доклад по преемственности между МДОУ и гимназией
статья (логопедия) на тему
В статье представлен опыт работы по преемственности между ДОУ и гимназией по инновационной программе по подготовке дошкольников к обучению в школе "Детский сад 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_preemstvennosti_belovoy.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Д\С КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №50 «ДЕФЕКТОЛОГ»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ
По преемственности в работе МДОУ №50 и гимназии №24 в рамках новых государственных стандартов.
ТЕМА: «Преемственность МДОУ №50 и СОШ гимназии №24 в подготовке детей к школе с использованием инновационной программы «Детский сад 2100»
Выступила: учитель – логопед Белова Т.Ю.
6 октября 2011г
Г.Люберцы
«….Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается на
определённую стадию развития,
проделанную ребёнком».
Л.С. Выготский.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, т.к. здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим.
Поэтому, мы считаем необходимым сохранение преемственности в работе между МДОУ д/с комбинированного вида №50 и МОУ Гимназией №24, которая является важным звеном в образовательном процессе, и направлена на ориентацию требований школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в гимназии.
Мы полагаем, что существующая уже на протяжении многих лет преемственность между этими двумя образовательными учреждениями способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.
Необходимо отметить, что в современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.
Так как наше МДОУ посещают дошкольники с различными речевыми нарушениями, в своей работе наряду с общеобразовательной «Программой воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой мы используем и ряд специализированных программ :
- « Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни)» Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
- «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичева и Г. В.Чиркиной
а также инновационные программы:
- Комплексная программа «Детский сад 2100», рекомендованную Российской академией образования, основной целью которой является:
- Обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования;
- Создание условий для развития функциональной грамотности личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретённые в течение всей жизни знания, умения и навыки.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
1.Реализация цели данной программы предполагает решение ряда задач.
- Разработка содержания, обеспечивающего воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
- развитие эмоциональной сферы;
- цельность детского мировоззрения.
- Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
- Формирование опыта самопознания.
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.
Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.
Программа является комплексной и предполагает реализацию в условиях полного пребывания в детском саду.
Данная образовательная система включает в себя ряд учебно - методических пособий:
- «Программа дошкольного курса развития речи и подготовки к обучению грамоте» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеева,Т.Р. Кислова, цель которой -
предупреждение ошибок в чтении и письме.
- Методические рекомендации к пособию «Раз – ступенька, два – ступенька..» Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, цель которой ознакомление детей с количеством и счётом, изменением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
Нужно отметить, что у детей с различными речевыми нарушениями в процессе формирования правильного произношения звуков мы большое внимание уделяем:
1. Развитию внимания к звучащему слову, дифференциации звуков, анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове: в начале, в середине, в конце слова; придумывать слова с заданным звуком; выделять гласные звуки, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие; проводить звуковой анализ слогов и слов — все это создает предпосылки к успешному овладению грамотой (Игра «Подари картинку Буратино, Мальвине, Артемону», «Катины подарки», «Назови первый и последний звук», «Подари картинку»).
- Лексическую работу по рДля развитию, уточнению и обогащению словаря проводим в тематических беседах, где знакомим детей с предметным, глагольным словарём, словами-признаками, многозначными словами, а так же словами с противоположным значением. (Игра «Наоборот», «Подбирай –запоминай» и др.)
- Большое внимание обращаем на развитие грамматического строя речи:
- Учим детей образовывать слова с приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям, упражняем в образовании слов по образцу: «Назови ласково» ; «Большой – маленький -огромный».
- Формируем навык образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе падеже, согласование числительных с существительными, местоимений с существительными. С этой целью мы проводим игры: «Жадина», «Весёлый счёт» «Считай и называй», «Один – много», «Чего не стало».
- Знакомим детей однокоренными словами, учим подбирать однокоренные слова, выделять их из группы слов.
- Знакомим с предложением. Учим составлять предложения с заданным словом, к определённой схеме, а так же графически его изображать.
- Знакомим дошкольников с предлогами; развиваем умения выделять предлоги из предложения, подбирать предлоги к словам, исправлять ошибки.
- На занятиях по развитию связной устной речи учим детей:
- Отвечать на вопросы, уметь вести диалог;
- Составлять предложения, распространять предложения, добавлять недостающие слова; работать с деформированным предложением;
- Обучаем подробному пересказу текста (по цепочке; по частям)
- Составлению устной загадки описания о предмете, рассказа – описания по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам.
На таких занятиях мы используем таблицы- схемы( так называемый план ответа),а так же мнемотаблицы, где на каждое слово или маленькое словосочетание рисуется картинка и таким образом весь рассказ зарисовывается схематично, что позволяет ребенку по памяти, используя графическое изображение, воспроизводить рассказ целиком.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений знакомство с новым материалом проходит на основе деятельного подхода, когда новое знание не даётся в готовом виде, а постигается детьми путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, направляя поисковые действия дошкольников. Так, например, изучая тему «Измерение», мы предлагаем детям измерить расстояние шагами от стола до аквариума и запомнить количество шагов, затем педагог сам измеряет расстояние. Дети узнают, что число шагов получатся разное. Педагог спрашивает: «Почему же так получается, ведь расстояние одинаковое?» - Потому что шаги у всех разные. В результате исследований дети сами делают вывод о том, что чем больше шаги, тем меньше их получается и наоборот, чем меньше шаги, тем больше их получается, формируя при этом представления об измерении длины с помощью у словных мерок. Аналогично проводим работу по измерению объёма при помощи условных мерок, закрепляя это в игре «В гости к Мишке и мышке», где дети получают практические знания об измерении объёма при помощи условных мерок, делая соответствующие выводы, а так же учатся сравнивать числа.
При планировании занятий учитываем межпредметные связи. Так закрепление количественного счёта проходит на логопедических занятиях в играх «Посчитай до 5» ( в старшей группе), «Весёлый счет»», «Считай и называй» ( в подг.гр); закрепление пространственно- временных представлений , отношение и сравнение величин - на занятиях по ознакомлению с окружающей действительностью в играх «Большой- маленький-огромный», « Что около» и, наоборот, на занятиях ФЭМП закрепляя пространственные представления учим детей правильно называть предлоги. На занятиях по ИЗО для декоративного рисования вводим поиск закономерности (порядка), понятие ритма в узоре, составление узора из геометрических фигур т.д.
Все лексические темы, пройденные на логопедических занятиях, прослеживаются в разных видах деятельности: лепке, аппликации, рисовании, конструировании, ручного труда, а так же во внеурочное время в сюжетных играх, на прогулке (наблюдения, беседы).
Учитывая ведущую деятельность дошкольного возраста, мы все занятия строим в занимательной игровой форме с использованием речевых игр. Это позволяет детям успешно овладевать необходимыми знаниями. Учебный материал подаётся в сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким, образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребёнка.
Также большая работа проводится и с родителями при подготовке детей к школе. Разрабатываются конспекты совместных досугов, занятий, проводятся практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка». В результате обогащается опыт родителей по подготовке к школе.
Проводимая работа способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители знакомятся с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получают рекомендации по развитию речи, им предлагаются игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.
В заключении хочется надеяться, что преемственность в работе МДОУ
детский сад комбинированного вида№50 и МОУ гимназией №24 в подготовке детей к школе по программе «Школа 2100», во-первых, поможет нашим выпускникам войти в школьный мир безболезненно и легко, а, во- вторых, даст возможность получить качественное образование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность между детским садом и школой
Преемственность между детским садом и школой – проблемы, мнения, фактыПоступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему п...
«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"
Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется шир...
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»
На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилас...
Доклад на пед час: "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"
краткий доклад на тему "Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования"...
Доклад на тему "Система работы по осуществлению преемственности между ГКУ ЦССВ «Сколковский» и Психоневрологическим интернатом №5"
Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность носит объективный и всеобщий характер, прояв...
Семинар "Речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста" доклад на тему: "Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования"
15.03.2022г. на базе МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел районный семинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста". На мероприятии педагоги поделились опы...
План работы МДОУ «Детский сад №62» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. С.П. Королёва» Энгельсского муниципального района Саратовской области по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования на 2023-2024 уч
План работы с социальным партнером территариально находящегося рядом с дошкольным учреждением. План содержит разнообразные совместные мероприятия и решает задачи преемственности дошк...