Тема : « ГРИБЫ.ЯГОДЫ »
календарно-тематическое планирование (логопедия, подготовительная группа) по теме
Задачи | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Познание | ||||
Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о природе. Закрепить обобщающее понятие «ГРИБЫ», «ЯГОДЫ» ; названия различных грибов и ягод ; место их произрастания ; существенные признаки . Развивать воображение, творческое мышление. Активизировать внимание и память детей. Учить сравнивать , анализировать , устанавливать простейшие причинно – следственные связи , делать обобщение.
| · Формирование целостной картины мира Тема : «Царство растений – грибы» Цели : Образовательные: Познакомить с разнообразием грибов , выделив группы съедобных и несъедобных. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов – они опасны для человека, но являются лекарством для некоторых животных , служат домом некоторым насекомым. Рассказать о строении грибов , объяснить , как правильно собирать грибы. Развивающие: Развивать воображение и творческое мышление . Развивать словарь, обогащая его названиями различных грибов : боровик, подберезовик, подосиновик, маслёнок, сыроежка и т.д. Обучать составлению рассказа из личного опыта , пересказывать литературный текст. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе , которая щедро одаривает нас своими богатствами.
| · Беседы : - «Грибы . Какие они?» · Рассказ воспитателя - «О разнообразии грибов» - «Съедобные – несъедобные грибы» - «Правила поведения в лесу» · Рассматривание иллюстраций, картин с изображением ягод и грибов , муляжей · «Грибная и ягодная страна» ( сказочное путешествие) · Поисково – исследовательская деятельность : - «Как не заблудиться в лесу» - «Как отличить двойника гриба» - «Что нужно грибам для роста» - «Изучаем строение гриба» - «Ядовитые ягоды Помнить и знать» Экспериментирование - «Хватает ли света?» Дидактические игры : - «Ягоды : лесные и садовые» - «Угадай по вопросам и ответам» | Рассматривание - фотоиллюстраций с изображением грибов и ягод - муляжей грибов · Настольно – печатные игры - «Лото» - «Домино» - «В лес за грибами и за ягодами» - «Грибы - ягоды» - «Запасём для белочки грибов» - «Дары леса» - «Что где растёт?» | · Создание папки – передвижки - «Осторожно! Ядовитые грибы и ягоды» - Совместная работа с использованием природного и бросового материала «Осенние подарки» - Рекомендации - наблюдения в естественной среде в лесу - поход в лес за грибами и за ягодами- знакомство с правилами сбора грибов и ягод -обследование объекта Приготовление ягодных соков, приготовление варенья, заготовка грибов : сушка, соление, маринование.
|
| · Формирование элементарных математических представлений Тема :»В лес за грибами и ягодами» Цели : - развивать навыки ориентации на листе бумаги; - развивать умение находить оптимальное решение путем сравнения двух чисел , выстраивания последовательности чисел по возрастанию или убыванию; - формировать классифицирующую деятельность – формировать навыки классификации по форме , величине, цвету; - развивать навыки решения простейших арифметических задач и «записи» решения задачи с помощью карточек с числами из арифметического набора; - развивать логическое мышление; - закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10 - развитие общей и мелкой моторики.
· Конструирование из природных материалов (коллективная работа) Тема : «В грибном и ягодном лесу» Цели : Учить использовать особенности природного материала и его формы в целях создания целостной и гармоничной композиции. Развивать навыки коллективной работы , распределять работу , согласовывать свои действия. Учить видеть в природном материале вторую сущность , учить видеть в привычных вещах аналогию , сходство с другими объектами. Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление; развивать общую и мелкую моторику рук.
| И/У – «Опиши, я угадаю» Р/И – «Что лишнее?»
- Разгадывание кроссвордов - ребусов - головоломок - чтение скороговорок - Экологические сказки - Заучивание пословиц и поговорок - Составление описательных загадок о грибах и ягодах
· Игры на развитие памяти - «Послушай, запомни, повтори» - «Что пропало?»
· ФЭМП :
- И/У «От меньшего к большему» ( выкладывание по размеру» - И/У «Раньше – позже» ( выявление временных представлений) - с грибами «Порядковый счёт» , - «В поисках земляничной полянки» - ориентация на листе бумаги , с использованием заданных маршрутов - решение арифметических задач «Грибной и ягодный урожай», «Будь внимателен», «Нарисуй по клеточкам»
· Работа с энциклопедией «Большая энциклопедия для дошкольника» ( изд-во ОЛМА – ПРЕСС) · «Когда созревает ягодка?» ( выбор варианта ответа) | - Работа в тетрадях по графическому письму «Продолжи узор из грибов, ягод», «Нарисуй такой же»
- Самостоятельная работа с природным материалом и пластилином |
|
Коммуникация
| ||||
Закрепить названия грибов и ягод. Закрепить типы словообразования. Учить подбирать яркие эпитеты – прилагательные для описания грибов и ягод. Развивать навыки составления описательного рассказа с помощью схемы – алгоритма по теме «Грибы» и «Ягоды». Учить понимать образный смысл загадок , составлять и отгадывать их.
| · Развитие речи Тема : «Загадки о грибах и ягодах» Цели : Связная речь : продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопрос , строя предложения из 4-6 слов. Развивать навыки составления рассказа из опыта детей. Развитие словаря : активизировать названия грибов и ягод.Закрепить обобщающее понятие «грибы», «ягоды».Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.. Учить понимать образный смысл загадок. Формирование грамматического строя речи. Упражнять в образовании прилагательных от существительных. Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных. Звуковая культура речи : - Закреплять правильное произношение звука «Р»; учить выделять звук «Р» в начале , середине и конце слова. Уметь выкладывать схему слова. Составлять с заданным словом предложение и схему к нему. | · Беседы - с использованием личного опыта детей ( «Как мы собирали с родителями грибы и ягоды»)
· Свободное общение - «Что такое грибы?» - «Ягоды. Какие они?» - «Какая польза от ягод?» - «Как заготавливают грибы и ягоды на зиму?»
· Рассматривание картины «В лес за грибами и ягодами» ( дидактический материал «Лето.Осень», «Ягоды – съедобные и ядовитые» · Упражнение «Если бы я был грибом…» (эмпатия) | · Творческие задания : - «Что будет, если…» - «Хорошо , плохо» - «Грибы – это…» - «Ягоды – это …» | Свободное общение : «Где растут грибы и ягоды?» , «Какие грибы ты знаешь?» , «Зачем в лесу грибы?»
Совместное изготовление макета осеннего леса «Грибная полянка» , «Ягоды – лесные и садовые» |
Социализация
| ||||
Воспитывать заботливое и бережное отношение к лесным дарам : грибам и ягодам. Воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности. |
| · Создание предметно – развивающей среды и совместно изготовление атрибутов для с/р игр : - «Семья. Прогулка в лес»» - «Повар. Заготовка грибов и ягод на зиму.» - Составление алгоритмов к сюжетно – ролевым играм с помощью моделей - Оформление коллекции «Грибы – съедобные и не съедобные» из иллюстративного материала | · Сюжетно – ролевые игры : - «Семья. Семейный обед из грибных блюд»
· Лепка атрибутов для с/р игр из солёного теста
|
|
Художественное творчество
| ||||
Учить видеть красоту природных объектов, разнообразие цвета. Развивать творческую фантазию , умение видеть | · Рисование Тема : «Грибной ёжик» Цели : Учить рисовать ежа – туловище с заостренной мордочкой маленькие лапки , торчащие иглы , на которых изображены опавшие листья, грибы , трава. - Упражнять в рисовании восковыми мелками. - Развивать чувство композиции. - Развивать общую и мелкую моторику. · Рисование Тема :»Гриб – трутовик» Цели : учить использовать особенности природного материала и его формы в целях создания живописной композиции. Учить использовать в работе ранее полученные навыки и умения. Развивать аккуратность, чувство гармонии. Развивать общую и тонкую моторику. · Аппликация Тема : «Натюрморт» ( «Ягоды и грибы на тарелке») Цели : - Уточнять представления детей о форме ягод и грибов , их характерных особенностях : углубления , вытянутость , форма шляпки и ножки. Учить это передавать в аппликации , добиваясь большего сходства изображения с натуральными объектами. - Развивать общую и мелкую моторику. · Лепка ( на пластине) Тема : «Гриб боровичок» Цели : - Развивать навыки создания рельефного изображения из пластилина на пластине. Совершенствовать навыки разминания и размазывания пластилина . Учить пользоваться стекой для придания изображению выразительности. Развивать общую и мелкую моторику. |
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : · Ручной труд : - вышивание на картоне «Грибы» «Ягоды»
· Коллективная аппликация - «Лесная полянка» · Аппликация -«Грибы в корзине» · Лепка - «Собираем грибы» · Игровые ситуации : «Если ты оказался один в лесу» , «Вот они грибы» · - Оформление альбома «Грибы и ягоды» · - оформление фотовыставки «Как мы ходили в лес за грибами и ягодами» · - Набгр карточек из серии «Первые уроки» - «Грибы и ягоды» | · Продуктивная деятельность : - рисование, лепка, аппликация с использованием шишек, листьев, плодов деревьев , бросового материала. - рисование, лепка, аппликация грибов и ягод с использованием нетрадиционных техник.
- Рисование по желанию с использованием трафаретов грибов , ягод , раскраски по теме.
- Рассматривание иллюстраций , дидактического материала из альбома «Лето. Осень» |
Изготовление шапочек – масок для детей |
Музыка | ||||
Приобщать детей к искусству. Учить слушать музыкальные произведения , воспевающие природу. Воспитывать художетсвенно – эстетический вкус. | Планирование занятий по плану музыкального руководителя
· Слушание музыкальных произведений - ( П.И.Чайковский «Времена года. Осень.») - Л.Абелян «По грибы» - Раухвергер «Грибок»
· Пение -«Грибы - грибочки» (Т.Бокова) - «По малину в сад пойдём» · Танец «Ягодка лесная» | - М/И «По грибы»
- Обыгрывание сказки «Под грибом»В.Сутеева для малышей
|
- Музыкально – игровое творчество |
Осенний утренник «Осень золотая в гости к нам пришла!»
Изготовление костюмов для драматизации сказки «Под грибом» В.Сутеева |
Здоровье | ||||
Формировать представления детей о пользе ягод и грибов для человека и как очень вкусных продуктов питания, о лечебных свойствах ягод. |
| · Беседы : - «О пользе ягод и грибов для человека» - «Культура приёма пищи»
|
- Рассматривание плаката «Витамины» |
Информационно – наглядная агитация в приёмной : папки – передвижки, статьи в родительском уголке и т.д. |
Безопасность | ||||
Формировать представление о ядовитых грибах и ягодах ; о правилах их сбора. Повторить правила поведения в лесу.
|
| · Беседы и ситуативные разговоры с детьми : - «Почему нельзя употреблять в пищу незнакомые ягоды и грибы» - О правилах безопасного поведения в лесу»
- С участием старшей медсестры : - «Что мы знаем о съедобных и ложных грибах»
- Рассматривание книг, видео, презентаций
- Д/И «Хорошо – плохо»
|
- Рассматривание иллюстраций , связанных с правильным употреблением в пищу грибов и ягод, способах их сбора и приготовления в пищу. | - оформление стенгазеты «Осторожно ! Ядовитые грибы и ягоды» |
Труд | ||||
Воспитывать желание ухаживать за садовыми ягодными кустами ( крыжовник, смородина, малина). Оказывать помощь взрослым при посадке саженцев. Учить пользоваться выносным оборудованием для трудовой деятельности ( веники, грабли, вёдра, носилки, лопаты, рыхлители, лейки) |
| - Уход за кустами ( полив, рыхление , внесение удобрений , подвязывание сломанных веток, уборка опавшей листвы , прополка) - приведение в порядок земельной площади огорода после сбора урожая (выдёргивание сорняков , перекапывание земли)
· Ручной труд : - Лепка атрибутов для сюжетно – ролевых игр - Папье – маше « Ягоды, грибы» - изготовление книжечек «Грибы» , «Ягоды» - карточки для штриховки по теме - пазлы «Грибы» «Ягоды»
- Знакомство с профессиями садовода. | · Поручения : - сбор урожая ягод - утепление многолетних культур листьями и травой
· Игра: - « У медведя во бору»
|
|
Чтение художественной литературы | ||||
Развивать художественное восприятие и эстетический вкус , развивать литературную речь | · Чтение сказки «Под грибом» В.Сутеева Цели : - - Учить понимать смысл сказки , заключённую в ней мораль - Учить домысливать, понимать «написанное между строк». - Развивать пантомимические навыки : учить детей создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. |
· Чтение - В.Катаев «Дудочка и кувшинчик» - З.Александрова «В грибном царстве» - П.Потёмкин «Мухомор» - Т.А.Шорыгина «Туесок брусники» - «Голубая ягодка» - «В лес за земляникой» - «Клубника румянится» - «Подосиновик» - Загадки об овощах и фруктах | · Работа в книжном уголке рассматривание иллюстраций, фотографий , муляжей ,дидактических альбомов, наборов открыток по теме.
- Создание условий для чтения стихов и скороговорок , загадывания загадок , пословиц и поговорок об ягодах и грибах |
- Чтение художественной и познавательной литературы по теме |
Физическая культура | ||||
Развивать выносливость , силу, ловкость, совершенствовать навыки различных видов ходьбы, бега, прыжков в ходе прогулок , походов в лес |
| · Пальчиковая гимнастика : - «Ягоды» - «Мухомор» - « По грибы» - «мы грибочки собираем»
· Подвижные игры : - «Охотники и грибы» - «У медведя во бору» - «Сад» - «Сортируем ягоды»
· Малоподвижная игра -«Найди и промолчи» ( муляж грибов или ягод по выбору детей)
- И/У «В лесу»
· Физкультурный досуг - « В лес за грибами и за ягодами» · Эстафета - «Сбор грибов» · Спортивная игра - «Путешествие в лес»
| Самостоятельные подвижные игры детей ( по желанию) | Физкультурный досуг «В лес за грибам и за ягадами» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по организации развивающей работы в условиях дома по лексическим темам: "Грибы. Ягоды", "Овощи. Фрукты", "Осень. Лес. Деревья"
Представлена подборка игр и упражнений для организации развивающей работы в условиях дома....
Комплексно-тематическое планирование по теме "Грибы, ягоды"
Представленое комплексно- тематическое планирование по теме "Грибы, ягоды" содержит задачи, работу с детьми, взаимодействие с родетелями....
Методические рекомендации для родителей по темам: "Грибы", "Ягоды".
Методические рекомендации родителям по закреплению лексических тем: "Грибы", "Ягоды"....
Игровой сеанс Тема: "Грибы-ягоды"
В материале представлен фотоотчет игрового сеанса в СРП по лексической теме "Грибы-ягоды"...
Педагогический проект на тему: «Грибы, ягоды» для старшего дошкольного возраста.
Целеполагание.Ягода – это небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарников и травянистых растений, которые растут в лесах и садах. В зависимости от места произрастания ягоды называются лесными и ...
Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"
Учебно-методический комплект по лексической теме "Грибы - ягоды"...
"Грибы " Ознакомление с окружающим для детей 5-6 лет. лексическая тема " Грибы .Ягоды"
Занятие по ознакомлению с окружающим для детей 5-6 лет.По теме « Грибы»Воспитатель:- Я пришла сегодня не с пустыми руками. Посмотрите, что я вам принесла. Что это? (показать корз...