Консультация для родителей: ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа) на тему
Об этапах психофизического развития детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihofizicheskoe_razvitie.docx | 87.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Ранний возраст обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности, особенно ее интеллектуального, речевого развития. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. К 7 мес. мозг ребенка увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам — в 3 раза, а к 3-м составляет уже 3/4 массы мозга взрослого человека. Именно в этом сензитивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности, разнообразные речевые возможности.
Ребёнок овладевает прямохождением. Это великое достижение второго года жизни. На протяжении всего второго года жизни ребёнок овладевает ходьбой. Прямохождение – это великое достижение человечества, только человек овладел прямохождением, а это говорит о развитии мозга человека.
На втором году жизни при нормальном развитии исчезает манипулятивная деятельность, это происходит примерно к полутора годам. И на первый план в действиях с предметами выходит предметная деятельность. В процессе усвоения предметных действий происходит психическое развитие ребёнка. Л.С. Выготский говорил: «Развитие психики происходит в процессе усвоения и присвоения общественно-исторического опыта». Однако приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых и в непосредственном сотрудничестве с ними, когда ребенок начинает понимать, что ложкой едят, расческой расчесываются, мячик катают. Внимание и личная обращенность взрослого стимулируют и поддерживают ребенка, побуждают действовать и совершенствовать умения, придают ему уверенность.
Сотрудничество становится одним из основных видов деятельности на протяжении всего раннего возраста.
В процессе предметной деятельности у ребенка также развивается крупная и мелкая моторика рук. Тесная связь между нею и развитием речи объясняется тем, что проекция кисти руки в головном мозге очень близко расположена к речевой зоне, которая формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев. К двум годам у ребёнка появляется ведущая рука и согласованность действий обеих рук. Это говорит о физиологическом созревании мозга, который позволяет выделить ведущую руку. Согласованность действий обеих рук – это когда ведущая рука проделывает цепь определённых действий, а вторая рука замыкает цепь действий ведущей руки. Согласованность действий рук имеет интеллектуальную основу. Чем ниже интеллект, тем рассогласованность рук более выражена. И только вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев начинается произнесение первых слов. По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речи.
К двум годам происходят большие достижения в развитии ребёнка. У ребёнка развивается восприятие, появляется ориентировка на предметы окружающей действительности. Ребёнка интересует всё, что его окружает, а главное интересует количественная и качественная характеристика предмета.
Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. За действием идёт слово. Первые слова — это глаголы. Наряду с усвоением первых слов, обозначающих потребности ребёнка у него появляется и фраза. И к двум годам у ребёнка происходит так называемый «перекрёсток»: мышление становится речевым, а речь осмысленной, т.е. ребёнок начинает овладевать языковой системой, в которой живёт. К 3 годам заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10—15 слов, в 2 — 300—400, к 3 годам — более 1500 слов. Речь не является функцией органов артикуляции, это, прежде всего результат согласованной деятельности как речевых, так и неречевых областей головного мозга. Она не может формироваться изолированно от мышления, памяти, внимания и восприятия и зависит от уровня их развития. За каждым словом обязательно должно стоять то, что оно обозначает. Потребность в предмете и действиях с ним побуждают ребенка назвать предмет словом.
На третьем году жизни у ребёнка происходит развитие восприятия. Ребёнок начинает усваивать сенсорные эталоны: большой — маленький, различает цвета, развивается наглядно-действенное мышление. Если в восприятии происходит ориентировка на внешние свойства-признаки (цвет, форма, величина), то при развитии мышления идёт ориентировочно-поисковая деятельность на внутренней взаимосвязи между предметами. Это наглядно-действенное мышление.
Очень важное достижение второго года жизни ребёнка – это навык опрятности. В норме это достигается к двум годам жизни ребёнка. У ребёнка развивается осознание собственного «Я». Появляется концепция «Я сам». Ребёнок начинает себя выделять из окружающих его детей и взрослых. Происходит кризис трёх лет.
К трём годам у ребёнка появляется фразовая речь. Он уже может высказывать свои желания. У ребёнка появляются новые потребности и переход к новым мотивам деятельности. Фразовая речь выполняет определённую функцию – появляется коммуникативно-направленная речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления)....
Консультация для родителей Сенсорное развитие детей раннего возраста
Сенсорное развитие детей раннего возраста...
Консультация для родителей: «Речевое развитие детей раннего возраста».
Консультация для родителей: «Речевое развитие детей раннего возраста»....
Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»
Консультация для родителей «Речевое развитие детей раннего возраста»...
Консультация для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста"
Речь - ведущий процесс психического развития ребенка.Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития...
Консультация для родителей "Физическое развитие детей раннего возраста".
В консультации отражены особенности физического развития детей раннего возраста....