Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи. 2 год оучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_d.doc | 49 КБ |
zvuk_i_bukva_zh.doc | 39 КБ |
zvuk_i_bukva_l.doc | 32 КБ |
zvuk_i_bukva_p.doc | 48 КБ |
zvuk_i_bukva_r.doc | 39.5 КБ |
zvuk_i_bukva_s.doc | 35 КБ |
zvuk_i_bukva_f.doc | 35.5 КБ |
zvuk_i_bukva_h.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Декабрь(1 неделя)
Тема: «Звук и буква «Д». Слоги.
Цели:
Образовательная: Закрепить со звуки «д, д'», особенности их артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «д, д'» в потоке речи, определять место звука в слове. Учить анализировать и синтезировать короткие слоги. закрепить понятие «слог», учить делить слова на слоги.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:
1. Повторение.
- Давайте повторим, что такое «звук» и «буква» (по схемам, со зрительной опорой).
- Какие звуки мы выучили с вами?
- Назовите гласные звуки. Назовите согласные.
- А теперь вспомните, какие бывают слова? (длинные и короткие) Как определить, какое слово длинное, а какое короткое? (нужно похлопать). Сколько раз хлопнули, из стольких частей и состоит слово. Части, из которых состоят слова называются слоги. Определите, сколько слогов в словах: шапка, туфли, крот, телёнок. (работа со слоговыми линейками).
2. Артикуляционная гимнастика.
«Друзья» - язычок тянется к носу..
«Большой дятел» - улыбнуться, открыть рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: д – д - д.
«Маленький дятел» - улыбнуться, открыть рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: д* – д* - д.*
3. Представление звука, анализ артикуляции звука
Характеристика звука «Д», положение органов артикуляции.
(язык не хочет пускать воздух, он поднялся вверх к бугоркам и устроил преграду, но воздух прорывается сквозь преграду и стучит по бугоркам, звоночек звенит).
Д – согласный звонкий звук
Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью). Сравнить с «Т, Т*».
*Разгадайте ребус: первый звук смените на звук «Д». Сом, а получится… - (дом). (Логопед достаёт игрушечный домик. Тот из детей, кто угадал ставит его на доску). Ласково назовите слово дом (домик, домочек, домишко, домовой). Какой звук в слове дом, твердый или мягкий? Домик нам поможет выбрать слова с твердым звуком «д».
*Отгадайте загадку:
Я по дереву стучу.
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой!
Вторым нашим помощником будет дятел, ему мы отдадим слоги и слова с мягким звуком «д*»
Игра "Поймай звук".
[Д] - встают мальчики. [Д']- встают девочки.
Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, домик.
4. Дидактическая игра «Звенит – не звенит»( изображение колокольчика)
Да, ти, до, ит. Ду, дю, ды, от. Ут, ту.
5. «Слоговой звукоряд».
да-ды ду-до
до-да ды-ду
ад – од – уд – ид
ди-дя-дю-дё
адь-одь-удь-идь
6. «Добавь слог».
Логопед начинает слово, а дети добавляют слог:
да— во ... да, яго ... да, пого ... да, коман ... да, пома ... да
ды— лло ... ды, еле ... ды, награ ... ды, са ... ды, секун ... ды
7. Физминутка.
Логопед: «Отдохнем, дети».
Мы пришли в зимний лес. (Ходьба по группе)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руками в стороны)
Справа – березка в шубке (руку отводят в указанную сторону и смотрят)
Стоит,
Слева елка на нас глядит. (отводят руку и прослеживают взглядом.).
Снежинки в небе кружатся, (движение «фонарики» и смотрят вверх,
На землю красиво ложатся. приседают).
8. Игра «Закончите предложение» ( с использованием жестов и мимики)
Тут наш... (дом).
Над домом ... (дым).
У дома … (дерево).
На дереве... (дупло).
У дупла... (дятел).
К дому ведет ... (дорожка).
У дома сидит … (дед).
− Это отдельные предложения или текст? Почему? Чего не хватает у текста?
− Придумаем заглавие. Повторить весь текст с заглавием.
− Что заметили интересного в тексте? Повторите слова, которые вы добавляли.
9. Игра «Разгадай ребус». (первый звук по картинке)
10. Скороговорка
Я ПОЙДУ КУПЛЮ ДУДУ,
Я НА УЛИЦУ ПОЙДУ.
ГРОМЧЕ, ДУДОЧКА, ДУДИ,
МЫ ИГРАЕМ, ТЫ ВОДИ!
11. Знакомство с буквой «Д»
1. Теперь мы наши звуки «Д» и «Д*» обозначим буквой «Д».
БУKBА Д - СЛОВНО ДОМ,
ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ.
2. Написать в воздухе.
3. Чтение и печатание слогов (если после согласного звука стоит гласный звук «и», то читаем согласный звук мягко). Графические схемы.
12. Работа в прописях.
12. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звуков и буквы «Д» (вырезать, нарисовать).
Предварительный просмотр:
Март (4 неделя)
Тема: «Звук и буква «Ж».
Цели:
Образовательная: Закрепить звук «ж», особенности его артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «ж» в потоке речи, определять место звука в слове, подбирать слова с заданной позицией звука в слове. Закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов, односложных и двусложных слов.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Говорим красиво, внятно, чтобы было всем понятно
Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях.
2. Сообщение темы
Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.
- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.(картинка жук)
- Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание жука. Сегодня будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Рупор» - вытянуть губы вперёд в форме рупоры, чтобы были видны верхние и нижние зубы.
«Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, приподняв боковые края и кончик языка.
«Сладкое варенье» - улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме чашечки облизать верхнюю губу сверху вниз.
3. Представление звука, анализ артикуляции звука (колокольчики)
Построить звук «Ж» (по схеме).
(язык не хотел пропускать воздух, он поднялся вверх, к зубам и поставил воздуху преграду, зубы тоже закрыли выход воздуху. Но воздух прорвал преграду и зажужжал от радости, да так сильно, что губы вытянулись вперёд «рупором», звоночек в горле зазвенел).
Ж – согласный звонкий звук
Он может быть только твёрдым.
4. Игра “Поймай звук”
(хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)
*Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….
*Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…
*Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….
5. «Распредели картинки под схемы»
:Ж_____________ _____________Ж__________
(в начале слова) ( в середине слова)
Предварительно дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.
На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.
Дети должны распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.
6. «Третий лишний».
Дети должны назвать слово, в котором нет звука [ж):
жук, жакет, малина
ружье, ежик, яблоко
ковер, ножи, жираф
пирожок, самолет, желудь
7. Физминутка «ЖУК»
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке. — (имитировать полет)
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (круговые движения руками)
Я с ромашками дружу,
Тихо на ветру качаюсь, (наклоны влево-вправо)
Низко-низко наклоняюсь (наклоны вперед)
8. Изменить предложения по образцу
Я жду Женю. Мы ждем Женю.
Вы ждете Женю. Они ждут Женю.
Ты ждешь Женю. Он ждет Женю.
Я лежу на пляже. Я жалею животных.
9. Скороговорка
У ежа - ежата, у ужа - ужата.
Ужата - у ужа, ежата - у ежа.
10 Знакомство с буквой «Ж».
1. Теперь мы наш звук «Ж» обозначим буквой «Ж».
Эта буква широка и похожа на жука.
И , к тому же , как и жук издает жужжащий звук.
«Жила-была буква «Ж». Была она сварливой и вредной. И кто бы не приходил к ней, на всех она жужжала. Придет к ней А, попросить чаю – она ей «ЖЖЖЖЖЖЖЖ», придет к ней О: «Сыграем в мячик!» - она ей «ЖЖЖЖЖЖ». И решила она, что проживет одна. Надоели ей другие буквы. Пошла в лес. Идет, идет, и Жужжжжжит. Увидела паука да как закричит на него «ЖЖЖЖЖЖ!» А паук-то оказался глухой, доделал он свою паутину да убежал, а Ж, пока на паука Жужжжжала, в этой паутине вся и запуталась. Сидит она в паутине и Жужжжжит себе потихоньку (страшно ей стало), заплакала (самое время задать вопрос: «Как «Ж» плачет?» - этот вопрос дети просто обожали, изображать, как кто-то там плачет . Вот только Ж плачет не «хны, хны, хны!» и даже не «иииииии», а «жжжж-жжжж-жжжж», потому как она же все таки Ж). Вот только буквы друг друга в беде не бросают. Пошли они в лес Ж искать, услышали, как она жужжжит, да и помогли ей из паутины выбраться. Буква Ж, так обрадовалась, что Жужжжать стала не сварливо и грозно «ЖЖЖЖЖ», а радостно и благодарно «Жжж! Жжжж!».
На прямую палочку сели уже две галочки:
Одна – справа, другая – слева.
2. Выложить из палочек.
3. Написать в воздухе.
4. Чтение и печатание слогов и слов. Графические схемы.
11. Работа в прописях.
12. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «Ж» (вырезать, нарисовать).
Предварительный просмотр:
Май (2 неделя)
Тема: «Звук и буква «Л».
Цели:
Образовательная: Закреплять правильное произношение звуков Л, ЛЬ, уметь выделять их из слов.. Учить дифференцировать твердый и мягкий звуки Л. Учить анализировать и синтезировать прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, Определение позиции звуков.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия
1.. Организационный момент.
Послушайте стихотворение, какой звук повторяется чаще других?
Лежала скакалка
Хозяйку ждала, –
А девочка Алка
Какао пила.
Скакалка терпела,
Скакалка ждала,
Скучала скакалка,
Хозяйку звала.
Гулять без хозяйки
Скакалка ушла.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Для начала настроим язычок на работу.
«Лягушка-хоботок», «Лопаточка», «Накажем непослушный язычок», «Вкусное варенье», «Качели», «Пароход», «Индюк», «Маляр», «Чистим верхние зубки».
3. Акустико-артикуляционная характеристика звука.
Рассматривается положение губ, зубов, языка, работа голосовых связок, воздушная струя. Вспомним и покажем, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука [л]. Что делают губы, когда мы произносим звук [л]? Где находится язычок? (Губы растянуты в улыбке, зубы видны, язычок упирается в верхние зубы, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю.)
4. Произношение звука в изолированном виде. Л-Л-Л-Л
5. Акустическая характеристика звука.
- звук [л] произносится с преградой. Он какой? (Звук [л] согласный.)
– Соединим его с гласными. (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ.) Как он будет звучать? (Твёрдо.) Синий цвет
-Признесем Ля, лю, ли, ле, лё. (звучит мягко, зеленый цвет)
6. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай слово со звуком «л».
– Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком [л].
Лодка, рука, ковер, стол, лыжи, луна, пирамида, локоть, лук, колпак, крыша, глобус, кран, акула, мыло.
7 Физминутка.
Прыгало, прыгало
пугало, пугало
на одной ножке
в лес по дорожке,
Не доскакало — ворон увидало,
Испугалось, растерялось,
да так стоять и осталось
8. Чистоговорки.
лы-лы-лы, лы-лы-лы
забивали мы голы,
лу-лу-лу, лу-лу-лу
возле окон на полу,
ла-ла-ла, ла-ла-ла
не заметили стекла.
лу-лу-лу, лу-лу-лу
мы не били по стеклу,
ла-ла-ла, ла-ла-ла
только нет в окне стекла.
9. «Закончи предложение».
Дети должны добавить слово со звуком [л]:
— Женя катается на ... лыжах.
— Ночью в небе светит ... луна.
— На грядке растет зеленый ... лук.
— По реке плывет ... лодка.
10. Выдели лишнее слово.
Тарелка, вилка, лопата, кастрюля (посуда – инструмент)
Ластик, стол, пенал, альбом (учебные принадлежности – мебель)
Стол, стул, полка, игла (мебель – инструменты)
Молоток, вилы, игла, голубь (инструменты – птица)
Голубь, долгоносик, соловей, ласточка (перелетные – зимующие)
Орел, сокол, кузнечик, беркут (хищные птицы – насекомые)
Голова, шерсть, крышка, лапа (части тела птиц – признак млекопитающего).
11. Знакомство с буквой л
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой л, учат стихотворение:
Алфавит продолжит ваш
Буква Л— лесной шалаш.
12. Работа в прописях. Дети обводят трафарет буквы л, раскрашивают его. Печатают строчку
буквы л в тетради по образцу. Работа по плакату , профилактика дисграфии буква л.
13. Итог.
Предварительный просмотр:
Декабрь (2 неделя)
Тема: «Звук и буква «П».
Цели:
Образовательная: Закрепить звуки «п, п'», особенности их артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «п, п'» в потоке речи, определять место звука в слове. Учить анализировать и синтезировать прямые и обратные слоги.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Начинается занятие,
Путешествие нас с вами ждёт.
Прошу, ребята, не зевать,
А дружно, правильно отвечать.
2. Повторение.
- Давайте повторим, что такое «звук» и «буква» (по схемам, со зрительной опорой).
- Какие звуки мы выучили с вами? (Звуки «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э», «М», «Н», «Ф», «В», «Д», «Т»,).
3. Представление звука, анализ артикуляции звука
Отгадайте загадку
Чок, чок, Пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это ……..(поросёнок).
Поросенок Пятачок – наш сегодняшний гость. Скажите какие звуки он сегодня нам принес: поросенок «П», Пятачок «П*».
Характеристика звука «П», положение органов артикуляции.
(Губы не хотят пускать воздух, но он всё равно прорывается между ними, губы сердятся, тихо пыхтят, шлёпают друг о друга).
П – согласный глухой звук
Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью).
4. Артикуляционная гимнастика.
Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик).
-«Подними воздушный шарик». Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п].
«Птенчики пищат». Какой чудесный получился салют из воздушных шариков. Они поднимаются всё выше и выше, а там гнездо с птенцами. Как пищат птенчики? (пи-пи-пи)
«Пузыри» - надуть щёки и хлопнуть по ним ладошками.
«Сердитки» - губки сердятся, шлёпают друг друга, а потом и на язычок рассердились (пя – пя – пя).
- Игра «Твёрдый-мягкий». (сигнальные карточки).
Пылесос, петух, петрушка, пингвин, пять, повар, пирог, поросёнок, персик, пчёлка, птицы, папа, полка, пилка.
- Игра «Доскажи словечко». Определение места звука в словах:
паль.., па.., лам.., ли.., тро.., попу.., поля.., паути.., пана.., кеп.., пас.., лопа.., пуш.., тап...
- Слоговая дорожка
Дети повторяют слогоряд: па-пы пупо ап-уп оп-ап, па- пу-пы, оп-ип-уп.
- Физминутка.
П, П, П! – пускает пар полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает, путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет, паром пышет пароход…
П! – мы губы сложим вместе. П! – мы выдохнем порезче!
П, П, П! – пыхтим мы глухо, нету голоса у звука!
- Закончи предложение ( по жестам)
Выделение звука [п'] голосом и артикуляцией:
Воду нужно... (пить). Деньги нужно... (копить). Продукты нужно... (купить). Печку нужно... (топить). Из пластилина нужно... (лепить).
- Закончить фразу:
пау-пяу-па — длинная тро... (па);
пау-пяу-пы — вкусные су... (пы);
пау-пяу-ап — самолетный тр... (ап);
пау-пяу-оп — сладенький си... (роп);
пау-пяу-уп — тепленький ту... (луп).
- Скороговорка:
Пилил Паша палку пилкой,
и упала на пол палка.
- Стихотворение (выучить):
Говорит попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, попугаю!"
Отвечает ему попугай:
"Попугай, попугай, попугай!"
- Пальчиковая гимнастика.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
14. Знакомство с буквой «П»
Звуков два, а буква одна и зовут её буква «пэ» (показ буквы).
1. На что она вам кажется похожей? (ответы детей).
На хоккее, на футболе
Буква П – ворота в поле.
Подходящие ворота, проходи кому охота.
2. Выложить из палочек.
3. Написать в воздухе.
4. Чтение и печатание слогов. (если после согласного звука стоит гласный звук «и», то читаем согласный звук мягко). Графические схемы.
15.. Работа в прописях.
16. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «П» (вырезать, нарисовать).
Тема занятия: Мягкий звук П.
Что должны усвоить:
1. Звук П - согласный, глухой, твёрдый.
Мягкий звук П - согласный, глухой, мягкий.
2. Отличие слогов ПЕ - ПИ (Разные гласные)
3. Отличие слогов ПА - ПЯ (Один звук п -твёрдый, другой -мягкий)
Что одинаково ? (Звук А)
Рекомендации:
1. Выложите слоги на карточках:
ПА ПО ПУ ПЫ ПЭ
АП ОП УП ЫП ЭП
ПИ ИП
2. Наизусть.
Подходящие ворота
Проходи, кому охота.
3. Превратите букву П в стул, стол, шкаф.
4. Прописать в тетради слог ПИ
5.Читать слоги в учебнике на стр. 31
Занятие 15 (25 октября)
Тема занятия: Звук П.
Что должны усвоить:
1. П - согласный, глухой, твёрдый. (На голове шапочка, ботиночек синего цвета). При произнесении этого звука губы плотно смыкаются.
2. Отличие слога ПА - ПЫ, ПО - ПУ. (Гласные разные)
3. Привести примеры слов, название которых начинается на ПА:
ПАРУС, ПАПА, ПАУК, ПАРАШЮТ + 5 слов
ПО
ПОЛКА, ПОВАР+ 7 слов
ПУ
ПУГОВИЦА, ПУЗЫРЁК, ПУШКА, ПУГАЛО + 5 сл.
Рекомендации:
1. Выложите слоги:
ПА ПО ПУ ПЭ ПЫ
АП ОП УП ЭП ЫП ИП
2. Загадка
В огороде, на дорожке,
Под моим окошком
Расцвело сегодня солнце
На высокой ножке.
(Подсолнух)
3. В Польше мужчину называют ПАН. Выложите это слово на карточках.
+ слово папа.
4. В тетради прописать букву П - 1 строчка,
Слоги ПА, ПО.
Слово ПАПА, ПАН
Предварительный просмотр:
Май (3 неделя)
Тема: «Звук и буква «Р».
Цели:
Образовательная: Закреплять правильное произношение звуков р, рь, уметь выделять их из слов.. Учить дифференцировать твердый и мягкий звуки р. Учить анализировать и синтезировать прямые и обратные слоги. Чтение слогов, слов, Определение позиции звуков.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:
1.Оргмомент.
Сядет тот, кто ответит, правильно ли я сказала предложения:
Телега везет лошадь. (Нет, а как правильно?); Река плавает в рыбе; Чай кипит на чайнике; Дети лечат врача;. Воздушный шар летит под небо; Мышка поймала кошку; Фонарь освещается улицей; . У Лошади маленький теленок.
2. Артикуляционная гимнастика.
Заборчик-хоботок, маляр, лошадка, грибок, гармошка.
Заведем мотор (р-р-р)
3. Отработка изолированного звука.
Игра «Где мы услышим звук Р »
Рычит собака, рычит тигр.
Игра «Далеко- близко» (показываем рычание собаки, которая находится
рядом, далеко)
4. Характеристика звука.
Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает.
Характеристика звука «Р».
Звук «Р»- согласный, ЗВОНКИЙ, твердый- мягкий.
Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы пишем и читаем.
5. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком «Р»
Стол, машина, раки, трава, творог, птица, облако, радуга.
6. Игра « Придумай слово по первому слогу»:
Ра-ра-ра, начинается игра, я прошу со слога Ра мне сейчас назвать слова (ракета, ракетки, рана, радуга, работа, радио, раковина, раки,…),
ро-ро-ро (роза, рот, робот, ролики, родинка, Родина, рожь),
ру-ру-ру (рука, рубаха, руль, рулетка, руковица, ),
ры-ры-ры (рынок, рыба. Рысь)
7. Физминутка. Речка
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе - раз, это- брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
8. Чтение слоговых таблиц:
1) Прочитайте слоги, составьте слова из слога и буквы р, найдите соответствующие слову картинки
ША
СО
МУ
СЫ
Р
РА
РО
РУ
КУ
ЗА
КА
РЫ
К
2) Соедините слоги в слова, двигайтесь по данным стрелкам. Найдите соответствующие картинки.
9. Выделение звука из слов. Игра «Чудесный мешочек».
1).Определение наличия звука в слове.
2.) Определение места звука в слове.
Отбор игрушек: звук «Р» в начале, середине, конце слова.
10. Звуковой анализ слов. Игра «Ребусы»:
Мука-…ука
Мак- ..ак
Кот-..от
Дом- ..ом
Козы- ..озы
Забота-..абота
11. Знакомство с буквой р
Дети рассматривают иллюстрацию с буквой р, учат стихотворение:
Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)
Букву Р писать не сложно
Справа к палке осторожно
Подрисуем мы флажок.
И получится флажок.
Из каких элементов пишется буква Р? Какие это элементы?
12. Работа в прописях. Дети обводят трафарет буквы р, раскрашивают его. Печатают строчку
буквы р в тетради по образцу.
13. Итог.
РА ЗА
РО КА
РУ К
РЫ КРА
РО
РУ
КУ
ЗА
КА
РЫ
К
А
ША
СО
МУ
СЫ
Р
Мука-…ука
Мак- ..ак
Кот-..от
Дом- ..ом
Козы- ..озы
Забота-..абота
Предварительный просмотр:
Февраль 2 неделя
Тема: «Звук и буква «С».
Цели:
Образовательная: Закрепить звуки «с, с'», особенности их артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «с, с'» в потоке речи, определять место звука в слове, подбирать слова с заданной позицией звука в слове. Закреплять навык анализа и синтеза прямых и обратных слогов.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:
1. Повторение.
- Давайте повторим, что такое «звук» и «буква» (по схемам, со зрительной опорой).
- Какие звуки мы выучили с вами?
- Назовите гласные звуки. Назовите согласные.
1. Артикуляционная зарядка
1. Губы в улыбку.
2. «Ветерок» (дуем на кончик языка).
3. «Кошка выгибает спинку.»
4. «Забор».
2. Правильная артикуляция звука «С»
Губы принимают положение следующего гласного.
Губы сближены на расстояние около 1 мм.
Кончик языка упирается в нижние резцы.
Спинка языка выгнута, и посередине её образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам.
Боковые края языка прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов.
Нёбная занавеска поднята и прижата к задней стенке глотки, так что образует препятствие для выхода воздуха через нос.
Голосовые связки разомкнуты.
Выделение звуков с – сь. Уточнение артикуляции.
-Что вы узнали о звуках с - сь?
(с) – согласный, глухой, твёрдый.
(сь) – согласный, глухой, мягкий.
Чем отличается звук с от звука сь?
3. Игра «Назови слово»
Придумайте слова со звуком с ( с твердым)
4. Развитие фонематического восприятия.
а) воспроизведение слоговых рядов:
са – со – су – сы сы – са – со – су ста – сто – сты - сту
ас – ос – ус – ыс ус – ыс – ас – ос аст – ост – уст – ыст
б) « Ч и сто го во р к и ». Дети повторяют:
са-са— вот летит оса
со-со— у Вовы колесо
су-су— было холодно в лесу
ос-ос— на поляне много ос
сы-сы— у Алены две косы
са-са— вот бежит лиса
5. Физминутка. (по сюжету)
Слон по Африке гулял,
Длинным хоботом вилял,
А потом раз! – и исчез:
Превратился в букву… (С)
Страус – птица-пешеход
Не летает, не поет.
Если в гости не спешит,
То идет, а не бежит.
Если все наоборот,
То бежит, а не идет.
Пережив погони стресс,
Стал наш страус буквой… (С)
6.«Да— нет».
Логопед выставляет на доску картинки, дети называют их и говорят «да»,
если в слове есть звук [с], и— «нет», если звука [с] в слове нет: сова, санки, бусы,
рак, колос, собака, автобус, кукла, лес, капуста, луна, носок.
7. Вставьте слово «лиса» в текст правильно.
В густом лесу живёт хитрая …
Однажды охотник встретил …
Он подкрался к …
Хотел подстрелить …
Она заметила охотника, побежала.
Ему долго пришлось гнаться за …
Вечером в семье он рассказал о …
8. Развитие навыков звукового анализа. (работа со звуковыми линейками и кубиками)
На доске картинки: лиса, снежинка, компас, снеговик, лось, апельсин.
Определите, какой звук с или сь встречается в слове, где он стоит: в начале, середине или в конце слова.
Определите, какой звук в слове с или сь, картинки со звуком с – синяя сторона кубика , картинки со звуком сь – в зелёный сторона.
9.Знакомство с буквой «С».
1. Теперь мы наш звук «С» обозначим буквой «С».
На что похожа буква С?
Радугою до небес
Изогнулась
Буква «С».
Напрягла
Свои бока -
Подпирает
Облака.
И моста
Огромный вес
Тоже держит
Буква «С».
Под мостом течёт
Река -
Мост бетонный
На века.
Буква «С» -
Тяжеловес.
Людям
Служит
Буква «С»!
Полуовальчик без языка,
Смотрит вправо.
2. Написать в воздухе.
3. Чтение и печатание слогов. (если после согласного звука стоит гласный звук «и», то читаем согласный звук мягко). Графические схемы.
10. Работа в прописях.
11 Итог.. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «С» (вырезать, нарисовать).
Предварительный просмотр:
Ноябрь (2 неделя)
Тема: «Звук и буква «Ф».
Цели:
Образовательная: Закреплять понятия согласные – гласные звуки. Закрепить звуки «ф, ф'», особенности их артикуляции и букву, которая их обозначает. Учить выделять «ф, ф'» в потоке речи, в начале и в конце слова. Закрепить понятие «глухой согласный звук».
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, учить дифференцировать твёрдый – мягкий, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: сигнальные карточки (синяя, зеленая), схемы «звук», «буква», образ буквы Ф, картинки: фиалка, фотоаппарат; картинки с предметами для дифференциации, прописи.
Ход занятия:
1. Повторение.
- Давайте повторим, что такое «звук» и «буква» (по схемам, со зрительной опорой).
- Какие звуки мы выучили с вами? (Звуки «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э», «Ы», «М», «Н»).
- Назовите гласные звуки. Назовите согласные.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Расчёска» - причесать нижними зубами верхнюю губу, а верхними зубами – нижнюю губу.
3. Представление звука, анализ артикуляции звука
У нас сегодня в гостях два помощника, угадайте по загадке, кто первый помощник:
- Наведет
Стеклянный глаз,
Щелкнул раз –
И помнит нас.
. (фотоаппарат)
- Какой первый звук?
Характеристика звука «Ф», положение органов артикуляции.
(Нижняя губа прижимается к верхним зубам и не пропускает воздух, но он прорывается сквозь преграду и фыркает, звоночек не звенит)
Звук, при произнесении которого звоночек в горле не звенит, называется глухим.
Ф – согласный глухой звук
Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью).
В слове фотоаппарат он твердый.
Давайте поделим слово на слоги, где «прячется» звук (Ф), в начале, середине, конце.
4. Выделение звука среди других (изолированно, в слоге)
- Услышите звук (Ф) хлопните в ладоши: Ф,И,О,Ш,В,М,П,..
- Услышите слог со звуком (Ф) – повторите: аф, ип, уф. Фу, да. Мо, су, жу, фо, оф.
5.Игра «Составь предложение».
Дети составляют предложения по двум словам: ваза— фрукты; футбол—
гол; шкаф— шарф; лес— филин; телевизор— фильм.
6. Представление звука, анализ артикуляции звука
Угадайте по загадке, кто второй помощник:
- Просит у меня дружок
Фиолетовый цветок.
Мне отдать его не жалко,
Подарю дружку ... (фиалку)
- Какой первый звук?
Характеристика звука «Ф», положение органов артикуляции.
(Нижняя губа прижимается к верхним зубам и не пропускает воздух, но он прорывается сквозь преграду и фыркает, звоночек не звенит)
Звук, при произнесении которого звоночек в горле не звенит, называется глухим.
Ф – согласный глухой звук
Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью).
В слове фиалка он мягкий.
Давайте поделим слово на слоги, где «прячется» звук (Ф), в начале, середине, конце.
7. Повторение и закрепление слогов
Фи, фя. Фю, фи, фу, фё.
8. Физминутка
Аф-аф-аф – тащим шкаф.
Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Оф-оф-оф – поймали сов.
Аф, аф, аф – прыгни не упав.
Оф. Оф, оф – руки вверх поднять готов.
Иф, ИФ, ИФ – заниматься не ленив.
9. Дифференциация «Твердый - мягкий».
Дети должны положить в подарки картинки с предметами в соответствии с
тем, какой звук в слове твердый или мягкий, если [ф'] — фиалке,
если [ф]— фотоаппарату : фиалка, кофта, фартук, конфеты, светофор, кофе, филин,
телефон.
10. «Загадки».
Отгадайте загадки и скажите, в каком слове звук твердый, в каком мягкий.
Когда светло, прячусь в дупло.
Ночью летаю, мышей пугаю.
(филин)
***
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
(фонарь)
9. Знакомство с буквой «Ф»
Ф надула важно щёчки.
Приосанясь шла по строчке
Всех подружек растолкала —
Ей сегодня места мало.
Слов на Ф я много знаю.
Слушайте, я называю:
Филин, финики, фонтан,
Флаг, факир, фонарь, фазан...
Тот, кто учится читать,
Всё на свете будет знать
На что похожа буква Ф, сколько элементов. Изобразите сами эту букву.
10. Чтение и печатание слогов. (если после согласного звука стоит гласный звук «и», то читаем согласный звук мягко). Графические схемы.
10. Работа в прописях.
11. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «Ф» (вырезать, нарисовать).
Предварительный просмотр:
Декабрь 4 неделя
Тема: «Звук и буква «Х».
Цели:
Образовательная: Закрепить звуки «х, х'», особенности их артикуляции, зрительный образ. Учить выделять «х, х'», в потоке речи, определять место звука в слове. Учить дифференцировать оппозиционные согласные звуки по звонкости – глухости, анализировать и синтезировать прямые и обратные слоги.
Коррекционно – развивающая: Развивать фонематическое восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, развивать слуховое и зрительное внимание, память, моторику.
Воспитательная: Воспитывать любовь к родному языку.
Ход занятия:
1. Повторение.
- Давайте повторим, что такое «звук» и «буква» (по схемам, со зрительной опорой).
- Какие звуки мы выучили с вами?
- Назовите гласные звуки. Назовите согласные.
2. Артикуляционная гимнастика.
«Горка» - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.
«Бантик» - прикусить «горку» зубами.
«Храпение.»
«Хомяк» - надуть щеки.
3. Представление звука, анализ артикуляции звука
Чтение чистоговорки
Ха-ха-ха нам купили петуха
Ух-ух-ух машет крыльями петух
-Какой звук часто встречался?
С какой буквой мы сегодня познакомимся?
Характеристика звука «Х», положение органов артикуляции.
(язык не хочет пускать воздух, он выгнулся горкой, отодвинулся в глубь рта, прижался к нёбу. Но воздух прорывается сквозь преграду и хмыкает от радости, звоночек не звенит).
Х – согласный глухой звук
Он может быть твёрдым (сильно сжать кулачок) и мягким (свободно потрясти кистью).
4. Игра «Мягкий – твердый»
Определение наличия твёрдого и мягкого звуков в слогах, словах: хо, ху, хи, ах, ух, хе;
духи, художник, хорошо, хурма, плохо, хищный, мох, (показ сигнальных карточек)
5. Игра «Закончи предложение».
Логопед начинает предложение, а дети заканчивают его, подбирая нужное
слово среди картинок на доске:
— Рано утром в деревне поют ... петухи.
— В чай мы кладем ... сахар.
— Белка в дупло прячет ... орехи.
— Врач надел белый ... халат.
— В магазине мы купили ... хлеб.
6. Игра «Буква потерялась»
_алва, _леб, _итрец, _олод, _ризантемы, …ост, ..алат.
7. Физминутка
Хомка - хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт, шейку моет, Шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать!
8. Деление на слоги.
Деление на слоги, указание ударения.
Хохот, смех, хлопушка, хоккей, шорох, хомяк.
9. Знакомство с буквой «Х».
1. Теперь мы наш звук «Х» обозначим буквой «Х».
«Х» - забавная игрушка,
деревянная вертушка.
Сверху вниз наискосок,
Сверху вниз наискосок.
Хохотушка буква Х
Хохотала: «ха-ха-ха!»
* Написать в воздухе.
* Чтение и печатание слогов. (если после согласного звука стоит гласный звук «и», то читаем согласный звук мягко). Графические схемы.
10. Дидактическое упражнение «Где звук «Х»? (определить позицию звука по карточкам)
Халат, петух, уха, муха, хвоя, кухня, лопух, яхта, хвост, хор, уха. Н –р, Х_______
11. Работа в прописях.
12. Итог. О каком звуке мы говорили? Какой он? Почему? Дома приготовить подарки для звука и буквы «Х» (вырезать, нарисовать).
халат
петух
уха
муха
хвоя
кухня
лопух
яхта
хвост
хор
уха
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по музыкально-художественному развитию для детей с нарушениями речи"Путешествие в сказку"
Занятие по музыкально-художественному воспитанию детей с нарушениями речи "Путешествие в сказку" ЗАДАЧИ:· Учить узнавать знакомое произведение по п...
Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи
Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи. 2 год обучения...
Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи
Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи. 2 год оучения...
Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи
Занятия по обучению граммоте в группе детей с нарушением речи. 2 год оучения...
Конспект логопедического занятия по развитию моторных навыков у детей с нарушениями речи
Логопедическое занятие по развитию моторных навыков у детей с нарушениями речи направлено также на развитие высших психических функций, координации речи и движения, эмоционально-волевой сферы....
Конспект занятия по ИЗО деятельности(лепка) для детей с нарушениями речи
Конспект занятия по ИЗО деятельности(лепка) для детей с нарушениями речи – 1 год обучения Тема: Лепка из пластилина Цель: Научить детей правильно обращаться с пластилином, предавать ем...
Занятие по лепке на тему "Весенняя веточка". Подготовительная к школе группа. Дети с нарушением речи
Цель: закрепление навыков работы с пластилином и умения создавать композицию «Весенняя веточка» из пластилина. Задачи:Образовательные: - формирование понятия весна; - развивать у...