Конспект открытого совместного мероприятия "Беркакит-мой любимый поселок"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Гергела Лариса Робертовна

Цель: Формировать понятие «малая Родина». Расширять знания детей о родном поселке, о его достопримечательностях. Учить узнавать знакомые места на фотографиях. Воспитывать любовь, чувство восхищения красотой родных мест. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.poselok.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Цветик – семицветик» Нерюнгринского района п.Беркакит РС(Я)

Конспект

совместного открытого мероприятия

«Беркакит - мой любимый поселок»
(группа компенсирующей направленности детей 6-7 лет)

Подготовили и провели:

Учитель-логопед – Гергела Л.Р.

Воспитатель – Плотникова Е.Н.

Инструктор по физкультуре – Неволина е.В.

Муз.руководитель – Роскостова Н.Г.

Апрель 2012г.

Проводится в музыкальном зале.

Цель: Формировать понятие «малая Родина». Расширять знания детей о родном поселке, о его достопримечательностях. Учить узнавать знакомые места на фотографиях. Воспитывать любовь, чувство восхищения красотой родных мест.

Задачи:

Закрепить знания  детей об основных исторических  вехах  страны и п.Беркакит, отраженными в названиях достопримечательностей поселка. Обогатить лексикон детей путем введения в активный словарь существительных: чум, балаган, коновязь, месторождение, названия полезных ископаемых (чароит, гранит, мрамор, каменный уголь, слюда, полевой шпат). Расширять словарь признаков (драгоценный, общественный, коммунальный и др.), глагольный словарь (добывать, возлагать, почитать). Формировать познавательные навыки, учить замечать прекрасное вокруг себя, составлять описательные рассказы.

Развивать навыки межличностного общения через организацию работы в подгруппах, произвольное внимание, наблюдательность, память, умение устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свои ответы. Продолжать формирование навыков самоконтроля.

Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости и почитания к государственным символам, героям-соотечественникам, ветеранам войны и труда. Формировать чувство коллективизма, уважение к труду и желание работать на благо Родины, стремление украсить свой родной поселок.

Предварительная работа: рассматривание книг и альбомов о Нерюнгри, п.Беркакит, просмотр видеофильма «Мой поселок»; рассказ воспитателя о боевых подвигах людей нашего города, поселка; заучивание стихотворений, песен; посещение краеведческого музея, прогулки по улицам поселка, к памятникам; рассматривание общественных и жилых зданий.

Материалы и оборудование: иллюстрации с видами п.Беркакит, изображение герба, флагов России и Якутии, герба г.Нерюнгри и п.Беркакит, фотографии: «О природе нашего края»,
«Животный мир», «Растительный мир», жилье коренных жителей (чум, балаган), коновязи; муляжи птиц и животных, полезные ископаемые, драгоценные камни; дидактическая игра «Собери герб», выставка детских работ «Мой любимый поселок», видеофильм «Мой поселок Беркакит», детские книги, открытки о нашем городе; поделки из природного материала «Оленья упряжка».

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Логопед  приглашает детей отправиться в путешествие по улицам родного поселка.

- Сегодня нас ожидает увлекательная экскурсия по родному поселку.

Дети, принимают приглашение воспитателя, входят в зал, украшенный картинами и фотографиями п. Беркакит.

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

Логопед:

Родной поселок. Что значит родной? Что мы называем Родиной? (место, где родились, где живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы и папы, друзья).

Правильно! Послушайте, пожалуйста, в исполнении детей стихотворение «Родина» В.Степанова:

Что мы Родиной зовем?

 Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

 Солнце в небе голубом.

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

А как называется ваша родина, где вы родились? (В Якутии).

Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Слова одной семейки» (с мячом).. Эта игра вам знакома. Сегодня будем подбирать родственные слова к слову Якутия . Как называют людей, которые живут в Якутии? (Якутяне). Как можно назвать девочку, которая родилась в Якутии? (Якутянка). А как мы назовем ее ласково? (Якутяночка). Как назовем мальчика, который родился в Якутии? (Якут). Если уголь добывают в Якутии значит он какой? (якутский), а золото, добываемое в Якутии какое? (якутское), на каком языке разговаривают якуты? (на якутском). Вы очень хорошо подобрали родственные слова, я довольна вами.

Сегодня экскурсию  будет проводить с вами Елена Николаевна.(дети останавливаются  возле стенда с фотографиями г.Нерюнгри).

Дети предлагают варианты ответов.

Один из детей рассказывает стихотворение, остальные слушают.

2. Беседа по теме.

Педагог:

  1. На свете очень много больших и малых городов, поселков.
  2. В какой республике мы живем?
  3. А как называется город?

А кто знает, почему наш город получил такое название? ( Когда-то давным-давно геологи нашли угольное месторождение, благодаря этому родился наш город Нерюнгри).

-  Расскажите, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе?

- Любить можно то, что хорошо знаешь. Чем больше будем знать о своем городе, поселке, тем больше будем его любить.

- А как называется наш поселок? (Беркакит)

Почему его так назвали? (Когда-то в наших местах водилось много животных и охотники приходили сюда охотиться со стрелами.  Берке в переводе охота на животных ).

Дети отвечают на вопросы воспитателя:

Саха Якутия.

Нерюнгри.

По реке Нерюнгри, в переводе с эвенкийского, это «много рыбы», «тысяча хариусов».

Делятся впечатлениями о своих любимых местах в г. Нерюнгри (наш город очень красивый, есть парк, там мы катаемся на каруселях, отдыхаем с родителями, Театр кукол, и др).

Вокруг поселка тайга, где растет много ягод, грибов, водятся дикие животные.

3. Использование ТСО.

Педагог:

Давайте посмотрим фильм о нашем поселке (просмотр видеофильма).

Вот видите, поселок наш небольшой, а как много в нем всего есть. Назовите, какие организации и предприятия есть у нас в поселке? (вокзал,  библиотеки, магазины, банк, больницы, аптеки, школы, детский сад, пожарная организация, администрация поселка, стадион, музыкальная школа, дом творчества, Дом культуры).

Какие улицы есть в нашем городе? (Бочкарева, М.Джалиля, Башарина, Оптимистов и др.).

На какой улице находится наш детский сад? (Башарина,5).

В названиях улиц принято отражать память о людях, сыгравших значительную роль в истории страны, республики, города, поселка.  

  1. Наш поселок небольшой, мы пойдем пешком и будем останавливаться у знакомых
    вам зданий. Итак, в путь!

Дети просматривают фрагмент документального видеофильма о п. Беркакит.

Участвуют в беседе с педагогом,
отвечая на вопросы по содержанию
фильма.

  1. (Фото с изображением здания администрации)

Ребята, около какого здания мы с вами находимся?

Каждая республика и город имеет свою символику, Гимн, Герб, Флаг.

У нас тоже есть свой герб и флаг, где
можно их увидеть?

Что такое Гимн?

Эту часть занятия проводит муз.руководитель.

А вы знаете, что изображено на гербе?

Молодцы, вы очень интересно описали герб  нашего города.

А кто опишет герб поселка?

Игра «Собери герб».

Игра «Найди флаг Якутии».

Дети отвечают на вопросы педагога:

Возле Администрации поселка.

Герб и флаг - на здании администрации.

Исполнение стоя Гимна (1 куплет и припев)

На голубом фоне стоят три коновязи, над ними шесть хариусов, а над хариусами семь ромбиков, которые напоминают алмазы.

Дети из разрезных картинок собирают герб.

Среди изображений флагов России. Украины, Якутии, США дети находят флаг Якутии.

  1. (фото с изображением Краеведческого музея)

А как называется это здание и что интересного в нем?

Это музей. В музее можно узнать о том, как жили коренные жители, о животном мире, о полезных ископаемых (гранит, мрамор, каменный уголь), драгоценных камнях (золото, серебро, хрусталь, чароит), которые добывают у нас в городе и в других городах Якутии (представлены коллекции полезных ископаемых).

 Дети рассматривают коллекцию камней, рассказывают об известных им полезных ископаемых.

  1. А что сейчас вы видите на экране?

Предлагаю и вам немного поразмяться и спортивную разминку проведет наш инструктор по физкультуре Елене Владимировна.

Динамическая пауза – якутская подвижная игра.

Вы, ребята, очень много знаете о богатстве нашего края. А  знаете ли вы якутские игры? А какая ваша любимая игра? Давайте поиграем в нее.

Стадион, спортивный зал, где тренируются наши спортсмены и проводятся соревнования по различным видам спорта.

Играют в якутскую подвижную игру.

  1. (Фото памятника Победы)

Кто знает, кому установлен памятник в парке? (погибшим солдатам).

Этот памятник символизирует Победу. Он установлен в честь памяти погибших воинов, к нему возлагают цветы, зажигают вечный огонь. В нашем поселке еще есть  ветераны, которые воевали на войне, в честь которых поставили этот памятник. 9 Мая жители поселка приходят отдать дань памяти погибшим героям и возложить цветы.

Подходят к фотографиям памятника Танка, отвечают на вопросы педагога.

  1. (фото с изображением библиотеки) Давайте продолжим наше путешествие. Еще в нашем поселке есть такое место, куда любят ходить дети, и взрослые,  там можно
    увидеть много разных книг и журналов. Конечно. Это библиотека. Что такое библиотека? И зачем она нужна нашему поселку?

На этом наша экскурсия сегодня заканчивается.

Ответы детей

III. Подведение итогов проводит учитель-логопед

1. Обобщение знаний детей. Вы очень много знаете о поселке Беркакит, который  с каждым годом становится все краше и краше, и мы гордимся им. Посмотрите, как разросся наш поселок (показываю фотографии жилых микрорайонов).

А вы знаете, кто следит за чистотой поселка? (дворники).  

Чтобы наш поселок был красивым и уютным, за его чистотой следят работники жилищно- коммунальных компаний. Они убирают возле домов, чистят тротуары, летом поливают дороги, зимой чистят их от снега.

Сейчас с помощью этих фотографий давайте составим общий рассказ про наш поселок, вспомните план рассказа, который мы с вами составляли на прошлой беседе.

(Я живу в поселке Беркакит Нерюнгринского района Республики Саха. Мой поселок молодой и красивый. В моем поселке улицы носят разные названия – Башарина, Оптимистов, М.Джалиля, Бочкарева и др. По улицам едут автобусы и автомобили. Поселок наш называют железно-дорожным, т.к . живут в нем в основном железнодорожники.  В нашем поселке Беркакит есть каменные и деревянные дома, Дом культуры, музей, детский сад, школы, вокзал, много магазинов. Зимой весь поселок покрыт снегом, а летом украшен деревьями и цветами, которые растут на клумбах. Я очень люблю свой поселок).

Дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Дети по очереди составляют рассказ по картинкам.

2. Подведение итогов занятия.

Учитель-логопед.

На этом наша экскурсия заканчивается, нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось экскурсия? Что больше всего запомнилось?

Где бы человек ни жил, он всегда вспоминает свою малую Родину, потому что это место остается в его сердце навсегда, как самое лучшее и любимое. Вы вырастете, и, может быть, уедете в другой город учиться, работать, но будете всегда вспоминать наш любимый Беркакит.

Чтение стихотворения «Беркакит»

Раздача памятных сувениров.

Дети рассказывают  стихотворение Семеновой Инны Валерьевны «Беркакит»:

Пускай не город, а только лишь поселок.

И пускай ему не так уж много лет,

Все здесь мое, родное, и сердцу дорогое,

И этот лес, и эта речка, и даже холод лютою зимой.

Сегодня здесь и навсегда мой дом,

Его люблю и все здесь дорого мне в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой совместной деятельности. Игра - сказка "Под грибом"

Данная работа представляет собой план-конспект открытого занятия с детьми средней группы с использованием прищепок. за основу взята сказка В.Сутеева "Пдо грибом". Игра направлена на развитие мелкой мо...

Конспект открытой совместной деятельности. Игра - забава "На лесной полянке"

Данная работа представляет собой план-конспект открытого занятия с детьми младшей группы. Игра направлена на развитие двигательной активности и координации, снятие  эмоционального напряжения, рас...

Конспект открытой совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми 2-й младшей группы «Как коза избушку построила»

Закреплять знания основных цветов, активизировать речь детей, формировать интерес к совместной деятельности взрослых и детей, поддерживать высокую самооценку ребенка, воспитывать умение слушать и слыш...

Конспект открытой совместной деятельности во 2-ой младшей группе

В данном конспекте показана работа по ознакомлению с художественной литературой, а также работа по речевому развитию....

Конспект открытого совместного занятия учителя-логопеда и воспитателей старшей группы «С Золушкой на бал»

Цели занятия:Образовательные:- развивать подвижность органов артикуляции;- активизировать мимическую мускулатуру;- совершенствовать мелкую моторику руки;- учить внятно и отчетливо произносить слова и ...

Конспект беседы на тему: «Мой любимый поселок» в подготовительной к школе группе

Конспект беседы на тему:«Мой любимый поселок»в подготовительной к школе группе...