Тема : « ГРИБЫ.ЯГОДЫ »
календарно-тематическое планирование (логопедия, подготовительная группа) по теме

                                 

 

Задачи

Непосредственно

образовательная деятельность

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

 

Познание

Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе.

Закрепить обобщающее понятие «ГРИБЫ», «ЯГОДЫ» ; названия различных грибов и ягод ; место их произрастания ; существенные признаки . Развивать воображение, творческое мышление. Активизировать внимание и память детей. Учить сравнивать , анализировать , устанавливать простейшие причинно – следственные связи , делать обобщение.

 

·         Формирование целостной картины мира

 Тема :  «Царство растений – грибы»

Цели : Образовательные:

Познакомить с разнообразием грибов , выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных , служат домом некоторым насекомым. Рассказать о строении грибов , объяснить , как правильно собирать грибы.

Развивающие:

Развивать воображение и творческое мышление .

Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов : боровик, подберезовик, подосиновик, маслёнок, сыроежка и т.д.

 Обучать составлению  рассказа из личного опыта , пересказывать литературный текст.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе , которая щедро одаривает нас своими богатствами.

 

·         Беседы :

- «Грибы . Какие они?»

·         Рассказ воспитателя

- «О разнообразии грибов»

- «Съедобные – несъедобные грибы»

- «Правила поведения в лесу»

·         Рассматривание иллюстраций, картин с изображением  ягод и  грибов , муляжей

·         «Грибная  и ягодная страна» ( сказочное путешествие)

·         Поисково – исследовательская деятельность :

- «Как не заблудиться в лесу»

- «Как отличить двойника гриба»

- «Что нужно грибам для роста»

- «Изучаем строение гриба»

- «Ядовитые ягоды Помнить и знать»

Экспериментирование

- «Хватает ли света?»

Дидактические игры :

- «Ягоды : лесные и садовые»

- «Угадай по вопросам и ответам»

       Рассматривание

- фотоиллюстраций с изображением  грибов и ягод

- муляжей  грибов

·         Настольно – печатные игры

- «Лото»

- «Домино»

- «В лес за грибами и за ягодами»

- «Грибы - ягоды»

- «Запасём для белочки грибов»

- «Дары леса»

- «Что где растёт?»

·         Создание папки – передвижки

- «Осторожно! Ядовитые грибы и ягоды»

- Совместная работа с использованием природного и бросового материала «Осенние подарки»

Рекомендации

- наблюдения в естественной среде в лесу

- поход в лес за грибами и за ягодами- знакомство с правилами сбора грибов и ягод

-обследование объекта

Приготовление ягодных соков, приготовление варенья, заготовка грибов : сушка, соление, маринование.

 

 

 

·         Формирование элементарных математических представлений

Тема :»В лес за грибами и ягодами»

Цели :

- развивать навыки ориентации на листе бумаги;

- развивать умение находить оптимальное решение путем сравнения двух чисел , выстраивания последовательности чисел по возрастанию или убыванию;

- формировать классифицирующую деятельность – формировать навыки классификации по форме , величине, цвету;

- развивать навыки решения простейших арифметических задач и «записи» решения задачи с помощью карточек с числами из арифметического набора;

- развивать логическое мышление;

- закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10

- развитие общей и мелкой моторики.

 

·         Конструирование из природных материалов (коллективная работа)

Тема : «В грибном и ягодном лесу»

Цели :

Учить использовать особенности природного материала и его формы в целях создания целостной и гармоничной композиции. Развивать навыки коллективной работы , распределять работу , согласовывать свои действия. Учить видеть в природном материале вторую сущность , учить видеть в привычных вещах аналогию , сходство с другими объектами. Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление; развивать общую и мелкую моторику рук.

        

         И/У – «Опиши, я угадаю»

Р/И – «Что лишнее?»

 

- Разгадывание кроссвордов

 - ребусов

- головоломок

- чтение скороговорок

- Экологические сказки

- Заучивание пословиц и поговорок

- Составление описательных загадок о грибах и ягодах

 

·         Игры на развитие памяти

- «Послушай, запомни, повтори»

- «Что пропало?»

 

 

·         ФЭМП :

 

- И/У «От меньшего к большему» ( выкладывание по размеру»

- И/У «Раньше – позже» ( выявление временных  представлений)

- с грибами «Порядковый счёт» ,

- «В поисках земляничной полянки» - ориентация на листе бумаги , с использованием заданных маршрутов

- решение арифметических задач «Грибной и ягодный урожай», «Будь внимателен», «Нарисуй по клеточкам»

 

·         Работа с энциклопедией

«Большая энциклопедия для дошкольника» ( изд-во   ОЛМА – ПРЕСС)

·         «Когда созревает ягодка?» ( выбор варианта ответа)

- Работа в тетрадях по графическому письму «Продолжи узор из грибов, ягод», «Нарисуй такой же»

 

 

 

- Самостоятельная работа с природным материалом и пластилином

 

 

 

Коммуникация

 

Закрепить названия  грибов и ягод.

Закрепить типы словообразования.

Учить подбирать яркие эпитеты – прилагательные для описания грибов и ягод.

Развивать навыки составления описательного рассказа с помощью схемы – алгоритма по теме «Грибы» и «Ягоды».

Учить понимать образный смысл загадок , составлять и отгадывать их.

 

·         Развитие речи

Тема : «Загадки о грибах и ягодах»

Цели :

Связная речь : продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос , строя предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа из опыта детей.

Развитие словаря :  активизировать названия  грибов и ягод.Закрепить обобщающее понятие «грибы», «ягоды».Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.. Учить понимать образный смысл загадок. Формирование грамматического строя речи. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Звуковая культура речи :

- Закреплять правильное произношение звука «Р»; учить выделять звук «Р» в начале , середине и конце слова. Уметь выкладывать схему слова. Составлять с заданным словом предложение и схему к нему.

·         Беседы

- с использованием личного опыта детей ( «Как мы собирали с родителями грибы и ягоды»)

 

·         Свободное общение

- «Что такое грибы?»

- «Ягоды. Какие они?»

- «Какая польза от  ягод?»

- «Как заготавливают грибы и ягоды  на зиму?»

 

·         Рассматривание картины «В лес за грибами и ягодами» ( дидактический материал «Лето.Осень», «Ягоды – съедобные и ядовитые»

·         Упражнение «Если бы я был грибом…» (эмпатия)

·         Творческие задания :

- «Что будет, если…»

- «Хорошо , плохо»

- «Грибы – это…»

- «Ягоды – это …»

Свободное общение : «Где растут грибы и ягоды?» , «Какие грибы ты знаешь?» , «Зачем в лесу грибы?»

 

Совместное изготовление макета осеннего леса «Грибная полянка» , «Ягоды – лесные и садовые»

Социализация

 

Воспитывать заботливое  и бережное отношение к  лесным дарам : грибам и ягодам.

Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности.

 

·         Создание предметно – развивающей среды и совместно изготовление атрибутов для с/р игр :

- «Семья. Прогулка в лес»»

- «Повар. Заготовка грибов и ягод на зиму.»

- Составление алгоритмов к сюжетно – ролевым играм с помощью моделей

- Оформление коллекции «Грибы – съедобные и не съедобные» из иллюстративного материала

·         Сюжетно – ролевые игры :

- «Семья. Семейный обед из грибных блюд»

 

 

 

·         Лепка атрибутов для с/р игр из солёного теста

 

 

 

Художественное творчество

 

Учить видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета. Развивать творческую фантазию , умение видеть

·         Рисование

Тема : «Грибной ёжик»

Цели : Учить рисовать ежа – туловище с заостренной мордочкой  маленькие лапки , торчащие иглы  , на которых изображены опавшие листья, грибы , трава.

- Упражнять в рисовании восковыми мелками.

- Развивать чувство композиции.

- Развивать общую и мелкую моторику.

·         Рисование

Тема :»Гриб – трутовик»

Цели : учить использовать особенности природного материала и его формы в целях создания живописной композиции. Учить использовать  в работе ранее полученные навыки и умения. Развивать аккуратность, чувство гармонии. Развивать общую и тонкую моторику.

·         Аппликация

Тема : «Натюрморт» ( «Ягоды и грибы на тарелке»)

Цели : -  Уточнять представления детей о форме ягод и грибов , их характерных особенностях : углубления , вытянутость , форма шляпки и ножки. Учить это передавать в аппликации , добиваясь большего сходства изображения с натуральными объектами.

- Развивать общую и мелкую моторику.

·         Лепка  ( на пластине)

Тема  :    «Гриб боровичок»

Цели : - Развивать навыки создания рельефного изображения из пластилина на пластине. Совершенствовать навыки разминания и размазывания пластилина . Учить пользоваться стекой для придания изображению выразительности.

Развивать общую и мелкую моторику.

 

        ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :

·         Ручной труд :

- вышивание на картоне «Грибы» «Ягоды»

 

·         Коллективная аппликация

- «Лесная полянка»

·         Аппликация

-«Грибы в корзине»

·         Лепка

- «Собираем  грибы»

·         Игровые ситуации : «Если ты оказался один в лесу» , «Вот они грибы»

·         - Оформление альбома «Грибы и ягоды»

·         - оформление фотовыставки «Как мы ходили в лес за грибами и ягодами»

·         - Набгр карточек из серии «Первые уроки» - «Грибы и ягоды»

·         Продуктивная деятельность :

- рисование, лепка, аппликация с использованием шишек, листьев, плодов деревьев , бросового материала.

- рисование, лепка, аппликация грибов и ягод  с использованием нетрадиционных техник.

 

 - Рисование по желанию с использованием трафаретов грибов , ягод , раскраски  по теме.

 

- Рассматривание иллюстраций , дидактического материала из альбома «Лето. Осень»

 

Изготовление шапочек – масок для детей

 

Музыка

 Приобщать детей к искусству. Учить слушать музыкальные произведения , воспевающие природу. Воспитывать художетсвенно – эстетический вкус.

Планирование занятий по плану музыкального руководителя

 

·         Слушание музыкальных произведений

- ( П.И.Чайковский  «Времена года. Осень.»)

- Л.Абелян «По грибы»

- Раухвергер «Грибок»

 

·         Пение  

-«Грибы - грибочки» (Т.Бокова)

- «По малину в сад пойдём»

·         Танец «Ягодка лесная»

-  М/И  «По грибы»

 

 

- Обыгрывание сказки «Под грибом»В.Сутеева для малышей

 

 

- Музыкально – игровое творчество

 

Осенний утренник «Осень золотая в гости к нам пришла!»

 

 

 

Изготовление костюмов для драматизации сказки «Под грибом» В.Сутеева

 

Здоровье

Формировать представления детей о пользе ягод и грибов для человека   и как очень вкусных продуктов питания, о лечебных свойствах ягод.

 

·         Беседы :

- «О пользе  ягод и грибов  для человека»

- «Культура приёма пищи»

 

 

 

- Рассматривание плаката «Витамины»

 

Информационно – наглядная агитация в приёмной : папки – передвижки, статьи в родительском уголке и т.д.

 

Безопасность

Формировать представление о  ядовитых грибах и ягодах ; о правилах их сбора. Повторить правила поведения в лесу.

 

 

·         Беседы и ситуативные разговоры с детьми :

- «Почему нельзя употреблять в пищу незнакомые ягоды и грибы»

- О правилах безопасного поведения в  лесу»

 

- С участием старшей медсестры :

- «Что мы знаем о съедобных и ложных грибах»

 

- Рассматривание книг, видео, презентаций

 

- Д/И «Хорошо – плохо»

 

 

- Рассматривание иллюстраций , связанных с правильным употреблением в пищу грибов и ягод, способах их сбора и  приготовления в пищу.

- оформление стенгазеты «Осторожно ! Ядовитые грибы и ягоды»

Труд

Воспитывать желание ухаживать за садовыми ягодными кустами ( крыжовник, смородина, малина).  Оказывать помощь взрослым при посадке саженцев.

Учить пользоваться выносным оборудованием для трудовой деятельности  ( веники, грабли, вёдра, носилки, лопаты, рыхлители, лейки)

 

- Уход за   кустами ( полив, рыхление , внесение удобрений , подвязывание сломанных веток, уборка опавшей листвы , прополка)

- приведение в порядок земельной площади огорода после сбора урожая (выдёргивание сорняков , перекапывание земли)

 

 

·         Ручной труд :

- Лепка атрибутов для сюжетно – ролевых игр

- Папье – маше « Ягоды, грибы»

- изготовление книжечек «Грибы» , «Ягоды»

- карточки для штриховки по теме

- пазлы «Грибы» «Ягоды»

 

- Знакомство с профессиями садовода.

·         Поручения :

- сбор  урожая ягод

- утепление многолетних культур  листьями и травой

 

·         Игра:

- « У медведя во бору»

 

 

Чтение художественной литературы

Развивать художественное восприятие и эстетический вкус , развивать литературную речь

·         Чтение сказки «Под грибом» В.Сутеева

Цели : - - Учить понимать смысл сказки , заключённую в ней мораль

- Учить домысливать, понимать «написанное между строк».

- Развивать пантомимические навыки : учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации.

 

·         Чтение

- В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

- З.Александрова «В грибном царстве»

- П.Потёмкин «Мухомор»

- Т.А.Шорыгина «Туесок брусники»

- «Голубая ягодка»

- «В лес за земляникой»

- «Клубника румянится»

- «Подосиновик»

- Загадки об овощах и фруктах

·         Работа  в книжном уголке рассматривание иллюстраций, фотографий , муляжей ,дидактических альбомов, наборов открыток по теме.

 

- Создание условий для чтения стихов и скороговорок , загадывания загадок , пословиц  и поговорок об  ягодах и грибах

 

- Чтение художественной и познавательной литературы по теме

Физическая культура

Развивать выносливость , силу, ловкость, совершенствовать навыки различных видов ходьбы, бега, прыжков  в ходе прогулок ,  походов в лес

 

·         Пальчиковая гимнастика :

- «Ягоды»

- «Мухомор»
- «мы маслята»

- « По грибы»

- «мы грибочки собираем»

 

·         Подвижные   игры :

- «Охотники и грибы»

- «У медведя во бору»

- «Сад»

- «Сортируем  ягоды»

 

·          Малоподвижная игра

-«Найди и промолчи» ( муляж грибов или ягод  по выбору детей)

 

- И/У «В лесу»

 

·         Физкультурный досуг

- « В лес за грибами и за ягодами»

·         Эстафета

- «Сбор  грибов»

·         Спортивная игра

- «Путешествие  в лес»

 

Самостоятельные подвижные игры детей (  по желанию)

Физкультурный досуг «В лес за грибам и за ягадами»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по теме "Грибы, ягоды"

Представленое комплексно- тематическое планирование по теме "Грибы, ягоды" содержит задачи, работу с детьми, взаимодействие с родетелями....

Методические рекомендации для родителей по темам: "Грибы", "Ягоды".

Методические рекомендации родителям по закреплению лексических тем: "Грибы", "Ягоды"....

Игровой сеанс Тема: "Грибы-ягоды"

В материале представлен фотоотчет игрового сеанса в СРП по лексической теме "Грибы-ягоды"...

Педагогический проект на тему: «Грибы, ягоды» для старшего дошкольного возраста.

Целеполагание.Ягода – это небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарников и травянистых растений, которые растут в лесах и садах. В зависимости от места произрастания ягоды называются лесными и ...

Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"

Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...

"Грибы " Ознакомление с окружающим для детей 5-6 лет. лексическая тема " Грибы .Ягоды"

Занятие по ознакомлению с окружающим для детей 5-6 лет.По теме « Грибы»Воспитатель:- Я пришла сегодня не с пустыми руками. Посмотрите, что я вам принесла. Что это? (показать корз...