Методическое пособие по раннему развитию речи детей «Порычим и поворчим»
материал по логопедии по теме

Анцыгина Лариса Анатольевна

 

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей - в тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле - гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое нёбо (все это по-научному называется артикуляционным аппаратом) приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и чёткого произношения звуков и слов.

Это пособие адресовано, прежде всего, родителям, имеющим детей в возрасте 2-3 лет с проблемами развитияречи при нормальном физическом слухе и нормальном развитии двигательной сферы.

Пособие не заменит консультации и занятийсо специалистом.

  В предлагаемой вашему вниманию работе представлен пер­вый этап формирования речевой деятельности у детей, имею­щих лепетную речь.

 Для каких категорий детей можно применять предлагае­мые методы?

        Это дети раннего возраста (от рождения до трех лет).

        Это дети после 3 лет, имеющие грубое речевое недоразви­тие, которых могут использовать некоторый ограниченный набор средств общения: лепетные слова, звукоподражания, вокали­зации, мимику, жесты. Некоторые из них довольно активно вступают в контакт, другие замкнуты, стеснительны, стараются уходить от общения, третьи демонстрируют выраженный рече­вой и поведенческий негативизм с элементами агрессивного поведения, т.е. отказываются от речевого и неречевого общения, демонстрируя свое неприятие ситуации, выражая протест иногда даже с помощью кулаков.В любом случае эти дети характеризуются следующим образом: «Все понимает, но не говорит».

       Данные рекомендации были разработаны в 2009 году и представлены на круглом столе «Взаимодействие с родителями» в рамках работы ежегодной Родительской конференции. Реализуются материалы в работе логопедов города при консультировании родителей, при организации работы на первом этапе с деть­ми дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР или другими видами системных нарушений речи вторичного генеза, у которых отмечаются начатки лепетной речи.

       Основной целью представленных материалов является  квалифицированная помощьсо стороны логопеда семье.

        Задачи:

·  повысить ответственности родителей за воспитание детей;

·  побудить у них  желание заниматься с детьми до момента поступления ребенка в детский сад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_povorchim_i_porychim.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи

Когда начинается развитие детской речи? Для родителей - в тот незабываемый день, когда малыш произносит первые слова: мама, папа, дай, на. А на самом деле - гораздо раньше. Этому дню предшествуют недели и месяцы, в течение которых ребёнок учится отличать одни речевые звуки от других, близких по звучанию, а его губы, язык, мягкое нёбо (все это по-научному называется артикуляционным аппаратом) приобретают гибкость и подвижность, необходимые для правильного и чёткого произношения звуков и слов.

Это очень важно, потому что от умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринуждённое общение ребёнка с окружающими. При своевременном и правильном речевом развитии он обычно не испытывает трудностей в таком комфортном общении. Он легко вступает в контакт с взрослыми, активно участвует в играх детей, может чётко и ясно излагать свои мысли. Хорошо говорящий малыш охотно выступает с чтением стихов перед сверстниками, делится с ними своими впечатлениями или переживаниями и ... просто любит поговорить «о том - о сём».

Те дети, которые нечётко произносят звуки, заменяют одни звуки на другие (особенно, если они уже осознали недостатки своей речи), стесняются разговаривать с незнакомыми людьми, выступать с чтением стихотворений, избегают игр, боясь, что другие дети не поймут их или, что ещё хуже, будут смеяться над ними. Недостатки речи нередко сказываются и на формировании характера ребёнка (плохо говорящие дети часто бывают раздражительными, замкнутыми), отражаются на его умственном развитии, а в дальнейшем затрудняют - и процесс овладения чтением и письмом.

Формирование активной правильной и красивой речи во многом зависит от развития речевого слуха, состояния слухового восприятия: умения слышать, различать на слух (дифференцировать) звуки, близкие по звучанию, улавливать на слух повышение и понижение голоса, его громкость, ритмичность и плавность речи, темп, интонационную выразительность.

С детьми 5-го года жизни проводится последовательная работа на закрепление артикуляции (произношения) звуков: с (сь), з (зь), ц, ш, ж, ч, щ, л(ль), р(рь).

Ребёнок называет предметы, изображённые на картинках, выделяя интонацией отрабатываемые звуки (лиссса, шшшуба). Для усиления внимания к речи ребёнку дают задание на договаривание слов в двустишиях или небольших стихах. Для выработки чёткой дикции ребёнку предлагают повторять чистоговорки с различной громкостью: шёпотом, тихо, умеренно, громко. Дети с удовольствием выучат наизусть понравившиеся стихи.

Детей 6-го года жизни учат чётко произносить все звуки родного языка, различать на слух такие группы звуков: [с-з, с-ц, ж-ш, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с/с’-щ, л-р]. Ребёнку предлагаются и более сложные задания -
выделять из фраз и небольших стихотворений слова, в которых есть эти
пары звуков, найти на картинке среди разных предметов те, в названии
которых есть заданный звук. При чтении стихотворений ребёнка учат
использовать разные интонационные средства выразительности:
читать стихотворение весело, грустно или торжественно, быстро или
медленно, громко или тихо (в зависимости от содержания).

На 7-м году жизни особое внимание уделяют закреплению навыков правильного произношения свистящих, шипящих звуков, их дифференциации [с-ш, з-ж, ц-ч, с/с’-щ], глухих и звонких [п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж], твёрдых и мягких [п-п’, т-т’, в-в’, с-с’, л-л’, р-р’]. Совершенствуется дикция, и скороговорки - незаменимый речевой материал для этого. Закрепление звуков осуществляется в процессе описания иллюстраций, подборе слов с наличием заданного звука в начале, середине или конце слова, проговаривание или самостоятельное придумывание текстов, насыщенных данным звуком.

Не забудьте проверить:

1) все ли звуки родного языка ребёнок выговаривает чётко и правильно;

  1. может ли определить место заданного звука в слове;

3) может ли придумать предложение или небольшой рассказ по картинке;

       4) умеет ли ребёнок повышать и понижать силу голоса, ускорять и замедлять темп своей речи в зависимости от высказывания.

                       Развитие речи ребёнка тесно связано с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, читая ему хорошие стихи, рассказы, сказки, беседуя с ним на разные бытовые темы, вы будете не только расширять его кругозор, но и способствовать скорейшему овладению правильной речью. Правильная речь невозможна без «чистого» произношения всех звуков родного языка.

В чём же состоят задачи развития звуковой культуры речи детей 5-7 лет? Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную стороны речи. Учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки (твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие, сонорные). Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и чистоговорках, коротких стихотворениях. Учить произвольно регулировать интонацию, темп и громкость произнесения.

 Стихи, чистоговорки, упражнения, задания необходимо подбирать так, чтобы побуждать ребёнка подбирать и произносить слова с определенным звуком, находить место данного звука в слове (в начале, середине, конце), активизировать мышление и обогащать связную речь. Задания можно разнообразить, предложив ребёнку самому задать вопросы по картинкам, придумать к каждой иллюстрации одно короткое предложение из 3-5 слов или небольшой рассказ, произнести чистоговорку или рифмованные строчки в медленном и быстром темпе, с нарастающей или убывающей силой голоса.

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, необходимо соблюдать некоторые условия.

         1. Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры и упражнения
должны нравиться ребёнку, соответствовать его возрасту.

2. Не      копируйте      детскую      речь. Старайтесь не злоупотреблять также уменьшительно-ласкательными суффиксами - всё это тормозит речевое развитие ребёнка.

3. Стремясь указать неточности и ошибки в речи ребёнка, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести то или иное слово.

Предлагаемый речевой материал направлен на развитие звуковой культуры речи, т.е. на умение правильно произносить звуки, отчётливо выговаривать слова, говорить достаточно громко, выразительно для детей 3-5 лет.    Предлагаемые    чистоговорки, стихи,   упражнения,   задания   помогут  детям поупражняться в правильном произнесении всех звуков русского языка, как в изолированном виде, так и в составе разных слов, в детских стихах,    песенках,    потешках,    коротких рассказах и сказках.

В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте также о выразительности.

                      ПОБУБНИМ

Ба, ба, ба, ба, ба, ба, ба!

А в лесу стоит изба!

Бе, бе, бе, бе, бе, бе, бе!

Сидят кошки на трубе!

Би, би, би, би, би, би, би!

Ворон, громко не труби!

Бо, бо, бо, бо, бо, бо, бо!

Ходят все японки в сабо!

Бу, бу, бу, бу, бу, бу, бу!

Кошки просятся в избу!

Бы, бы, бы, бы, бы, бы, бы!

Кот вылазит из трубы!

Ба, бе, би, бо, бу, бы, ба!

Интересная игра!

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испек спозаранку!

Давай сочинять чистоговорки. Я начну, а ты продолжай.

В лесу изба…ба, ба, ба.

Кошки просятся в избу…бу, бу, бу.

Кот забрался по трубе…бе, бе, бе.

У избы стоят столбы…бы, бы, бы.

                      ПОВОРЧИМ

Ва, ва, ва, ва, ва, ва, ва!

А у мальчика халва!

Ве, ве, ве, ве, ве, ве, ве!

Весь испачкался в халве!

Ви, ви, ви, ви, ви, ви, ви!

Вымой руки! Не реви!

Во, во, во, во, во, во, во!

Умывайся живо!

Ву, ву, ву, ву, ву, ву, ву!

Доедай скорей халву!

Вы, вы, вы, вы, вы, вы, вы!

Вышел спор из-за халвы!

Ва, ве, ви, во, ву, вы, ва!

Вот и кончилась халва!

Прилетели в лес вороны, закричали  по-вороньи:

- Кар, карр, каррр, карррр… Прикатили солнца шар-ррр..!

Сочини историю. Я начну, а ты продолжай.

Во вторник встретились вороны и ворчат. А на кого они ворчат – придумай. Все «ворчалки» начинаются на звук [в]. (воробей, воронята, варенье, волк и т.д.) А почему они ворчат?

                         ПОГАГАЕМ

Га, га, га, га, га, га, га!

У коровы есть рога!

Ге, ге, ге, ге, ге, ге, ге!

И копыта на ноге!

Го, го, го, го, го, го, го!

Кто кричит так «И-го-го?!»

Гу, гу, гу, гу, гу, гу, гу!

Все пасутся на лугу!

Ги, ги, ги, ги, ги, ги, ги!

Кто имеет две ноги!

Га, ге, ги, го, гу, гы, га!

Гусь пошел гулять в луга!

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

Вышла песня недолга!

- Почему же недолга? Целый день кричим га-га!  

Аукцион слов.

Гусята Гоша и Гого гуляли по лугу и га-гакали: га-газета, гу-гусыня, гра-грачи, га-гараж…  Помоги им придумать много других га-гакающих слов (Звук [г] может быть в начале, середине или конце слова).

                ПОДУДАКАЕМ

Да, да, да, да, да, да, да!

В речке талая вода!

Де, де, де, де, де, де, де!

Дети плещутся в воде!

Ди, ди, ди, ди, ди, ди, ди!

По водице не ходи!

До, до, до, до, до, до, до!

Вот утиное гнездо!

Ду, ду, ду, ду, ду, ду, ду!

По водице побреду!

Ды, ды, ды, ды, ды, ды, ды!

Кабы не было беды,

Лучше выйти из воды!

Дождик, дождик, лейся, лейся!

На ладошку капай!

Мы по лужам босиком погуляем с папой!

Давай поиграем. Договаривай слова.

Вот беда – кругом (вода). Дятел на суку (сидит). Вот тебе матрешка горошку в (ладошку).

Придумай для детей имена со звуком [д].

                    ПОЕЁКАЕМ

Ехал

Егерь

Еле –еле,

Ежевику

Егерь

Ел,

А енот

Ежу под елью:

- Е е е - е – е - е!- пел.

Ехали, ехали, к бабушке заехали!

Бабушка смеется, внучек, остаётся.

Ладушки, ладушки, погостим у бабушек,

погостим у бабушек, поедим оладушек!

Ходит ёж колючий с посошком,

Топчет листья жёлтые сапожком,

Расписной у ёжика поясок!

За спиной у ёжика туесок!

Доскажи словечко.

Мы ехали-ехали, мост пере…(ехали), в лес за…(ехали), камушки объ…(ехали), с горки съ…(ехали), лугом про…(ехали), на лапоть на…(ехали), в деревню при…(ехали), к дому подъ…(ехали). Вот это мы поездили!!!

Ёж шагает по дорожке. Ёжик песенку …(поёт). Ёжик туесок…(несёт). Ёжиха пирожки…(печёт), начинку в них... (кладёт), гостей…(зовёт). Ёжик ёжится под ёлкой. У ежа – иглы, а у ёлки – иголки. У ежей иголки колки.

                      ПОНУКАЕМ

На, на, на, на, на, на, на!

Смотрит кто-тоиз окна!

Не, не, не, не, не, не, не!

Кто же там торчит в окне!

Ни, ни, ни, ни, ни, ни, ни!

Эй, цветок не урони!

Но, но, но, но, но, но, но!

Мы отправились в кино!

Ну, ну, ну, ну, ну, ну, ну!

Тучи спрятали луну!

Ны, ны, ны, ны, ны, ны, ны!

Как темно нам без луны!

На, не, ни, но, ну, ны, на!

Нина машет из окна!

Носорог нитки на  нос намотал,

Никита Нюре небылиц  на ночь наболтал!

 

Носорог кричит: «Тону!», а обезьянка повторяет концовку «Ну-ну-ну». Давай и мы так поиграем.

В сказке жил мальчишка с длинным носом. Скажи мне, как его зовут - Буратино…(но-но-но). Была там кукла с голубыми волосами. Скажи мне, как её зовут - Мальвина…(на-на-на). Пёс Артемон там лаял на луну…(ну-ну-ну).

                     ПОООКАЕМ

Однажды  осёл огород обежал:

Он овощи очень одни обожал.

Слышны в поле охи, ахи!

Поле пашут черепахи.

Через ах и через ох

Сеют во поле горох.

Слышны в поле охи, ахи!

Горько плачут черепахи:

- Густоваты всходы Оха,

Не видать совсем гороха.

Нарядился одуванчик

В белый, пышный сарафанчик,

На пригорке посидел,

Сарафанчик поредел.

А потом совсем пропал,

Будто вовсе не бывал!

Поиграем в слова.

На завтрак ослик ест то, что начинается на [о]…овощи, орехи и т.д. На обед то, что имеет звук [о] в середине…компот, морковь. А на ужин то, что имеет звук [о] в конце… молоко, эскимо.

                 ПОПЕТУШИМСЯ

Па, па, па, па, па, па, па!

В огороде репа!

Пе, пе, пе, пе, пе, пе, пе!

Кто хозяин репе!

Пи, пи, пи, пи, пи, пи, пи!

Отвечай, а не сопи!

По, по, по, по, по, по, по!

Хозяин дедушки Пипо!

Пу, пу, пу,пу, пу, пу, пу!

Кто не любит репу!

Пы, пы, пы, пы, пы, пы, пы!

Вот и нету репы!

Па, пе, пи, по, пу, пы, па!

Ох вкусна и сладка была репа!

Петушок прыг нам порог:

- Подари, пекарь, пирог!

Я начну, а ты продолжай.

Пекарь пек торт, а получился пирог. Пекарь тесто…(помесил), скалкой его…(покатал), начинку в тесто…(положил), в печку пирог…(посадил), на окно студить…(поставил), всех в гости…(позвал).

                             ПОРЫЧИМ

Ра, ра, ра, ра, ра, ра, ра!

Солнце яркое с утра!

Ре, ре, ре, ре, ре, ре, ре!

Жук уселся на коре!

Ри, ри, ри, ри, ри, ри, ри!

Волчьих ягод не бери!

Ро, ро, ро, ро, ро, ро, ро!

Потерял фазан перо!

Ру, ру, ру,ру, ру, ру, ру!

Ходит пудель по двору!

Ры, ры, ры, ры, ры, ры, ры!

Вышли мыши из норы!

Ра, ре, ри, ро, ру, ры, ра!

Вот и вечер. Спать пора!

Порычим, порычим,

Помурчим да постучим!

Постучим да покричим,

Снова хором порычим!

Продолжи ряд.

Щенок ры…(рычит), котенок мУР…(мурлычет), а поросенок хрю…(хрюкает). Воробей чир-чирик…(чирикает), петух…(кукарекает), а ворона каррр…(каркает): «Карр-каррр воры украли макароны!»

               ПОСВИСТИМ   и  ПОСЮСЮКАЕМ

Са, са, са, са, са, са, са!

На траве лежит роса!

Се, се, се, се, се, се, се!

Лента красная в косе!

Си, си, си, си, си, си, си!

Корм цыплятам отнеси!

Со, со, со, со, со, со, со!

Отлетело колесо!

Су, су, су, су, су, су, су!

На лугу телят пасу!

Сы, сы, сы, сы, сы, сы, сы!

Влезли куры на веса!

Са, се, си, со, су, сы, са!

Укусила в нос оса!

- Скажи мне, мамочка скворчиха, -

Пищал скворец в скворечне тихо, -

Кто это к нам глядит в оконце?

- Не бойся, скворушка, то - солнце!

Слушай! Если услышишь в слове звук [с], хлопай в ладоши.

Сушка, соска, кошелек, свисток, пистолет, зонт, сосиски, самолет.

                        ПОТЕШИМСЯ  

Та, та, та, та, та, та, та!

Где моя лопата?

Те, те, те, те, те, те, те!

Думаем о лете!

Ти, ти, ти, ти, ти, ти, ти!

Лето красное в пути!

То, то, то, то, то, то, то!

Гвозди где и до-ло-то?

Ту, ту, ту, ту, ту, ту, ту!

Побелили  хату!

Ты, ты, ты, ты, ты, ты, ты!

Посадили мы цвета!

Та, те, ти, то, ту, ты, та!

Не работа - красота!

Тыкву тронул тихо Тима,

Затрещала тыква Тина.

Придумай предложения со словами со звуком [т] из чистоговорки.

                        ПОУКАЕМ  

Утка-мама, пять утят

Уклеек выудить хотят!

Улица - не курица!

Вдаль не убежит,

Но идти по улице каждый поспешит,

Без сигнала улицу вмиг перебежать!

Правила дорожные надо уважать!

А-у! А-у! А-у! А-у!

Грибов корзину наберу!

Грибы не слышали: «А-у

Сидят себе в своем дому

С соседками- грибницами

И вяжут шляпки спицами.

Ути-ути-ути-утки! Удят уточки уклейку. Уклейка это такая маленькая рыбка. Придумай рассказ о маме Утке и пятерых утятах. Включи в него следующие слова: «пруд», «удочка», «удача».

                       ПОФЫРКАЕМ  

Фа, фа, фа, фа, фа, фа, фа!

Вот широкая софа?

Фе, фе, фе, фе, фе, фе, фе!

Яркий коврик на софе!

Фи, фи, фи, фи, фи, фи, фи!

       Постучала к нам фи-фи!

Фо, фо, фо, фо, фо, фо, фо!

Это тетя Феди Фо.

Фу, фу, фу, фу, фу, фу, фу!

Передвинула  софу!

Фы, фы, фы, фы, фы, фы, фы!

Что ей надо от софа?

Фа, фе, фи, фо, фу, фы, фа!

Фот такая фа-фа!

Филин, флаг, фургон, фонарь -

Буква Ф пришла в словарь!

Филин фукал…(фу-фу-фу), фыкал…(фы-фы-фы) и фырчал…(фыр-фыр-фыр), пытаясь погасить фонарь. «Ффу-у-у! Устал!» Придумай имена со звуком [ф]. Сочини веселую историю про филина.

                         ПОХРЮКАЕМ  

Ха, ха, ха, ха, ха, ха, ха!

Мчится черная блоха!

Хе, хе, хе, хе, хе, хе, хе!

Та блоха на петухе!

Хи, хи, хи, хи, хи, хи, хи!

       Разбежались петухи!

Хо, хо, хо, хо, хо, хо, хо!

От блохи всем плохо!

Ху, ху, ху, ху, ху, ху, ху!

Прогоните же блоху!

Ха, хе, хи, хо, ху, хы, ха!

Знать, и впрямь лиха блоха!

Ходики в хате ходят, хлюпают.

Хрюшки-хохотушки в хлеву хрюкают.

Хохочут хрюшки-хохотушки: «Хи-хи-хи да ха-ха-ха, хе-хе-хе да хрю-хрю. Хо-хо-хо да хи-хи-хи, ох-ох-ох, да ух-ух!»

Повтори быстро-быстро скороговорку: «Хороши ушки у нашей хрюшки». А теперь еще быстрее.

                         ПОЦОКАЕМ  

Ца, ца, ца, ца, ца, ца, ца!

Вот кудрявая овца!

Це, це, це, це, це, це, це!

Сто кудряшек на овце!

Ци, ци, ци, ци, ци, ци, ци!

       Как похожи овцы!

Цо, цо, цо, цо, цо, цо, цо!

На одно они лицо!

Цу, цу, цу, цу, цу, цу, цу!

Постриженм скорей овцу!

       

Цы, цы, цы, цы, цы, цы, цы!

       Нет кудряшек у овцы!

Ца, це, ци, цо, цу, цы, ца!

Ходит голая овца!

Цапля цапкой нацарапала цифру.

Цыпленок цап - царапкой выцарапал целую… рифму.  

Цапля царапает цифры и цыкает на цыпленка: «Цыпа-цыпа, вон мама-курица, беги к маме-…(курице), возьми зернышки у мамы-…(курицы), успокой маму-…(курицу)!» Сочини историю.

                         ПОЧМОКАЕМ  

Ча, ча, ча, ча, ча, ча, ча!

Нос – то черный  грача!

Че, че, че, че, че, че, че!

Вьется пламя на свече!

Чи, чи, чи, чи, чи, чи, чи!

       Ты напрасно не кричи!

Чо, чо, чо, чо, чо, чо, чо!

Влезла кошка на плечо!

Чу, чу, чу, чу, чу, чу, чу!

Каши гречневой хочу!

       

Ча, че, чи, чо, чу, чы, ча!

Я тебе вот покрича!

Чайник чугунный, черные чашки

Чистили честно час черепашки…

Чмок-чмок – встретились черепашки. Чок-чок – застучали чашки. Заходите на чаек, и жучок, и паучок, почаёвничаем часок. Придумай продолжение этой веселой истории про чаепитие.

                 ПОШУРШИМ  и ПОШИПИМ

Ша, ша, ша, ша, ша, ша, ша!

Очень вкусная лапша!

Ше, ше, ше, ше, ше, ше, ше!

Даже щеки все в лапше!

Ши, ши, ши, ши, ши, ши, ши!

       Есть  лапшицу не спеши!

Шо, шо, шо, шо, шо, шо, шо!

Грязным быть не хорошо!

Шу, шу, шу, шу, шу, шу, шу!

Вот и съели всю лапшу!

       

Ши, ши, ши, ши, ши, ши, ши!

Сварим мы еще лапши!

Ша, ше, ши, шо, шу, ши, ша!

А лапша то хороша!

Я буквы «Ш» пишу, пишу.

Шипят,  шуршат они:

- шу-шу- шу-у…

Наша Маша наварила каши. «Ешь, Миша, ешь, Саша, ешь, Паша, ешь, Тиша». Хороша…(каша). Съели…(кашу). Испачкались…(кашей). Все в…(каше). Наелись…(каши).

Поблагодарили…(Машу).

                         ПОТРЕЩИМ  

Ща, ща, ща, ща, ща, ща, ща!

Нарисуем мы леща!

Ще, ще, ще, ще, ще, ще, ще!

Что мы знаем о  леще?

Щи, щи, щи, щи, щи, щи, щи!

       В речке водятся лещи!

Що, що, що, що, що, що, що!

Порисуем мы ещё!

Щу, щу, щу, щу, щу, щу, щу!

Мы поймали по лещу!

       

Ща, ще, щи, що, щу, ща, ща!

Мы подарим вам леща!

Я с хищницей знакомиться хочу,

За щукою по камушкам скачу!

Кричу я щуке: - Здравствуй!

Она в ответ: - Зубастый!

-Вот, щука, ты какая!

А говорят, - немая!

Лещи шустро рыщут, лихо свищут – щуку ищут, щекочут. Щука щурится. Ей щекотно: «На помощь, на помощь! Тащите щетку. Почешем щечки!» Придумай продолжение этой истории.

                         ПОЮЛИМ  

Юля

Юлила

На полу

Писала

Ножкой

Букву Ю.

Юбка, 

Юнга, 

Юрта, 

Юг!

Пол - буквы Н

Плюс целый круг!

Люли, люли, люшечки!

Пришиваем рюшечки.

Юла юлит, юла юркая. Юля в юбочке, на юбочке – рюшечки. Придумай историю про Юлю с юлой.

 А Юра юнга. Юнга плывет на юг.  А теперь сочини другую историю – про юнгу Юру.

                         ПОЯКАЕМ  

Яма, ястреб, як, ярлык,

Ящик, ягода, язык

Ягель, ялик,

Яр, якут,

Ясень, ящерица тут,

Яхта, яблоко,

Яйцо -

Буква Я

Здесь налицо.

Шел тропой солидный як,

А навстречу толстый хряк.

- Добрый вечер, - молвил як.

- Может быть, - прохрюкал хряк.

- Посмотри, луна какая!-

Продолжал солидный як.

- Да, краюшка неплохая,

Я бы съел, - ответил хряк.

Як яблок накупил, в авоське принес и в ящик положил.

Хряк под ясенем копал, яйцо искал и в яму попал. Ящерица мимо бежала, язык Хряку показала.

Придумай свою историю про Яка и Хряка.

Л.А. Анцыгина, учитель-логопед АМ ДОУ д/с № 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по лексическому развитию речи у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка( наглядный материал )  формированию у детей смысловой стороны слова...

Учебно - методическое пособие на тему: "Развитие речи детей в дошкольном возрасте"

Этот материал поможет Вам узнать особенности развития речи детей на всех этапах возраста....

Методическое пособие на тему "Развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаром"

Развития речи дошкольников в детском театре с фольклорным репертуаромМетодическое пособие для педагогов дошкольного образования....

Учебно-методическое пособие по теме:«Развитие речи детей ЗПР с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того, чтобы помочь детям спра...

Дидактическое пособие "Лэпбук по развитию речи детей 2-4 лет "Приключения колобка"

Лэпбук - это финальный этап проектной деятельности. Он содержит информацию, по которой можно закрепить развитие речи у детей, обогатить активный словарь, способствовать простому способу запоминания. Р...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» (активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи у детей с ОВЗ)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»(активизация словаря исовершенствование грамматического...

Методические рекомендации к разработке учебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ» ( зкр и связная речь)

Методические рекомендации  к разработкеучебно – методического пособия «МУЛЬТИМЕДИАТЕКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»              ...