Артикуляционные упражнения в ДОУ
методическая разработка по логопедии на тему
Артикуляционные упражнения
для детей дошкольного возраста
Перечень артикуляционных упражнений
для детей 2-3 лет
Условия выполнения:
1. упражнения проводят в контексте сказки, с применением наглядного, картинного материала.
2. проводить 3-5 раз в день;
3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;
4. в планирование включать 2 упражнения для губ, одно для языка ИЛИ одно для губ, два для языка;
5. планировать по 2-3 упражнения в неделю. В месяц не более 5 упражнений.
6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.
Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц.
Название упражнения |
Цель |
Инструкция по выполнению упражнения |
«Лягушка»
Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану И не сколько не устану.
|
Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. |
Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания: 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. |
«Хоботок» Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их опускаю И на место возвращаю.
|
Выработать движение губ вперед. |
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания: 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять ее губами. |
«Лягушка - хоботок» Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня. |
Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка). |
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
|
«Окошко» |
Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении. |
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). |
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
или
Язычок широкий, гладкий – Получается лопатка!
|
Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.
|
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания: 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто». |
«Месим тесто» |
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. |
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. |
«Иголочка» Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. или Язычок наш, как иголка Не ленись – уколет колко. |
Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым». |
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало. Методические указания: 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
|
«Лопаточка - иголочка» Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием. |
Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий - узкий». |
На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».
|
«Часики» Тик – так, тик – так. Ходят часики вот так! Как так? Вот так: Тик – так, тик – так!
|
Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо – влево. |
Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения. Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. |
«Качели» Вверх – вниз, вверх – вниз, Ты качаться не ленись! Вверх – вниз, вверх – вниз
|
Вырабатывать умение быстро менять положение языка «верх - низ». |
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. |
«Лошадка» Ты, лошадка, хвост не прячь! На тебе помчимся вскачь.
|
Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
|
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания: 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. |
«Приклей конфетку» |
Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. |
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Методические указания: 1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе. |
Перечень артикуляционных упражнений
для детей 3-4 лет
Условия выполнения:
1. упражнения проводят в контексте сказки, с применением наглядного, картинного материала.
2. проводить 3-5 раз в день;
3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;
4. в планирование включать 2 упражнения для губ, 2 для языка ИЛИ одно для губ, три для языка ИЛИ три для губ, одно для языка;
5. планировать по 3-4 упражнения в неделю. В месяц не более 6 упражнений.
6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.
Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.
Название упражнения |
Цель |
Инструкция по выполнению упражнения |
«Лягушка»
Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану И не сколько не устану.
|
Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. |
Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания: 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. |
«Хоботок» Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их опускаю И на место возвращаю.
|
Выработать движение губ вперед. |
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания: 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять ее губами. |
«Лягушка - хоботок» Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня. |
Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка). |
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
|
«Окошко» |
Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении. |
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). |
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
или
Язычок широкий, гладкий – Получается лопатка!
|
Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.
|
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания: 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто». |
«Месим тесто» |
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. |
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. |
«Иголочка» Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. или Язычок наш, как иголка Не ленись – уколет колко. |
Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым». |
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало. Методические указания: 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
|
«Лопаточка - иголочка» Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием. |
Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий - узкий». |
На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».
|
«Часики» Тик – так, тик – так. Ходят часики вот так! Как так? Вот так: Тик – так, тик – так!
|
Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо – влево. |
Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения. Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. |
«Качели» Вверх – вниз, вверх – вниз, Ты качаться не ленись! Вверх – вниз, вверх – вниз
|
Вырабатывать умение быстро менять положение языка «верх - низ». |
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. |
«Индюк» |
Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части. |
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет). Методические указания. - Следить, чтобы язык был широким и не сужался. - Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону. - Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд. |
«Лошадка» Ты, лошадка, хвост не прячь! На тебе помчимся вскачь.
|
Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
|
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания: 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. |
«Приклей конфетку» |
Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. |
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Методические указания: 1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе. |
«Загнать мяч в ворота» |
Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. |
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Методические указания. - Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. - Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. |
«Наказать непослушный язык» |
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. |
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт до 5, до 10. Методические указания. - Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. - Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. - Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. - Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. |
«Почистим зубы» |
Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. |
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Методические указания. - Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. - Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. - Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов. |
«Чьи зубы чище» |
Вырабатывать подъём языка вверх.
|
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания. - Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. - Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов. - Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. |
Перечень артикуляционных упражнений
для детей 4-5 лет
Условия выполнения:
1. упражнения проводят с помощью игровых и наглядных приемов: по картинкам, по образцу, перед индивидуальным зеркалом;
2. проводить 3-5 раз в день;
3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;
4. в планирование включать 2 упражнения для губ, 3 для языка ИЛИ 3 для губ, два для языка;
5. планировать по 4-5 упражнений в неделю. В месяц не более 7 упражнений.
6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.
Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.
Название упражнения |
Цель |
Инструкция по выполнению упражнения |
«Лягушка»
Вот понравится лягушкам, Тянем губы прямо к ушкам. Потяну, и перестану И не сколько не устану.
|
Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. |
Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук и). Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания: 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. |
«Хоботок» Подражаю я слону. Губы хоботком тяну. А теперь их опускаю И на место возвращаю.
|
Выработать движение губ вперед. |
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания: 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять ее губами. |
«Лягушка - хоботок» Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня. |
Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка). |
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
|
«Окошко» |
Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении. |
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). |
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи, И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
или
Язычок широкий, гладкий – Получается лопатка!
|
Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.
|
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания: 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто». |
«Месим тесто» |
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. |
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. |
«Трубочка» |
Выработать умение поднимать края языка, сворачивая в трубочку. |
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. |
«Иголочка» Маленького роста я, Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. или Язычок наш, как иголка Не ленись – уколет колко. |
Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым». |
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало. Методические указания: 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
|
«Лопаточка - иголочка» Язык лопаткой положи И спокойно подержи. Язык иголочкой потом Потянем тонким острием. |
Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий - узкий». |
На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».
|
«Часики» Тик – так, тик – так. Ходят часики вот так! Как так? Вот так: Тик – так, тик – так!
|
Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо – влево. |
Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения. Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. |
«Качели» Вверх – вниз, вверх – вниз, Ты качаться не ленись! Вверх – вниз, вверх – вниз
|
Вырабатывать умение быстро менять положение языка «верх - низ». |
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. |
«Чашечка» |
Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. |
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Методические указания. - Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. - Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. - При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов. |
«Индюк» |
Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части. |
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет). Методические указания. - Следить, чтобы язык был широким и не сужался. - Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону. - Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд. |
«Лошадка» Ты, лошадка, хвост не прячь! На тебе помчимся вскачь.
|
Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
|
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания: 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. |
«Приклей конфетку» |
Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх. |
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Методические указания: 1. Следить, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе. |
«Загнать мяч в ворота» |
Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. |
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Методические указания. - Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. - Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. |
«Наказать непослушный язык» |
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. |
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт до 5, до 10. Методические указания. - Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. - Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. - Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. - Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. |
«Почистим зубы» |
Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. |
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Методические указания. - Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. - Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. - Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов. |
«Чьи зубы чище» |
Вырабатывать подъём языка вверх.
|
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания. - Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. - Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов. - Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. |
Перечень артикуляционных упражнений
для детей 5-6 лет
Условия выполнения:
1. упражнения выполняются по образцу, под счет, перед индивидуальным зеркалом;
2. проводить 3-5 раз в день;
3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;
4. в планирование включать 3 упражнения для губ, 3 для языка ИЛИ 2 для губ, 4 для языка;
5. планировать по 5-6 упражнений в неделю. В месяц не более 8 упражнений.
6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.
Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.
Название упражнения |
Цель |
Инструкция по выполнению упражнения |
«Лягушка - хоботок»
|
Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка). |
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
|
«Окошко» |
Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении. |
На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто). |
«Лопаточка»
|
Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.
|
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания: 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто». |
«Месим тесто» |
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным. |
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти. |
«Трубочка» |
Выработать умение поднимать края языка, сворачивая в трубочку. |
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. |
«Иголочка»
|
Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым». |
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало. Методические указания: 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. |
«Лопаточка - иголочка»
|
Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий - узкий». |
На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».
|
«Часики»
|
Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо – влево. |
Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения. Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. |
«Качели»
|
Вырабатывать умение быстро менять положение языка «верх - низ». |
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. |
«Чашечка» |
Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. |
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Методические указания. - Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. - Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. - При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов. |
«Индюк» |
Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части. |
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет). Методические указания. - Следить, чтобы язык был широким и не сужался. - Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону. - Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд. |
«Лошадка»
|
Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
|
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания: 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. |
«Грибок» |
Учить удерживать язык вверху. |
Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами. |
«Гармошка» |
Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку. |
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Методические указания. - Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. - Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5. - Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка. |
«Загнать мяч в ворота» |
Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. |
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Методические указания. - Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. - Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. |
«Наказать непослушный язык» |
Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. |
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижние зубы и, покусывать его. Методические указания. - Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. - Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. |
«Почистим зубы»
|
Совершенствовать умение поднимать язык на верхние зубы и класть перед нижними зубами. |
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние, нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Методические указания. - Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. - Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. - Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов. |
«Вкусное варенье» |
Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш. |
Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания. - Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. - Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. - Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». |
«Парус» |
Выработать умение подъема языка к верхнему небу и умения удерживания позы. |
Рот открыт. Язык поднять к твердому небу и удерживать позу. |
«Маляр»
|
Отработать движения языка вверх и его подвижность. |
Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад. Методические указания. - Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. - Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. |
«Горка» |
Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка. |
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удержать позу.
|
«Дятел» |
Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
|
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп. Методические указания. - Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. - Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим. - Кончик языка не должен подворачиваться. - Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя. |
Перечень артикуляционных упражнений
для детей 6-7 лет
Условия выполнения:
1. упражнения проводятся под счет, по названиям, перед индивидуальным зеркалом;
2. проводить 3-5 раз в день;
3. применять упражнения в режимных моментах, на занятии, на прогулке;
4. в планирование включать 3 упражнения для губ, 4 для языка ИЛИ 4 для губ, 3 для языка;
5. планировать по 6-7 упражнений в неделю. В месяц не более 9 упражнений.
6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.
Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.
Название упражнения |
Цель |
Инструкция по выполнению упражнения |
«Лягушка - хоботок»
|
Совершенствовать умения детей чередовать движения губ вперед (хоботок) - в стороны (улыбка). |
На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».
|
«Лопаточка»
|
Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положение.
|
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти. Методические указания: 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, надо выполнить упражнение «Месим тесто». |
«Иголочка»
|
Выработать умение удерживать язык в напряженном состоянии, делая кончик языка «острым». |
Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу, чтобы он был «острым», как жало. Методические указания: 1. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх. |
«Лопаточка - иголочка»
|
Совершенствовать умение детей чередовать положение языка «широкий - узкий». |
На счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и упражнение «Иголочка».
|
«Змейка» |
Вырабатывать умение делать язык узким и управлять движениями языка. |
Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его, сделать узким. |
«Часики»
|
Выработать умение двигать язык к уголкам рта: вправо – влево. |
Улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем влево. Чередовать движения под счет или читая стихотворение для этого упражнения. Методические указания. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. |
«Трубочка» |
Выработать умение поднимать края языка, сворачивая в трубочку. |
Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку. |
«Качели»
|
Вырабатывать умение быстро менять положение языка «верх - низ». |
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз. Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. |
«Чашечка» «Лопатка»-«Чашечка» |
Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. |
Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Методические указания. - Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. - Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. - При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов. |
«Индюк» |
Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части. |
Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет). Методические указания. - Следить, чтобы язык был широким и не сужался. - Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону. - Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд. |
«Лошадка»
|
Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
|
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Методические указания: 1. Упражнение в начале выполняется в медленном темпе, потом темп убыстряется. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, ребенок должен выполнять упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к упражнению «Лошадка». 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался вовнутрь, т.е., чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. |
«Грибок» |
Учить удерживать язык вверху. |
Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами. |
«Гармошка» |
Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку. |
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. Методические указания. - Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот. - Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5. - Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка. |
«Почистим зубы»
|
Совершенствовать умение поднимать язык на верхние зубы и класть перед нижними зубами. |
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить верхние, нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. Методические указания. - Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. - Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. - Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов. |
«Вкусное варенье» |
Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш. |
Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания. - Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. - Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. - Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». |
«Парус» |
Выработать умение подъема языка к верхнему небу и умения удерживания позы. |
Рот открыт. Язык поднять к твердому небу и удерживать позу. |
«Маляр»
|
Отработать движения языка вверх и его подвижность. |
Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад. Методические указания. - Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. - Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. |
«Горка» |
Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка. |
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удержать позу.
|
«Дятел» |
Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.
|
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп. Методические указания. - Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. - Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим. - Кончик языка не должен подворачиваться. - Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя. |
«Пулеметик» |
Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка. |
Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Методические указания. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. |
«Футбол»
|
Укрепить мышцы кончика языка и щёк. |
Рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку. |
«Катушка» |
Выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, выгибать спинку языка и активизировать язык. |
Улыбнуться, показать зубы, рот приоткрыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, перевернуть язык. Удерживать в таком положении.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)
Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1. «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М...
Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.
В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...
Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...
Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза
В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....
консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...
Тематическая консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБорисоглебского городского округа Борисоглебская средняя общеобразовательная школа №13 структурное подразделение детский сад...
Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений
Артикуляционная гимнастика, примеры артикуляционных упражнений ...