ПРОЕКТ «ЛОГОЦВЕТИК» (логопедическая работа с неорганизованными детьми от 2 до5 лет)
методическая разработка по логопедии по теме
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logocvetik_dlya_neorganizovannyh_detey.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед: Беклемышева
Татьяна Алексеевна
ПРОЕКТ
«ЛОГОЦВЕТИК»
(логопедическая работа с неорганизованными детьми от 2 до5 лет)
Актуальность. Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.
Моя задача совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
Родители узнают о том, какие игры и упражнения можно проводить с малышом, чтобы развивать его речь и научиться, лучше понимать его.
Новизна. Отсутствие образовательных программ для родителей, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошкольников. Источником педагогических знаний для родителей станет проект на базе МОУ «РСОШ». Приходя на специальные занятия, в играх со сверстниками, дети овладевают полезными знаниями и учатся общаться, родители при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. В результате процесс адаптации, когда дети пойдут в детский сад, станет для ребенка менее болезненным, а развитие личности ребенка - более гармоничным.
Отличительной чертой данного проекта является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие речи, внимания, памяти, и др. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.
Цель проекта – содействовать повышению коррекционно-педагогической культуры и логопедической компетентности родителей по общему и речевому развитию дошкольников.
Задачи:
- совершенствовать мыслительные операции детей, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
- помогать родителям приобретать необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях.
Работа по проекту будет вестись по трем направлениям:
Обучение родителей. Ведущие формы обучения в условиях проекта - беседы, деловые игры, консультации.
Обучение детей. Игры, игровые упражнения, занятия.
Консультирование родителей. Оно направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка.
Консультирование родителей строится на принципах:
- Создания доверительных отношений;
- Взаимоуважения;
- Компетентности;
- Качественной организации консультаций.
Содержание работы: проект создается для детей, не посещающих детский сад, от 2 до 5 лет, и включает задания разнообразной тематики, с целью создания условий для развития правильной, чистой речи у детей, индивидуализации личности ребенка, повышения уровня коррекцио-логопедической компетентностей у родителей. Дети посещают занятия вместе с мамой. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Проект рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 15 - 30 минут. Предусмотренные проектом занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: речепознавательный, музыкальный, творческий, в свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша. Занятия проводятся учителем - логопедом детского сада. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации учителя-логопеда.
В комплекс диагностических методик по выявлению исходного уровня компетентности родителей в процессе логопедической коррекции входят:
- опросник для родителей (изучение раннего психомоторного и речевого онтогенеза);
- анкета «Как говорит ваш ребенок?»
- ознакомление родителей с логопедической диагностикой.
Методы и приемы, используемые в программе:
- Организационные;
- Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
- Словесные (убеждение, беседа, объяснение, художественное слово);
- Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);
- Логические;
- Мотивационные (убеждение, похвала).
Определены основные этапы развития коррекционно-логопедических компетентностей у родителей и выбор наиболее предпочтительной формы общения родителей с учителем-логопедом.
1 этап: Обследование речи детей, анкетирование и опрос родителей.
2 этап: Создание проекта сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с родителями ребенка).
3 этап: Реализация проекта.
4 этап: Анализ полученных результатов.
Формы организации детской деятельности могут быть различными, но чтобы средства для достижения коррекционно-воспитательных задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами и др. по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. При этом нужно придерживаться главного направления в работе с детьми, развития речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности.
Ожидаемый результат:
- становление речи ребенка;
- развитие мелкой и общей моторики;
- развитие коррекционно-логопедических компетентностей у родителей;
- закрепление полученных на логопедических занятиях знаний и совершенствование достигнутых речевых возможностей, а также приобретение новых знаний родителями войдет в ежедневную привычку.
Итогом работы является гармоничное развитие личности ребенка в процессе предметно-игровой деятельности положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в речевом общении и сенсорных представлениях, движениях детей, успешная адаптация детей к условиям детского сада.
План работы
№ | Название темы |
Открытие проекта. Игровая программа «Давайте познакомимся!» | |
Лексическая тема «Игрушки» | |
Лексическая тема «Овощи» | |
Лексическая тема «Фрукты» | |
Лексическая тема «Наше тело» | |
Лексическая тема «Мебель» | |
Лексическая тема «Насекомые» | |
Лексическая тема «Домашние животные» | |
Лексическая тема «Домашние птицы» | |
Лексическая тема «Мамин праздник» |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Долматова Н.Г. Формы работы дошкольных учреждений с неорганизованными детьми // № 6 Управление ДОУ № 6 2005.
- Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
- Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003.
- Янушенко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М., 2009.
- Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. Под редакцией Л.Н. Павловой. С-П., Детство – Пресс, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.
Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...
Работа с неорганизованными детьми.
Данный план работы рекомендован для организации консультативного пункта в ДОУ....
Рабочая программа Пирамидка по работе с неорганизованными детьми (с1-2-х лет)
Данная программа способствует преодолению у детей стресса при поступлении в дошкольное учреждение и успешной адаптации, так как в присутствии и с помощью...
Методические рекомендации "Организация работы с неорганизованными детьми" (группы кратковременного пребывания)
организация работы с детьми не посещающими ДОУ...
Инициативно творческая группа "Разработка программы работы с неорганизованными детьми раннего возраста по адаптации к дошкольному учреждению "Карапуз"
Документация об участии в работе инициативно-творческой группы по разработке программы группы кратковременного пребывания детей раннего возраста "Карапуз"...
Рабочая группа по разработке программы работы с неорганизованными детьми раннего возраста по адаптации к дошкольному учреждению «Карапуз»
Приказ о создании и план работы рабочей группы...
Член рабочей группы по разработке программы работы с неорганизованными детьми раннего возраста по адаптации к дошкольному учреждению «Карапуз»
Документы, подтверждающие работу в составе рабочей группы...