Рабочая программа Пирамидка по работе с неорганизованными детьми (с1-2-х лет)
рабочая программа (младшая группа) на тему
Данная программа способствует преодолению у детей стресса при поступлении в
дошкольное учреждение и успешной адаптации, так как в присутствии и с помощью
родителей дети с большей готовностью идут на контакт со взрослыми, взаимодействуют с другими детьми, участвуют в совместных играх и занятиях, активно интересуются окружающей обстановкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Одной из особенностей современного ритма жизни является то, что родители вынуждены отдавать ребенка в ДОУ в раннем возрасте. Поступая в детский сад, дети переживают адаптационный стресс.
Адаптивные возможности малыша ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию, длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и даже замедлению психического развития. И очень важно, чтобы первый опыт адаптации ребенок приобрел при поддержке близкого человека.
Творческой группой педагогов МДОУ была разработана рабочая программа работы адаптационного клуба «Пирамидка», которая предполагает проведение игр-занятий педагогом с детьми и родителями.
Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Ступеньки детства» и предполагает использование следующего учебно-методического комплекса:
- Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов Ранний возраст: планирование работы с детьми, М. 2007
- Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик Развиваем ребенка. Учебно-наглядное пособие для детей от1 года до 2 лет, М. Просвещение – 2007
- Т.И. Гризик Давай поиграем, Малыш!». М. Просвещение - 2008
Данная программа способствует преодолению у детей стресса при поступлении в
дошкольное учреждение и успешной адаптации, так как в присутствии и с помощью
родителей дети с большей готовностью идут на контакт со взрослыми, взаимодействуют с другими детьми, участвуют в совместных играх и занятиях, активно интересуются окружающей обстановкой.
В рамках данной программы восполняется недостаток практических знаний эффективного взаимодействия родителей с ребенком раннего возраста. Каждая
новая информация порождает изменения в сознании родителей, способствует
изменению их поведения, образа жизни семьи, а это напрямую влияет на поведение и развитие ребенка. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Они быстро заряжаются сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражают их действиям. Эти особенности и легли в основу построения данной программы, цель которой реализация новых форм взаимодействия взрослого и ребенка, направленных на полноценное всестороннее развитие, раннюю социализацию для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Задачи программы:
- Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их познавательной сферы в соответствии с возрастом, эмоциональному благополучию с учетом индивидуальных возможностей.
- Формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общение со взрослыми и сверстниками.
- Создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей и формировать активную позицию у родителей по отношению к процессу адаптации детей к условиям детского сада.
- Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей о возрастных особенностях развития ребенка по основным направлениям (познавательному, социальному, физическому, художественному), закономерностях и принципах воспитания и обучения.
- Способствовать созданию единого стиля воспитания и общения с детьми в детском саду и в семье.
Программа адаптационного клуба кратковременного пребывания детей «Пирамидка» рассчитана на детей раннего возраста. Инновационная деятельность в клубе позволяет создать благоприятные условия для социализации детей, которые достигаются в результате свободного общения детей, родителей и педагогов.
Принципы построения программы.
- Принцип доступности:
- учет возрастных особенностей детей;
- ирга как основное средство воспитания и обучения. Совместная игровая деятельность (педагог – ребенок – родитель) с целью установления психоэмоционального контакта.
- Принцип взаимодействия:
- взаимодействие между взрослым и ребенком в процессе общения;
- взаимодействие педагога, родителей и специалистов;
- сенсорное взаимодействие ребенка с новым для него материалом.
- Принцип последовательности – постепенное прохождение адаптации.
- Принцип наглядности, основанный на особенностях развития мышления детей раннего возраста.
- Принцип научности, основанный на достижениях в области психологии, педагогики, медицины о раннем периоде детства.
Возрастные особенности психофизического развития
детей раннего возраста
(1,5 до 2 лет)
Темпы физического развития ребенка этого возраста становятся заметно ниже, чем на первом году жизни. Рост ребенка колеблется от 82 до 91 см, а вес – от 11 до 13кг.
Малыш этого возраста овладевает всеми видами движений: ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, бросанием. У него совершенствуется нервная система, работоспособность заметно увеличивается. Малыш может бодрствовать около 4 – 5 часов, меньше спит днем.
В этот период могут возникать определенные сложности в воспитании, так как происходит смена ведущего вида деятельности – на первый план выдвигается предметная деятельность, в которой продолжается познание окружающего мира, наблюдается всплеск активности в познании предметов. Поэтому ребенок 1,5 – 2 лет всегда непоседлив и капризничает при ограничении его свободы.
Ведущая тенденция в развитии ребенка – стремление к самостоятельности, она превалирует над всем остальным. Это стремление нужно беречь, лелеять и развивать. Содержание самостоятельных умений пока минимально, но сила исключительно велика.
Самостоятельность по-разному проявляется. Ребенок сам ставит перед собой задачу(достать игрушку, взять предмет), но исполнение возможно лишь с помощью взрослого; взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность малыша. Самостоятельность выражается пока в целеполагании.
Нарождающаяся самостоятельность – это условие дальнейшего физического, психического и личностного развития малыша второго и третьего года жизни.
Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом(действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить. Дети усваивают названия предметов, действий, качеств и состояний.
Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать восприятие, составляющее основу сенсорного воспитания. Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся способность обобщения. Слово начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе. Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке.
Активный словарь на протяжении второго года жизни увеличивается неравномерно. К полутора годам 20-30 слов, а ближе к двум годам происходит скачок и активно используемый словарь состоит теперь из 200 – 300 слов(глаголы, существительные, простые прилагательные и наречия, а также предлоги). Упрощенные слова заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. К полутора годам в высказываниях малыша появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-четырехсловных предложений. Ребенок старше полутора лет активно обращается с вопросами.
Непосредственно-образовательную деятельность в МБДОУ «Чебурашка» проводит воспитатель, назначенный приказом руководителя и продолжающий работу с данной категорией детей в первой младшей группе.
Совместная деятельность с детьми проводится в игровой форме вместе с родителями в виде дидактических, подвижных игр и развлечений.
Непосредственно-образовательная деятельность охватывает следующие формы работы:
- деятельность по развитию речи и ознакомление с окружающим миром;
- деятельность по сенсорному развитию;
- деятельность: сказки, потешки, дидактически игры и развлечения вместе с родителями;
- деятельность в форме бесед, экскурсий, развлечений.
Общее количество непосредственно-образовательной деятельности 37 периодов в год, продолжительностью 8-10 минут. Группа «Пирамидка» работает 1 раз в неделю, по средам.
Планирование
месяц | № | Тема непосредственно-образовательной деятельности | Цели непосредственно-образовательной деятельности | Содержание непосредственно-образовательной деятельности | Сопутствующая работа |
СЕНТЯБРЬ | 1 | Обработка информации из детской поликлиники о контингенте детей в возрасте от 1 до 2 лет, не посещающих ДОУ | Комплектование группы «Пирамидка» детьми раннего возраста(с 1 до 2 лет), не посещающих МБДОУ. Заявление родителей, составление договоров на прием в группу, знакомство с медицинским заключением о состоянии здоровья старшую медсестру, беседы об особенностях развития ребенка индивидуально. Знакомство с правами и обязанностями участников группы(родители, законные представители и ДОУ) | ||
2 | Встреча с родителями, сбор необходимой документации | ||||
3 | Знакомство с детьми, беседы с родителями об особенностях развития детей | Знакомство с детьми, с детским садом, экскурсия по комнатам детского сада
Индивидуальные беседы с родителями. Консультации как дома, так и в ДОУ | |||
4 | Знакомство с детьми, беседы с родителями об особенностях развития детей | Установить с детьми эмоционально-положительный контакт, вызвать интерес к совместной деятельности; познакомить с игрушкой, поддерживать желание повторять движения вместе, учить ходить друг за другом. |
| Игрушечная кошка, рассматривание её. Повторять дома с мамами как мы играли в ДОУ | |
ОКТЯБРЬ | 1 | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. «Кошечка к нам пришла» | Вызвать интерес к фольклору. Способствовать пониманию речи взрослого с опорой на наглядность, упражнять в подзывании кошечки и запоминанию ее клички |
| Игры с игрушечной кошкой, повторять игры, во что мы играли. Рассматривание книжек про животных |
2 | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. «Кисонька-мурлысонька» | Способствовать накоплению у детей зрительного опыта и вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций; вызвать положительное эмоциональное состояние |
| Игры с игрушками дома | |
3 | НОД по сенсорному развитию «Рассматриваем кошечку и кота» по иллюстрации Ю. Васнецова к потешке «Ходит кот по лавочке» | Познакомить с игрушкой-зайцем. Личностное взаимодействие игрушки с ребенком(погладить, подержать, взять ее в руки) |
| Повторение игры «Зайка серый умывается..» Игры с игрушками(кошка, зайчик) | |
4. | НОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи «Давайте познакомимся с зайчиком» | ||||
НОЯБРЬ | 1. | НОД по сенсорному развитию «У кого ушки длинные» | Продолжать вызывать интерес к рассматриванию игрушек и нахождению сходства и различия, учить различать длину путем наложения, активизировать слова : длинные ушки, короткие ушки; побуждать переносить действия с одной игрушкой к другой, воспитывать любовь к животным. |
| Игры детей дома с любимыми нашими игрушками(зайчик, кошка) |
2. | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. «Давайте познакомимся с маленьким зайчиком» | Установить с детьми эмоционально- положительный контакт и вызвать интерес к совместной игровой деятельности |
| Закрепление игры дома с детьми. | |
3. | Дидактическая игра «Скачет зайчик маленький» | Учить понимать действия игрушек, повторять, расширять словарный запас, поддержать эмоциональный настрой детей. |
| Игры с игрушками дома, закрепление понятий «зайчик ищет морковку», «нашел и ест» | |
4 | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Давайте познакомимся с петушком» | Познакомить с игрушкой, изображающий петушка. Обеспечить личностно-ориентировочное взаимодействие игрушки с ребенком. Послушать потешку «Петя- петушок» |
| Игры с любимыми игрушками дома | |
ДЕКАБРЬ | 1. | НОД по сенсорному развитию «Рассмотрим и сравним двух петушков» | Способствовать накоплению у детей зрительного опыта. Учить детей сравнивать игрушки и картинки с этими игрушками. Закрепить представление о красном цвете. Упражнять в подражании крику петушка |
| Картинки с изображением петушка. Резиновый и вязаные петушки. Мячи разного цвета одинакового размера |
2. | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. «слушаем рассказ о том, как лечили петушка» | Развивать умение слушать небольшое произведение, понимать его. Обогащать эмоциональные переживания, сочувствия. Радоваться совместной музыкальной игре «Ладушки-ладушки» |
| Закрепление игры «Ладушки-ладушки» Пальчиковая игра «Моя семья» С\р игра «Больница» | |
3. | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. «Давайте познакомимся с большой и маленькой собачками» | Продолжать вызывать интерес к рассматриванию новых игрушек, повторять за взрослыми движения и слова, подражать звукам, которые издают собачки. |
| Игры с любимыми игрушками | |
4. | Дидактическая игра «Кто как кричит» | Выработать умения повышать и понижать тон, закрепить представление о домашних животных. |
| Набор игрушек «Домашние животные», закрепить дома игру «Кто как кричит?» | |
ЯНВАРЬ | 1. | Приглашение на развлечение в музыкальном зале. | Постепенно включить родителей в воспитательный процесс, формирование понимания родителями значения воспитательного процесса. Установить с детьми эмоционально-положительный контакт, вызвать интерес к совместной деятельности со взрослыми и детьми, радость. | Помочь родителям в подготовке костюмов-нарядов к утреннику | |
2. | Приглашение на развлечение в группу | ||||
3. | Театр игрушек по песенке «Жили у бабушки два веселых гуся» | Продолжать вызывать у детей положительное эмоциональное состояние. Удовольствие от просмотра театра игрушек |
| Рассматривание игрушек, игры с ними. Цветная дорожка для ходьбы. | |
4. | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром Слушаем потешки про гуся «Гуси, гуси! Га-га-га!» и про уточек «Уточки, уточки!» | Расширить значение узнаваемых и называемых слов. Продолжить воспитывать умение слушать потешку; закрепить умение идти по дорожке. |
| ||
1. | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Давайте познакомимся с медведем» | Познакомить с игрушкой, изображающей медведя, рассмотреть его, рассказать о нем. |
| Игрушечный медведь. «Игра с мишкой» | |
ФЕВРАЛЬ | 2. | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Слушаем потешку «Пришел медведь к броду» | Поддержать эмоциональный настрой детей, вызвать интерес к совместной деятельности со взрослыми и детьми, познакомить с содержание потешки |
| Игры с любимыми игрушками. Повторять дома потешку с мамами. |
3. | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «Давайте познакомимся с совой» | Познакомить с игрушкой, изображающий сову, рассказать потешку про нее : учить преодолевать препятствия на пути |
| Дома родителям предложить поиграть в наши игры. | |
4. | НОД по сенсорному развитию «Игрушки покупают билеты для поездки по железной дороге..» | Закрепить основные цвета-называть цвет игрушки(красный шар) с помощью взрослого. Учить понимать слова «цвет», «такой»; «не такой»; «разные». Закрепить представление о круглой и квадратной форме |
| Закрепить цвета дома: желтый как солнышко. И т.д. | |
МАРТ | 1. | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «К нам лисичка пришла» | Познакомить с новой игрушкой, изображающей лису и рассмотреть ее. Рассказать о ней. Учить ориентироваться в окружающей обстановке |
| Игры с любимыми игрушками |
2 | Конструирование «Постройка автомобиля» Музыкальная игра «Ноги ножки» | Учить устойчиво и ровно ставить кубик на кубик, развивать игровой замысел, двигаться ритмично, слушать сигнал воспитателя |
| Игры со строительным конструктором | |
3. | НОД по сенсорному развитию «Рассмотрим белочек и сравним их» | Способствовать накоплению у детей зрительного опыта. Обратить внимание на сходство и различие двух белочек(большая и маленькая).Продолжать формировать умение пользоваться простейшими приемами установления тождества и различия объектов. |
| Игры с любимыми игрушками дома. Закрепление понятий «большая», «Маленькая» | |
4. | Каникулы | ||||
АПРЕЛЬ | 1. | Игра-инсценировка «Как машина зверят катала» | Учить детей участвовать в инсценировании рассказа, активизировать наречия «вперед», «назад». Поддержать эмоциональный настрой детей. Вызывать у детей желание танцевать вместе. |
| Игры детей с любимыми игрушками дома. Повторение инсценировки родителями дома. |
2. | НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром «К нам приплыли рыбки» | Познакомить с игрушками-рыбками и рассмотреть их. Обратить внимание на цвет, форму, размер рыб. Познакомить детей со свойствами воды и плавающих игрушек. |
| Игры детей дома с игрушками. Повторение потешки дома «Водичка, водичка, умой мое личико» | |
3. | НОД по развитию речи и ознакомлению окружающим миром «К нам прискакала лягушка» | Установить с детьми эмоционально-положительный контакт и вызывать интерес к совместным играм со взрослыми |
| Игры детей дома с любимыми игрушками | |
4. | Рассказывание народной сказки «Теремок» | Развивать способности детей понимать текст сказки; расширять словарный запас. Развивать желание играть игрушечными героями. |
| Приобрести всем мячи разного цвета | |
МАЙ | 1. | «Кто в каком домике живет?» | Узнавать игрушки, изображающие животных, повторять за взрослыми слова и движения, подражать звукам, которые издают животные |
| Игры детей с любимыми игрушками дома. Словесная игра «Угадай чей голос?» |
2. | Эксперименты с водой | Вызвать у детей к экспериментированию: познакомить со свойствами воды, плавающих предметов; чтение потешки «Водичка-водичка» |
| Игры детей дома с игрушками. Повторение потешки дома «Водичка, водичка, умой мое личико» | |
3. | «Мы едем, едем, едем» | Учить детей участвовать в инсценировании поездки на автобусе, активизировать в речи слова: «автобус», «колесо», «едем», «сидим», вызвать у детей желание играть вместе. |
| Детские стульчики, светофор | |
4. | Развлечение «Игры да потехи» | Поиграть с детьми и взрослыми вместе в игры, понравившиеся в течении года ЧАЕПИТИЕ | |||
5. | Чаепитие. Обсуждение с родителями итогов посещения с ребенком адаптационной группы | Обсуждение с родителями итогов посещения с ребенком адаптационной группы. Советы и пожелания родителей. |
Тематический план
№ п/п | Тема раздела | Количество периодов НОД | №№ НОД |
1 | Встреча с родителями, знакомство с детьми, экскурсии по детскому саду, беседы с родителями об особенностях развития детей. | 4 | 1,2,3,4 |
2 | «Как разноцветен этот мир!» (НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром) | 16 | 5,8,9,10,12,15,16,17,19,21,22,23,24,26,30,31 |
3 | «Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, синий, голубой Не угнаться за тобой ! » (НОД по сенсорному развития) | 4 | 7,14,19,25 |
4 | Учимся, играя (сказки, потешки, дидактические игры, развлечение вместе с родителями) | 7 | 6,11,18,19,20,29,32, |
5 | «Мы любим праздники» | 6 | 13,33,34,35,36,37 |
ИТОГО | 37 |
Уровни развития ребенка от года двух лет.
Низкий уровень.
Ребенок понимает речь, но требует повторения обращенной к нему речи.
Отвечает преимущественно жестом.
В контакт вступает с чужими людьми с трудом, плаксив.
Неуверенно держит чашку.
Постоянно нуждается в поддержке со стороны взрослых.
Неуверенная походка.
Средний уровень.
Слабо развита моторика рук.
Часто использует жесты.
Ребенок понимает речь, но неохотно вступает в контакт с воспитателем и близкими людьми.
Ситуативно нуждается в поддержке взрослых.
Высокий уровень.
Начинает произносить отдельные слова.
Кладет предметы меньшего размера в более крупные емкости (например, легко справляется с игрушкой из разноцветных стаканчиков разного размера, составленных по принципу «матрешки»).
Поворачивает по несколько страниц в книге.
Показывает пальчиком на знакомые предметы, когда об этом просят.
Умеет пить из чашки.
Самостоятельно ходит.
Проявляет интерес к сверстникам
Может показать две или более части тела.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «ЛОГОЦВЕТИК» (логопедическая работа с неорганизованными детьми от 2 до5 лет)
Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружаю...
Работа с неорганизованными детьми.
Данный план работы рекомендован для организации консультативного пункта в ДОУ....
Методические рекомендации "Организация работы с неорганизованными детьми" (группы кратковременного пребывания)
организация работы с детьми не посещающими ДОУ...
Рабочая программа адаптационного клуба "Солнышко" для неорганизованных детей (1,5 до 3 лет) и их родителей (законных представителей)
Рабочая программа адаптационного клуба "Солнышко" для неорганизованных детей (1,5 до 3 лет) и их родителей (законных представителей) предназначена для воспитателей ДОУ....
Инициативно творческая группа "Разработка программы работы с неорганизованными детьми раннего возраста по адаптации к дошкольному учреждению "Карапуз"
Документация об участии в работе инициативно-творческой группы по разработке программы группы кратковременного пребывания детей раннего возраста "Карапуз"...
Рабочая группа по разработке программы работы с неорганизованными детьми раннего возраста по адаптации к дошкольному учреждению «Карапуз»
Приказ о создании и план работы рабочей группы...
Член рабочей группы по разработке программы работы с неорганизованными детьми раннего возраста по адаптации к дошкольному учреждению «Карапуз»
Документы, подтверждающие работу в составе рабочей группы...