Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников
статья на тему
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лаврухина Ю.В. педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад комбинированного вида
Центрального района г. Санкт - Петербурга «Радуга»
Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников
На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично развитого, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних и старших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию обобщать со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения…».
Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут…».
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества. В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Особое место для детей занимают сюжетно-ролевые игры. В них дошкольники воспроизводят всё то, что видят вокруг себя в жизни и в деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания
Игра - отражение жизни. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления из жизни с личным опытом. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для его реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, декораторы, актёры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актёры; они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящее время. Поэтому игра- всегда импровизация.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольника.
Игра - важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.
Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с её помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими инструментами, своими мечтами о будущей профессии. Они ещё по-детски наивны, не раз изменяются, но важно, что ребёнок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребёнка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.
В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается так же в поиске средств, для выполнения задуманного; прежде чем отправится в полёт, необходимо соорудить самолёт; для магазина надо подобрать необходимый товар, а если его не хватает – изготовить самому.
Так в игре развиваются творческие способности будущего дошкольника. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнка, он будет вялым, плохо развиваться, если его решили увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.
Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удаётся увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения.
Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь и произвольность поведения. Конечно, дошкольник развивается в разных видах деятельности, но особое значение имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период, поскольку, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на развитие познавательной деятельности дошкольника.
Литература
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: В 2 т. Т. 1. / С.Л.
Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 327 с.
- Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре [Текст] // Дошкольное
воспитание. – 1981 – № 10. – С. 61-64.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М.И. Лисина. –
Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1997. – 216с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка
Роль игры в интеллектуальном развитии ребенка...
Роль фольклора в интеллектуальном развитии дошкольников
Данная статья раскрывает роль фольклора в развитияиречи дошкольников. Сказки, поговорки ,загадки легко запоминаются детьми. Читая их , дети различают добро и зло, любовь к труду и лень и т.д....
Роль наблюдения в интеллектуальном развитии дошкольника
консультация для воспитателей...
Роль игры в интеллектуальном развитии дошкольников
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности....
«Развивающие игры в интеллектуальном развитии дошкольников: кубики Никитина»
Нетрадиционная система воспитания детей...
Семинар-практикум "Логические игры для интеллектуального развития дошкольников"
Семинар-практикум для воспитателей...