Логопедическая ритмика как составная часть коррекционно-образовательного процесса
статья по логопедии по теме

Барышникова Светлана Михайловна

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.       Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является, по нашему мнению, организация занятий логопедической ритмикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая ритмика – как составная часть

коррекционно-педагогического комплексного метода

преодоления  речевых нарушений.

Движения   могут заменить лекарства,

между тем как всевозможные лекарства,

вместе взятые, не могут заменить движения.

Тиссо    (врач ХVIIв.)

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении.        

Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов компенсации речевой патологии, которая обеспечивала бы социализацию ребёнка с нарушением речи. От педагогов-практиков требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков речевого общения. Они должны формировать мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме.

Данные последних лет показывают, что большинство детей при поступлении в логопедическую группу имеют заключение общее недоразвитие речи с дизартрическим компонентом. Их характеризует слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, удерживать задание, работать по образцу и т.д.). Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у них мало сбалансированы. Л.С. Цветкова отмечает, что у таких детей  нередко обнаруживается недостаточность развития различных видов движения и моторики: движения плохо скоординированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижены четкость и скорость, отсутствуют ритмичность и плавность.

          Одним из эффективных путей дифференцированного индивидуально ориентированного подхода к решению проблемы устранения речевой патологии является, по нашему мнению, организация занятий логопедической ритмикой.

Логопедическая ритмика - составная часть коррекционно-педагогического комплексного метода преодоления  речевых нарушений, где   музыка, как действенное организующее средство воздействия, уже давно применяется с коррекционной целью. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно уравновесить нервную систему ребенка.
Система музыкально-ритмических движений была разработана швейцарским композитором и педагогом Э. Жаком-Далькрозом. Применяя сочетание ритма, музыки и движения Жак-Далькроз решал задачу «воспитания ритма при помощи ритма» (сначала у музыкантов), а затем, используя особые упражнения, развивал у детей, начиная с дошкольного возраста, музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений.

    Логоритмика, по определению  Г.А.Волковой,  одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она часть  образовательной и коррекционно-развивающей работы на речевой группе. Структура речевого дефекта, неречевые психические функции дошкольников с речевой патологией являются объектом логоритмики.

    Предметом логоритмики необходимо считать многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка-дошкольника посредством ритмо-музыкальных упражнений в сопровождении речи.

Задачи:

1. Оздоровительные:

  1. укрепление костно-мышечного аппарата;
  2. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  3. формирование правильного дыхания;
  4. формирование чувства равновесия и т.д.

2. Образовательные:

  1. формирование двигательных умений и навыков,
  2. формирование пространственных представлений,
  3. формирование способности передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов,
  4. развитие ловкости, переключаемости, координации движений и т.д.

3. Воспитательные:

  1. воспитание способности ощущать  в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
  2. воспитание положительных личностных качеств у дошкольников и т.д.

4. Коррекционные:

  1. выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  2. развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
  3. развитие пространственного праксиса, гнозиса;
  4. систематическая работа по развитию психологической базы речи;
  5. развитие и коррекция музыкально-ритмических движений и т.д.

Условия проведения занятий:

∙        1 раз в неделю после познавательного и логопедического занятий;

∙        продолжительность –  до 30 минут;

∙        составляются с опорой на лексические темы;

∙        речевой материал заранее не выучивается;

∙        упражнения выполняются по подражанию;

∙        эмоциональный комфорт.


           Хотим отметить, что  
особую роль в логоритмических занятиях приобретает игровой компонент, поскольку именно он способствует сохранению внимания и интереса на протяжении всего занятия.       Такие игры благотворно влияют даже на неговорящих детей, так как привычный стереотип занятия  изменяется: на смену однообразных артикуляционные упражнений приходит целенаправленная двигательная активность, вместо работы со знакомыми картинками и игрушками, сидя за столом -  частая смена местоположения с музыкальным и стихотворным сопровождением и т.д.

         Изучив  разнообразие подходов к построению  логоритмических занятий (Волковой Г.А., Микляевой Н.В., Якубович М.А., Пресновой О.В., Картушиной М.Ю., Лопухиной И.С. и др.), сделали вывод, что основной акцент ставится на определённые виды упражнений, которые универсально сочетаются и помогают достигать эффективности в коррекционной работе:

∙        Вводные - ходьба и маршировка. Ведется работа над дыханием, координацией движений, осанкой и т.д.

∙        Общеразвивающие. Применяются для всестороннего воздействия на организм.

∙        Активизирующие внимание. Направлены на развитие переключаемости, устойчивости и распределения внимания.

∙        Регулирующие мышечный тонус. Обучают управлять своими мышцами (расслаблять их или напрягать).

∙        Ритмические. Даются в форме игр, драматизаций, подражаний движениям птиц и животных.

∙        Игровые. Воспитывают инициативу, дисциплину, ловкость, чувство товарищества.

∙        Заключительные. Направлены на переключение внимания на другую, предстоящую деятельность.

С одной стороны,  логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. С другой стороны, данный вид деятельности обусловливает включение её в любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями, особенно с речевой патологией. Таким образом, учитель-логопед может использовать логоритмику как самостоятельный метод логопедической работы (совместно с музыкальным руководителем) или как часть занятия.

В практике коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и музыкального руководителя   разработаны и апробированы многие  формы взаимодействия (обсуждение результатов диагностики в рамках психолого-медико-педагогического консилиума; перспективное планирование коррекционной работы по музыкальному воспитанию с учетом ведущего дефекта; адаптация логопедом речевого материала, используемого на утренниках; использование музыкального материала в аудиозаписях на логопедических занятиях;  взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы и т.д. ), среди которых немаловажная роль отводится совместной  разработке  и проведению логоритмических занятий.

Приведём некоторые примеры на теме «Дикие животные»:

  1. Упражнения с использованием чередования ходьбы на носочках, в полуприседе

      «Кусты-деревья» («Кто, где спрятался?»)

2.  Дыхательные упражнения

«Ёжик»

Вдох через рот, выдох через рот.

На выдохе произнесение звукосочетания «ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ»

  1. Артикуляционная гимнастика:.

∙        «Зайчик». Поднять только верхнюю губу, обнажая верхние зубы.

∙        «Сердитый волк». Нижнюю губу прикусить верхней губой.

∙        «Ежик фыркает». Вибрация губ.

  1. Упражнения для развития мелкой моторики.

«Медвежата»

5. Координация речи и движения (О.С.Боромыкова)

       «Вот идёт лиса»

6. Игры на развитие фонематического слуха.

«Узнай животное?»

Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название:

Вовк      войк        волк

ёфык    ёзык  ёжик

рисица   исиса   лисица

7. Мимические упражнения.

«Медведь мёд нашел»

«Лисичка – хитрая сестричка»

 «Испуганный зайчик

8.Оркестр шумовых инструментов

«Белочка грызёт орешки» оркестр «Шуршалочки» («салютики» из нарезанных полосок целлофана)

 «Что припасла мышка?» (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод  с крупяными наполнителями)

9.Пение: 

Муз. Н.Луконина, сл. Е.Чадовой «Песня Волка»

10.Танцы:

       «Пляска лесных зверят» (танец-импровизация под русскую народную плясовую музыку)

11.Слушание:

         Пьеса А. Вивальди «Зима»

Таким образом, во время логоритмических занятий учитель-логопед решает несколько коррекционных задач. Заметно улучшается ориентация ребенка в пространстве, развивается чувство ритма, общая и мелкая моторика, совершенствуются артикуляционные движения, формируется слуховое внимание и фонематический слух. Движения ребенка становятся свободными и выразительными, мимика живой, эмоциональной. Неговорящие дети именно на логоритмических занятиях демонстрируют первые речевые успехи. Кроме того, дети учатся общаться в группе, улучшаются их коммуникативные навыки. Ребенок в доступной, занимательной форме делает достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует речь.
         

           Опыт работы показывает, что оптимальные результаты занятия по логопедической ритмике дают при соблюдении следующих требований:
- данное занятие должно быть связано с целями и задачами логопедического занятия;
- психофизическая нагрузка должна распределяться в определенной последовательности;
-  в основном должны использоваться игровые приемы, которые вызывают большой интерес у детей и активизируют их;
- обучение и коррекция должны проходить в коллективе, но с учетом индивидуальных возможностей развития моторных навыков каждого ребенка.

 Барышникова С.М., учитель-логопед I кв. категории,

Козлова Е.В., музыкальный руководитель высшей кв. категории

 МБДОУ «Детский сад №42 комбинированного вида»

Литература:

  1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. С–Пб.: Дельта, 1999.
  1. Волкова Г.А . Логопедическая ритмика, М.: Просвещение, 1985.
  1. Воробьёва Т.А.,  Крупенчук О.И. Мяч и речь. – С–Пб.: Дельта, 2001.
  1. Галкина В.Б., Хомутова Н.Ю. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук при коррекции нарушения речи у учащихся начальных классов. Дефектология, 1999, №3, с.37-42.
  1. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.  – М.: Сфера, 2003.
  1. Крупенчук  О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2003.
  1. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей. – С-Пб.: Дельта, 1997.
  1. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. Пособие для воспитателей и логопедов. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2004.
  1. Правдина О. В. Логопедия, М.:Просвещение, 1973.
  1. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. “Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение” М. “Гном и Д”, 2000
  1. Якубович М.А., Преснова О.В. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...

Тема "Профессия пожарного": Сотрудничество учителя-логопеда и родителей в старшей логопедической группе детей с ОНР; Коррекционно-образовательная деятельность с детьми с ОНР.

Пояснительная записка.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.ИСТОЧНИКОригинальность заключ...

Педагогический эксперимент как составная часть инновационного процесса – современная тенденция в образовании

                   Эксперимент, как средство развития исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....

Логопедическая ритмика, как часть используемых здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии.Цель: преодоление речевого нарушения.Задачи логоритмики: оздоровительные,  образовательные, воспитательные и коррекционные....

Оздоровительная работа с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР), как составная часть воспитательно-образовательного процесса.

В группах первого и второго года обучения детей с ЗПР, при подготовке к  школе, на занятиях и повседневной деятельности, на ряду с коррекцией медицинских отклонений и познавательных процессов, ре...

Подготовка к обучению в школе как часть коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад №91 комбинированного вида» Кировского района г.Казани Габдуллиной А.А.

Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Основой речевой готовности детей к обучению в школе, является устная речь, поэтому первые го...

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ, ЦЕЛОСТНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ХАТХА-ЙОГОЙ

Формирование физической культуры, как составной части, целостной культуры личности дошкольников в процессе занятий хатха-йогой...