мои достижения
материал (логопедия) по теме

 

Наполняемость группы логопункта 25 человек, а нуждающихся гораздо больше, в связи с чем,  не всем предоставляется возможность своевременной помощи в условиях логопедического пункта МДОБУ (в связи с постоянной предельной наполняемостью). А так же, поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником - очень актуальна. В связи с чем, мною составлен план взаимодействия на учебный год.

Взаимодействие с медицинскими работниками осуществляю в основном во время проведения ПМПК, и во время прохождения детьми, подготовительных групп, медицинского осмотра. В течении учебного года знакомлюсь с медицинскими картами ребят и получаю консультации по возникшим вопросам. Кроме того, в случае необходимости направляю родителей на консультацию к специалистам: стоматологу, лор-врачу, невропатологу, на областную комиссию.

Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагаю  информацию о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулирую  их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся со мной своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий в тетради взаимодействия. Ежегодно для воспитателей я  провожу тематическое консультирование. Таким образом, наша работа скоординирована: я подбираю для своей работы материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми с воспитателями, а также учитываю требования программы обучения реализуемой в детском саду. Воспитатель при проведении образовательной деятельности, включает мои рекомендации: комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений, чтение с детьми стихов и загадок на заданный звук, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – “смешинок”. Кроме этого проводит самомассаж рук, закрепляет лексико-грамматические категории в группе во время проведения образовательной деятельности и т.д.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет наши усилия. Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов.

Необходимо отметить, что я участвую в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.

Совместную работу с инструктором по физической культуре осуществляю в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания идет путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает мои рекомендации.

С узкими специалистами обсуждаю достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном). Педагоги делятся со мной своими наблюдениями за речью детей. Благодаря такой тесной работе с педагогами МДОБУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с педагогическими работниками, медицинскими работниками образовательного учреждения

План работы с педагогами на учебный год

месяц

мероприятия

Цели

Примечание

сентябрь

Воспитатели:

Индивидуальные  консультации. Обследование детей подготовительной группы.

Обсудить  план  логопедической работы по данным диагностики.

Обсудить итоги  диагностики: нуждающиеся ребята; ребята группы риска.

Завести тетрадь взаимодействия.

Медицинская сестра:

Познакомиться с медицинскими картами детей. Получить консультацию по интересующим вопросам.

Музыкальный руководитель:

Обратить особое внимание на детей, с нарушениями речи. Познакомить с результатами диагностики. Просмотреть комплекс распевок. Рекомендовать свои.

Инструктор ФИЗО:

Познакомить с результатами обследования. Продумать комплекс пальчиковых игр, чистоговорок. Обратить особое внимание на детей с нарушениями речи.

Познакомить с результатами диагностики; уточнить анкетные данные; составить социальный паспорт детей.

По возможности собрать анамнестические данные.

Для улучшения коррекционно-воспитательного процесса.

Для улучшения коррекционно-воспитательного процесса.

Воспитатели с пониманием относятся к  моей работе.

Дети разделены по группам здоровья.

Выявлены дети с темпо-ритмическими нарушениями; с недостаточно развитой общей моторикой.

Октябрь

Воспитатели:

Общая консультация «Особенности лексико-грамматической стороны речи дошкольников»

Практикум «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»

Музыкальный руководитель:

Мое участие в проведении праздников. Контроль  за  речью ребят во время игр.

Инструктор ФИЗО:

Посещение занятия.

Медицинская сестра:

Консультация по интересующим вопросам.

Познакомить с комплексом артикуляционной гимнастики для постановки различных групп звуков.

Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса.

Работа ведется.

Девочка говорит с назальным оттенком. Нос не дышит (рекомендована консультация лор-врача).

Ноябрь

Воспитатели:

Посещение занятий в подготовительной, старшей и средней группах: по развитию речи, обучению рассказыванию, ручной умелости.

Консультация по выполнению необходимых артикуляционных упражнений.

Проверить состояние оборудования речевой зоны в группах.

Ведение тетради взаимодействия.

Семинар-практикум «Игры в развитии лексико-грамматической стороны речи»

Музыкальный руководитель:

Оказание консультативно-методической помощи (по необходимости)

Инструктор ФИЗО:

Оказание консультативно-методической помощи (по необходимости)

Медицинская сестра:

Консультация по интересующим вопросам.

Познакомить с особенностями работы логопеда, его методами и приемами.

Помочь подобрать нужную литературу по интересующей теме.

Создать условия для формирования и закрепления звуковой культуры речи у детей.

Помочь подобрать виды продуктивной деятельности, способствующие формированию 1-й задачи.

Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса.

воспитатель подготовительной группы - подборка материала к открытому просмотру.  Воспитателем средней группы  - правильное оформление «вопросника-ответника» для родителей.

Готовим документы на областное ПМПК на базе школы-интернат № 11

Декабрь

Воспитатели:

Участие в ходе проведения родительских собраний.

Практикум: показ новых артикуляционных упражнений; знакомство с необходимыми играми и заданиями на эти звуки.

Информация: «самомассаж рук».

Подготовка к новогодним утренникам.

Музыкальный руководитель:

Оказание консультативно-методической помощи (по необходимости)

Повысить интерес к логопедическим занятиям.

Подобрать и отработать необходимый речевой материал для ребят с нарушениями речи на утренник.

Воспитатель подготовительной группы – подбор материала для проведения пятиминуток на дыхание, развитие речи.

Январь

Воспитатели:

Провести срез знаний.

Воспитатели, Музыкальный руководитель, Инструктор ФИЗО:

Консультация «Физиология речевого акта и его механизмы» (стр.16 Цвынтарный  «Радость правильно говорить»).

Консультация в средней группе – «Правильная артикуляция звуков «с» и «ш».

Медицинская сестра:

Мероприятия по ЗОЖ

Выявить уровень сформированности звуковой культуры речи.

Эффективность проведенной работы.

Познакомить с особенностями работы системы периферического речевого аппарата.

Показать методику исправления недочетов при произношении этих звуков. Показ на детях.

Чесночная терапия

Срез показал значительные улучшения у детей не пропускавших занятия.

Февраль

Воспитатели:

Посетить занятия (по договоренности) для выявления уровня сформированности связной речи.

В старшей группе провести диагностику усвоения программного материала (по всем видам учебной и игровой деятельности)

В средней группе

В подготовительной группе

Всех  специалистов познакомить с результатами диагностики.

Выявить уровень сформированности.

Устранить пробелы в развитии детей и создать дополнительные условия для успешного обучения.

Коллегиально обсудить варианты реализации программы с учетом возможностей детей.

Оказать консультативную помощь.

Два ребенка с низким общим уровнем.

Один ребенок с низким уровнем.

Два ребенка

На занятиях особо уделять внимание этим детям.

Март

Воспитатели:

Дать рекомендацию: специально создавать ситуации, требующие от ребенка проявления разных форм общения: ситуативно-делового, познавательного, личностного. (Игра «Репортер» и т.д.)

Ведение тетради взаимосвязи.

Музыкальный руководитель:

Оказание консультативно-методической помощи (по необходимости)

Инструктор ФИЗО:

Оказание консультативно-методической помощи (по необходимости)

Медицинская сестра:

Консультация по интересующим вопросам

Усвоение типов речевых конструкций.

Побуждать детей к самостоятельному исправлению ошибок. Показать речевой образец.

Корректировка коррекционного влияния участников образовательного процесса.

Апрель

Воспитатели:

Формировать графомоторные навыки.

Воспитатели, Музыкальный руководитель, Инструктор ФИЗО:

Совершенствовать на своих занятиях практические навыки употребления в речи простого распространенного предложения.

Медицинская сестра:

Проведение ежегодного медицинского осмотра детей подготовительной группы.

Развивать пространственные ориентировки на листе бумаги.

Практическое овладение навыками грамматически правильной речи

Оказать помощь в проведении. Получить консультации специалистов по интересующим вопросам.

Контролировать детей: ответы должны быть полными.

Пригласить маму с ребенком для консультации.

Май

Воспитатели, Музыкальный руководитель, Инструктор ФИЗО:

Итоговое собрание педсовета с воспитателями групп.

Проведение выпускного бала

Медицинская сестра:

Консультация по интересующим вопросам

(проведение ПМПК)

Подведение итогов: примерное планирование и рекомендации коллег для дальнейшей работы.

Повторить и закрепить пройденный материал в игровой форме.

Годовой план работы учителя-логопеда на  учебный год.

Цель.

Своевременное выявление и оказание помощи дошкольникам, имеющим нарушения  речи.

Задачи.

  1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности ребенка
  2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений  речи у детей, принятых на логопедический пункт.
  3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей.

Приоритетные направления деятельности.

  1. совершенствование коррекционно-воспитательной работы по наиболее важным направлениям;
  2. структурированное и динамическое наблюдение за речевой деятельностью детей на занятиях и вне них;
  3. систематизация учебно-методического материала.

Мероприятия

Сроки проведения

I. Организационная работа.

1. Подготовка кабинета к новому учебному году.

До 01 сентября

2. Первичное,  углублённое обследование устной  речи детей (в начале, в середине  и в конце года).  

*См. речевые карты, тетрадь «Диагностика»

С 01 по 15 сентября, с 23 по 27 января, с 16 по 23 апреля

3. Изучение документации детей, вновь принятых на логопедические занятия.

С 01 по 15 сентября

4. Проведение мониторинга устной речи детей подготовительной и старших групп.

*См. тетрадь «Диагностика»

С 01 по 15 сентября, с 16 по 23 апреля

5. Оформление документации учителя-логопеда на начало и конец учебного года.

С 01 по 15 сентября, с 15 по 31 мая

6. Зачисление детей, нуждающихся в логопедической помощи, на логопункт с учетом возраста и речевого дефекта, закрепить приказом по МДОУ.

С 01 по 15 сентября

7. Составление расписания логопедических занятий и согласование его с заведующей МДОУ.

С 01 по 15 сентября

8. Оформление  логопедического уголка и обновление материала для воспитателей  и родителей.

Один раз в квартал

9. Оказание помощи в оформлении логопедических уголков в группах.

Ежемесячно

10. Изготовление  наглядности для оформления логопедического кабинета.

До 01 сентября

11. Систематизация методического материала в электронном виде.

В течение года

13. Анализ коррекционной работы.

С 15 по 30 мая

II. Коррекционная работа.

1. Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени.

С 15 сентября по 15 мая

2. Использование в работе детьми логоритмических занятий, а также технологии моделирования и проигрывания сказок.

В течение года

3. Проведение кружковой работы (развитие мелкой моторики рук)

С 15 сентября по 15 мая

III. Научно-методическая работа.

1.Работа по самообразованию согласно теме. Кружок: «Волшебники»

В течение года

С 15 сентября по 15 мая

2.Проведение групповых консультаций.
а) Выступления на родительских собраниях на темы:

Педагогическая гостиная для родителей: «Заставим трудиться язычок»

«Организация работы логопункта»

б) Участие родителей в творческом проекте:

                                 «В гостях у Логосказки».

в)    Выпуск методических рекомендаций для родителей.

Сентябрь (подг,ст.гр)

Сентябрь (общее собр.)

Октябрь-Февраль

Каждый квартал

г)  Семинар-практикум для воспитателей:  

                          «Развиваем речь детей»

Ноябрь

д) Тематическая  консультация для воспитателей подг. и старших групп:  

  1. «Вечерние занятия с детьми в группе» - раздать информационные листы

Сентябрь

  1. «Гигиена голоса воспитателей ДОУ»

Январь

3. Проведение консультаций для родителей:

  1. “Игротека” - выпуск методических рекомендаций для родителей: артикуляционная гимнастика, развитие слухового внимания.
  2. Индивидуальные консультации.

Декабрь

Ноябрь

4. Участие в МО Чунского района (РМО «Диалог»)

В течение года

5. Участие в семинарах-практикумах для педагогов.

Согласно плану

6. Проведение открытого показа, совместно с воспитателями  групп,  для родителей:

  1. «День рождения буквы Р»

*тема  занятия может быть изменена

  1. Работает почта «Логофакс»

Февраль

В течение года

8. Проведение  индивидуальных консультаций  для родителей.

В течение года

IV. Взаимосвязь со специалистами ОУ.

1. Знакомство с обследованием  инструктора по ФИЗО  состояния общей моторики у детей.

В течение года

2. Анализ результатов диагностики, проведенной каждым воспитателем в своей группе и составление индивидуальных программ развития.

Сентябрь, май

3. Ознакомление воспитателей ДОУ с направлениями коррекционной работы на текущий учебный год.

Сентябрь

4. Ведение тетрадей взаимосвязи логопеда и воспитателей

В течение года

5.Посещение занятий:

  инструктора по ФИЗО;

Ноябрь

  воспитателей.

Декабрь, март

 Музыкального  руководителя

Февраль

6. Индивидуальное консультирование воспитателей

В течение года

7. Консультирование по необходимости с медицинским работником при МДОБУ. Оказание помощи при проведении ежегодного осмотра будущих первоклассников.  

Апрель /май

План работы с родителями.

Задача логопеда: помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка; вооружить определенными методами и приёмами преодоления речевого нарушения; наполнить конкретным содержанием домашние задания с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

месяц

Профилактическая работа

Наглядная агитация

Индивидуальная консультация

выводы

сентябрь

Родительские собрания в группах.

Выступление по организации работы логопункта.

Оформление информационного стенда. Тема: «Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе».

Стр.100 Е.Ф. Архипова «Стертая дизартрия у детей».

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционные упражнения.

Клоун Язычок.

По итогам диагностики.

Заключение договоров с родителями детей посещающих логопункт.

                     23.09.09г.

Проведены

Заключены.

октябрь

Оказание консультативной помощи (по интересующим вопросам).

Работа с тетрадями.

Рубрика »Вопрос-ответ.»

Информация для родителей:

-Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Обновление уголка для родителей.

Игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.

Консультация с мамой Славы Д.(средняя группа)

Даны рекомендации, разъяснения по выполнению д/з. Общие вопросы по развитию ребенка обговорили. Приглашена на индивидуальное занятие 16.10.05г.

Консультация с мамой  Саши П.

 Обговорили результаты после проведения артикул .гимнастики. Приглашена на занятие.   15.10.09г.

Мама заинтересована в хорошем результате нашей совместной работы.

ноябрь

Неделя «Широко откроем двери».

Открытые (для родителей) занятия детей.

Объявить конкурс «Лучше буквы моей нет на свете» (из любого материала дети вместе с родителями мастерят буквы).

Информация для родителей:

-Формирование правильного звукопроизношения.

По звукам распечатаны чистоговорки, стихи.

Артикуляционные  упражнения  в стихах.

«Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста».

Приглашена на консультацию мама Кати Ш.

Беседа с опекуном  Алеши Л. (средняя гр.): рекомендовано обратиться к врачу –стоматологу  за консультацией и (исправлении открытого прикуса).

Беседа о речевом и общем развитии Алеши в раннем детстве.

Домашнее задание выполняется не регулярно.

Посещаемость снижена, в связи с простудными заболеваниями. Активное участие в конкурсе приняла старшая гр.

(Подг.гр. не участвует.

1 поделка от ср.гр).

Проведена 24 числа.

декабрь

Сменить оформление логопедического уголка (с подробным описанием, с показом правильного выполнения вывешены артикуляционные упражнения).

Информация для родителей:

-Речевое развитие ребенка.

Совместная деятельность родителей и детей:

-« Рисуем и рассказываем новогоднюю сказку вместе».

Ведение индивидуальных домашних тетрадей для выполнения детьми различных заданий по автоматизации поставленных звуков речи; закреплению лексико-грамматических тем, подготовке руки к письму.

«Компьютерные игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте: аннотации и отзывы».

Дать список литературы,  для домашнего чтения.

Приглашена мама  Влада Х. (подг.гр.) на консультация -тренинг «Артикуляционная гимнастика».

Проведена консультация с мамой  Леры Б. (девочка посещает вокальную студию, не произносит группу шипящих звуков и звук  «р»).

Мама приглашена на индивидуальное занятие с дочкой 16.12.09г.

Приходила на консультацию мама Егора М.(мама желает, чтобы сын посещал логопеда). Рекомендовано прийти вместе с мальчиком в мае на комиссию ПМПК.

На 14.12.

11.12.

январь

Родительское собрание в группах: старшая, средняя, подготовительная.

(результаты среза речевого развития). Определение направления коррекционной работы на II полугодие

Информация: «Обучение грамоте. Домашние задания»

«Ребенок не читает: не хочет или не может?» - рекомендации родителям по организации процесса обучения чтению в домашних условиях.

Информация: «Составление домашних рассказов в альбоме с рисунками, картинками».

Действует почта для родителей «Логофакс».

Где они в письменной форме задают вопросы, а логопед – отвечает на них.

Приглашена на консультацию мама Кати Ш. для ознакомления с комплексом упражнений и игр на автоматизацию поставленных звуков.

В течение года

Проведена

февраль

Познакомить родителей с логопедическими играми, упражнениями для устранения в домашних условиях нарушения звукопроизношения

«В помощь логопеду»

Информация: «Речевые и психологические тесты»

Составление домашних рассказов (предлагается план беседы) Работа в тетрадях для домашних занятий

Продолжается конкурс «Самая интересная буква», среди детей и родителей трех старших групп.

(в связи с массовыми заболеваниями гриппа и простуды, а так же сильного мороза, конкурс продлен до конца февраля)

Конкурс плакатов «Здоровому телу – здоровый дух»

(умение работать с иголкой, ниткой, картоном, клеем, ножницами и т.д.)

Опекун  (бабушка) Нины Ж. – рекомендован комплекс заданий и упражнений на автоматизацию поставленных звуков «Ж» и «Ш».

Приглашена для участия во всех индивидуальных занятиях опекун (сестра) Алеши Л. (по возможности)

03.-2.2010г.

март

Объявлен конкурс на лучший рассказ о маме среди детей, посещающих логопедический пункт.

Информация: «Риторика для детей»

«Дневник читателя» - рекомендуемый список литературы для чтения родителей детям.

Родители Даши, Саши, Ангелины – Умные пальчики. Развитие мелкой моторики у детей. Знакомство с играми.

Приглашены родители детей редко посещающие детский сад.

Очень понравилось

Не пришли

апрель

«Волшебные ладошки» - рисуем совместный коллаж.

Варианты тестовых заданий по развитию речи для будущих первоклассников.

Диагностика «Психологическая и речевая готовность детей к школе». Ознакомление родителей с результатами теста.

Дана консультация и рекомендован комплекс упражнений Ване У. (мальчик не посещает логопункт).

май

Подведение итогов логопедической работы в группах за учебный год.

Дать рекомендации по продолжению коррекционной работы родителям на летний период.

Итоговый концерт для родителей.

Приглашение родителей и детей детских садов поселка на комиссию ПМПК, которая состоится 17.05.10г.

Консультация для тех, кому не безразличен ребенок с нарушениями речи (По мере поступления вопросов)



Предварительный просмотр:

              Тема:        НА  ПРИЕМЕ  У  АЙБОЛИТА

(познавательно-развлекательная программа для дошкольников, посещающих логопункт совместно с родителями)

Оборудование: две коробки – витамины; три коробочки обернутых несколько раз в газету (это витамины); две таблетки из потолочной плитки; одежда доктора и медсестры; волшебный мешочек; сухой бассейн с мячами у Раисы Васильевны;  картинка букв «Ж», «С», «Р», «Л», «П», «Ш»; капсулы роста (бочонок из-под киндер-сюрприза, в котором спрятана нитка определенной длины); две бутылочки с мыльными пузырями; две длинные атласные ленты; шаблоны водопроводного крана, жука, комара, самолета, машины; муляжи фруктов и овощей; стол и стул для доктора.

Родители рассаживаются на стульчики  вместе с детьми.

Ход:

Голос:                                                   Добрый доктор, Айболит!

                                                               В кабинете он сидит,

                                                               День приема начинает,

                                                               Всех с улыбкою встречает.

                                         (звенит будильник)

Айболит: Пора принимать пациентов  (смотрю в зал).

                  Ничего себе, сколько сегодня народу пришло!      

                  Ну что ж, начнем прием!

(звучит музыка, выходит медсестра)

Медсестра: Сегодня  с утра у многих пациентов наблюдается затруднение пробуждения, недостаток подвижности. Просто эпидемия!!!! Что будем делать, уважаемый Айболит?

Айболит: Срочно объявляем игровой карантин!

                 

Добрый день! Вижу,  здесь собрались любители активного и веселого отдыха. Приготовьтесь к разминке! Разминаем мышцы лица.

Для этого растягиваем губы в улыбке. Сильнее, сильнее! Молодцы! Возвращаемся в исходное положение. А теперь меняем улыбку на вытянутые в трубочку губы. Увеличиваем темп!  Замечательно!

Усложняем упражнение: надуваем щеки… и легким ударом ладоней с шумом сдуваем их. Если звук едва слышный, упражнение выполнено не в полную силу.

Чтобы быть здоровыми давайте почистим наши зубки (упражнение «Чистим зубки», «Маляр», «Посчитаем зубки», «Ступеньки»).

Айболит: Раз у нас игровой  карантин, то нам нужен витамин радости!

                   

Медсестра: Доктор, на всех витаминов не хватит.

Айболит:   Это же новинка! Даже упаковка от витаминов помогает определить тех, кому они необходимы!

Ребята, передавайте из рук в руки эту коробку из-под витаминов радости. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках окажется коробка подходит ко мне.

(музыка прерывается три раза) – всего 6-ть человек

Айболит:   Дорогие друзья! Вам надо будет не разжевать витамин, а «рассосать», так как это самый эффективный способ для усвоения организмом. Не пугайтесь! Снимайте одну оболочку витамина за другой, чтобы дойти до серединки. Разрывать оболочки запрещено!

Прием витаминов начать!

Молодцы!

Айболит: Коллега, вы заметили, что пациенты стали подвижней?

Медсестра: Доктор, вы гений! Ну что, за укольчики  теперь?

Айболит: К этой процедуре прибегнем в крайнем случае. Давайте лучше проверим зрение пациентов.

(выносится два плаката: слово написанное задом наперед; рассыпанное слово)

Айболит:  Это специальные таблицы для определения остроты зрения и сообразительности.  Расшифруйте слова.

Айболит:  (Двум ребятам, первыми отгадавшие слова). Вам, с отличным зрением, мы можем доверить таблетки удачи, которые нужно разделить между ребятами и взрослыми.

Главное в вашем деле – скорость и сноровка. Приступайте!

(ребята отламывают по кусочку и раздают всем присутствующим)

Медсестра: Все, кто получил части таблетки, поднимите руку. Да наши ребята молодцы!

Айболит:  Теперь каждому из Вас будет сопутствовать удача. И мы сейчас это проверим. Игра « Волшебный мешочек» 

Определите наощупь, что в мешочке, скажите вслух что это, затем достаньте этот предмет (муляжи овощей и фруктов).

Ребята, а нужно ли беречь руки? Почему?

А когда вы долго рисуете или пишите, что происходит с вашими пальчиками? Они устают. Как мы можем помочь пальчикам? Сделать пальчиковую гимнастику. Давайте вспомним некоторые  из них  (выполняем пальчиковую гимнастику «Семья», «Вышли мышки как-то раз…»).

А еще можно поиграть в интересную игру с сухим бассейном «Найди букву и придумай три слова, где живет эта буква».

(по одному играем шесть раз, по три человека от каждого ряда)

Молодцы! Получите капсулы роста!

Ребята, предупреждаем, капсулы действуют молниеносно. Вскрыв капсулу, достаньте ее содержимое и покажите нам. Обладатель самого высокого роста в будущем будет виден сразу.

(звучит музыка, дети определяют свой рост)

Айболит: (появляюсь с ложкой огромных размеров). Привезли новую микстуру веселья! Предлагаю ее опробовать.

Давайте вспомним песню водички, жука, самолета и т.д. Молодцы. А сейчас поиграем в игру «Звуковые дорожки».  Встаем в две команды. Игрок, получивший самолет, жука, водопроводный кран и т.д. бежит по своей дорожке и поет нужную песню. Важно, песню прерывать нельзя! Удачи!

Ловите первые капли микстуры веселья! (вместе с медсестрой и родителями дуем мыльные пузыри, а дети их ловят)

Микстура веселья сделала свое дело! На лицах пациентов сияют улыбки!

Давайте послушаем пожелания наших детей: (Стихотворение о здоровом образе жизни):

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.    

Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!  

Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда
!

Айболит:    Вот те добрые советы,
                    В них и спрятаны секреты,
                    Как здоровье сохранить.
                    Научись его ценить!

А для профилактики получите чесночные сухарики!!!

Айболит:  Медосмотром я доволен. Ребята здоровые, крепкие. Мы снимаем наш карантин! Прием окончен!



Предварительный просмотр:

Информационный  материал учителя-логопеда

Холхоевой Ольги Геннадьевны

Нарушения речи - распространенное явление среди дошкольников. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.

От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи в обучении. Преодоление речевых нарушений вселяют в дошкольника уверенность в собственных силах, способствуют развитию его познавательных способностей. Меняются его взгляды на мир, его отношение с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Воспитательно-образовательная и коррекционная деятельность в нашем детском саду регламентируется Основной образовательной программой МДОБУ, разработанной с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). Программами Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной: «Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» и «Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей».

С целью осуществления непосредственно коррекционной работы, на базе детского сада с 2009г.  функционирует логопедический пункт, деятельность которого обеспечивает индивидуализированный и системный подход в исправлении речевых нарушений.

Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у таких детей представляют собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Эффективность этого процесса во многом зависит от моего профессионального уровня как учителя-логопеда, умения рационально организовывать логопедическую работу, грамотного оформлять и вести документацию. 

Для своевременного выявления детей с речевой патологией я ежегодно  провожу  логопедическое обследование ребят. На основании проведенных логопедических обследований заполняю «протоколы». Цель протоколов – показать наличие речевого дефекта с целью постановки первичного заключения. На каждого зачисленного, на логопедический пункт, ребенка заполняю речевую карту в соответствии со структурой речевого нарушения.

Обследовав дополнительно детей раннего возраста (3-4 лет); детей  поступивших в наше дошкольное учреждение и никогда ранее не посещавших детский сад сделала выводы, что идет значительный перевес малышей с нарушениями звукопроизношения Всех детей, нуждающихся в логопедической помощи, я ставлю на учёт; родителей приглашаю на консультации  в установленное время, согласно графику  работы.    

Речевые нарушения являются од ной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей дошкольного возраста, что требует охвата логопедической помощью значитель ной части детского населения (рис.1).

Рис.1 Общий показатель детей подготовительных групп.

В сентябре 2009г. мною было проведено обследование речевого развития детей подготовительной группы. Отчетливо прослеживается у дошкольников рост таких речевых нарушений, как фонетико-фонематическое недоразвитие, нарушение звукопроизношения, нарушение формирования грамматического строя речи. Помимо речевых нарушений, у ребят прослеживается снижение произвольной регуляции.  Что показывают результаты проведенной методики «Цветной домик» Н.И. Гуткиной, 2007

Формировать правильное звукопроизношение, фонематический слух, обогащать словарный запас, развивать грамматический строй и слоговую структуру, закреплять у ребят полученные знания мне помогает: использование в образовательной деятельности, игровых проблемных ситуаций; приемов эмоционального воздействия: применение театрализованных этюдов, авторских сказок; гендерный подход.

 После проведения коррекционной работы результаты по показателям речевого развития значительно улучшились. Улучшения показала диагностика, проведенная в мае 2010г.

Анализируя данные делаю выводы, заметна следующая тенденция:

-  увеличилось общее количество детей, имеющих речевые нарушения;

-  возросло качество коррекции среди ребят, посещающих логопедический пункт.

Наблюдается хорошая посещаемость. Прослеживается огромный интерес детей к моим занятиям, нормализация речи и приближение их речевого уровня развития к возрастным нормам, максимальное раскрытие потенциальных речевых возможностей:

2009 год                                        2010 год                                            2011 год

Низкий уровень – 68%                   Низкий уровень – 44%                 Низкий уровень – 8%    

Средний уровень – 16%                 Средний уровень – 28%               Средний уровень – 26%

Высокий уровень – 16%                 Высокий уровень – 28%              Высокий уровень – 66%      

Дети, выпускники логопедического пункта, не отстают в обучении среди своих сверстников в школе. Большинство из них имеют благодарности, сертификаты, грамоты и дипломы за участие, лауреатство и победу в различных конкурсах, олимпиадах, как на местном уровне, так и во Всероссийских  конкурсах.

Моя коррекционно-педагогическая деятельность регламентируется нормативно-правовыми актами и документами различного уровня: федерального, регионального, локального:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Конвенция о правах ребенка

4. Положение о логопедическом пункте МДОБУ

5. Устав  МДОБУ

6.  Тарифно-квалификационной характеристики учителя-логопеда.

7. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660 –10 от 22.07.2010г. №91 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях” с поправками от декабря 2010г.

        

Основными задачами  моей работы на логопедическом  пункте  являются:

  1. своевременное выявление нарушений развития речи воспитанников;
  2. определение их уровня и характера;
  3. устранение несложных нарушений речи;
  4. профилактика более серьёзных нарушений речи у воспитанников;
  5. консультативно-методическая, просветительская работа среди специалистов МДОБУ, родителей (законных представителей) воспитанников МДОБУ.

Наполняемость группы логопункта 25 человек, а нуждающихся гораздо больше, в связи с чем,  не всем предоставляется возможность своевременной помощи в условиях логопедического пункта МДОБУ (в связи с постоянной предельной наполняемостью). А так же, поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, медицинским работником - очень актуальна. В связи с чем, мною составлен план взаимодействия на учебный год.

Взаимодействие с медицинскими работниками осуществляю в основном во время проведения ПМПК, и во время прохождения детьми, подготовительных групп, медицинского осмотра. В течении учебного года знакомлюсь с медицинскими картами ребят и получаю консультации по возникшим вопросам. Кроме того, в случае необходимости направляю родителей на консультацию к специалистам: стоматологу, лор-врачу, невропатологу, на областную комиссию.

Воспитателям, чьи дети зачислены на логопедический пункт, предлагаю  информацию о результатах коррекционной работы на определённом этапе, тем самым, стимулирую  их продолжать эту работу в группе. В свою очередь воспитатели делятся со мной своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий) на данном этапе. Корректируется программа совместных действий в тетради взаимодействия. Ежегодно для воспитателей я  провожу тематическое консультирование. Таким образом, наша работа скоординирована: я подбираю для своей работы материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми с воспитателями, а также учитываю требования программы обучения реализуемой в детском саду. Воспитатель при проведении образовательной деятельности, включает мои рекомендации: комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений, чтение с детьми стихов и загадок на заданный звук, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – “смешинок”. Кроме этого проводит самомассаж рук, закрепляет лексико-грамматические категории в группе во время проведения образовательной деятельности и т.д.

Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет наши усилия. Слушая музыку, ребёнок учится различать её динамические оттенки, определять темп, ритм, а также подчинять свои движения всем музыкальным изменениям. Таким образом, у ребёнка происходит коррекция и улучшение двигательных навыков, что важно для развития общей моторики и является одним из этапов коррекции нарушений слоговой структуры слов.

Необходимо отметить, что я участвую в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.

Совместную работу с инструктором по физической культуре осуществляю в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания идет путём включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. При планировании занятий, инструктор по физической культуре учитывает мои рекомендации.

С узкими специалистами обсуждаю достижения детей на соответствующих занятиях (музыкальном, физкультурном). Педагоги делятся со мной своими наблюдениями за речью детей. Благодаря такой тесной работе с педагогами МДОБУ достигаются высокие результаты в коррекции речевых недостатков у детей, а также их профилактики.

Я творчески подхожу к изучению специальной литературы М.Е. Хватцева, Т.П. Хризман, С.Ю. Серебренниковой и др.; извлекаю новые профессионально значимые знания; анализирую педагогическую ситуацию. Ежегодно продумываю мероприятия, которые включаю в свой индивидуальный план педагогической работы. В плане отражаю коррекционную и тематическую направленность, воспитательное воздействие.

В результате организационной работы готовлю логопедический кабинет к новому учебному году (до 15 сентября): систематизирую и пополняю методический материал; иллюстрированный и раздаточный материал для детей; готовлю настольные печатные игры, направленные на автоматизацию и дифференциацию звуков

В картотеке логопедического пункта имеются следующие наглядные пособия и дидактические игры: для формирования фонематического восприятия и навыков звукового анализа: звуковые линейки, фишки, «Логопедическое лото», «Карусель», «Цапля и лягушка», «Звуковые коробочки», «Волшебные круги», «Пчелка Майя», «Чудо-дерево» и др. Для формирования правильного звукопроизношения: «Магазин», «Паровозики», «Путешествие с Губкой Боб», «Божья коровка», «Собираем чемоданы» и др. Для развития мелкой моторики: «Сухой бассейн», «Волшебные доски», «Поросенок Бублик», «Собери чудо бусы», «Дождик», «Дорожка», игры с прищепками и др. Имею свои авторские педагогические разработки. В работе большое внимание уделяю развитию ручной умелости, раскрытию творческих способностей ребят через проведение кружковой работы. Принимаю активное участие в методической работе МДОБУ, района. Участвовала в разработке Основной образовательной программы дошкольного образования.

Благодаря коллегам из разных уголков России нахожу много нового и полезного для работы материала и применяю эти знания на практике. Активно пользуюсь сайтами: Логопед: сайт журнала "Логопед"; Болтунишка: логопедический сайт для родителей; Педагогическая газета: сайт методического издания, предназначенного для педагогов дошкольного образования, начальной и средней школы, дополнительного и профессионального образования; Звукознайка: блог учителя-логопеда М.Е. Ломакиной, Матыкиной И.А. и др.

У меня первая  квалификационная  категория. Срок ее действия с октября 2010г. по октябрь 2015г. Ежегодно посещаю курсы повышения квалификации и ИКТ .

 Курсовая подготовка:

  1. Сертификат Иркутский государственный педагогический университет. Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция» - 2008г.
  2. Сертификат Восточно - Сибирской государственной Академии образования. Институт дополнительного образования «Современные подходы к организации и содержанию психолого – медико – социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья» - 2010г.
  3. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации филиал ФГБОУ  ВПО «Иркутский государственный университет» в г. Братске «Информационно – коммуникационные технологии в образовании» - 2011г.

Являюсь активным участником общественной жизни МДОБУ. С 2009г. – председатель первичной профсоюзной организации МДОБУ. Приняла участие в  районном конкурсе-выставке декоративно-прикладного и технического творчества «Радуга талантов – 2010». Участвовала в районном фестивале самодеятельного художественного творчества работников образования Чунского района, посвященном 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, где мы заняли I место в номинации «Литературно – музыкальная композиция». Была лауреатом в районном профессиональном конкурсе педагогического мастерства «Самый классный классный». Заняла первое место в номинации «Классный час. Самоанализ классного часа».

Представила  свой  педагогический  опыт на Всероссийском фестивале «Открытый урок». Приняла участие во Всероссийском конкурсе, проводимом газетой «Дошкольное воспитание» «Необычная буква»  совместно с родителями моих ребят и воспитателями групп.

Являюсь постоянным членом экспертной комиссии на базе МДОБУ при подведении  итогов конкурсов: «Волшебница осень», «Рождественский сувенир», «Дед Мороз к нам идет» и др. Кроме этого сама провожу много конкурсов и проектов «Тапочные фантазии», «Необычная буква», «Сказка на ночь».

Имею публикации в средствах массовой информации, в том числе в интернет-изданиях: распространила педагогический опыт среди педагогов дошкольного и начального образования на межрегиональном уровне в сборнике «Современное дошкольное и начальное общее образование: опыт – проблемы – перспективы»-2011г. А так же, представила свой педагогический опыт на Всероссийском фестивале «Открытый урок».

Своим опытом делюсь с коллегами на творческих отчетах МДОБУ, конференциях, семинарах, открытых мероприятиях.

Работаю в тесном контакте с родителями. Считаю, что на качество речевого развития детей особо влияют  такие факторы как: психологический и социальный статус семьи (полнота, количество детей, образование, наличие комплекса речевого общения, вызванного нарушением речи  самих родителей).  Мною был составлен паспорт социального сопровождения ребенка.

Вот результаты данных факторов, на примере  одного года (выборочно 2010-2011г.) в % соотношении от общего количества:

                   28 детей, посещают  логопункт (15 мальчиков, 13 девочек),

    Это   28   семей, из них:  

                            Полных семей – 54  %

                            Неполных семей – 36  %

                            Опекуны –  10  %

   

    Семьи с одним ребенком – 39  %

    С двумя детьми – 50  %

    С тремя и более – 11 %

         

   Образовательный уровень родителей:

                           Высшее – 25  %

                           Средне специальное – 62   %

                           Среднее – 13 %

   Наличие речевого нарушения у родителей:   18 %

   76  человек участников коррекционно-воспитательного процесса, включая родителей и педагогов.

 Так я пришла к выводу, что основная методическая проблема, над которой я должна работать – это активизация моего взаимодействия с родителями. Для повышения коррекционно-воспитательной культуры родителей я использую собрания, консультации, беседы, шпаргалки для родителей, почту «Логофакс», совместные мероприятия. Эти формы использовались и раньше, но изменились принципы, на основе которых строится наше общение: это общение на основе диалога.  Самые удачные мероприятия и конкурсы:

  1. конкурс  «Самая интересная буква»
  2.  конкурс «Тапочные фантазии».
  3.  Ко дню 8 марта был изготовлен русский хоровод, где в роли кукол выступали мамы и их дети. Причем сходство кукольного персонажа с реальным человеком потрясающее!
  4.  К выпускному балу каждый будущий первоклассник своими руками вышил открытку;
  5.  к праздникам: День Св. Валентина и 23 февраля ребята также потрудились и результат их труда можно  увидеть в фотовыставке.
  6. К конкурсу «Мой любимый поселок Лесогорск» дети и родители подошли с большой ответственностью. Были организованы экскурсии по самым незабываемым уголкам нашего поселка, показаны фотовыставки. А поделиться своими впечатлениями, ребятам, было предложено в необычной форме, в виде создания книжки-малышки. Где кроме детей проявили себя и родители. Результат их творчества  представлен в моей папке.
  7. Проект «Сказки на ночь»  и др.

Следует отметить, что для эффективной работы с родителями широко использую вспомогательные наглядные средства. В каждой группе оборудованы специальные “логопедические уголки”, в приемных каждой возрастной группы вывешивается информация о видах и причинах речевых нарушений, задачах коррекционно-логопедической и профилактической работы с детьми, предлагаются конкретные приёмы закрепления у дошкольников правильного звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, которые рекомендуется использовать в семье и др.

    Детский сад – островок радости, где каждый ребенок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. За что я люблю свою профессию? За то, что она дает мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня, за то, что моя профессия была и будет всегда. За те добрые слова признательности и благодарности, что пишут родители. Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я состоялась как учитель, потому что помогаю детям!».    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои достижения и достижения воспитанников

Диплом за победу в городском конкурсе "Юные таланты г.Покачи".Диплом за победу во Всероссийской музыкальной  викторине для педагогов ДОУ.Диплом победителя городского фестиваля Юные тала...

Мои достижения и достижение мои детей.

1. Диплом о высшем образовании2. Диплом о профессиональной переподготовке3. Курсы повышения квалификации4. Участие в  веб-семинарах5. Участие в вебинарах6. Участие в  онлайн-конференциях...

Достижения воспитанников и профессиональные достижения воспитателя

Достижения воспитанников и воспитателя за 5лет...

Методическая разработка "Итоговое общее родительское собрание "Наши достижения и успехи" (конспект), презентация с демонстрацией фото, результатов и достижений, анализ анкетирования, отчет по финансированию, анкета для родителей "Оценка качества ДОО"

Цель собрания: Подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса  как средства всестронеего развития ребенка.задачи: -проанализировать результаты  образовательной и ...

«Пути достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. Проблемы на пути достижения целевых ориентиров и способы их решения»

В материале перечислены целевые ориентиры, пути их достижения, трудности, встречающиеся при формировании целевых ориентиров и пути их преодоления, такие как методы и формы организации детских видов де...

Достижение качества образования через достижения личности

Статья содержит материал необходимый для работы старшего воспитателя по  обеспечению условий для непрерывного профессионального самообразования педагогов ДОУ....

Мои достижения и достижения моих воспитанников

Участие в региональных, всероссийских, международных, городских конкурсах, соревнованиях, спортивных мероприятиях....