Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Лобанова Валентина Владимировна

Перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста

автор: учитель-логопед

Лобанова Валентина Владимировна

Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма это недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования.

Однако ни один ребенок не может сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает достаточно большое количество ошибок, которые могут надолго осложнить усвоение программы дошкольного и школьного обучения.

Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения и письма

Ежегодно обследуя старших дошкольников, мы отмечаем наиболее типичные ошибки неправильного обучения чтению и письму родителями, а именно:

  1. изучение алфавитных названий букв;
  2. неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;
  3. неправильное обучение навыкам рисования и письма.

На что же необходимо обратить внимание родителей?

1.        Правильнее будет обучать детей называть буквы звуками: не БЭ, МЭ, ША,
ЭР, а коротко Б, М, Ш, Р, в противном случае затрудняется:

  • навык слияния букв в слоги. Ребенок вместо МАМА читает МЭАМЭА.
  • звуковой анализ слов. Ребенок неправильно анализирует слова типа СУП,
    КАША, пропуская звук У в первом слове и опуская звук А в конце второго
    слова. Соответственно ребенок допускает ошибки при записи этих слов.
  1. Правильному слиянию букв в слоги.

Неправильный подход при обучении:

  • М и А будет МА.
  • побуквенное чтение : М, А, М, А.
  • прочитывание глазами, а затем произнесение слов или фраз, не глядя в
    книгу.

Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго. МММА-МММА СССОК - РРРАК

3.        Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие
приемы и методы:

  • выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из
    пластилина, теста;
  • прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
  • угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора
    пластмассовых букв;
  • обведение пальцем контура букв, штриховка букв;
  • применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв,
    написанных на коже спины, руки ).

4.        Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка
тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно
столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как
письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным
трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные
несложные упражнения:

  • пальчики здороваются
  • пальчики бегают по столу
  • игра на рояле
  • разведение пальцев в стороны
  • поочередное поднимание пальцев руки
  • кулак-ладонь

Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.

Кроме этого родители должны знать, что:

- ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.

5. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.

Но при этом необходимо помнить:

  • ребенок должен уметь правильно держать карандаш ( тремя пальцами
    руки, а кончик карандаша "смотрит" в плечо );
  • тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не
    крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным
    правшам наклоном );
  • правильно сидеть за столом;
  •  не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами. как в школе;

•        необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем
младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика
нарушений зрения).

Вот перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР в условиях подготовительной группы детского сада

Современные представления о симптоматике и механизмах нарушения чтения и письма       Нарушения чтения и письма – дислексия и дисграфия – являются самыми распрос- транённ...

Предупреждение ошибок чтения и письма у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

АннотацияВ данной методической разработке изложен опыт логопедической работы по предупреждению дисграфии (ошибок письма) и дислексии (ошибок чтения) у детей с нарушениями речи....

Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста

При ведущей роли логопеда в коррекционном процессе по предупреждению у детей дисграфии и дислексии, для подготовки детей к школе перед воспитателями стоят такие задачи, как: развитие слухового внимани...

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов по профилактике дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста....

Стендовая консультация для родителей "Предупреждение нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста"

Советы и рекомендации родителям по предупреждению нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста....

«Предупреждение нарушений чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста»

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. При этом около 20% школьников имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К со...