Развитие связной речи у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Примерное планирование работы по развитию связной речи у детей старшего возраста с "ОНР" в условиях ГДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_u_detey_s_onr.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Безлюдова А.В. канд.пед.наук учитель-логопед ГДОУ д/с № 99 Выб. р-на г.СПб,
Панарина Т.М. учитель-логопед ГДОУ д/с №15 Прим.р-на г.СПб.
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной (описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи, основными характеристиками которой являются тематическое и структурное единство речевого материала; соответствие его содержания поставленной коммуникативной задаче; произвольность, плановость и конспективность изложения; логическая завершенность; грамматическая связность.
Логопедическая практика показывает, что для связной речи детей 5-6 лет с ОНР 3ур. характерны
- нарушения логической последовательности повествования;
- пропуски смысловых звеньев;
- незавершенность микротем;
- возвращение к ранее сказанному;
- длительные паузы на границах фраз;
- бедный словарный запас;
- аграмматизмы словоизменения и словообразования и другие нарушения.
Значительно затрудняют работу по формированию связной речи у детей с ОНР нарушения у них процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Предлагаемая нами система работы по развитию связной речи у детей с ОНР 3 уровня речевого развития включает в себя упражнения по составлению предложений сначала простых, а затем сложных конструкций; игры и упражнения по обучению диалогической речи; игры и упражнения по обучению связной описательно-повествовательной речи.
Формы организации обучения детей с ОНР связной речи в системе ДОУ могут быть различными: занятия, игры, экскурсии, наблюдения и др. Логопед, воспитатели, руководитель по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, психолог должны активно участвовать в процессе развития связной речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительной деятельности, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения с детьми.
На занятиях используются такие приемы работы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали у него желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. В структуре работы по развитию связной речи нами успешно применяются различные инновационные педагогические технологии (мнемотехника, пескотерапия, биоэнергопластика и др.), что позволяет повысить эффективность коррекции речевых нарушений, улучшить общий эмоциональный фон, повысить личную заинтересованность детей. Методика использования различных приемов работы и сам их выбор могут изменяться на различных этапах обучения в зависимости от поставленных логопедом задач, особенностей речевых нарушений ребенка, степени его подготовленности к занятиям, уровня его активности, самостоятельности и т.п. Ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление прочных связей между личным опытом ребенка и речевым материалом способствует усвоению новых знаний, требует от ребенка, припоминающего какие-либо события, совершения определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.
Для полноценного развития связной речи у дошкольника чрезвычайно значима игровая мотивация, которая реализуется прежде всего в сюжетно-ролевой игре. При этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать их к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, их интерес к занятию.
Предлагаем примерную систему работы по формированию связной речи у детей 5-6 лет с ОНР 3 уровня речевого развития в системе ДОУ.
Первый период (октябрь, ноябрь, декабрь)
- Составление простых предложений по сюжетной картинке по вопросам.
- Составление простых предложений по демонстрации действия с помощью наводящих вопросов и без них.
- Формирование предложений:
- из трех слов с опорой на схему
(Мальчик взял машину); - из четырех слов с опорой на схему
(Девочка моет руки мылом); - с однородными членами предложения с опорой на схему прилагательными (Груша желтая, сладкая, сочная.); глаголами (Листья кружатся, падают, летят.); существительными (В саду собирают груши, яблоки, сливы).
- Формирование структуры сложносочиненных предложений с союзом «а» (Груша сладкая , а лимон кислый).
- Составление описательного рассказа о предмете с опорой на картинку или сам предмет по предложенному логопедом образцу описания, который ребенок повторяет.
- Составление загадок-описаний с объяснением их содержания.
- Составление рассказа по серии (3-4) сюжетных картинок с помощью вопросов.
- Пересказ текста с помощью наводящих вопросов.
- Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения) с нарушенной последовательностью членов предложения с заданием восстановить последовательность: именительный падеж существительного + глагол + два зависимых слова.
- Пересказ текста «по цепочке».
- Пересказ текста без помощи вопросов.
- Заучивание наизусть потешек, скороговорок, считалок, небольших рассказов, загадок, стихотворений, с учетом возможностей детей, обусловленных конкретным речевым нарушением.
- Закрепление умения детей понимать интонацию, улавливать ее оттенки, определять конец предложения, отличать повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.
- Заучивание наизусть небольших диалогов.
Лексические темы:
1. Игрушки. | 7. Осенняя одежда и обувь. |
2. Мебель. 3. Посуда. | 8. Труд работников детского сада. |
4. Овощи и фрукты. 5. Осень. | 9. Труд людей на огороде, в саду, в поле осенью. |
6. Птицы осенью. | 10. Домашние животные. |
11. Как звери готовятся к зиме. | |
Второй период (январь, февраль, март)
- Формирование умения объединять отдельные высказывания путем распространения предложений с помощью вопросов.
- Составление предложений с однородными подлежащими, однородными сказуемыми, с однородными определениями.
- Составление предложений с приставочными глаголами, с глаголами совершенного и несовершенного вида.
- Составление предложений со словами «сначала», «потом», «поэтому», «потому что», «чтобы». (Сначала выпал снег, а потом дети начали лепить снеговика.)
- Преобразование деформированного предложения с опорой на картинки и без них. (Оля, телят, кормит, телятница. Телятница Оля кормит телят.)
- Составление предложений по схеме без предлогов и с предлогами. (Дети катаются на лыжах.)
Распространение предложения путем добавления слов.
(Дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санках с горы.
Зимой дети катаются на санках с ледяной горы.)
- Составление описательных рассказов по модели (графическому плану).
- Формирование умения задавать вопросы друг другу по содержанию рассказа, по содержанию картинки.
- Пересказ текстов без помощи вопросов.
- Пересказ коротких рассказов (5-6 предложений), где предложения даются в нарушенной последовательности с опорой на картинки.
- Пересказ рассказов, сказок, диалогов в лицах с передачей характеров действующих лиц.
- Совершенствование разговорной речи. Обучение несложному диалогу, сначала на коротких диалогических текстах, затем в свободных диалогах на заданную тему.
- Составление рассказа детьми из личного опыта по аналогии с услышанным.
- Продолжение работы над интонационным оформлением фразы.
Лексические темы:
1. Птицы зимой. | 5. Зима. |
2. Домашние животные. | 6. Зимние развлечения. |
3. Дикие животные. | 7. Зимняя одежда. |
4. Домашние птицы. | 8. Ателье, ткани. |
Третий период (апрель, май, июнь)
- Составление предложений по опорным словам, по схеме.
- Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, цели.
- Обучение детей выражать одну и ту же мысль различными синтаксическими конструкциями.
- Составление предложений с разными глаголами, приставками, по демонстрируемым действиям. Правильное употребление предлогов: «с-со», «к-от», «над-под», «за», «из», «из-за», «из-под».
- Самостоятельное составление вопросов по прочитанному тексту, нахождение вариативных ответов на один и тот же вопрос, выбирая из нескольких вариантов наиболее подходящий к данной ситуации.
- Составление предложений на определенную тему, распространение каждого предложения и объединение их в короткий рассказ.
- Дальнейшее закрепление у детей умения составлять рассказ-описание по демонстрируемым действиям по описанию предмета. Сопоставление двух, а затем трех соотносимых предметов.
- Обучение составлению рассказов по картинке с дополнительными заданиями:
- придумать заголовок к рассказу;
- закончить рассказ;
- придумать начало рассказа;
- рассказать о событиях в первом, втором, третьем лице.
- Составление рассказов по серии сюжетных картинок с дополнительными заданиями:
- определить последовательность событий на картинках;
- определить причинно-следственные связи;
- выделить главный сюжет.
- Составление рассказов на основе своего личного опыта с дополнительным заданием (изменение лица, времени).
- Пересказ текстов с опорой на знания, умения детей, выражение мыслей связно и последовательно, использование наиболее употребительных слов или слов-штампов (хитрая мордочка, неуклюжий медведь); высказывание детьми своего отношения к поступкам товарищей, сравнение своего поведения с поведением героев рассказов, сказок.
- Совершенствование разговорной речи в виде диалога (Правильно и быстро задавать вопросы, подбирать нужные слова в своих ответах, сообщать о выполненном поручении).
- Совершенствование интонационно-смысловой выразительности при чтении стихов, загадок, сказок, рассказов.
Лексические темы:
1. Весна. | 5. Профессии людей. |
2. Птицы весной. | 6. Наш город. |
3. Весенняя одежда, обувь. | 7. Моя улица. |
4. Транспорт. | 8. Школа. |
Список используемой литературы.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.- М.,1981.112с.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики.- М., 2011. 288с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.- СПб, 1999. 160с.
- Сазонова С.Н. Развитие речи у дошкольников с ОНР.- М., 2003. 144с.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.- М., 2006. 80с.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...