Мастер - класс "Развитие тонкой моторики посредством лепки из солёного теста"
материал по логопедии
Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования тестопластики в обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 33.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Развитие тонкой ручной моторики посредством лепки из солёного теста».
для воспитателей ДОУ
Подготовила:
Дахно Елена Петровна
воспитатель высшей квалификационной категории
Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: воспитатели.
Цель мастер-класса: изучение участниками мастер-класса вопроса использования тестопластики в обучении детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с солёным тестом и его использованием в процессе художественного творчества (лепка) в ДОУ.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике приёма тестопластики.
- Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать творческие способности при работе с солёным тестом.
Актуальность темы.
Когда ребёнок лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Определить уровень развития тонкой моторики детей можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети, если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. Ученые также установили, что тренировка пальцев рук (массаж кисти руки) на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.
Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:
*плетение;
*лепка (из пластилина, глины, из солёного теста);
*нанизывание на нитку бусин;
*различные игры – шнуровки;
*конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
*мозаики;
*вырезание из бумаги и картона;
*вырисовывание различных узоров.
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай – и ты научишься.
Тестопластику можно использовать в самых различных условиях:
- художественное творчество (лепка);
- интегрированная образовательная деятельность;
- кружковая работа.
Разработанная мною система занятий по тестопластике предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, рассчитана на два года обучения и поэтапное освоение материала.
В группе первого года обучаются дети 5-6 лет. В группе второго года обучаются дети 6-7 лет.
Занятия рассчитаны на 25-30 минут один раз в месяц. Детям подготовительной к школе группе задания можно усложнить, а старшим — дать в упрощённом варианте, доступном их возрасту и индивидуальным особенностям.
Во время занятий нужно делать перерывы для релаксации и пальчиковой гимнастики. «Мы лепили, мы лепили. Наши пальцы приуныли. Мы немного отдохнем и опять лепить начнем»
Дети должны получать радость от достигнутых результатов, своей полезности другим. Для этого их работами можно украсить лестничные пролеты детского сада, групповые помещения. Свои поделки дошкольники могут дарить родителям и друзьям, использовать в играх. Максимум внимания и уважения к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещений ДОУ помогают сформировать обстановку эмоционального благополучия, вызвать чувство радости от овладения умением создавать прекрасное своими руками. Одним из важных способов поощрения и развития детского творчества являются выставки детских работ. Возможность продемонстрировать свои достижения другим, в том числе родителям, служит стимулом для активного участия детей в процессе лепки из соленого теста. Таким образом, они могут оценить свои работы как бы со стороны, получить общественное признание своего труда. Не стоит забывать также, что ценность детского творчества не в результате и не в продукте творчества, а в самом процессе. В увлекательном для ребенка процессе лепки и детского экспериментирования с инструментами и материалами, в тех чудесных превращениях, которые обеспечивает столь универсальный пластический материал, как соленое тесто. Опыт работы с детьми в технике тестопластики показал, что в процессе деятельности у них развиваются эстетический вкус, умственные способности, формируются творческое начало, умение выполнять любое дело аккуратно. Дошкольники начинают ответственно относиться к работе, видеть в ней радость, что является необходимым условием для проявления творчества личности, ее талантов.
Представление открытого занятия
Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи на занятии по теме «Ёлочные игрушки для лесных друзей» при помощи нетрадиционной техники: лепка из солёного теста | |||||
Направленность | Художественное творчество (лепка) | Количество | 6 детей | Возраст детей | 5-6 лет |
Тип | Закрепление знаний и умений | Место проведения | Групповая комната | ||
© Автор (ы) | Дахно Елена Петровна | ||||
Задачи | Развитие мелкой моторики у детей с ОНР. Формирование психологической базы интеллектуального развития воспитанников. Воспитание эстетически-художественного отношения к украшениям новогодней ёлки через создание форм в нетрадиционной технике. | ||||
Результат | Дети должны научиться, координируя движения пальцев, работать с солёным тестом, разминать его, делать определённую толщину, аккуратно вырезать фигуры с помощью формочек, делать фигуру законченной и выразительной, украшенной по выбору детей. | ||||
Ресурсы | Для реализации идеи необходимо использовать: - дидактические средства обучения (игровой прием, сюрпризный момент, художественное слово, этапы работы); -элементы здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, релаксационные и ритмические упражнения); -ИКТ- технологии (презентация); материалы для лепки (солёное тесто, стеки, картон, стержни, колпачки от шариковой ручки, бусины, бисер) | ||||
Данная идея заключается в том, чтобы опосредованно, в процессе художественного творчества (лепки), развивать мелкую моторику у детей с общим недоразвитием речи с учетом их характерных особенностей, что должно способствовать формированию познавательной деятельности, развитию реальных представлений об окружающем мире, коррекции нарушений речевого и психомоторного развития. Художественное творчество (лепка) приносит естественную радость детям. Важным моментом является мотивация успеха у каждого ребенка, индивидуальный и дифференцированный подход, основанные на особенностях данной нетрадиционной техники - простоте и краткосрочности исполнения, видимости результата, инновационности способа получения образа. |
Активная форма работы с участниками мастер – класса – изготовление поделок по желанию.
Соленое тесто
Для того чтобы приготовить соленое тесто для лепки, нужно взять 1 ложку муки, 1 ложку соли, и понемногу добавляя холодную воду, замесить крутое тесто. Можно делать цветное тесто, добавляя в него гуашь, пищевые красители. Готовое тесто можно 1 неделю хранить в пакете в холодильнике. Готовые изделия из соленого теста можно оставить на открытом месте до высыхания, а можно выпекать на самом слабом огне в духовке.
Первый раз дети знакомятся с материалом, поэтому задания должны быть совсем простые:
отщипывать кусочек, прилеплять кусочек, размазывать тесто пальцем, плющить тесто всей ладошкой, катать колбаски, катать маленькие колобочки одним пальчиком, катать большие колобки ладошкой, резать стекой колбаску.
А можно раскатывать соленое тесто слоем около 7 мм, вырезать из него фигурки формочками для теста, и эти фигурки потом раскрашивать гуашью и гелем с блестками, а после вешать на елку в качестве небьющихся елочных игрушек.
На день святого Валентина, день Матери можно сделать сердечки, облепить их соленым тестом и украсить их по вашему усмотрению. На восьмое марта можно тем же способом сделать подарок для бабушки, мамы.
Если взять половину скорлупки от грецкого ореха, и добавить колбаски из соленого теста, то вполне можно слепить грибок, жучка, черепаху.
Соленое тесто и крупа
Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом.
Можно дать ребенку картонную основу - пирог, или картонный дом с окном, и предложить всю основу залепить толстым слоем теста. Потом даем детям по чуть-чуть крупу - и предлагаем украсить пирог или дом. Не стоит давать сразу много крупы, иначе дети будут ее просто двигать и пересыпать, а не вдавливать в тесто. Дайте 5-6 фасоли, потом 5 горошин, 5 веточек, 2 шишки. Можно использовать (крепить) фасоль, горох, чечевицу, гречку, макароны разной формы, бисер, бусинки, кусочки фольги.
Катаем шарики, надеваем их на вязальную спицу или толстую проволоку - и делаем самодельные бусины, в них можно втыкать бисер, а потом нанизывать на шнурки или на проволочку, а через несколько дней расписываем бусины, учтите, что для росписи нужны самые тонкие кисти;
Из соленого теста можно лепить буковки, а потом из них складывать слова.
Работа с шаблонами
Облепляем зеленым тестом картонный шаблон елки и втыкаем украшения из крупы и фольги. Получается отличная новогодняя елка, которую можно подарить бабушке или дедушке! Можно лепить из теста фигурки и потом их расписывать гуашью, вырезать фигурки формочками, из готового цветного теста или их расписывать, а потом вешать на елку.
Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса.
Обмен идеями.
При проведении практикума все участники разделены на две творческие группы. Каждой творческой группе предложено задание:
- изготовление солёного теста, лепка фигур с учётом лексических тем;
- изготовление цветного солёного теста, вырезание фигур с помощью формочек.
Оборудование: мука, соль, баночки для воды, стеки, доски или клеёнки на стол, салфетки для рук, баночки для замеса теста, готовые изделия - образцы, фото материал, технологическая таблица.
I. Тренировочные упражнения: замес теста с добавлением пищевых красителей, разминание.
II. Показ процесса работы педагогом.
Этапы изготовления изделия
III. Самостоятельная работа обучающихся.
Лепка простых фигур, и с помощью формочек.
ФИЗМИНУТКА.
Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)
Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
Сложить ладони и разводить пальцы рук.
Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.
Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.
ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ: потягивания, приседания, махи руками и ногами, вращение головой, восстановление дыхания.
Оформление работ на пластиковых цветных тарелках
IV. Итог работы.
Анализ изделий.
Творческая работа по желанию слушателей.
Дополнительный материал (бусины, бисер, крупа).
Особенности организации занятия лепки из солёного теста.
При лепке по образцу используется чёткий по форме предмет, художественный, доступный посредствам изображения. Объяснение темы занятия занимает 3-4 минуты, эмоциональный настрой можно создать, используя песню, загадку, игровой зачин.
Далее следует рассмотреть форму предмета.
Показ способа лепки используется, если дети овладевают новым способом лепки.
Нужно решить в какой последовательности работать.
В процессе работы производится текущий инструктаж.
В конце работы следует проанализировать полученные изделия.
Рефлексия участников по трем вопросам:
- цели прихода на мастер-класс;
- что взял полезного;
- хочется ли что-то изменить.
Моделирование:
1. самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели занятия в режиме продемонстрированной педагогической технологии.
2. защита авторских моделей занятия слушателями.
Результаты:
В заключении хочется отметить, что система занятий с использованием приёма тестопластики для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, обеспечивает благоприятные условия для развития тонкой ручной моторики и коррекции речевого развития, способствует повышению интереса к художественному творчеству.
Думаю, что такие занятия помогут воспитателям, педагогам дополнительного образования, развивать тонкую моторику, заинтересовать процессом обучения технологии по тестопластике, включающий элементы пальчиковой гимнастики.
Преимущество системы занятий по лепке для детей старшего дошкольного возраста состоит в том, что отрабатываются необходимые навыки, развиваются творческие способности, тонкая моторика рук, происходит подача нового и закрепление изученного материала на протяжении всех занятий, так как все части занятий тематически связаны между собой. При этом создается благоприятная воспитательная и развивающая среда для детей старшего дошкольного возраста.
В результате освоения технологией тестопластики повысился уровень общей осведомленности и познавательной активности, творческих возможностей детей.
Наше занятие окончено. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мастер-класс по теме развитие тонкой ручной моторики посредствам лепки
отчет по работе самообразования перед коллегами...
Мастер-класс для родителей по лепке из солёного теста
Мастер-класс для родителей по лепке из солёного теста с показом образовательной деятельности детей в средней группе...
Мастер-класс для воспитателей по лепке из солёного теста.
Познакомить воспитателей с техникой лепки из солёного теста;-познакомить с алгоритмом выполнения работы по тестопластике...
Мастер-класс для воспитателей по лепке из солёного теста «Букет для мамы!»
Соленое тесто – замечательный и доступный материал для лепки. Забавные игрушки, композиции, сделанные своими руками, украсят ваш дом или станут необычным подарком. (Показ ил...
Конспект мастер-класса для родителей Тема: Лепка из солёного теста «Подсолнухи».
Вызвать интерес родителей к лепке из солёного теста, как виду художественного творчества....
План самообразования на тему: «Развитие тонкой ручной моторики посредством лепки из солёного теста» на период 2022-2023 гг.
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из средств эстетического воспитания — помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и ...
Мастер класс для педагогов по лепке из солёного теста «Снеговик».
Практикум для педагогов по лепке из солённого теста в рамках семинара....
- Мне нравится (1)