Мелкая моторика в психофизиологическом развитии дошкольника"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
"Рука - вышедший наружу мозг человека" - И. Кант
Логопеды знают, что ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыкам речи ускоряет ее развитие.
Предложенный материал содержит практичекие задания для работы логопеда, которые я использую в своей практике с детьми с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya_motorika.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
/Из опыта работы/
Рука – это вышедший
наружу мозг человека.
И.Кант.
Ребенок только родился – и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений / ходьба, бег, прыжки ползание и лазание, бросание, ловля, метание/, которые осваивает ребенок.
Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом – ходьба, бег, прыжки. /С. Прищепа – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО.
С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения – схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки / бубенчики, колокольчики/. С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения – он захватывает мягкие игрушки, крупные бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки – гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка. Сорока- ворона
Кашу варила, деток кормила.
Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.
А этому не дала.
Ты в лес не ходил,
Ты дров не рубил,
Ты кашу не варил.
Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три – четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.
Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты – психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре/, и воспитатели.
Я хочу представить свой опыт работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию. Я их разделила на группы и определила для каждой группы назначение.
- Игры – манипуляции
«Ладушки – Ладушки», «Сорока – белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения .
«Пальчик – пальчик, где ты был?» «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет у нас в квартире», «Пальчик пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
- Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем / правой, левой руки, двух одновременно/.
«Гости» -Мама, мама! - Гости едут! Здравствуйте, здравствуйте! /2/
- Что, что, что? - Ну, и что! Чмок, чмок, чмок! /2/
« Распускается цветок» - из сжатого кулачка поочередно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок»/ ладони под углом друг к другу/.
Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта, мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
«Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики.
3.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальчики каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки:
«Песенка язычка» -ла – ла – лалала, лололо – ло – ло – ло…..
Па – па, ма- ма, ба- ба, де- да…
4.Пальчиковые кинезиологические упражнения / «гимнастика мозга»/
Предложены И. Деннисоном и его женой Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д
«Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола / сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе/.
«Ухо – нос» левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки / начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т .д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
«Горизонтальная восьмерка» нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, затем обеими руками.
5. Пальчиковые упражнения
в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения-
разминание, растирание, надавливание, пощипывание / от перифирии к центру/.
«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки « забивать гвозди».
«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
6. Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения / «трепетание пальцев»/
«Сказка» -детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый пальчик – какой – либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы – пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга. Замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Работу эту можно начинать с ясельной группы. Дети учатся играть с пальчиками во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождаются потешками, песенками.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул!
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
В первой и второй младших группах пальчиковую гимнастику можно включить в режим дня.
- Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое.
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю –
Я вас всех приветствую. / Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками/.
- Во время утренней гимнастики.
Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами / обруч,
гимнастическая палка, кубик и др./ детям предлагают поиграть с предметом, например, передать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: «Какой мяч?» / Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д./ Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок»
На двери висит замок. /Ритмичные соединения пальцев в замок/.
Кто открыть его бы смог?
Потянули. /Руки тянутся в стороны/.
Покрутили /Круговые движения пальцев от себя./
Постучали /Основания ладоней стучат друг о друга/
И открыли /Разомкнули пальцы/
- На физкультминутках / 3-4 упражнения/
Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса / плечо, предплечье/, поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений –
- сжать пальцы в кулак, разжать / как двумя пальцами сразу, так и поочередно каждой рукой/.
- затем детям предлагают сюжетные пальчиковые упражнения, сначала с несложным движением /»Пальчики здороваются» или «Коготки»/,
-далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки « «Надеваем перчатку»/ и предметов – прокатывание карандаша, грецкого ореха.
На достаточно сложных занятиях, которые требуют высокой умственной активности детей, используются пальчиковые кинезиологические упражнения – из серии «гимнастика мозга».
- На физкультурных занятиях
На учебно – тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. На занятиях с использованием тренажеров и фитболов/ коррекционных мячей/ также используются упражнения для пальцев.
Исходное положение может быть различным: стоя, сидя на полу /поза факира»/, сидя на гимнастических мячах и др.
Ну –ка, братцы , за работу /поочередно разгибать пальцы, начиная с большого
Покажи свою охоту:
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить.
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть,
А потом всем песни петь.
Песни петь, да плясать /энергично шевелить всеми пальцами/
Наших деток забавлять
С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.
Кто зубы не чистит. / Пальцы рук поочередно, начиная с указательного,
Не моется с мылом «здороваются» с большим пальцем/
Тот вырасти может /Ладони ставятся одна над ругой, изображая
Болезненным , хилым. рост ребенка/
Дружат с грязнулями только грязнули /Пальцы рук соединены в замок/
Которые сами в грязи утонули /Движения, имитирующие пловца/
У них вырастают противные бяки /Показ обеими ладошками около носа бяку
За ними гоняются злые собаки /Ладошками хватательные движения/
Грязнули боятся /Руки скрещены на груди
Воды и простуд
А иногда и вообще не растут. /Поднять руки вверх/.
В конце физкультурного занятия можно провести комплекс упражнений для рук и пальцев «Как живешь?»
Как живешь?
- Вот так! /Большие пальцы обеих рук – вверх, остальные собраны в кулак/
А плывешь?
- Вот так! /Руками изображают движения пловца/
Как бежишь?
- Вот так! / Руки согнуты в локтях, движения вдоль туловища/
Вдаль глядишь?
- Вот так! / Поочередно прикладываем ладони ко лбу
Машешь вслед?
-Вот так! /Энергичные движения кистями рук/
Ночью спишь?
- Вот так! /Ладони под голову/
А шалишь?
-Вот так! /Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам/
- Перед обедом, когда дети ожидают приглашения к столу.
Детям очень нравится показывать «театр в руке».
«На солнечной полянке стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом и мурлыкать. А рядом жила мышка. И домик у нее был в норке. Кошка любила играть с мышкой.
Мышка выбежала из своей норки, а кошка за ней. Мышка прыгула на
пароход, а кошка в лодочку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели…..Мышка нашла грибок и кошка нашла грибок. Набрали они полную лукошку и вернулись домой.
Дети сопровождают текст движениями рук и пальцев.
- На прогулке в теплое время года
После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево…… Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить ее он хочет
«Зайчик – кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко
А колечко не простое-
Блестит, словно золотое.
7.В зачине подвижной игры или в ходе игры.
Например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина выполняют движения руками.
В море бурном, в море синем /пальцы переплетены, волнообразное движение
Быстро плавают дельфины ладошки «ныряют» верх и вниз,
Не пугает их волна волнообразное движение
Рядом плещется она
В подвижной игре «Ловля обезьян» при помощи пальцев ребенок изображает обезьяну/ руки согнуты в локтях и разведены в стороны –
Сжимание и разжимание кулачка, скрещивание рук перед лицом и одновременно сжимание и разжимание пальцев; руки согнуты в локтях, кисти рук друг за другом на уровне носа, ладонями в стороны, пальцами вверх – обезьянка дразнится»/.
8.С добрым утром!
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром»
и самомассаж пальцев «Помоем руки».
С добрым утром, глазки! /Поглаживаем веки глаз
Вы проснулись? /«Смотрим в бинокль»
С добрым утром, ушки! /Поглаживаем ушки/
Вы проснулись? /Прикладываем ладошки к ушкам
С добрым утром, ручки! / ножки/ /Поглаживаем кисти рук / коленки/
Вы проснулись? / Хлопаем в ладошки / притопываем/
С добрым утром, солнце! / Руки раскрываются навстречу солнышку
Я проснулся! / Я проснулась!/ /Голову слегка запрокидывают и широко улыбнуться/
9. На досугах, праздниках, развлечениях.
На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук
«Перемени предмет», «Передай мяч», «Посади картошку», «Слепи снеговика»/, детям предлагают:
- выложить фигуры из физкультурного инвентаря / кегли, гимнастические палки, обручи, флажки/;
- построить стену, забор, пирамиду из кубиков;
-провести мелом линию в «лабиринте», не коснувшись его края;
-составить слово из кубиков, на которых нарисованы буквы.
Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.
К концу дошкольного возраста кисти ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников»
Способы развития мелкой моторики, речи, основных психических процессов в различных видах детской деятельности....
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников «Рука - это вышедший наружу мозг человека».И. Кант Ребенок только родился...
Мелкая моторика в психофизическом развития дошкольников. Из опыта работы воспитателей логопедической группы.
Речевое развитие происходит в процесси познания ребенком окружаещего мира, что возможно только в совместной деятельности пдагогического коллектива, родителей и ребенка....
Описание опыта работы по теме: «Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников».
В данной работе представлены этапы работы по развитию мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....
Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольника
Консультация для родителей...
Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников
Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике...
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики и речевого развития дошкольников.
Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываютс...