Формирование временных представлений у дошкольников
методическая разработка (логопедия, старшая группа) по теме
Программа по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические средства и психолого-педагогическая коррекция
временных представлений
у дошкольников старшего возраста с ОНР III уровня
Блоки коррекции | Цель коррекции | Средства коррекции | Материалы и оборудование |
Блок I «Части суток» | Закреплять представления детей о частях суток, их названиях, последовательности и сменяемости; развивать активный словарь детей, учить их использовать в речи слова, обозначающие природные явления, свойства и качества объектов живой и неживой природы; развивать навыки применения этих слов в разговорной речи. Учить детей вслушиваться в обращенную речь. Развивать самостоятельную развернутую фразовую речь. Учить отгадывать загадки по содержанию и характеру деятельности в различное время суток. Учить составлять предложения со словами: утром, днем, вечером, ночью. Учить детей преобразовывать глаголы (спи – спит, спят, спали, спала). Расширять возможности пользоваться диалогической формой речи. Закрепить знания детей о частях суток, какая часть больше, а какая меньше, порядок, в котором они следуют друг за другом. Учить составлять рассказы о каждом времени суток: как изменяется природа, чем занимаются люди. Учить называть приемы пищи и слова приветствия в разное время суток. Учить использовать предлоги: «перед», «за», «после». | Игра «Загадки и отгадки». Дидактическая игра «Часы гнома Тик-Так». Игра «Нарисуй и расскажи, что будет потом». Стихотворения: «Утро», «День», «Вечер», «Ночь». Игра «Отгадай часть суток, объясни, почему ты так думаешь». Игра «что мы делали – не скажем» Игра «Разложи по порядку» Выучить поговорку: «Утро, день, вечер, ночь сутки прочь». Игра с мячом «Сутки» | Хрестоматия. Наглядная модель часов гнома Тик-Так. Изображение гнома Тик-Так. Картинки с изображением частей суток. |
Блок II «Сегодня, завтра и вчера» | Учить различать слова «сегодня», «завтра» и «вчера» и правильно ими пользоваться. Учить преобразовывать предложения за счет изменения времени действия; изменения вида глагола. Учить составлять рассказы на темы: - что я делал вчера; что я делаю сегодня; что я планирую сделать завтра. | Игра «покажи, что ты делал». Игра с мячом «Закончи фразу» Стихотворение «Сегодня, Завтра и Вчера» | Картины. Часы гнома тик- так. Мяч. Хрестоматия. |
Блок III «Дни недели» | Дать понятие детям о днях недели, что они сменяют друг друга по очереди. Помочь детям выучить стихотворение наизусть. Учить отвечать на вопросы полным ответом. Развивать самостоятельную развернутую фразовую речь. Закреплять знания детей о порядке следования дней недели. Развивать у детей внимание, память, мышление. Закреплять навык составлять разные типы предложений. Выучить наизусть считалку, закрепляя навык правильного произношения звуков. Учить составлять рассказы по серии картин о том, что Рыжик делал в разные дни недели. Развивать у детей навыки использования в разговорной речи слов, обозначающих временные категории. Развивать внимание, память, мышление. Отвечать на вопросы без опоры на карточки: - «Сегодня понедельник. Музыкальное занятие будет через два дня. В какой день будет музыкальное занятие?» | Стихотворение «Веселая неделя» Игра «Закончи предложение» - (Если сегодня понедельник, то завтра будет…) Упражнение «Какой день?» Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй» Считалка «Дни недели» Игра «Память» Игра с карточками «Дни недели» | Хрестоматия. Мяч. Изображение дома недели. Изображение гномов. Наглядная модель часов недели с двигающейся стрелкой. Альбомные листы, краски и кисти. Карточки дни недели. |
Блок IV «Месяцы» | Познакомить детей с месяцами года, о порядке их следования друг за другом, об их длительности, емкости, узнать, что длится дольше – месяц или год, месяц или неделя, какие изменения происходят в природе, как меняется жизнь животных в каждом месяце. Учить составлять различные типы предложений: простые распространенные; предложения с противительным союзом «а»; сложноподчиненные предложения с придаточными предложениями причины (потому что) («Один месяц продолжается четыре недели, а каждая неделя длится семь дней» «Дольше всего длится год, потому что для того, чтобы прошел год, должны пройти двенадцать месяцев»). Разучивание четверостиший с названиями месяца. Расширять знания и представления детей о каждом месяце года, о явлениях, происходящих в природе, жизни людей, животных, насекомых и растений, о погодных изменениях. Закрепить знания и представления детей о ходе времени. Объяснить детям, для чего нужно знать время («Чтобы никогда не опаздывать, планировать свои дела, одеваться соответственно времени года, знать, когда наступит день рождения, праздники и т.д.») | Стихотворения: «Декабрь», «Январь», «Февраль», «Март», «Апрель», «Май», «Июнь», «Июль», «Август», «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь». Дидактическая игра «Волшебное дерево» Четверостишия с названиями месяцев Песенка – игра «Гномики» | Хрестоматия. Пособие «Волшебное дерево». Изображение братьев Месяцев. Наглядная модель часов братьев Месяцев. |
Блок V «Времена года» | Дать понятие детям, что год делится на 4 сезона или 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Развивать внимание, мышление. Разучить стихотворение о зиме. Закрепить навык составления рассказов по картине. Учить детей образовывать относительные прилагательные со значением соотнесенности к природным явлениям («пушистый», «серебристый»). Уточнить знания о признаках зимы, о зимних забавах. Учить изменять форму глаголов по лицам («леплю», «лепишь», «лепит снеговика»…). Развивать у детей самостоятельную развернутую фразовую речь. Отгадывание загадок о весне. Уточнить знания детей о признаках весны. Закреплять у детей умение образовывать относительные прилагательные («Весеннее солнце какое? (теплое, ласковое, высокое, долгожданное»). . Развивать у детей самостоятельную развернутую фразовую речь Отгадывание загадок о лете. Уточнить знания детей о признаках лета. Закреплять навыки словообразования («У лягушки быстрые ноги – она быстроногая»). Закрепить навык составления рассказов по теме с использованием ранее отработанных синтаксических конструкций. Отгадывание загадок об осени. Уточнить знания детей о признаках осени. Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышление, речевой ритм. Обобщить и систематизировать представления детей о временах года, их названиях, последовательности и сменяемости; развивать активный словарь детей, учить их использовать в речи слова, обозначающие природные явления, свойства и качества объектов живой и неживой природы; развивать навыки применения этих слов в разговорной речи. | Игра «Закончи предложение» Стихотворение «Зима» Игра на восприятие «Собери картинку и опиши ее» Игра «Поправь Незнайку» Игра «Что изменилось?» Стихотворение «Весна» . Игра «Образуй новое слово» Стихотворение о лете Игра «Дополни предложения» Игра «Ответь правильно» Стихотворение об осени. Пособие «Волшебное дерево», игра «Исправь ошибку» Пособие «Волшебное дерево», игр «Что? Где? Когда?». Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд?» | Хрестоматия. Изображения сестер – Времен года. Изображения братьев Месяцев. Наглядная модель часов Времен года. Пособие «Волшебное дерево». Картины по временам года. Чудесное колесо «Времена года» |
Блок VI «Понимание обратимых активных и пассивных конструкций» | Обучать детей логике линейного развертывания событий во времени. Формировать умения устанавливать последовательности знакомых детям видов деятельности в режиме дня. Знакомить с возрастными изменениями, происходящими с человеком. Устанавливать последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок и развивать понимание причинно-следственных отношений, развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, связную речь. Закреплять навык составления рассказов по серии картин. | Игра «Нарисуй и расскажи, что будет потом». «Нарисуй и расскажи, что было раньше». «Нарисуй и расскажи, что было раньше и что будет потом». «Нарисуй и расскажи, что может происходить в середине этой истории». Игра «Что сначала, что потом?» Игра-занятие «Истории в картинках» | Комплекты карточек «Истории в картинках». Карандаши, схемы с картинками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование наглядного моделирования при формировании временных представлений у дошкольников с интеллектуальными ограничениями
Формирование и развитие восприятия, представления и понятия времени в процессе обучения умственно отсталых детей – одна из важ важнейших и сложных проблем коррекционно – развивающей работы в спец...
Формирование временных представлений старших дошкольников
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребёнка. Он является основой для формирования новых психических образований, которые будут развиваться в процессе дальнейшей деятельности р...
Формирование временных представлений старших дошкольников
Материал для выступления на семинаре...
Консультация для воспитателей: «Объемная модель: ее использование при формировании временных представлений у дошкольников»
Составной частью всестороннего развития дошкольника является формирование понятий и представлений о времени. Основные задачи ознакомления с временными эталонами четко сформулированы Е. Щербаковой и ...
Проблемы формирования временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Особенности усвоения знаний, умений и навыков у дошкольников с задержкой психического развития связаны с особенностями развития психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения.У д...
Формирование временных представлений у дошкольников
Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлени...
Методика работы по формированию временных представлений у дошкольников с задержкой психического развития
Работа по формированию временных преставлений (времена года, названия месяцев, дни недели, части суток, понятия «вчера», «сегодня», «завтра») велась в ГДОУ № 64 комбинированного вида в группе дл...