Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Диагностические задания. Пути коррекции недостатков фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_i_korrektsiya.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области
Диагностика и коррекция
фонематического восприятия
у старших дошкольников
Диагностические задания.
Пути коррекции недостатков
фонематического восприятия.
Учитель – логопед : Андрианова Л.М.
Ртищево 2019
Диагностические задания.
Восприятие и воспроизведение ритмов.
При выполнении задания руки логопеда должны быть закрыты экраном.
1. Восприятие ритмов: прослушать удары и посчитать их:
|| - ||| ; ||| - | ; ||| -|| ; | - || - |||
2. Слухомоторные координации: повторить:
Простые ритмы: | - || - ||| ; ||| - || - | ; || - | - |||
Сложные ритмы: || - ||| - | ; | - ||| - || ; || - | - |||
( полужирным шрифтом выделены акцентированные громкие удары).
Оценка:
5 баллов – правильное восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов с первого предъявления;
4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;
3 балла – правильное восприятие и воспроизведение ритмов со второго предъявления, ошибки в воспроизведении сложных ритмов с самокоррекцией;
2 балла - нарушение восприятия и воспроизведения простых ритмов (правильное воспроизведение после 3-4 предъявлений, невозможность воспроизведения сложных ритмов);
1 балл - невозможность выполнения.
Восприятие воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации
- Послушать и определить:
а) близко или далеко (громко или тихо) кричат в лесу: ау;
б) взрослое животное или детеныш издает звук мяу;
в) ласково или грубо, радостно или грустно говорит человек:
- ты хороший малыш, я тебя люблю;
- ура! каникулы!
- Сказка «Три медведя».
2. Воспроизвести самостоятельно все задания.
Оценка: 5 баллов - правильно выполнены оба задания;
4 балла - правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 единичные ошибки
3 балла - правильно выполнено задание 1, в задании 2 не точно воспроизведена интонация;
2 балла - при выполнении задания 1 затруднено воспроизведение интонационной окраски голоса, а при выполнении задания 2 – воспроизведение высоты голоса и интонации;
1 балл - неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.
Просодическая сторона речи
Проводится по традиционным методикам на материале стихов, рассказов.
При оценке учитываются данные, полученные в ходе обследования воспроизведения громкости, высоты, интонационной окраски голоса (модулированности), а также тембра голоса, темповой и динамической организации речи, наличие смазанности и носового оттенка речи, тип дыхания, длина речевого выдоха.
Характеристика голоса дается по следующим параметрам:
- сила голоса - нормальный, громкий, тихий;
- высота - низкий голос, высокий, смешанный, нормальный;
- тембр - монотонный голос, наличие или отсутствие носового оттенка.
Фонематические представления.
После предъявления на слух нескольких коротких стихотворных текстов: определить, какой звук чаще других встречается в тексте (тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного звука в речи):
Мышонку мама-мышка Земляника Зою с Зиной
Шептала: «Шалунишка! Заманила в сад с корзиной:
Шумишь, шуршишь, болтаешь! Заработали два рта,
Ты маме шить мешаешь!» А корзина-то пуста.
Осень. Осень. Осень. На горе Арарат
Ясень листья сбросил. Растет крупный виноград.
На осинке листик
Огоньком горит.
Осень. Осень. Осень.
Оценка:
5 баллов - правильно выполняются все задания;
4 балла - единичные ошибки, но исправляются самостоятельно.
3 балла - допускаются ошибки, нужен повтор текста;
2 балла - выполняется часть задания, нужна помощь логопеда;
1 балл - задание не выполняется.
Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов
А. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Если ребенок дефектно произносит звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).
Предлагаемый материал | Ответы | ||
начало года | конец года | ||
да – та - да | та – да - та | ||
га – ка - га | ка – га - ка | ||
ба – па - ба | па – ба - па | ||
ка – ха - ка | ха – ка - ха | ||
са – за - са | за – са - за | ||
са – ша - са | ша – са - ша | ||
жа – ша - жа | ша – жа - ша | ||
ча – тя - ча | тя – ча - тя | ||
ся – ща - ся | ща – ся - ща | ||
ра – ла - ра | ла – ра - ла | ||
ва – фа - ва | фа – ва - фа |
Б. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.
Лексический материал | Ответы | |
начало года | конец года | |
кот – год - кот | ||
том – дом - том | ||
почка – бочка -почка | ||
тапки – тяпки - тапки |
Оценка:
5 баллов – все задания воспроизводятся;
4 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;
3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, но пары точно;
2 балла - большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно – слоговые (словесные пары);
1 балл - задания не выполняются.
Дифференциация звуков в произношении слов
А. Инструкция: повтори пары слов
Смешиваемые звуки | Лексический материал | Ответы | |
начало года | конец года | ||
ш -с | крыша - крыса | ||
ж - з | рожи – розы | ||
ч - ть | челка - телка | ||
ц - с | цапля – сабля | ||
с - ч | каска – качка | ||
ч - щ | челка – щелка | ||
ль - й | галька – гайка | ||
л - ль | галка – галька | ||
р - л | рак – лак | ||
р - й | марка – майка | ||
рь - й | моряк – маяк | ||
п - б | почка – бочка | ||
т - д | точка – дочка | ||
к - г | кости – гости | ||
ы - и | мышка - мишка | ||
с - з | коса - коза |
Б. Инструкция: повтори за мной предложение.
Лексический материал | Ответы | |
начало года | конец года | |
Старший братишка рассказывал страшную сказку. | ||
Старушка сушила пушистую шубу. | ||
Речка течет, а печка печет. | ||
Юля уронила фарфоровое блюдце. | ||
Чайка отличается от цапли. | ||
У Сони цветик - семицветик. | ||
Жутко жуку жить на суку. | ||
В домишке жили мышки. |
Оценка:
5 баллов – все задания выполняются верно;
4 балла - встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в темпе несколько замедленном);
3 балла - задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок;
2 балла - задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;
1 балл - неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Различение на слух оппозиционных фонем
на материале слов и предложений
А. Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно – не хлопай.
Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.
Лексический материал | Ответы | |
начало года | конец года | |
Шанки-фанки-сянки-санки-танки | ||
Птенец-птенесь-тинеть-птинеч | ||
Фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюська | ||
Сляпа-шьяпа-фляпа-шляпа-хляпа |
Б. Инструкция: повтори за мной предложение
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала.
- Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню.
Оценка:
5 баллов – все задания выполняются верно;
4 балла - часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;
3 балла - ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2 балла - часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1 балл - задания не выполняются.
Звуковой анализ слов.
Задания:
- выделить первый и последний звуки в словах: аист – ослик – угол
- назвать все звуки в слове по порядку: рыба – мухи – котик – жабы
- определить количество слогов в слове: дом – рука – метро – кенгуру
- определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:
2-й звук – врач, 3-й звук – мышка, 4-й звук – крот, лодка;
5) добавить звук в словах: вор –двор, вол- волк, елка- телка;
6) заменить звук в словах: сок – сук – лук; лиса – липа – лупа.
Оценка:
5 баллов – все задания выполняются верно;
4 балла - единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла - правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;
2 балла - правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выпоняется;
1 балл - задания не выполняются.
Звуковой синтез
Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.
Задания:
1) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3с), и воспроизвести его слитно: р, о, г; р, о, с, а; г, р, о, т; к, а, с, к, а;
2) прослушать слово произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно:
к, л, а, н; б, у, с, ы; к, у, с, т, ы;
3) прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:
н, с, ы – сын; р, г, у, к – круг
шад, ло, ка – лошадка.
Оценка:
5 баллов – все задания выполняются правильно;
4 балла - единичные ошибки, исправляются самостоятельно;
3 балла - правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда – название звука или слога);
2 балла - правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;
1 балл - задания не выполняются.
Слоговая структура слова
Материалом исследования служат предметные картинки.
Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это?
Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков:
- двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, уха;
- трех-четырехсложные слова из открытых слогов: панама, пионы, пуговица;
- односложные слова: мак, лес, дом;
- двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, мешок;
- двухсложные слова со стечением согласных звуков: тыква, утка, мышка;
- двухсложные слова с закрытым слогом со стечением согласных звуков: компот, лыжник, ландыш;
- трех-, четырех-, пятисложные слова с закрытым слогом: котенок, самолет, колобок, милиционер;
- трехсложные слова со стечением согласных звуков: конфета, калитка;
- трех-, четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, маятник, одуванчик;
- трех-, четырехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка, морковка,
сковородка;
- односложные слова со стечением согласных звуков: кнут, мост, клей;
- двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка;
- четырех-, пятисложные слова из открытых слогов: паутина, батарея, мороженое.
Оцениваются:
- особенности нарушений слогов структуры слов;
- элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
- парафазии, перестановки при сохранении контура слова;
- итерации, персеверации (добавление звуков, слога);
- контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
Оценка:
5 баллов – без ошибок;
4 балла - одна – две ошибки;
3 балла - три – четыре ошибки;
2 балла - пять – шесть ошибок;
1 балл - ошибки почти во всех сериях.
Пути коррекции недостатков
фонематического восприятия
При обучении 5-6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умения слушать и различать звуки речи (фонемы), а это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры, упражнения уступают место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны.
По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять,но, к сожалению, часто относятся к учебе не серьезно. Для вхождения детей в обучение необходима система корреционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так и на их выравнивание (коррекцию).
Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них деятельности – игры, взрослым нужно отнестись к игровому обучению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться можно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, научить различать фонемы (звуки речи) на слух, выде-
лять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.
В своей книге «Обучение чтению и письму шестилеток» Д.Б.Эльконин пишет о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обучение с темы «Слогоударная структура слова» для подготовки детей к новой языковой ориентации на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся гораздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладевают первичными навыками моделирования. Чтобы занятия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения.
Один из центральных принципов методики – достаточно долгий (20-25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий добуквенный этап звукового анализа позволяет решить ещё одну едва ли не самую сложную проблему – начальное обучение чтению. В этот период подготавливается будущее чтение закрытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-протяжным чтением звуковой схемы.
В букварный период для обучения детей чтению по методике Д.Б.Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а – я, о – ё, у – ю, ы – и, э – е. Этот метод имеет два преимущества:
- читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
- моделируют отношения согласных и гласных.
В этот период ( период пропедевтики чтения) уместен прием : буква отдает команду:
а, о, у, ы, э – читаются твердо;
я, ё, ю, е, и – читаются мягко.
Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы согласной буквы».
Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны задания- «ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ).
Игры, которые используются на занятиях по обучению грамоте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуковая стройка).
В играх используются условные персонажи, которые персонифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Буратино не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных ( и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ – охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ – заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов.
ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов.
В качестве поощрения используются медали:
- знаток слогов;
- знаток слов;
- знаток гласных …;
- знаток согласных.
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система – речь. Логопеду очень важно добиваться взаимодействия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.
Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамоте играм необходим наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни). Художественные тексты создают игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.
Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь, чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга улучшает когнитивную деятельность.
Игры со словами:
- хвостоглав;
- слоги рассыпались;
- шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки);
- пословицы в стиле «ребус»;
- сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта;
- собери пазл, прочти слово;
- где слог? кому слово?;
- отыщи слово, спрятанное в картинках.
Чтение в усложненной ситуации:
- найди способ прочтения ( по цветным стрелкам, сверху-вниз, круглограммы);
- изографы;
- деформированные тексты.
Кроссворды
Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.
Виды кроссвордов:
- на заданный звук и букву;
- кроссворды – «загадки»;
- « времена года»
- кроссворды – «шутки».
Игры для профилактики и коррекции оптической дисграфии и дислексии
Найди слева такие же:
- букву;
- цифру;
- сочетание букв;
- геометрическую фигуру.
Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять грамматическое оформление фразы.
Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наиболее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:
- поговорим на языках (вороньем, гусином);
- загадочный круг;
- для кого этот звуковой домик?;
- волшебный круг;
- веселый поезд;
- звуковой тир;
- звуковая стройка.
Литература:
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями
речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2006.
Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями
произношения. М., 1984.
Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
СПб., 1999.
Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игровые тесты. М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»
Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...
Актуальность проблемы развития и коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Готов ли ваш малыш к школе и какие отметки он будет приносить в дневнике – во многом зависит от уровня его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, письмен...
Разработка системы игровых упражнений по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР
Разработанная система заданий предлагает развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, ф...
Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников
В книге дан сравнительный анализ данных о состоянии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи и с ОНР. Предложены диагностические пробы для...
Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР
Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР...
Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»
Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему &laqu...
Интересно работать творчески - Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи
Материал «Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи» предлагается для учителей ...