Постановка речевого выдоха.
материал по логопедии (старшая группа) на тему
Упражнения для постановки речевого выдоха у детей дощкольного возраста с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Постановка речевого выдоха | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка речевого выдоха.
- Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Т.
- Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Д.
- Тренировка выдоха в слогах.
- Закрепление правильного речевого выдоха.
Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Т.
*Ребенок должен удобно сесть, «уронит» плечи, всей тяжестью положить подбородок себе на руки, зубы у него должны находиться в положении нормального прикуса. Смотрит он вниз. Теперь нужно неглубоко вдохнуть и выдохнуть из легких весь воздух, а на том воздухе, что остался во рту, шепотом, медленно, протяжно произносить звуки (Т-Т-Т-Т). Губы ребенка должны находиться в вялой, ленивой улыбке, но такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы. При произнесении звуков язык прислоняется к передним зубам. Лицо ребенка амимично, двигаться должен только самый кончик языка. Прежде чем предложить ребенку выполнить это упражнение, продемонстрируйте ему, как это делается.
*После небольшой тренировки нужно вынуть подпорку из-под подбородка ребенка. Но если вы заметите, что он напрягает шею или нижнюю челюсть, пусть снова кладет подбородок себе на руки.
*В результате протяжного произнесения к звучанию звука Т добавляется заметный свистящий оттенок. Если этот свистящий оттенок будет достаточно хорошо напоминать звук С, сразу же начинайте ставить ему звук С.Если ребенок правильно проговаривает звук С, так и скажите ему, что после Т должен слышатся звук С (ТС-С-С).
*При произнесении звука Т ребенок должен чувствовать, как воздух проходит меду зубами.
*Хорошо если он будет чувствовать холодок на зубах.
*Ребенок должен поставить ладонь или тыльную сторону ладони к губам, и чувствовать на ней, как изо рта порциями выходит воздух. Иногда, для того чтобы лучше ощущать выдох, приходиться поискать для ладони оптимальное положение, может быть, поместить ее у рта несколько снизу, напротив подбородка.
Тренировка выдоха на фоне произнесения звука Д.
- Ребенок должен произносить звук Д, прислоняя язык к зубам, практически там же, где до этого произносил Т.
- Звуки Т и Д следует произносить попеременно- Т-Д-Т-Д) или (ТТ-ДД).
- Нужно произносить оба звука в одном и том же месте, одинаково выдувая изо рта воздух на ладонь, звуки различаются между собой только отсутствием и наличием голоса. При этом звук Д может звучать несколько глуше, чем обычно.
- Следите, чтобы при переходе с Т на Д ни один мускул на лице ребенка не дрогнул. Особенно следите за тем, чтобы он не округлял глаза.
- Положите свою ладонь ему на шею спереди – при правильном выполнении упражнения, при переходе к произнесению звонкого звука вы уловите некоторую вибрацию (дрожание).
Тренировка выдоха в слогах.
- Ребенок, поставив перед губами ладонь, должен произносить вслед за логопедом слоги (ТЫ-ТЫ), (ДЫ-ДЫ). Инструкция логопеда должна быть такой: « Гласный звук после согласного должен выдуваться изо рта прямо на ладонь». Пусть ребенок целится этим слогом, как из пистолета себе в ладонь, он должен попасть в нее именно гласным звуком. Постепенно ладонь ото рта можно отодвигать подальше.
- Ребенок должен подставить ладонь к подбородку, и гласный звук должен на нее «падать» (отлетел немного ото рта и упал). Одновременно с произнесением слога ребенок может качнуться вперед, «помогая ему упасть». Как «падение гласного звука» ребенок будет ощущать на ладони выдох.
- Во время произнесения гласного звука воздушная струя должна ощущаться на ладони как можно более горячей, пытаясь добиться этого, ребенок утрирует ротовой выдох. При выполнении этого упражнения ладонь должна находиться близко к губам, иначе ребенок не почувствует горячего выдоха.
- На первых порах можно позволить ребенку при произнесении звуков (Т-Д) высовывать изо рта язык.
- Дальше нужно произносить слоги со звуком А. Звук А следует произносить почти также как Ы, только губы приоткрываются немного шире. Будет получаться что-то среднее между Э и А. Ребенок должен поочередно произносить слоги (ТЫ – ТА), (ДЫ – ДА).
- Теперь нужно перейти к произношению слогов со звуком Э - (ТЫ-ТА-ТЭ; ДЫ-ДА-ДЭ), - рот почти не открывается, гласный звук «попадает» точно в ладонь, воздух горячий.
- Точно также тренируйте слоги с гласными О и У. Следите, чтобы ребенок не сильно вытягивал губы. Полезно, чтобы при произношении звука У, добавлялся легкий призвук В (почти ДУВ)
- Гласные звуки не нужно сильно тянуть. Как только звук «попал» на ладонь, его произнесение следует прекратить.
Закрепление правильного речевого выдоха.
- Теперь нужно перейти к естественному произнесению слогов. Контролировать свой выдох ребенок должен только ощущением движения воздуха на зубах и слегка – на губах.
- В дальнейшем нужно перейти к произношению звуков Ф-В, если произношение нарушено, их сейчас очень удобно поставить. Если же эти звуки не нарушены, тренируйте на их фоне речевой выдох.
- При произнесении звуков Ф-В струя воздуха проходит между нижними зубами и верхней губой и ребенок должен чувствовать шуршание воздуха между губой и зубами.
- Хорошо если ребенок будет чувствовать щекотку на нижней губе, попросите его дуть так, чтобы было щекотно.
- При произнесении глухого Ф может появляться свистящий призвук, при произнесении звонкого – звенящий. Это нужно приветствовать.
- Звуки Ф-В можно тянуть. На фоне такого произнесения звука В нужно потренировать речевой выдох при различных изменениях модуляций голоса. Повторяя, за вами ребенок, должен повышать и понижать голос, усиливать его и ослаблять. ( Звук летящего самолета). Воздушная струя при этом контролируется ладонью, чувством щекотки и ощущением проходящего сквозь зубы воздуха.
- В дальнейшем поработайте над слогами с этими звуками.
- На этом работа над воздушной струей завершена, если ребенок правильно выговаривает звуки С-З, потренируйте направление речевого выдоха на фоне произнесения этих звуков.
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад №64»
Заводского района
Постановка речевого выдоха.
Составила: учитель-логопед
Шияненко Н.В.
Г. Новокузнецк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Постановка речевого выдоха.
В данной работе представлен материал для тренировки правильного речевого выдоха у детей дошкольного возраста с дизартрическим компонентов через звуки Т, Д , а также в слогах..Разработаны упражне...
Игротека по развитию плавного речевого выдоха у детей
Рекомендации родителям по развитию плавного выдоха у детей...
Формирование речевого выдоха (3-4 г)
Формирование речевого выдоха (3-4 г)...
Консультация для воспитателей "Развитие плавного речевого выдоха"
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох, способность направлять воздушную струю в нужном направлении....
"Формирование правильного речевого выдоха"
статья по логопедии...
«Изготовление тренажера «кит» для развития плавного длительного речевого выдоха»
Цель тренировки речевого дыхания – выработка именно плавного длительного выдоха, а не развитие навыка вдохнуть больший объём воздуха. Для того, чтобы, процесс трениров...
статья: "Речевой выдох. Этапы формирования речевого выдоха у детей"
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. Работа включает в себя несколько этапов, которые должны проходить в строгой последовательн...