Пути коррекции недоразвития лексической стороны речи у детей пяти лет с ОНР.
статья (логопедия, старшая группа) на тему
Материалы из опыта работы по формированию лексической стороны речи у дошкольников 5-ти лет с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути коррекции недоразвития лексической стороны речи у детей пяти лет с ОНР.
Успешная коррекция речевого недоразвития осуществляется в результате многоаспектового воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольников.
Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов.
Формирование лексики проводится по следующим направлениям:
- расширение объема словаря идёт параллельно с расширением представ лений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представления, памяти, внимания и др.);
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова;
- организация лексической системы;
- активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
Работа по формированию лексической стороны речи в старшей логопедической группе нашего учреждения проводится в тесной взаимосвязи с деятельностью логопеда группы. Используется методика, предложенная Филичевой Т. Б., Тумановой Т. В. Авторы рекомендуют проводить коррекционную работу по формированию правильной речи, и в частно сти, лексики, с детьми с ОНР по этапам:
Первый этап обучения - однословное предложение. Предложения из аморфных корней слов.
Основной задачей логопедического воздействия является вызывание подражательной речевой активности у детей в форме любых звуковых проявлений. Развитие понимания речи заключается в накоплении пассивного словаря. Активизация речи детей или вызывание речевого подражания, должна быть тесно связана с практической деятельностью ребёнка, с игрой, с наглядной ситуацией. В результате логопедической работы на этом этапе дети должны научиться, в пассиве, соотносить предметы и действия с их словесным обозначением. Пассивный словарь должен состоять из названий предметов, которые ребёнок часто видит; действий, которые совершает сам или их совершают знакомые ему лица.
Второй этап обучения – первые формы слов.
На этом этапе детей учат изменять слова, т.к. в связной речи дети исполь зуют слова только в «исходной» форме, которая была ими заимствована из речи окружающих, учат строить двухсловные предложения. В экспрессивную речь переводиться только то, что ребёнку понятно и имеется в его импрессивной речи.
Третий этап обучения - двусоставное предложение.
Этот раздел предназначается для работы с детьми, у которых объём пред ложения, увеличился до двух - трех слов. Активный словарь на этом этапе пополня ется новыми обиходно - разговорными словами. Но эти слова часто не имеют точ ной понятийной соотнесенности и употребляются в неточном значении.
Четвёртый этап обучения - предложения из нескольких слов.
Активный словарь детей пополняется словами, обозначающими признаки предметов, наречиями, появившиеся прилагательные употребляются аграмматично – «каси сяпка» (красная шапка). С этого этапа начинается обучение детей словоизменению. Названия действий заменяются названиями предметов.
Логопедическая работа направлена на овладение детьми элементарной разговорно-бытовой речью, т.е. речь должна приобрести коммуникативную функцию.
Пятый этап обучения - расширение объёма предложения. Сложное предло жение.
На этом этапе детей учат строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, продолжают работу по словоизменению. В словаре детей уже со держатся разнообразные названия предметов, действий, признаков, признаков предметов, а также некоторые временные и пространственные понятия (давно, вчера, летом и т.п.).
Далее ведётся работа по совершенствованию связной речи по следующим направлениям: обогащение словарного запаса» обучение рассказыванию. Эта работа ведётся с детьми, владеющими простой разговорной речью. Их словарный запас включает достаточное количество слов обиходно – разговорной лексики; объём понимаемой речи приближается к возрастной норме. Кроме того, ведётся словарная работа, основная задача которой – уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.
Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова рекомендуют: «Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных ситуациях, творчески использовать навыки в различных видах деятельности».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция лексико-грамматических нарушений у детей с общим недоразвитием речи, с использованием игровых технологий.
В данной публикации я представляю традиционные игры, которыми пользуются воспитатели и логопеды коррекционных учереждений, для устранения лексико-грамматических недостатков у своих воспитанников. Прак...
Пути формирования элементарных математических представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальным недоразвитием
Теория обучения детей с недоразвитием математике...
Особенности развития словообразования у детей пяти - шести лет с общим недоразвитием речи III уровня
Воспитание правильной речи у детей является одной из важнейших проблем общей и специальной педагогики. Своевременное выявление и компенсация речевых дефектов в дошкольном возрасте позволяют доби...
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
данная статья посвящена проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста. Недоразвитие лексической стороны речи является одним и...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ
Коррекция речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Процесс формирования представлений у де...
"Общее недоразвитие речи. Причины. Пути коррекции."
Консультация для родителей и педагогов....
Пути коррекции нарушений грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелым недоразвитием речи
Система игр и упражнений, способствующих развитию связной речи у детей 5-6 лет. В основу предлагаемой системы положена работа по формированию структуры предложения (простого). Материал пре...