Доклад на тему "Система работы по осуществлению преемственности между ГКУ ЦССВ «Сколковский» и Психоневрологическим интернатом №5"
опыты и эксперименты

Могильченко Оксана Анатольевна

Преемственность - это  связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Применительно к обществу различают две стороны преемственности: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_preemstvennost.docx127.74 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И  СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ «СКОЛКОВСКИЙ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Доклад на тему

Система работы по осуществлению преемственности между  ГКУ ЦССВ «Сколковский» и Психоневрологическим интернатом №5

                                                        Подготовила:

Педагог – организатор

О.А.Могильченко

                                                                                         

                                                         Москва, 2019 г.

Система работы по осуществлению преемственности между  ГКУ ЦССВ «Сколковский» и Психоневрологическим интернатом №5

Вы – любовь и преданность,  вера и терпение!
Вы – радость и сорадость,  страдание и сострадание!
Вы – истина и сердце,  совесть и благородство!
Вы – ищущие и дарящие! Вы – прокладывающие путь
И художники жизни! Вы – убежище детства
И колыбель человечества! Вы – улыбка будущего
И факел настоящего! Вы – учитель от Бога
И творцы настоящего!

Ш.А. Амонашвили

840E630C-F473-42E9-8850-D0A4FA410E83.jpeg

Преемственность - это  связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Применительно к обществу различают две стороны преемственности: передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. Преемственность — особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, на основе которой создаются новые ценности. Преемственность может быть непрерывной, когда культурные ценности прошлого постоянно функционируют в жизни общества, и прерывной, когда какие-либо ценности на время исчезают из культурного обихода.

Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и развития человека, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Педагоги, психологи, ученые довольно часто размышляют о проблемах преемственности на страницах журналов и газет. Наиболее актуальны в этом плане размышления об организации преемственности в системе «начальная школа – среднее звено». Значительно реже нам встречаются статьи об организации аналогичного процесса при переходе из ГКУ ЦССВ  в ПНИ. О преемственности ГКУ ЦССВ  и ПНИ активно заговорили в последние годы в связи с глобальных изменений в сфере социальных услуг, введением дорожной карты. Между тем каждая из обозначенных проблем актуальна и значима в каждом возрастном периоде.Переход в ПНИ - это своеобразное испытание и не только для воспитанников, но и для педагогов. Воспитателю необходимо за короткое время узнать ребят, научиться эффективно управлять деятельностью воспитанников, быть их проводником и наставником.

Преемственность ГКУ ЦССВ и ПНИ предусматривает, с одной стороны, передачу воспитанников в ПНИ с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям воспитания ЦССВ, с другой — опору ПНИ на знания, умения, качества, которые уже приобретены воспитанниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития.В подростковые  годы  ребенок переживает  несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени  воспитания  в  другую  возрастают  требования  к  интеллектуальному  и личностному развитию, к степени сформированности у ребят определенных  знаний,  действий. Любые переходные периоды  выдвигают  специфические проблемы, которые  требуют особого внимания. Решение  вопроса преемственности представляется  возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников воспитательного процесса: руководителей ГКУ ЦССВ, ПНИ, учителей, воспитателей, мед.работников.Первые полгода проживания в ПНИ — время особенное. Проживающие решают совершенно определенные задачи: принять и понять систему новых требований, наладить отношения  с воспитателями, мед.персоналом, найти свое место в интернате, ставшим неожиданно большим. Очень важная задача — выйти на новый уровень самоорганизации, научиться самостоятельно планировать время, правильно его распределять. Новые воспитатели предлагают формы работы, доселе не освоенные, и  на  осмысление  тоже  нужно  время.  Воспитателям  первые полгода большую часть времени следует уделить именно этим проблемам.

19B91881-7E91-442E-89EF-92DA5BEFE5E3.jpeg07CE864E-9DEA-4D2A-84B9-47185B4BF952.jpeg

Вопрос адаптации лиц с умственной отсталостью в условиях психоневрологических интернатов (ПНИ) является очень важной практической задачей. Особенность решения которой заключается в том, что от 80 до 90 % лиц с умственной отсталостью, проживающих в ПНИ, являются бывшими воспитанниками детских домов-интернатов (ГКУ ЦССВ) и их судьба зависит от адекватно применяемых методов и форм  работы с такими инвалидами на всех этапах перевода из ГКУ ЦССВ в ПНИ для дальнейшего взросления  и воспитания. Отсюда вытекает один из главных вопросов системы взаимодействия психоневрологических интернатов с детскими домами-интернатами – вопрос преемственности в работе данных учреждений. Проблема преемственности между различными ступенями образовательных и воспитательных учреждений является в настоящее время актуальной, так как различия в требованиях к уровню воспитания, умений и навыков, полученных детьми на различных ступенях воспитания, и требованиями последующих ступеней воспитания значительны. Не учитывать этот факт в работе воспитателей сейчас просто невозможно. Под преемственностью в воспитании мы  понимаем связь между этапами в процессе обучения, воспитания и развития. Связь, когда достигнутый уровень интеллектуального развития является источником формирования всякого возрастного новообразования, а становление новообразования прочно базируется на достигнутом уровне развития. Таким образом, преемственность позволяет понять особенности и возможности плавного, не травмирующего психику воспитанника, перехода от одной ступени воспитания к другой.Преемственность - понятие многогранное. Это и социальная адаптация ребенка в новых условиях, и необходимый уровень развития творческого воображения, и формирование определенных коммуникативных умений. Рассматривая подготовку выпускника к ПНИ как элемент преемственности, мы выделяем три составляющих компонента: содержательный, методический и деятельностный (поведенческий). Содержательный компонент раскрывает структуру и принципы отбора содержания в ЦССВ. Методический компонент раскрывает особенности и возможности передачи знаний воспитанникам в ГКУ ЦССВ, так и в ПНИ.

Таким образом, максимально реализовать преемственность между ГКУ ЦССВ и ПНИвозможно, если изменить отношения между воспитателем и воспитанником (отказаться  от авторитарного, инструктивно-репродуктивного воспитания в пользу демократического, поисково-творческого); откорректировать методические приемы воспитания с целью изменения деятельности воспитанника. Это осуществимо при соответствующей подготовке современного воспитателя, педагога.Сохранение идеи оптимального общего развития воспитанника в ПНИ – важнейшее условие решения проблем преемственности, направленной на общее развитие ребят. Одним из условий реализации этой идеи является богатство содержания воспитания, построенного на основе интегрирования ценностей современных наук, богатства литературы и искусства. Перспектива перехода в  ПНИ  заставляет воспитателей  обращать первостепенное внимание на сформированность у выпускников ГКУ ЦССВ умений и навыков.

Итак,  рассмотрим  основные  трудности,  которые  испытывают  дети  при  переходе из ГКУ ЦССВ в ПНИ. Одной из наиболее часто встречающихся проблем является  адаптация  к  новым  условиям жизни,  что  сопровождается  часто  конфликтами, взаимным недовольством сотрудников интерната и проживающих друг другом. Также обнаруживается несогласованность действий воспитателей ГКУ ЦССВ и ПНИ. Адаптация воспитанников ЦССВ  в новых условиях жизни и деятельности напрямую связана с их психологической готовностью к переходу в ПНИ. А формирование психологической готовности воспитанников зависит от взаимодействия двух смежных ступеней воспитания. Речь идет о психолого-педагогической преемственности в работе воспитателей ГКУ ЦССВ и коллектива ПНИ.

  1. Прежде всего следует установить систематические деловые контакты между педагогическим  коллективом ГКУ ЦССВ и ПНИ. Подготовка ребят к жизни в ПНИ требует творческого содружества педагогов.
  2. Следует практиковать совещания по обмену опытом работы. Обращаться к проблеме переходного периода в ПНИ на педагогических совещаниях, заседаниях, совместных мероприятиях воспитанников ГКУ ЦССВ и проживающих ПНИ.
  3. Проведение совместных мероприятий, конкурсов воспитателей ЦССВ, ПНИ, воспитанников и проживающих интерната.
  4. Проведение экскурсий, походов с проживающими интерната и воспитанниками ЦССВ.

Преемственность можно обеспечить лишь в том случае, если воспитатель хорошо представляет себе «вчера - сегодня - завтра» знаний, умений и навыков конкретных воспитанников.

  1. Проведение родительских собраний с приглашением  педагогического коллектива ЦССВ и воспитателей ПНИ.

В  интернате  коренным  образом  меняются  условия  проживания:  ребята переходят  от  одного  воспитателя к нескольким, мед.работникам, условиям проживания, что  сопровождается  часто  конфликтами, взаимным недовольством воспитателей, мед работников, воспитанников и друг другом. Для более успешной адаптации в ПНИ воспитатель должен ознакомить ребят  с  требованиями  к проживающим в ЦССВ . Для профилактики дезадаптации в первую-вторую неделю проживания в ПНИ  нужно проводить психолого-педагогическую работу по каждому воспитаннику, где воспитатель ЦССВ знакомит воспитателей, мед.работников ПНИ с индивидуальными характеристиками воспитанников, педагог-психолог – с данными социальной адаптации проживающих. Медицинский работник предоставляет данные о здоровье воспитанников, т. к. у ребят с ослабленным здоровьем при переходе из ЦССВ в ПНИ дезадаптация проявляется в нарушениях состояния здоровья. Педагог-психолог и социальный педагог знакомят воспитателей, мед.работников с рекомендациями по работе с воспитанниками "группы риска", предлагают тематику классных часов, проведение которых поможет воспитанникам рационально организовать свой труд, развивать свои способности, ум и мышление. Для родителей выпускников воспитатель проводит собрания с приглашением педагога-психолога,воспитателя, зав. отделения.  При обсуждении проблемы перехода из ЦССВ  внимание родителей обращается на адаптацию ребят к проживанию в интернате, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода. Очень значимо сохранить положительное отношение выпускников к проживанию в интернате, помочь отыскать ему личный интерес к жизни в ПНИ, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации. Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности выпускника, – запугивание некоторых педагогов ЦССВ при переходе в ПНИ. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное доброе отношение коллектива ПНИ, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Атмосфера поддержки, доверия, понимания в ПНИ поможет проживающему в интернате эффективно решать проблемы в коллективе, добиваться успехов. Не  следует  также  забывать,  что жизнь  детей не  ограничивается  стенами ЦССВ. За  ее пределами ребенок может быть погружен  в  такие  занятия, которые  позволят  ему  проявить  свою  умелость,  добиться  успеха,  обрести  уверенность в себе.

26AEA94B-3108-4816-8ED5-6D98843656BE.jpeg30FA8ABB-5A0D-47AF-8142-B32C335A1F75.jpeg

Как проходит взаимодействие в нашем ЦССВ :

1.Посещение открытых занятий и мероприятий

2.Проведение совместно конкурсов и мероприятий

3.Организация спортивных соревнований, спортивных недель

4. Организация экскурсий, походов

Но в этой работе должна быть система, а не  проходить от случая к случаю.

В интернате реализуется разработанная совместно с ЦССВ Программа «Преемственность», которая включает 4 основных этапа:

  • Подготовительный этап  в ГКУ ЦССВ (длительность 1-2 года);
  • Адаптационный этап  в ПНИ (длительность от 1 месяца до 1 года);
  • Этап профессиональной ориентации и трудоустройства  ПНИ  (длительность 1 – 2 года);
  • Этап «Сопровождаемое трудоустройство»  в ПНИ (неограничен временными рамками).

Целью подготовительного этапа является формирование позитивной мотивации воспитанника к переводу из  ЦССВ  в ПНИ. В процессе этого этапа ребята ПНИ, знакомятся с бытом проживающих ребят, совместно участвуют в культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Проводятся дни открытых дверей в ПНИ.

Желательно, чтобы перевод воспитанников из ЦССВ   осуществлялся комфортной группой в два и более человек, в которой сложились интерперсональные отношения. При поступлении в ПНИ  их направляют  в одно отделение для дальнейшего проживания в ПНИ.  

Считаем что воспитанники детских домов интернатов с умственной отсталостью, способные к дальнейшему обучению бытовым и социальным навыкам, должны направляться в психоневрологические интернаты, где есть база для социально-трудовой реабилитации.

   Второй и на наш взгляд наиболее значимый этап – этап адаптации в ПНИ. От совместных усилий всех служб интерната в этот период, во многом будет зависеть дальнейшая судьба воспитанника. Значительную роль играет психолого-педагогическое сопровождение процесса перевода, активное участие в котором принимает психолог. При необходимости используется медикаментозная коррекция. Поступившие в ПНИ сразу вовлекаются в различные  подпрограммы.

По социально-бытовой адаптации в подпрограммы - «Сделаем шаг вместе», «Моя взрослая жизнь», «Твой Мир» (посещение с воспитателем объектов социальной сферы – почты, сберкассы, магазинов), уроки домоводства, окружающий мир.

По Реабилитации средства физической культуры и спорта в подпрограммы «Мы едины, мы непобедимы», проведение совместных мероприятий.

Социокультурная реабилитация. Подпрограммы «Арт-обмен», «Мы познаем мир». Участие в художественной самодеятельности, театре, хоре интерната, участие в экскурсионных поездках.

Третий этап – это этап профессиональной ориентациии трудоустройства. Цель его - Выявление профессиональных  навыков и содействие трудоустройству. Каждый воспитанник проходит профессиональное тестирование для определения его индивидуальных возможностей и предпочтений в трудоустройстве, определения его дальнейших перспектив. С ним проводится профобучение по выбранной профессии.

По уровням социальной активности, с учетом трудовых рекомендаций в индивидуальных программах реабилитации инвалидов,  мы подразделяем их на 3 группы:

  • С низким уровнем социальной активности - лицам предлагаются работы в ЛТМ и хозяйственные работы в интернате.
  • Со средним уровнем социальной активности - лицам  предлагается работа на штатных должностях  ПНИ и в ЛТМ.
  • С высоким уровнем социальной активности - лицам предлагается работа на штатных должностях  в учреждениях социальной сферы города и штатных должностях в ПНИ.

Все воспитанники подключаются к подпрограмме  «Единство в труде», где каждому с учетом трудовых рекомендаций определяется рабочее место.

После окончания периода адаптации, приобретения профессиональных навыков и трудоустройства воспитанники переходят к 4 этапу «Сопровождаемое трудоустройство». Основная цель которого -оказание психологической поддержки в процессе трудовой деятельности получателя социальных услуг. В ЦССВ  организована служба сопровождаемого трудоустройства инвалидов. Два раза в год сотрудники осуществляют посещение воспитанников на рабочем месте, выясняют условия труда, взаимоотношения в коллективе, проблемы. Руководство ЦССВ представляет характеристики на наших воспитанников для оценки текущего уровня развития. Особо положительным моментом  для воспитанников является возврат в ЦССВ - в привычную и знакомую обстановку, где их знают и любят уже в качестве штатного работника уборщика производственных помещений, грузчика, подсобного рабочего. В настоящее время в ЦССВ  работает-11 человек.

ПАМЯТКА  ВОСПИТАТЕЛЯМ, МЕД.РАБОТНИКАМ ПНИ

1. Воспитателям  постоянно  анализировать  свою   деятельность, стремится   обновлять   методы   и   приемы   воспитания   с  целью осуществления  личностно-ориентированного   подхода   к   каждому воспитаннику.

2. В течение выпускного года  знакомить с ПНИ, воспитателями, сотрудниками,  рассказывать   об   особенностях   проживания в интернате  в эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность воспитанников, сохранить познавательные мотивы воспитательной деятельности. Проводить экскурсии по интернату, знакомить с комнатами проживающих, проводить совместно мероприятия, выезды за город, в музеи, кино, театры.

3. Воспитателям ЦССВ готовить на каждого  выпускника  развернутую  характеристику,  в  которой  нашли  бы отражение   личностные   и    характерологические    особенности, интеллектуальные  возможности,  в  том  числе  темп деятельности, мотивы  воспитательной  деятельности,  интересы,   самооценку,   уровень активности.  А  также особенности семейной ситуации,  положение в группе сверстников.

4. Педколлективу ПНИ   знакомиться   с   характеристиками  воспитанников,  особенностями коллективов,  их  традициями,  а также  стилем  общения  педагога,  который  работал  в  ЦССВ.

5. На первом этапе адаптации в ПНИ целесообразно  оценочную деятельность  их поведения строить  в  авансирующем ключе,  подробно объяснять вновь прибывшимв интернат проживающим,  за что они получили ту или  иную  оценку их поведения.  Оценочная деятельность   должна   носить   стимулирующий  и  поддерживающий характер.

6. В первые дни проживания в интернате   при   организации   взаимодействия воспитателям учитывать стиль общения воспитателя ЦССВ, учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.

8. При организации воспитательной работы использовать возможности включения выпускников ЦССВ в подготовку и организацию  совместных  спроживающими ПНИ  мероприятий,     праздников,     спортивных соревнований.     Использовать     компенсаторные   возможности воспитательной   работы;  воспитанникам,  имеющим  низкую  самооценку, давать поручения,  в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.

Переход из ГКУ ЦССВ  в ПНИ, и из-за смены структуры, содержания воспитания у этих детей происходят изменения психологического и деятельностного характера:

- Возрастает состояние стресса

- Увеличиваются обязанности, меняются требования

- Сложность адаптации к воспитателям (а их несколько), мед.работникам

- Многообразие и отличие от ЦССВ приемов работы в интернате

- Отсутствие единства требований приводит к безответственному отношению проживающего кусловия жизни в интернате

Все эти причины неизменно приводят к сложностям в адаптации вновь прибывших выпускников ЦССВ в интернат. Чтобы хотя бы частично избежать этого, встает вопрос о постепенной адаптации воспитанников ЦССВ, начиная с последнего года проживания в детском доме. Такая адаптация должна быть организована на уровне ЦССВ с использованием возможных ресурсов, привлечением специалистов. Эта работа должна проходить в рамках Программы, действующей в стенах ЦССВ.

Там, где соблюдается преемственность в работе педагогического коллектива ЦССВ, воспитателей ПНИ процесс формирования психологической готовности ребят к жизни в ПНИ идет более успешно. Эффективность этой работы во многом зависит от усилий администрации ЦССВ и ПНИ.

С начала проживания в ПНИ уребят возникает ряд сложностей организационного характера.

  1. Создание ситуации успеха для выпускников ПНИ. Выпускники ГКУ ЦССВ еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действенными мотивами для успешной адаптации бывших воспитанников ДДИ.
  2. Отсутствие гибкого переноса традиций коллектива детского дома в психоневрологический интернат. Воспитанники ЦССВ обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с воспитателем создавали и хранили на протяжении всей жизни в детском доме. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее. Вдумчивые воспитатели, понимая значимость этих традиций в жизни ребят, стремятся сохранить их и продолжить в ПНИ с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для проживающих мероприятия. Педагогический нигилизм (отрицание всего, что было наработано коллективом воспитанников до вас) в этой ситуации не принесет позитивных результатов и не лучшим образом скажется на личностных взаимоотношениях с воспитателем.
  3. Наличие большей свободы и самостоятельности.При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности выпускники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым знает каждый взрослый здравомыслящий человек. Сферу действия свободы и самостоятельности надо планомерно расширять, одновременно показывая ребятам, где существуют ограничения этих факторов. Свобода и вседозволенность - это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования обозначенных понятий ребятам часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.
  4. Личностный контакт с воспитателем.Не следует забывать, что выпускники ЦССВ - народ эмоциональный. И во многом жизнь в ПНИ они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к интернату определяется личностным отношением к воспитателю, а не наоборот. Если нравится воспитатель, то нравится и сам интернат. Это уже в более старшем возрасте проживающие будут способны оценить интеллектуальный багаж воспитателя, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны воспитателя.

В данном перечне я обозначила далеко не все проблемы, которые могут возникнуть у воспитанников. Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в ПНИ сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов и новообразований в этом переходном периоде. Большинство выпускников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория ребят, для которых ПНИ становится «облегчением». Это касается воспитанников, у которых не сложились отношения с воспитателями ЦССВ, и выход в большую семью ПНИ спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д. Очень нелегко вырваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждом ПНИ. В этой ситуации многообразие воспитателей, мед.работников и их мнений спасает воспитанника от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя. Переходный период от ЦССВ к ПНИ считается наиболее сложным и уязвимым. Для того, чтобы он прошёл как можно "мягче", "безболезненно" не травмируя психику воспитанника, необходимо тесное сотрудничество ЦССВ, ПНИ и семьи (если имеется). Поэтому проблема преемственности между ЦССВ и ПНИ актуальна во все времена.

Список литературы:

  1. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика учеб.пособие. — М.: ИНФРА-М, 2001.
  2. Павлинок, П.Д. Основы социальной работы М, 1999.
  3. Л.В. Мардахаев. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005.
  4. Леонтьев А. А. Непрерывность и преемственность образования. / «Образовательная система „Школа 2100“. Педагогика здравого смысла», 2003.
  5. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между ДОУ и общеобразовательной школой / Е.Ю. Аншукова // Начальная школа: плюс «До» и «После». 2004.
  6.  Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей / Н.Ц. Бадмаева. Улан-Удэ, 2004.
  7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие А.С. Белкин. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование по осуществлению преемственности в работе ДОУ и начальной школы

Данный материал поможет в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям детей старшего дошкольного возраста....

Осуществление преемственности коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Актуальность проблемы состоит в том, что трудности в усвоении програмного содержания остаётся наиболее острой в современной педагогике...

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА- ОРГАНИЗАТОРА В ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ» 2018 года

Отчет педагога - организатора Могильченко О.А. за 2018 год...

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ОРГАНИЗАТОРА В ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ» 2019 год

ОТЧЕТ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ОРГАНИЗАТОРА В ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»...

Информация о проведенных мероприятиях за 2019 года ГКУ ЦССВ «Сколковский»

Новости о выездных мероприятиях наших воспитанников....

«Опыт работы, применения МАК технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната».

МАК - это инновационная технология с использованием специальных картинок в виде карт, с изображениями различных реальных или сказочных персонажей и вымышленных событий, и сюжетов увлекательных и...

Программа развития детей дошкольного возраста в ЦССВ "Сколковский" 2021-2022г.

Программа развития детей дошкольного возраста в ЦССВ "Сколковский" 2021-2022г....