Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Конспект проведения занятия по обучению грамоте (автоматизация звука "Ж") с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizaciya_zh-sh.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

     

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 компенсирующего вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Дифференциация звука «Ж» «Ш» у дошкольников

с общим недоразвитием речи

Авторская разработка

подготовила

учитель-дефектолог

Гусева Виктория Владимировна

Санкт-Петербург, 2011

Тема «Звуки ш, ж»

КАК ЖЕНЯ И ДАША ИСКАЛИ ПУШКА И ДЖЕКА

Материал. Игрушки или плоскостные фигурки (собачка, ко тик, медвежонок, жираф, ежик, мартышка, доктор Айболит, де душка); куклы (девочка и мальчик).

  1. Оргмомент

Психогимнастика

Изобразите заболевших животных: жирафа с больной шеей, ежа с больной ножкой, мартышку с простуженным горлом.

  1. Сообщение темы занятия

Выставляются две куклы: мальчик и девочка.

Угадайте, как их зовут. В имени мальчика первый звук ж. (Женя.) В имени девочки есть звук ш. (Даша, Маша.) Назовем ее Даша.

  1. Сравнение звуков по артикуляционным и акустичес ким признакам.
  2. Развитие фонематического восприятия.

 Игра «Поймай звук».

Послушайте, какими были Женя и Даша. Если в словах бу дет звучать звук ш, хлопните в ладоши, если услышите звук ж, поднимите руку.

Произносятся слова: послушные, бережливые, осторожные, хорошие, нежадные, добродушные, отважные, дружные.

  1. Произношение звуков в словах. Развитие фонемати ческих представлений.

У Жени и Даши жили кот и собака. Придумайте им клички со звуками ш, ж. (Пушок, Джек.) Однажды Джек и Пушок ушли из дома и не вернулись. Женя и Даша решили их| найти. Стали собираться в дорогу. Какую еду они взяли?! (Пирожки, ватрушки, пирожное, шанежки.) Какая на них могла быть одежда? (Джинсы, рубашка, жакет, пиджак, шорты, штаны, жилет.) А если бы это было зимой, что бы они могли надеть? (Шубу, варежки, шапку, кожух, шарф.) Даша и Женя выбрали одежду со звуком ж. В чем они пот шли? (В джинсах, пиджаке, жилете.) Нужна ли им пижа ма? Подскажите нужное слово в моем предложении. Вот они из дома ... (вышли), по дороге ... (пошли), к лесу ... (подошли), в лес ... (зашли). Видят, под большим кустом жасмина сидит доктор Айболит. Догадайтесь, кто к нему пришел ле-1 читься. В слове три слога, первый — мар. (Мартышка.) В слове последний слог нок. (Медвежонок, ежонок, верблюжонок.) Ежонок был с мамой- ... (ежихой). А еще там был «раф-жи». (Жираф.)

  1. Падежное управление.

Кто за кем стоял? У кого что болело? (У жирафа — шея; у ежон ка — брюшко; у мартышки ножка; у медвежонка — горло.)

  1. Произношение звуков в предложениях и связной речи.

 Подошли Женя с Дашей к зверятам, поздоровались. О чем они спросили у зверят? Тут подбежал к ним медвежонок и начал рассказывать о себе. Он не выговаривал звук ж, и вот что у него получилось: «У меня был шар. Я с мамой в берлоге шил. Весной в берлоге была луша. Когда я лазил за медом, пчелы начали Меня шалить. Я был простушен».

     Дети восстанавливают последовательность текста и заменяют звук ш звуком ж.

(Я с мамой жил в берлоге. Весной в берлоге была лужа. Я был простужен. У. меня был жар. Когда я лазил за медом, пчелы начали меня жалить. Я был простужен.)

8.Физминутка

«Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

 Еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

  Дружно дерево качали

  Вперевалочку ходили

  И из речки воду пили:

  Вот так  и вот так,

  Они из речки воду пили,

  А потом они плясали

  Дружно лапы поднимали

  Вот так  и вот так,

  Дружно лапы поднимали

Дети имитируют игры медвежат.

  1. Произношение звуков ш, ж в стихах

Попрощались Женя с Дашей со всеми и пошли дальше. Уста ли. «Сяду на пенек да съем ... (пирожок)», — сказала Даша. «Осторожно, это не пенек, а ежик!» — воскликнул Женя.

Лежит ежик у елки,

У ежа иголки.

А внизу, похожие на маленьких ежат

Шишки прошлогодние на траве лежат.

Уточнение слова прошлогодние. Повторение стихотворения хором. Выделение слов со звуком ж, затем со звуком ш.

Послушайте, о чем говорил Женя с ежом:

                Ежик, еж, где ты живешь?

                        -Под кустом меня найдешь.

                        -Ежик, еж, куда идешь?

                        -На лужайку я иду,

I                         Там еду себе найду,

                                  - Ежик, еж, кого найдешь?

- Я найду жука и мышку,

  Отнесу своим детишкам,

  Своим дружным ребятишкам.

После прослушивания одна группа детей задает вопрос ежику, дру гая — отвечает. Выделение слов со звуком ш. Уточнение значения  слова дружные.

А вы, ребята, дружные? Очень важно жить нам дружно, что для этого нам нужно? Нужно ... (не ссориться и делиться игрушками). Даша спросила Ежика: «Видел ли ты Джека и Пушка?» «Видел, они ругались и в разные стороны разбежа лись», Ц| ответил Еж. Подскажите Даше й Жене, как найти Пушка и Джека. Позовем и мы их. Скажем слово Пушок по слогам. (Пу-шок.) Какой звук мы произнесли протяжно? Как мы. его назовем? (Ударный звук.) Тут из-за деревьев вышел дедушка, его избушка была неподалеку. «У меня ваш Пушок», — сказал дедушка. Что было дальше, придумайте сами.

Дети придумывают конец сказки. Им предлагают использовать в сказке слово пожар.        

А как поступили бы вы, увидев непотушенный костер?

  1.  Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речи

С помощью игровых приёмов в методической разработке показаны способы автоматизации данного звука...

Этап автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена проблеме автоматизации поставленных звуков. В ней рассматривается последовательность работы на данном этапе, описываются требования к подбору лексического материала, освещаются ...

Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование современных   технологий   в автоматизации звукову дошкольников  с общим недоразвитием речи....

Автоматизация и дифференциация звуков в речи детей с общим недоразвитием речи посредством игр со светом.

Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи заметила, что если традиционные методы логопедической работы сочетаются с новыми, самыми современными приёмами и оригинальными авторскими технологиями...

Использование элементов мнемотехники в работе по автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

   В своей работе используем логопедические рифмовки и миниатюры. Суть метода заключается в том, что на каждое слово или словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким об...

Система работы логопеда и родителей по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов дошкольного образования Саткинского муниципального района Челябинской области...