Сообщение для педагогов ДОУ "Здоровый образ жизни"
статья по логопедии по теме
В данном сообщении указывается описание работы учителя - логопеда о работе над дикцией, темпом речи, интонационной выразительностью, физкультминутки, игры для развития речевого дыхания, упражнения дыхательной гимнастики по методу А.Н.Стрельниковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение учителя - логопеда для педагогов ДОУ "Здоровый образ жизни".docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка»
Сообщение на педсовете
Тема: «Здоровый образ жизни»
Учитель – логопед: Еремеева Елена Николаевна
г.Талдом 2011 – 2012 уч.год
- Работа над дикцией
Хорошая дикция, т. е. четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слова и фразы в целом, формируется у ребенка постепенно, одновременно с развитием и совершенствованием работы органов артикуляционного аппарата. Работа над дикцией тесно связана с формированием правильного произношения всех звуков родного языка.
В возрасте от 2 до 6 лет, когда идет интенсивное развитее всех сторон речи, необходимо обращать внимание на четкость и ясность произношения ребенком слов и фраз; воспитывать у детей речь по подражанию в медленном темпе, с четким проговариванием всех звуков в словах, ясным произношением всех слов во фразах. Но не всегда можно добиться хорошей дикции только по подражанию. Этому могут препятствовать недостаточно развитый речевой слух, недостаточная подвижностью органов артикуляционного аппарата, неумение владеть своим голосом и др.
Нередко нечетная дикция формируется у детей с неустойчивым вниманием, легко возбудимых, которые немогут сосредоточиться на речи говорящих и у которых недостаточно развит самоконтроль. У таких детей речь бывает недостаточно четной, смазанной; они не всегда ясно произносят окончания слогов, фраз;
Постепенно с воспитанием умения внимательно слушать речь окружающих и свою с развитием речевого дыхания; артикуляции, с овладением голосом улучшается у ребенка и дикция.
Воспитатель должен давать дошкольникам образец грамматически правильной речи, с хорошей дикцией, приучать их внимательно слушать речь окружающих и следите за четкостью своего произношения:
- Работа над темпом речи
Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают. Особенно часто эти отклонения имеют место при произнесении длинных слов или фраз.
Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы выработать у детей умеренный темп речи, при котором слова звучат особенно отчетливо.
- Работа над интонационной выразительностью
Интонация — это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:
мелодику — повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе;
темп — ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками;
ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);
фразовое и логическое ударения — выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;
тембр речи (не смешивать с тембром звука и тембром голоса) — звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).
При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, может изменяться и смысл высказывания.
Интонационно невыразительная речь может быть следствием сниженного слуха, недоразвития речевого слуха, неправильного речевого воспитания, различных нарушений речи (например, дизартрии, ринолалии и пр.).
Ребенок должен уметь правильно использовать интонационные средства выразительности, чтобы передать в собственной речи различные чувства и переживания. Речь воспитателя должна быть эмоциональной, служить образцом интонационной выразительности.
Работа над развитием интонационной выразительности речи ведется в основном путем подражания. Воспитатель при заучивании стихотворений, при пересказах сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную, выразительную речь воспитателя, и в самостоятельной речи начинают использовать нужные интонации.
Все разделы работы по звуковой культуре речи взаимосвязаны. Для систематического и последовательного проведения игр и занятий по воспитанию звуковой культуры речи за основу должна быть взята работа над «живым» звуком слова. На каждом возрастном этапе следует постепенно усложнять материал, обязательно включая в него все разделы воспитания звуковой культуры речи.
Основное содержание работы по воспитанию звуковой; культуры речи; на каждом этапе, воспитатель должен вместе с тем учитывать индивидуальные особенности развития речи детей.
- Физминутка – это “минутка” активного и здорового отдыха.
Сборник физминуток для логопедических занятий.
Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха.
Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.
Физминутки любимы детьми. В своей работе наблюдала, как во время проведения знакомой физминутки раскрепощается неуверенный ребёнок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость.
Для детей с ОНР физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.
Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу,
Вниз опустили,
Кисти встряхнули –
Листья роняют росу.
В стороны руки,
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – тоже покажем,
Крылья сложили назад.
Ветер дует мне в лицо,
Закачалось дерево.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше…
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. (Присели.)
Немного отдохнём
И домой пешком пойдём
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
И как зайки поскакали.
|
Начало формы
Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребенка сформирован сильный плавный выдох. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе. Предлагаем следующие этапы развития речевого дыхания: |
Игры для развития речевого дыхания [i][/i] Девочки поют Сдуй шарик
|
- Дыхательная гимнастика по методу А. Н. Стрельниковой
Дыхательная гимнастика, о которой пойдет речь, была разработана для восстановления и расширения диапазона голоса у профессиональных певцов на рубеже 30—40х годов. Её авторы Александра Николаевна Стрельникова и её мать, А.С. Стрельникова, - фактически случайно обнаружили, что гимнастика восстанавливает голос (А.Н. Стрельникова была певицей и потеряла голос). Гимнастика зарегистрирована Государственным Институтом патентной экспертизы в 1972 году. Ее автору, Александре Николаевне Стрельниковой, было выдано авторское свидетельство № 411865 зарегистрированное в Госреестре СССР.
Наряду с улучшением звучания голоса дыхательная гимнастика Стрельниковой снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и снижает температуру. Ликвидируется бессонница, различные неврозы, депрессия. Повышается умственная и физическая работоспособность. А.Н. Стрельникова не занималась лечением в узком смысле этого слова. Её методика из уст в уста, распространялась среди знакомых Александры Николаевны певцов и артистов. Знаменитые артисты не скрывают, что пользуются стрельниковской методикой для восстановления голоса и просто хорошего самочуствия, среди них: Алла Пугачева, София Ротару, Кристина Орбакайте, Маргарита Терехова и др. Со временем опыт показал, что эта методика дает хорошие результаты при бронхиальной астме, хронической пневмонии, хроническом бронхите, хроническом насморке и гайморите, гриппе, гипертонии и гипотонии, сердечной недостаточности, аритмии, заикании, остеохондрозе. По свидетельству людей, занимавшихся этой гимнастикой, она помогает еще при вегетососудистой дистонии, стенокардии, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, варикозном расширении вен и некоторых женских болезнях.
Широкую известность эта методика получила благодаря стараниям ученика и последователя Стрельниковой, Щетинина Михаила Николаевича – единственного творческого наследника Александры Николаевны, который описал и систематизировал дыхательные упражнения в одну методику «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» (М., 1999). В настоящее время доктор М.Н.Щетинин руководит Центром дыхательной гимнастики им. А.Н.Стрельниковой, является консультантом нескольких лечебных учреждений г.Москвы, в том числе Центрального научно – исследовательского института туберкулеза РАМН.
Это уникальный метод естественного (немедикаментозного) оздоровления всего организма, отличающийся от всех дыхательных гимнастик тем, что короткий шумный вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. В процессе занятий:
• тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов дыхания,
• обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов на клеточном уровне,
• жизненная емкость легких после первого же лечебного сеанса увеличивается на 20-30%,
• снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри.
Методика
Сначала попробуйте освоить два главных принципа и соответственно прочувствовать на себе «активный эмоциональный короткий вдох» и «пассивный свободный выдох». Затем можно начинать осваивать «парадоксальные» упражнения.
Комплекс стрельниковской гимнастики по методу Щетинина.
1 упр. «Ладошки» ( И.п.- ноги врозь предплечья перпендикулярно полу, кисти разжаты, делать резкий вдох носом с шумом, одновременно сильно сжать ладони в кулаки).
2 упр. «Погончики» ( И.п. ноги врозь, руки согнуты в локтях, кулачки на уровне пояса, расстояние в один кулак. Сделать резкий вдох, одновременно опустить руки вниз пальцы разжать).
3 упр. «Насос» (И.п.- то же, пружинящие наклоны туловища вперед. В нижней точке движения делается мгновенный вдох. Слишком низко наклоняться необязательно, выпрямляться до конца тоже не нужно).
4 упр. «Кошка» (И.п.- ноги врозь, руки согнуты в локтях на уровне пояса, выполнять пружинящие повороты корпуса, ноги не отрывать, руками делать хватательные движения с резким вдохом носом).
5 упр. «Обними плечи» (И.п: ноги врозь, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Сведение рук перед грудью (сверху удобная вам рука). При встречном движении рук сжимается верхний отдел легких, в этот момент происходит быстрый, шумный вдох).
6 упр. «Большой маятник» (И.п. – ноги врозь, руки внизу, упр. «Насос» и упр. «Обними плечи» вместе, наклоны вперед и назад по принципу маятника. Вдох делается в крайней точке наклона. При наклоне назад руки сводятся перед грудью).
7 упр. «Повороты» (Повороты головы в стороны (направо и налево). В конечной точке каждого поворота – короткий, шумный, быстрый вдох носом, так, чтобы крылья носа слегка втягивались, сжимались, а не раздувались).
8 упр. «Ушки или Китайский болванчик» (наклоны головы вправо и влево с резким вдохом в конечной точке движения).
9 упр. «Малый маятник» наклоны головы вперед и назад. Короткий вдох в конце движения.
10 упр. « Перекаты» ( И.п. – одна нога впереди другая сзади на расстоянии 1 шага, руки внизу свободно, выполнять пружинящие приседания в полувыпаде попеременно на ногу впереди и на ногу сзади, ноги не отрывать от пола, ставить на носок, руки свободно. Вдох выполнять в момент выпада).
11 упр. «Перекаты» (тоже с другой ноги).
12 упр. «Шаги» (И.п. – ноги врозь, руки внизу. Попеременно поднимать колени, руки по ходу движения как в Рок-н-ролле, вдох во время подъема колена).
13 упр. «Шаги» (И.п. тоже. Попеременно сгибать голеностоп назад – вдох).
Выполнять 1-2 раза в день утром до завтрака, и вечером до ужина или через 1,5 часа после еды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для педагогов "Здоровый образ жизни"
Доклад "Здоровый образ жизни"Здоровый образ жизни — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на...
Консультация для педагогов "Здоровый образ жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"
Заботимся о физическом и психологическом благополучии детей...
Сообщение для родителей « Здоровый образ жизни в семье»
В современном обществе ХХI века, предъявляются высокие требования к человеку, к ребенку, к его знаниям и способностям. Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразных отрицател...
Сообщение для педагогов. "Здоровый образ жизни - залог здоровья.
Сообщение для педагогов. "Здоровый образ жизни - залог здоровья"...
Сообщение "Формирование культуры здорового образа жизни"
Консультация для педагогов...
Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»
Сообщение «Формирование представлений здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, через разнообразные формы, работы с семьей»...