методические рекомендации
материал по логопедии на тему

Шутрова Оксана Петровна

Методические рекомендации, предназначенные для работы педагогов и  воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dyhatelnoy_gimnastiki.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ комбинированного вида детский сад «Росинка»

УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

                                                                                                                   Подготовила:

                                                                                                                      учитель-логопед

                                                                                                                  Шутрова О.П.

п. Пионерский 2012 г.

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные уп ражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические — сопровождаются движениями.

Правила дыхания при выполнении упражнений

  1. Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад—делаем вдох.
  2. Свели руки перед грудью и опустили вниз — выдох.
  3. Наклонили туловище вперед, влево, вправо - делаем выдох.
  4. Выпрямляем или прогибаем туловище назад - вдох.
  5. Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу
    к груди — выдох.
  6. Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа—делаем
    вдох.
  7. Если при выполнении упражнения сложно определить начало
    вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф»

(Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1-3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1-6 счетов).

Гуляем на полянке

В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).

Дыхательная гимнастика

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-гло точный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

Дыхательная медитация

Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух про сачивается наружу. Вдох. Выдох.

Дышим глубже

Носом — вдох,

(Поднимание рук — на вдохе.)

А выдох — ртом,

(Свободное опускание рук — на выдохе.)

Дышим глубже,

А потом —

Марш на месте,

Не спеша,

Коль погода хороша!

Завели машину

Завели машину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Накачали шину,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,

(Выдох.)

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,

(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

(Выдох.)

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?»

  1. Как пыхтит тесто?

                        «Пых-пых-пых...»

  1. Как паровоз выпускает пар?

                        «Из-из-из...»

  1. Как шипит гусь?

                        «Ш-ш-ш...»

  1. Как мы смеемся?

                        «Ха-ха-ха...»

  1. Как воздух выходит из шарика?

                        «С-С-С...»

  1. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.

                        «Ф-ф-ф...»

Ныряние

Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после треть его глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.

Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыха тельными комплексами, чтобы избежать головокружения.

Охота

Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи, варенье и т. д.).

Паровоз

Вариант 1. Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться гово рить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у!

Приехали!»

Вариант 2. Ускорять речитатив до максимального темпа, сопро вождая его ходьбой на месте, переходящей в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух.

Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

Птичка

Птичка крылышками замахала

И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».

(Вдох. Выдох.)

Руки к солнцу поднимаю

Руки к солнцу поднимаю,

И вздыхаю, и вздыхаю,

Опускаю руки вниз,

Выдох - паровоза свист.

На четыре — вдох глубокий,

Раз, два, три, четыре.

Раз, два, три, четыре.

(Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дози ровки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)

Скороговорки

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном ды хании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки

Жили тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка...

Сядем смирно, без движенья

Сядем смирно, без движенья,

Начинаем упражненье,

(Выпрямиться, подбородок поднять, лопатки соединить.)

Руки поднимем,

(Руки дугами внутрь вверх — вдох.)

Потом разведем

(Руки в стороны - выдох.)

И очень глубоко

Всей грудью вздохнем.

(Руки вниз, потом за голову.)

Дышим раз и дышим два,

(Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.)

За работу нам пора.

Филин

Сидит филин на суку

И кричит: «Бу-бу-бу-бу».

 (Вдох. Выдох со звуком.)

Чайник

Чайник на плите стоял,

(Вдох.)

Через носик пар пускал:

(Выдох.)

«Паф-паф-паф-паф».

Что за праздничный парад

Что за праздничный парад,

(Вдох.)

Здесь кругом шары летят,

(Выдох.)

Флаги развеваются,

(Вдох.)

Люди улыбаются.

(Выдох.)

Воздух мягко набираем,

(Вдох.)

Шарик красный надуваем.

(Выдох.)

Пусть летит он к облакам,

(Вдох.)

Помогу ему я сам!

Чудо-нос

Носиком дышу,

Дышу свободно,

Глубоко и тихо,

Как угодно

Выполню задание,

Задержу дыхание...

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

Шарик

Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1—8 медленно выдыхают.

Шарик красный

Воздух мягко набираем,

Шарик красный надуваем,

Шарик тужился, пыхтел,

Лопнул он и засвистел:

«Т-с-с-с-с!»

 (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)

Бабочка

И. п. — стоя, руки на поясе.

1 —  отвести локти назад, вдох через нос, прогнуться.

2—3 — задержать дыхание.

4 — И. п., выдох через нос.

Беседа инопланетян

И. п. — сидя.

Вдох через нос; на вьщохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.

Ветер

И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.

  1. — наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.
  2. — И. п., вдох.
  3. — то же к другой ноге, выдох.
  4. — И. п., вдох.

Ветер качает деревья

И. п. — стоя, руки вверху.

Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.

Воздушный шарик

И. п. - упор - присев.

1— встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох через нос - «шарик взлетел».

2—6 — удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе.

7—8 — И. п., выдох через нос - «шарик улетел».

Грибки

И. п. - стоя на коленях.

1 — руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли».

2—4 — сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох — «спрятались».

Слон

Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон

И. п. - стоя на четвереньках.

Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубо кими вдохами-выдохами через нос.

Дракончик

И. п. -сидя.

1—4 - глубокий вдох через нос.

5—8 - похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, произносить «м-м-м», то же с другой половиной.

Ёжики

И. п. - сидя.

1 — глубокий вдох через нос.

2—4 - прерывистые выдохи (пофыркивание) через нос.

Загораем

И. п. - лежа на животе, руки под подбородком. Свободные махи вверх-вниз; вправо-влево ногами, согнутыми в коленных суставах, дыхание не задерживать.

Запахи весны

И. п. - стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1—2 — 3 - поворот туловища влево, глубокий вдох через нос.

4 - И. п., выдох через рот.

4-6-7 - то же в другую сторону.

8-И. п.

Змея

И. п. — сидя на коленях.

Медленный глубокий вдох через нос; задержка дыхания на 4-5 с. (змея затаилась); медленный выдох через нос.

Игра с пушинкой

И. п. — лежа на животе, руки произвольно. Выполнять резкие вьщохи носом, стараясь сдуть пушинку как мож но дальше, рот закрыт.

Каша кипит

И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 - прогнуться, вдох через нос, задержать дыхание на 5-6 с. 2-3 - 4 - прерывистый выдох через прикрытые губы, произносить звук «пф-ф-ф».

Мужжалки-нужжалки

И. п. – стоя

1 — руки в стороны, глубокий вдох через нос.

2—3 — руки вперед, выдох с произношением носовых звуков «м-м-м» при закрытом рте.

4-И.п.

5 — руки в стороны, глубокий вдох через нос.

6-7 - руки вверх, вдох с произношением носовых звуков «н-н-н» при закрытом рте.

8-И. п.

Мы проснулись утром ранним

И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. 1—2 - руки вверх - в стороны, потянуться, вдох. 3—4— 5—6 — руки вниз, выдох.

Надуваем шар

И. п. — сидя.

На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе - втянуть по воз можной амплитуде.

Нам холодно

1 —4 — вдох через нос.

5—12 - выдох через нос, обнять себя за плечи как можно сильнее.

Нарисуй линию

И. п. - сидя.

Поворот головы вправо, глубокий вдох через нос. Медленный по ворот головы по возможной амплитуде с продолжительным выдохом через нос «рисуем линию» (то же в другую сторону).

Незнайка

И. п. - о. с.

Поднять плечи, вдох через нос. Опустить плечи, выдох через нос.

Посмотри на друга

И. п. — стоя, руки на поясе.

1 — повороты головы вправо — вдох через нос.

2—4 - И. п. — выдох через рот.

5 — поворот головы влево — вдох через нос.

6-8 - И. п. - выдох через рот.

Прищепка

И. п. — о. с, вдох через нос.

На выдохе зажать пальцами нос (2-3 с), полный выдох через нос.

Птички летят

И. п. — о. с.

1—2 — через стороны руки вверх, вдох через нос.

3—4 — руки вниз, выдох через нос.

Сдуй лепесток

И. п. - сидя (стоя), на ладони нарезанная бумага (пушинки, ле пестки).

Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 с.

Прерывистые выдохи через нос, стараясь сдувать по нескольку «лепестков».

Собака берет след

И. п. — стоя на четвереньках.

«Принюхивание» — прерывистые вдохи через нос; выдох произ вольный.

Спящая красавица

И. п. - лежа на спине.

1—2—3—4 — медленный вдох через нос.

5-6-7-8-9-10 - медленный выдох через нос.

Хохотунчики

И. п. — сидя, упор сзади.

1-4 - вдох через нос, рот закрыт.

5—10 — выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха».

Комплекс упражнений для развития дыхательной системы

1.         «Тик-так»

И. п. - стойка ноги врозь.

  1. — мах руками назад («тик»).
  2. —мах руками вперед («так»).

                Повторить 8—10 раз.

2.        «Насос»

И. п. - стойка ноги врозь - вдох.

  1. — выдох с наклоном туловища вправо, руки скользят вдоль туловища со звуком — «вжик».
  2. — выпрямиться, вдох.

3—4 — повторить в другую сторону («вжик»). Повторить все движения по 4—6 раз в каждую сторону.

  1.          «Ку-ка-ре-ку»
    Повторить 5—6 раз.

  1.          «Паровозик»

Ходьба на месте, согнутые руки выполняют круговые, поочередные движения вдоль туловища, приговаривать на выдохе: «Чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 с.

5.        «Каша кипит»

И. п. — правая рука на животе, левая рука на груди. 1-2 - втянуть живот и сделать вдох грудью. 3—4 — опуская грудь, делать выдох и выпячивать живот, произнося: «ф-ф-ф-ф».

Повторить 3—4 раза.

6.        «Семафор»

И. п. — сидя, пятки и носки вместе.

1-2 — руки в стороны, вдох.

3-4 - медленно выдыхая, руки вниз, произнося звук «с-с-с-с-с».

Повторить 3-4 раза.

7.        «Рубка дров»

И. п. - стоя в проходе между партами.

Изобразить рубку дров. Поднять руки — вдох. Опустить руки —
выцох, произнося: «Ух-хх! Ух-хх!».

Повторить 3—4 раза.

8.        «Маятник»

И. п. — стоя в проходе между партами.

Вдох. Наклоны в стороны, произнося: «Т-у-у-х-х-х! Т-у-у-у-х-х-х!» — выдох.

Повторить 3-4 раза.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнение 1. 

            Ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями.

Упражнение 2.

              Ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями.

Упражнение 3.

               Ребенок делает глубокий медленный вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти.

Упражнение 4. 

           Ребенок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох.

Упражнение 5. 

                На одном выдохе – усиление и ослабление звука (упражнение «Гудок» - гудок приближается и удаляется: м-м-м-М-М-М-м-м).

Упражнение 6.

           На одном выдохе – усиление и ослабление звука (упражнение «Вой ветра»: в-в-в-В-В-в-в).

Упражнение 7. 

             Упражнение «Свеча»: ребенок делает ровный, медленный выдох – пламя свечи легло, и его надо удержать в этом положении воздушной струей.

Упражнение 8. 

               Упражнение «Погаси свечу» - ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания и несколько выдохов-толчков:

  фу-фу-фу.

Упражнение 9.

              Исходное положение – руки перед собой, вдох носом – руки разводятся в стороны, медленный выдох – руки сводятся так, чтобы встретились ладони.

Упражнение 10.

                Упражнение «Комар». Исходное положение – руки вперед, вдох – руки разводятся в стороны, выдох – руки медленно сходятся («не спугни комара»), выдох со звуком в-в-в-в, в конце – хлопок в ладоши («убили  комара»).

Упражнение 11. 

             На одном вдохе, выдыхая толчками, ребеное должен произнести 5, потом 6 (и так до 10) звуков [ф]: ф! ф! ф! ф! ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

Упражнение 12.

           На одном вдохе, выдыхая толчками, ребенок должен произнести 3 (4, 5) пары звуков: в-ф! в-ф.1 в-ф! Ладонь ребенка на животе контролирует подтягивание мышц живота при произнесении звуков.

Развитие силы голоса.

Упражнение 1. 

                Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): а-а-а-А-А-А (грудная клетка при этом не сжимается).

Упражнение 2.

              Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): о-о-о-О-О-О (грудная клетка при этом не сжимается).

Упражнение 3. 

              Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд):у-у-у-У-У-У (грудная клетка при этом не сжимается).

Упражнение 4.

                Ребенок тянет гласный звук сначала тихо (секунд 5), постепенно наращивая громкость (3-5 секунд), а потом на максимальной громкости (3-5 секунд): и-и-и-И-И-И (грудная клетка при этом не сжимается).

Упражнение 5. 

         Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): а-а-а-а; укачивание: а-а-а-а.

Упражнение 6. 

              Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): о-о-о; укачивание: о-о-о.

Упражнение 7. 

         Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): у-у-у; укачивание: у-у-у.

Упражнение 8.  

           Удлинение произнесения гласных звуков (пропевание на средней силе голоса): э-э-э; укачивание: э-э-э.

Упражнение 9. 

          Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: А-А-А-а-а-а).

Упражнение 10. 

              Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: О-О-О-о-о).

Упражнение 11. 

                Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: У-У-У-у-у-у).

Упражнение 12. 

                 Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция: И-И-И-и-и-и).

Упражнение 13.

               Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким: а).

Упражнение 14.

             Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким: о).

Упражнение 15.  

            Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким: у).

Упражнение 16.

            Пропевание гласного звука (начинается низким голосом и заканчивается высоким:  и).

Упражнение 17.

              Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: ауауауау….

Упражнение 18.

            Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: аоаоаоа….

Упражнение 19.

             Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: оиоиои….

Упражнение 20.

            Чередование гласных звуков на одном выдохе, который надо тянуть как можно дольше: уиуиуи….

Упражнение 21.

           Пропевание гласных на одном выдохе: а-а-а-о-о-о-у-у-у.

Упражнение 22.

          Пропевание гласных на одном выдохе: и-и-и-а-а-а-о-о-о.

Упражнение 23.

            Пропевание гласных на одном выдохе: о-о-о-и-и-и-а-а-а.

 Упражнение 24 .

          Пропевание гласных на одном выдохе: и-и-и-э-э-э-о-о-о.

Упражнение  25. Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: а-а-а).

Упражнение 26.

                Пропевание гласных звуков (начинается низким  голосом и заканчивается высоким: о-о-о).

Упражнение 27.

               Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: у-у-у).

Упражнение 28.

                Пропевание гласных звуков (начинается низким голосом и заканчивается высоким: э-э-э).

Упражнение 29.

             Взрослый без голоса, одними губами, «произносит» гласные звуки [а], [о], [у], [и]. Ребенок должен угадать. Потом он может сам «загадать взрослому свои гласные звуки.

Упражнение 30.

               «Кто дольше пропоет». Взрослый устраивает между детьми соревнование: кто из них дольше пропоет. По его команде дети начинают тянуть какой-нибудь гласный звук. Выигрывает тот, кто протянет этот гласный дольше всех на одном выдохе.

Упражнение 31 .

                 «Добавь слог». Взрослый произносит 2, 3, 4 и более слогов. А ребенок – каждый раз на один слог больше. Например, взрослый говорит: «па-па-па», а ребенок: «па-па-па-па», взрослый «ле-ле-ле-ле», ребенок «ле-ле-ле-ле-ле» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методическая разработка.Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников.

Данные методические рекомендации помогут воспитателям и музыкальным руководителям в развитии музыкальных способностей детей....

Методическая разработка по теме: "Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по ИЗО-деятельности"

Методическая разработка по теме:«Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности» «Дошкольное детство – очень ва...

Методическая разработка. Методические рекомендации для родителей "Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте"

Насколько важно сенсорное воспитание в дошкольном возрасте? Самым первым источником познания окружающего мира, для малыша, являются ощущения, т.е. он начинаем узнавать мир во всем его многообразии, с ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...