Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста
автор: учитель-логопед
Лобанова Валентина Владимировна
Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма это недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования.
Однако ни один ребенок не может сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает достаточно большое количество ошибок, которые могут надолго осложнить усвоение программы дошкольного и школьного обучения.
Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения и письма
Ежегодно обследуя старших дошкольников, мы отмечаем наиболее типичные ошибки неправильного обучения чтению и письму родителями, а именно:
- изучение алфавитных названий букв;
- неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
- неправильное обучение навыкам рисования и письма.
На что же необходимо обратить внимание родителей?
1. Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША,
ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:
- навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.
- звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП,
КАША, пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго
слова. Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.
- Правильному слиянию букв в слоги.
Неправильный подход при обучении:
- М и А будет МА.
- побуквенное чтение : М, А, М, А.
- прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в
книгу.
Правильное обучение навыкам чтения
Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго. МММА-МММА СССОК - РРРАК
3. Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие
приемы и методы:
- выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из
пластилина, теста;
- прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
- угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора
пластмассовых букв;
- обведение пальцем контура букв, штриховка букв;
- применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв,
написанных на коже спины, руки ).
4. Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка
тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно
столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как
письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным
трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные
несложные упражнения:
- пальчики здороваются
- пальчики бегают по столу
- игра на рояле
- разведение пальцев в стороны
- поочередное поднимание пальцев руки
- кулак-ладонь
Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.
Кроме этого родители должны знать, что:
- ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.
5. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.
Но при этом необходимо помнить:
- ребенок должен уметь правильно держать карандаш ( тремя пальцами
руки, а кончик карандаша "смотрит" в плечо ); - тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не
крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным
правшам наклоном );
- правильно сидеть за столом;
- не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами. как в школе;
• необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем
младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика
нарушений зрения).
Вот перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада
Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...
Предупреждение ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей с нарушениями речи....
Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста
При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...
«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....
Стендовая консультация для родителей "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста"
Советы и рекомендации родителям по предупреждению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста....
«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»
Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К со...