее у рта несколько снизу, напротив подбородка.

Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Д.

Ребенок должен произносить звук Д, прислоняя язык к зубам, практически там же, где до этого произносил Т.

Звуки Т и Д следует произносить попеременно- Т-Д-Т-Д) или (ТТ-ДД).

Нужно произносить оба звука в одном и том же месте, одинаково выдувая изо рта воздух на ладонь, звуки различаются между собой только отсутствием и наличием голоса. При этом звук Д может звучать несколько глуше, чем обычно.

Следите, чтобы при переходе с Т на Д ни один мускул на лице ребенка не дрогнул. Особенно следите за тем, чтобы он не округлял глаза.

Положите свою ладонь ему на шею спереди – при правильном выполнении упражнения, при переходе к произнесению звонкого звука вы уловите некоторую вибрацию (дрожание).

Тренировка выдоха в слогах.

Ребенок, поставив перед губами ладонь, должен произносить вслед за логопедом слоги (ТЫ-ТЫ), (ДЫ-ДЫ). Инструкция логопеда должна быть такой: « Гласный звук после согласного должен  выдуваться изо рта прямо на ладонь». Пусть ребенок целится этим слогом, как из пистолета себе в ладонь, он должен попасть в нее именно гласным звуком. Постепенно ладонь ото рта можно отодвигать подальше.

Ребенок должен подставить ладонь к подбородку, и гласный звук должен на нее «падать» (отлетел немного ото рта и упал). Одновременно с произнесением слога ребенок может качнуться вперед, «помогая ему упасть». Как «падение гласного звука» ребенок будет ощущать на ладони выдох.

Во время произнесения гласного звука  воздушная струя должна ощущаться на ладони как можно более горячей, пытаясь добиться этого, ребенок утрирует ротовой выдох. При выполнении этого упражнения ладонь должна находиться близко к губам, иначе ребенок не почувствует горячего выдоха.

На первых порах можно позволить  ребенку при произнесении звуков (Т-Д) высовывать изо рта язык.

Дальше нужно произносить слоги со звуком А. Звук А следует произносить почти также как Ы, только губы приоткрываются немного шире. Будет получаться что-то среднее между Э и А. Ребенок должен поочередно произносить слоги (ТЫ – ТА), (ДЫ – ДА).

Теперь нужно перейти к произношению слогов со звуком Э - (ТЫ-ТА-ТЭ; ДЫ-ДА-ДЭ), - рот почти не открывается, гласный звук «попадает» точно в ладонь, воздух горячий.

Точно также тренируйте слоги с гласными О и У. Следите, чтобы ребенок не сильно вытягивал губы. Полезно, чтобы при произношении звука У, добавлялся легкий призвук В (почти ДУВ)

Гласные звуки не нужно сильно тянуть. Как только звук «попал» на ладонь, его произнесение следует прекратить.

Закрепление правильного речевого выдоха.

Теперь нужно перейти к естественному произнесению слогов. Контролировать свой выдох ребенок должен только ощущением движения воздуха на зубах и слегка – на губах.

В дальнейшем нужно перейти к произношению звуков Ф-В, если произношение нарушено, их сейчас очень удобно поставить. Если же эти звуки не нарушены, тренируйте на их фоне речевой выдох.

При произнесении звуков Ф-В струя воздуха проходит между нижними зубами и верхней губой и ребенок должен чувствовать шуршание воздуха между губой и зубами.

Хорошо если ребенок будет чувствовать щекотку на нижней губе, попросите его дуть так, чтобы было щекотно.

При произнесении глухого Ф может появляться свистящий призвук, при произнесении звонкого – звенящий. Это нужно приветствовать.

Звуки Ф-В можно тянуть. На фоне такого произнесения звука В нужно потренировать речевой выдох при различных изменениях модуляций голоса. Повторяя, за вами ребенок, должен повышать и понижать голос, усиливать его и ослаблять. ( Звук летящего самолета). Воздушная струя при этом контролируется ладонью, чувством щекотки и ощущением проходящего сквозь зубы воздуха.

В дальнейшем поработайте над слогами  с этими звуками.

На этом работа над воздушной струей завершена, если ребенок правильно выговаривает звуки С-З, потренируйте направление речевого выдоха на фоне произнесения этих звуков.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №103» компенсирующего вида

Заводского района

Постановка речевого выдоха.

        

Составила: учитель-логопед

Шияненко Н.В.

Г. Новокузнецк 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротека по развитию плавного речевого выдоха у детей

Рекомендации родителям по развитию плавного выдоха у детей...

Формирование речевого выдоха (3-4 г)

Формирование речевого выдоха (3-4 г)...

Постановка речевого выдоха.

Упражнения для постановки речевого выдоха у детей дощкольного возраста с ТНР....

Консультация для воспитателей "Развитие плавного речевого выдоха"

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох, способность направлять воздушную струю в нужном направлении....

«Изготовление тренажера «кит» для развития плавного длительного речевого выдоха»

Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не развитие навыка  вдохнуть больший объём  воздуха. Для того, чтобы, процесс трениров...

статья: "Речевой выдох. Этапы формирования речевого выдоха у детей"

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.    Работа включает в себя несколько этапов, которые должны проходить в строгой последовательн...