Сотрудничество с родителями: игровые приёмы и краткое содержание лексико-грамматических тем в индивидуальных тетрадях детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности.
Для того, чтобы сотрудничество учителя-логопеда, педагогов группы для детей с ТНР и семьи было наиболее действенным, мы разработали систему домашних заданий. Выбор и последовательность предлагаемых тем основан на использовании материалов Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В., Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2010). Для меня, как учителя-логопеда, очень важно приобщить родителей к коррекционной работе по преодолению не только нарушений звукопроизносительной стороны речи. Но и ознакомить с игровыми приёмами в процессе совершенствования её лексико-грамматической стороны. Актуальность данного пособия обусловлена тем, что дети (ранее не получавшие логопедическую помощь и/или ранее неорганизованные дети) направляются к нам территориальной ПМПК на один учебный год в подготовительную группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. Поэтому работаем особенно чётко и слаженно, при этом стараемся помочь родителям увидеть проблему ребёнка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний. Как показывает опыт работы, предлагаемая система заданий успешно систематизирует лексико-грамматический материал. И, что особенно важно, очень наглядно убеждает родителей в необходимости закреплять изученную тему в домашних условиях. Предлагаемый дидактический материал готов для еженедельного обновления лексической странички в индивидуальных тетрадях. | Лексико-грамматические темы 1. ОСЕНЬ: наблюдения в природе. 2. ОВОЩИ: осень в огороде. 3. ФРУКТЫ: осень в саду. 4. ГРИБЫ: съедобные и несъедобные. 5. ЯГОДЫ: домашние заготовки. 6. ЗЛАКИ: осень в поле (хлеб и каша на столе). 7. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ. 8. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. 9. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ. 10. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ и их детёныши. 11. ДОМ. И ЕГО ЧАСТИ. Из чего строят дома. 12. ЗИМА: наблюдения в природе. Зимние месяцы. Новый Год. 13. ЗИМА: зимняя сказка. Зимние забавы. Зимняя одежда и обувь. 14. ЗООПАРК: дикие животные холодных и жарких стран. 15. ЧЕЛОВЕК: части тела. 16. МЕБЕЛЬ. ПОСУДА. 17. КАЛЕНДАРЬ: дни недели. Части суток. Двенадцать месяцев. 18. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА. 19. СЕМЬЯ: международный женский день. 20. ВЕСНА: наблюдения в природе. Весенние месяцы. 21. НАШ ГОРОД: адрес, городские учреждения. 22. ПРОФЕССИИ. ИНСТРУМЕНТЫ. 23. КОСМОС. 24. ТРАНСПОРТ: правила дорожного движения. 25. ШКОЛА: школьные принадлежности. 26. ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Труд человека весной. |
1. ОСЕНЬ: наблюдения в природе. Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, зонт, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, сентябрь, октябрь, ноябрь, листья, деревья, берёза, осина, рябина, клён, лиственница, сосна. Глаголы: желтеть, краснеть, опадать, лить, дуть, наступать, вянуть, моросить, срывать (листья), пожухнуть, расписать, хмуриться, облетать, накрапывать. Прилагательные: жёлтый, красный, сухой, холодный, мокрый, хмурый, осенний, унылый, пасмурный, золотая (осень), серые (дни), моросящий.
Продолжи предложение: Осенью сбрасывают листья дубы…(клёны, тополя, осины, берёзы, ивы…). Всю зиму остаются зелёными сосны…(пихты, ели, кедры…). Отгадай и повтори загадку: Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья. (Осень)
Нахмурится, насупится. В слёзы ударится – Ничего не останется. (Туча)
| Седой дедушка у ворот Всем глаза заволок. (Туман) | Падают с ветки Золотые монетки. (Листья) |
| 2. ОВОЩИ: осень в огороде. Существительные: морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, лук, бобы, горох, огурец, укроп, петрушка, репа, кабачок, тыква, перец, картофель, кочан, редька, баклажан, чеснок, ботва, стручок, урожай, грядка. Глаголы: расти, поливать, копать, выкапывать, вскапывать, полоть, сажать, сеять, срывать, выращивать, собирать. Прилагательные: зелёный, жёлтый, красный, синий, оранжевый, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, мелкий, крупный, большой, маленький, хрустящий, овощной, картофельный, капустный. Игра «1 – 5». Сосчитай до пяти: Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов. Один помидор … Одна грядка … Один кабачок … Какие бывают? (подбери слова-признаки) Морковь – сочная, длинная, хрустящая, твёрдая, оранжевая. Огурец - … Помидор - … Лук - … Сидит дед, в сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. (Лук) | Маленький, горький, луку брат. (Чеснок) | Под землёю птица Гнездо свила, Яиц нанесла. (Картофель) |
|
3. ФРУКТЫ: осень в саду. Существительные: апельсин, ананас, банан, груша, лимон, слива, яблоко, дерево, яблоня, мандарин, фрукт, персик, абрикос, косточка, кожура, сок, компот, варенье, джем. Глаголы: расти, цвести, зреть, плодоносить. Прилагательные: вкусный, сочный, сахарный, сладкий, кислый, нежный, ароматный, лимонный, яблочный, персиковый, банановый, грушевый. Игра «1 – 5». Сосчитай до пяти: груша, персик, апельсин. Одно яблоко – много яблок, один банан – много бананов Измени слово по образцу: Сок из яблока – яблочный сок. Сок из сливы – сливовый сок. Сок из груши – грушевый сок. Сок из апельсина – апельсиновый сок. Сок из персика – персиковый сок. Сок из винограда – виноградный сок. Отгадай и повтори загадку: Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые, И маленькие детки. (Яблоко) | Очень полезный, К чаю нарезан… Ярко-жёлтый, кислый он Называется…(Лимон)
| Вырос на дереве шар: Ароматный, оранжевый, Сочный и сладкий. Что это ребятки? (Апельсин) |
| 4. ГРИБЫ: съедобные и несъедобные. Существительные: боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, маслёнок, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, лисичка, опёнок, груздь, поганка, грибница, грибник, лукошко, чаща. Глаголы: расти, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, заблудиться, аукать. Прилагательные: белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, грибной (дождь, лето, поляна, год), дружные (опята). Наречия: рядом, далеко, близко. Игра «Один – много». Один гриб – много грибов; Одна шляпка - … Одна лисичка - … Один пень - … (используйте слова из словаря) Продолжи предложение: В лесу растёт много волнушек, груздей,… Грибы можно срезать… (положить в корзину, принести домой, почистить, нарезать, отварить, посушить, засолить, замариновать, пожарить). Отгадай и повтори загадку:
Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб) | А вот кто-то важный на беленькой ножке, Он с красною шляпкой, на шляпке – горошки. (Мухомор) |
|
5. ЯГОДЫ: домашние заготовки. Существительные: клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, клюква, земляника, рябина, ежевика, джем, повидло, варенье, кисель, компот. Глаголы: собирать, прятаться, принести, варить, сушить, угощать. Прилагательные: лесная, садовая, душистая, ароматная, сладкая, кислая, зелёная, красная. Измени слово по образцу: Компот из брусники – брусничный ... Компот из малины – малиновый… Из смородины – смородиновый… Из земляники - … Из клюквы - … Из ежевики - … Игра «1 – 5». Сосчитай до пяти: Одна ягодка, две ягодки, три ягодки, четыре ягодки, пять ягодок. Отгадай и повтори загадку: Две сестры летом зелены, К осени одна покраснеет, А другая почернеет. (Красная и чёрная смородина) | Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, пчёлы и медведи. (Малина) | Кто любит меня, Тот и рад поклониться. А имя дала мне родная землица. (Земляника) |
| 6. ЗЛАКИ: осень в поле (хлеб и каша на столе). Существительные: семена, поле, трактор, тракторист, комбайн, комбайнёр, колос, пшеница, рожь, мука, зерно, пшено, овёс, гречиха, хлеб, крупа, каша. Глаголы: пахать, боронить, сеять, убирать (урожай), молоть (зерно), замешивать (тесто), варить (кашу). Прилагательные: ароматный, вкусный, бескрайнее, золотой, рассыпчатая, манная, овсяная, гречневая, ржаной, пшеничный «Одна семейка» . Бросаем ребёнку мяч и задаём вопрос; ребёнок отвечает и возвращает мяч: Что люди пекут из ржаной муки? – Хлеб. –Как сказать ласково? – Хлебушек. -Как называют человека, который растит хлеб? – Хлебороб. -Как называется поле, на котором растёт хлеб? – Хлебное. -Как называется ёмкость для хранения хлеба? – Хлебница. Весь из золота отлит, На соломинке стоит. (Колос) В поле – метёлкой, В мешке – жемчугом. (Пшеница) | Пузырюсь я и пыхчу, Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня, Посадите в печь меня. (Тесто) Не море, а волнуется. (Поле, нива) | Одно бросил – целую горсть собрал. (Семя) Что не сеяно родится? (Трава) |
|
7. ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ. Существительные: ласточка, журавль, грач, скворец, лебедь, стриж, аист, жаворонок, дрозд, стая, клин, перья, пух, крыло, клюв. Глаголы: лететь, улетать, перелетать, зимовать, курлыкать, облетать. Прилагательные: журавлиный, утиный, гусиный, лебединая(песня, верность) Наречия: далеко – близко, жарко – холодно, высоко – низко. Игра «Чьи крылья?» Измени и назови слово по образцу: У журавля – журавлиные У гуся – … У лебедя - … У утки - … У грача – … У стрижа - … Продолжи предложение Осенью улетают в жаркие края стаи журавлей, ласточек… Мы расстаёмся до следующей весны со стрижами, аистами… Исправь ошибку Чёрная стриж – чёрный стриж Серое журавль - … Белый лебеди - … Быстрый ласточка - … Журавли кудахчут вдали - … Объясни пословицу: Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
| 8. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, сойка, куропатка, свиристель, рябчик, тетерев, глухарь. Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться. Прилагательные: красногрудый (снегирь), перелётные и зимующие (птицы). Наречия: далеко – близко, жарко – холодно, высоко – низко, тихо – громко. Какое слово не подходит? Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня. Сова, совушка, совет, совята, совиный. Ворона, воронка, вороний, воронёнок.
Продолжи предложение Нужно помочь перезимовать воробьям, синицам… Игра «Один – пять» Сосчитай до пяти Голубь, ворона, воробей … (используй слова из словаря) Например: один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.
Кто как говорит? Голубь – воркует … Сорока – стрекочет… Воробей - … Ворона - … |
9. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Существительные: волк, заяц, ёж, барсук, медведь, лось, олень, лиса, белка, кабан, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, шерсть, туловище, голова, дупло, берлога, нора, логово. Глаголы: ходить, прыгать, бегать, бродить, подкрадываться, подстерегать, рычать, заботиться, готовиться к зиме, запасать, рыть, строить, впадать (в спячку), грызть. Прилагательные: колючий, рыжий, серый, злой, пушистый, хитрый, бурый, трусливый, косолапый, длинноухий. Игра «Один – пять» Сосчитай до пяти Например: один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев. Один волк…, Один медведь…, Одна лиса…, Одна белка…, Один серый волк, два серых волка… пять серых волков.
У кого чей хвост? У кого чьи уши? Чей хвост у лисы? - Лисий. Чьи уши у медведя? – Медвежьи. (используйте для игры слова из словаря) Продолжаем игру на словообразование: Например: лиса – лисонька, лисичка, лис, лисёнок. | 10. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ и их детёныши.
Существительные: котята, щенки, телята, жеребята, ягнята, поросята, крольчата, куры, утки, гуси, цыплята, гусята, утята, индюк, индюшонок, бурёнка, хохлатка, квочка, наседка, выводок. Глаголы: резвиться, играть, выводить, высиживать, пасти, плавать, кормиться, визжать, доить, разводить, нахохлиться, подковать, объездить. Прилагательные: быстроногий, ловкий, неуклюжий, шустрый, вороной, игривый, заботливый. Назови детёнышей: У кошки – котята У свиньи – (поросята) У лошади – (жеребята) У собаки – (щенки) У коровы – (телята) У овцы – (ягнята)
Кто где живёт? Кролики – (в клетке, в крольчатнике) Лошадь – в конюшне Свинья – (в свинарнике) Куры – (в курятнике) Корова – (в коровнике) Собака – (в будке, в конуре) Отгадай загадку: Явился в жёлтой шубке: Сама пёстрая, ест зелёное, Прощайте, две скорлупки! Даёт белое. (Цыплёнок) (Корова) |
11. ДОМ. И ЕГО ЧАСТИ. Из чего строят дома. Бытовая техника.
Существительные: дом, пол, потолок, стена, дверь, крыша, чердак, окно, квартира, комната, кухня, коридор, подъезд, лестница, ступени, перила, строители, жильцы, балкон, лифт, этаж, кирпич, камень, стекло. Глаголы: строить, ломать, разрушать, ремонтировать, красить, мыть Прилагательные: новый, старый, многоэтажный, одноэтажный, деревянный, кирпичный, удобный, современный, тёплый, уютный, треугольный, квадратный, круглый, прямоугольный, овальный. Дом. С чем? (категория творительного падежа с предлогами С и СО) Дом с крышей. Дом с потолком. Дом со стенами. (И т.д. – смотри словарь) Игра «Один – пять» Сосчитай до пяти, добавь слово «МНОГО» Много – этажей, окон, лестниц, комнат, стен, потолков, полов, балконов… Назови форму. Крыша какая? (треугольная). Стена какая? (прямоугольная).
Кто приходит, кто уходит – Все её за ручку водят. (Дверь) | Хвост во дворе, нос в конуре, Кто хвост повернёт, Тот в дом и войдёт. (Ключ и замок) | Что это за дорога: Кто по ней идёт, Тот хромает? (Лестница) |
| 12. ЗИМА: наблюдения в природе. Зимние месяцы. Новый Год. Существительные: мороз, холод, ветер, снег, снегопад, снежинка, лёд, льдинка, снеговик, сугроб, вьюга, узор, иней, метель, стужа, декабрь, январь, февраль, карнавал, украшения (ёлочные), праздник (Новый Год, Рождество). Глаголы: идти, падать, лететь, покрывать, замерзать, сковывать, застёгивать, завязывать, надевать, украшать, танцевать, праздновать. Прилагательные: белый, лёгкий, пушистый, холодный, зимний, морозный, трескучий, новогодний, яркий, весёлый, радостный, добрый. Скажи наоборот Тёмный – светлый; короткий – длинный; чёрный – белый; холодный – (тёплый, горячий); пасмурный – (ясный, солнечный); мягкий – твёрдый; зимний – летний; лёгкий – тяжёлый. Объясни пословицу: В декабре солнце поворачивает на лето, а зима – на мороз. Кто, угадай-ка, Седая хозяйка? Тряхнёт перинки – И над миром снежинки. (Зима) | Серебристой бахромой На ветвях висит зимой. (Иней)
| Кто без брёвен Через реки Мосты строит? (Мороз) |
|
13. ЗИМА: зимняя сказка. Зимние забавы. Зимняя одежда и обувь.
Существительные: лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, палки, крепления (лыжные), лопата, хоккей, ворота, клюшка, шайба, вратарь, гол, трамплин, трасса, лыжня, валенки, шапка, шуба, варежки, пуховик. Глаголы: ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, катать (снежный ком, кого-либо на санках, сгребать, разгоняться, хрустеть (о снеге). Прилагательные: меховой, пуховый, лыжный, быстрый, зимний, скользкий, санный, искристый, серебристый, подлёдная (рыбалка). Что лишнее и почему? Осень, зима, Новый Год, весна. Лыжи, зима, санки, коньки. Отгадай и повтори загадку: Сижу верхом, Не знаю, на ком. (Шапка) | Чтоб не мёрзнуть, пять ребят В печке вязаной сидят. (Варежка) | Из снега слепили ловко, Вместо носа – большая морковка. (Снеговик) |
| 14. ЗООПАРК: дикие животные и птицы холодных и жарких стран.
Существительные: зебра, жираф, слон, лев, тигр, обезьяна, кенгуру, бегемот, верблюд, дикобраз, носорог, водопой, Африка, (белый) медведь, морж, тюлень, страус, павлин, пеликан, попугай, пингвин, (полярная) сова, (северный) олень, зоопарк, ветеринар, черепаха, крокодил, змея. Глаголы: убегает, догоняет, прячется, нападает, крадётся, прыгает, летает. Прилагательные: хищный, травоядный, пятнистый, полосатый. Чем покрыто тело животных? Чем покрыто тело птиц? Какие птицы не умеют летать? Почему? Какие животные откладывают яйца? Игра «Один – пять» Сосчитай до пяти, добавь слово «МНОГО» Например: В жарких странах много слонов, верблюдов, львов… Зверь я горбатый, А нравлюсь ребятам. (Верблюд) | Он смеётся в самый зной: «Славный душ всегда со мной!» (Слон) | Кто там ходит с длинной шеей? Шея длинных ног длиннее. Лист с любой достанет ветки. Кто же он, скажите детки?! (Жираф) |
|
15. ЧЕЛОВЕК: части тела. Учимся называть и показывать части тела правой рукой, левой рукой. Существительные: рука, палец, ноготь, ладонь, нога, колено, спина, живот, глаз, нос, рот, ухо, плечо, локоть, запястье, ступня, пятка, голень, бедро, грудь, шея, бровь, лоб, висок, скула, ноздря, затылок, причёска, чёлка, пробор, усы, борода, ресницы, здоровье, зарядка, закалка. Глаголы: брать, класть, ходить, бегать, прыгать, царапать, чесать, нахмурить, морщить, расчёсывать, улыбаться, нести, гладить, бросить, согнуться, кивать, разжимать, сжимать, разогнуть, согнуть, хлопать, крутить. Прилагательные: длинноволосый, стриженый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый, темноволосый, синеглазый, кареглазый, зеленоглазый, сероглазый, плечистый, голенастый, грязный, лохматый, кудрявый, аккуратный, неряшливый, чистый. Придумываем предложения со словами, противоположными по значению: У Пети светлые волосы, а у Кати тёмные волосы. Живёт мой братец за горой – Не может встретиться со мной. (Глаза) | Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык) | Пять братьев годами равные, а ростом разные. (Пальцы) |
| 16. МЕБЕЛЬ. ПОСУДА. Существительные: диван, сиденье, спинка, подлокотники, ножки, стол, столешница, стул, кресло, кровать, шкаф, полочка, тумбочка, комод, ящик, дверца, ручка, донышко, носик, крышка, блюдце, тарелка, стакан, чашка, кастрюля, сковорода, чайник, сахарница, салатница, хлебница, кувшин. Глаголы: сидеть, лежать, отдыхать, кушать, писать, читать, хранить, беречь, ремонтировать, мыть. Прилагательные: деревянный, стеклянный, пластмассовый, фарфоровый, фаянсовый, эмалированный, хрустальный, металлический, железный, книжный, письменный, журнальный. Учимся употреблять простые и сложные предлоги: (пусть поиграет «в прятки» любимая игрушка) На письменном столе, под журнальным столиком, за книжным шкафом, из-за кресла, из-под дивана, из ящика, с полочки, в комоде, над столом. Под крышей четыре ножки, А на крыше – суп да ложки. (Стол) | Хоть у нас четыре ножки, Мы не мышки и не кошки. Хоть мы все имеем спинки, Мы не овцы и не свинки. Мы не кони, хоть на нас Вы садились много раз. (Стул) | Из горячего колодца Через нос водица льётся. (Чайник)
|
|
17. КАЛЕНДАРЬ: дни недели. Части суток. Двенадцать месяцев. Существительные: зима, весна, лето, осень; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; утро, день, вечер, ночь; календарь, время, месяц, год. Глаголы: темнеть, рассветать, удлиняться, укорачиваться, наступать. Прилагательные: зимний, утренний, дневной, вечерний, ночной. Сажи наоборот: Тепло – холодно, светло - … , сыро - …, день - … Ответь на вопросы: Перечисли времена года. Знаешь ли ты зимние месяцы? Если сейчас зима, то какое время года было до неё? А что наступит потом? Какие дни недели ты знаешь? Сколько их? Перечисли, что за чем следует. Сегодня – пятница. Что было вчера? Что будет завтра?
Ежегодно приходят К нам в гости: Один седой, Другой молодой, Третий скачет, А четвёртый плачет. (Зима, весна, лето, осень) | Вышел Старик-Годовик. Махнул рукавом – И полетели двенадцать птиц. У каждой по четыре крыла, А в крыле по семь перьев. (Год, месяцы, недели, дни)
| Двенадцать братьев Друг за другом ходят, Друг друга не обходят. (Месяцы) |
| 18. ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА. Существительные: победа, сражение, солдат, Родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, десантник, полководец, лётчик, ракета, танк, самолёт, пограничник, герой, парашют, бомба, отвага, противник, подводник, зенитчик, пехотинец, доброволец, госпиталь, защитник, крепость. Глаголы: воевать, защищать, ранить, перевязать, вылечить, победить, сражаться, сопротивляться. Прилагательные: храбрый, мужественный, героический, отважный, смелый, военный, сильный, умный, ловкий.
Игра «Один – пять» : Сосчитай до пяти, добавь слово «МНОГО» Один тяжёлый танк, два тяжёлых танка, … пять тяжёлых танков. Одна подводная лодка, …. Один военный самолёт, … Одна железная каска, … Один храбрый воин, … Продолжи предложение: Наши защитники умеют… (воевать, сражаться, управлять военной техникой) Объясни словечко: Пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, бомбоубежище. Объясни пословицу: Бой отвагу любит |
19. СЕМЬЯ: международный женский день. Существительные: мама, бабушка, тётя, сестра, дочь, папа, дедушка, дядя, брат, сын, племянница, племянник, внучка, внук, семья, родственники. Глаголы: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, готовить, убирать, стирать, гладить, работать, ухаживать, растить. Прилагательные: родной, любимый, заботливый, взрослый, маленький, ласковый, добрый, трудолюбивый, строгий, вежливый, послушный. Объясни пословицы: Вся семья вместе – так и душа на месте. Где любовь да совет, там и горя нет. При солнышке – тепло, при матери – добро. Где лад, там и клад. Назови ласково: Анна, Аня – Анечка, Анюта, Аннушка Елена, Лена - … Анастасия, Настя - … Иван, Ваня – Ванечка, Ванюша Александр, Саша – Сашенька, Сашок Евгений, Женя – Женечка, Женёк На земле он всех умней, Потому и всех сильней. (Человек) | Утром на четырёх, Днём на двух. А вечером на трёх. (Ребёнок, взрослый человек, старик) |
| 20. ВЕСНА: наблюдения в природе. Весенние месяцы. Существительные: весна, март, апрель, май, сосулька, оттепель, проталина, подснежник, журчание, звон, капель, грач, скворец. Глаголы: пригревать, отогревать, оттаять, отступать, сверкать, звенеть, чирикать, щебетать, пробуждаться. Прилагательные: ранний, поздний, звонкий, весенний, солнечный, тёплый, яркий, рыхлый. Поменяй местами слоги в слове НАВЕС. Какое слово получилось? Сколько весенних месяцев? Назови по порядку. Сколько дней в неделе? Исправь предложения. Пусть взрослый напишет исправленные предложения в тетради. Сколько слов в твоём предложении? Пригрел солнце, и сосулька начал таять. Капли лететь вниз и сливаться в лужу. Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт – В лесу подснежник расцветёт. (Весна) | К маме-речке я бегу И молчать я не могу. Я её сынок родной, А родился я весной. (Ручей) | На шесте – дворец, Во дворце – певец. А зовут его… (Скворец)
|
|
21. НАШ ГОРОД: адрес, городские учреждения. Существительные: садик, школа, библиотека, музей, бассейн, магазин, больница, аптека, кинотеатр, ателье, комплекс, завод, фабрика, автопарк, гостиница, здание, памятник, фонтан, аллея, парк, площадь, жители. Глаголы: ходить, посещать, принимать участие, работать, отдыхать, любоваться, гулять. Прилагательные: детский, школьный, взрослый, больной, здоровый, интересный, спортивный, культурно-спортивный, развивающий, чистый, занимательный, торговый, старый, новый, современный. Я живу в городе Ханты-Мансийске. В нашем городе много…(перечислить) Мой адрес: (Как называется улица, на которой ты живёшь? Знаешь ли ты номер своего дома? Квартиры?). Какие городские учреждения расположены рядом с твоим домом? Скажи наоборот: Дом высокий – низкий Жить далеко – близко Улица широкая – узкая Ехать медленно - быстро Образуй новое слово Дом из дерева – деревянный дом В доме много этажей – дом многоэтажный; один этаж – дом одноэтажный. Здание из кирпича – кирпичное здание Из камня - … Крыша из железа – железная крыша Из стекла - … | 22. ПРОФЕССИИ. ИНСТРУМЕНТЫ. Существительные: врач, учитель, продавец, строитель, портной, шофёр, повар, плотник, почтальон, электрик, парикмахер, художник, музыкант. Глаголы: лечить, учить, продавать, строить, перевозить, ремонтировать, доставлять почту, делать причёски; рисовать картины; играть на музыкальных инструментах; строить дома; проводить в домах свет, воду, газ. Прилагательные: слова, образованные от названия материалов. Вспомни названия инструментов. Что делают: топором - …, молотком - …, лопатой - …, граблями - …, ножницами - …, иголкой, градусником, отвёрткой, кистью, метлой… Какие музыкальные инструменты ты знаешь? Как называются музыканты, которые на них играют? (пианист, гитарист, баянист, трубач, барабанщик). Расскажите ребёнку о работе мамы, папы, бабушек, дедушек. Что делают люди Вашей профессии? Какое оборудование или инструменты нужны на работе людям различных профессий? Кланяется, кланяется, Придёт домой – растянется. (Топор) | Железный нос В землю врос, Роет, копает, Землю разрыхляет. (Лопата) | На пальце одном Ведёрко вверх дном. (Напёрсток)
|
|
23. КОСМОС. Существительные: Земля, Луна, Солнце, космос, планета, звезда, корабль, ракета, космонавт, спутник, скафандр, невесомость, орбита, созвездие. Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, выходить (в открытый космос). Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звёздный, искусственный. Сосчитай до пяти: Один искусственный спутник, два искусственных спутника, три искусственных спутника,… пять искусственных спутников. Одна большая звезда… Одна космическая станция… Одно яркое созвездие… Один отважный космонавт… Придумайте и запишите десять коротких слов, определите гласный звук. Например: СОМ – [О], СЫН – [Ы], ЛУК – [У], ЛАК – [А], КИТ – [И]. Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце) Утром выглянем в оконце – Нам навстречу светит…(солнце) | Рассыпался горох на тысячи дорог. (Звёзды)
Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка. (Месяц) | Поле не меряно, Овцы не считаны, Пастух рогат.
(Небо, звёзды, месяц)
|
| 24. ТРАНСПОРТ: правила дорожного движения. Существительные: машина, автомобиль, автобус, поезд, самолёт, вертолёт, корабль, катер, водитель, пилот, капитан, грузовик, вокзал, билет, остановка, станция, пристань, аэропорт, такси, мотоцикл, светофор, сигнал, знак, переход, пешеход, перекрёсток, тротуар. Глаголы: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, тормозить, ремонтировать, переходить, уступать (дорогу), перевозить, продолжать (движение), покупать (билет). Прилагательные: пассажирский, грузовой, наземный, воздушный, речной, морской, железнодорожный, подземный, снегоуборочный. Подбери нужное слово: Колёса, сиденье, руль, кузов, мотор – это… Корпус, палуба, иллюминатор – это… Крылья, шасси, салон, хвост – это… Какое слово не подходит? Колесо, колёсико, колос, колёсный. Пешеход, пешеходный, пеший, успешный. Что за птица – Песен не поёт, Гнёзд не вьёт, Людей и груз везёт? (Самолёт) | Дом по улице идёт, На работу всех везёт. Носит обувь из резины, А питается бензином. (Автобус) | Хоть имеет он три глаза, Но не смотрит всеми сразу, А глядит всегда одним, Ну а мы – следим за ним. (Светофор) |
|
25. ШКОЛА: школьные принадлежности. Существительные: школа, учитель, учительница, ученик, ученица, школьник, школьница, ранец, карандаш, тетрадь, книга, альбом, ручка, ластик, принадлежности, доска, мел, класс, перемена, урок. Глаголы: спрашивать, отвечать, поднимать (руку), писать, читать, считать. Прилагательные: школьные (принадлежности), школьная (форма), домашнее (задание), аккуратный, вежливый, приветливый, добрый, светлый. Мир освещается солнцем, а человек – знаниями. Золото добывают из земли, а знания из – книги. Кто любит науки, тот не знает скуки. Повтори: (автор: Валентин Берестов) Карандаш Я — малютка-карандашик. Исписал я сто бумажек. А когда я начинал, То с трудом влезал в пенал. Школьник пишет. И растёт! Ну а я — наоборот! | Пенал Карандаш в пенале мается, Но зато он не ломается. Ручка в тесноте находится, Но зато легко находится.
| Резинка Я — ластик. Я — резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста: Помарку стёрла я с листа! Циркуль Циркуль мой, циркач лихой Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и ни шагу. |
| 26. ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Труд человека весной. Существительные: салют, победа, парад, награда, память, мир, май, труд. Глаголы: защищать, победить, вернуться, помнить, трудиться, растить. Прилагательные: праздничный (салют), торжественный (парад), светлая (память), мирное (небо), будущий (урожай), весенняя (работа).
Объясни пословицы: Весной не поработаешь – зимой не поешь. Кто весной не пролежит – целый год будет сыт.
«День Победы» (А. Усачёв)
Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат. Что такое День Победы? Это праздничный салют. Фейерверк взлетает в небо, Рассыпаясь там и тут. Что такое День Победы? Это песни за столом, Это речи и беседы. Это дедушкин альбом. Это фрукты и конфеты, Это запахи весны… Что такое День Победы- Это значит, нет войны.
| *** (А. Сурков)
Красоту, что дарит нам природа, Отстояли солдаты в огне, Майский день сорок пятого года Стал последнею точкой в войне.
За всё, что есть сейчас у нас, За каждый наш счастливый час, За то, что солнце светит нам, Спасибо доблестным солдатам - Нашим дедам и отцам.
Недаром сегодня салюты звучат В честь нашей Отчизны, В честь наших солдат!
|
|
Список использованной литературы:
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. С-Пб., ИД Литера, 2006. Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить. М., ИЦ Вентана-Граф, 2007. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. С-Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. Ушакова О.Д. загадки, считалки и скороговорки. С-Пб., ИД Литера, 2005. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2010. http://doshvozrast.ru/roditeli/roditelistihi02.htm |
|