Автоматизация звука «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
С помощью игровых приёмов в методической разработке показаны способы автоматизации данного звука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizaciya_zvuka_zh.docx | 27.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 компенсирующего вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Автоматизация звука «Ж» у дошкольников
с общим недоразвитием речи
Авторская разработка
подготовила
учитель-дефектолог
Гусева Виктория Владимировна
Санкт-Петербург, 2011г.
Тема «Звук и буква ж»
СТРАНА ЖУЖЖАНДИЯ
Материал. Плоскостные фигурки для фланеграфа (жук, мед вежонок, ужи, верблюжонок, ежи, жеребенок, жаба, жираф); сим вол звука ж, предметные картинки со звуком ж.
Ход занятия
- Оргмомент
Изобразить летающих, спящих, обиженных, веселых жуков.
- Сообщение темы занятия
Как жужжат жуки? Сегодня будем слушать и произносить I тук ж.
- Характеристика звука
Обозначение звука синим кружочком.
- Произношение звука ж в слогах и словах
В стране Жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем, поможем!) Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.
Задание по слоговому синтезу:
Я «бросаю» вам звук ж и звук а. Какой слог получится?
Аналогичное задание дети выполняют с другими гласными звуками.
Задание «Дополни слог»
А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук.) А теперь будем сочинять слова со звуком ж. Я буду называть первый слог, а вы следующие: жа... (ба), у... (жи), же... (ребенок), жи... (раф), мед... (вежонок), вер... (блюжонок), е... (жиха). Приду маем им клички: жаба Жужа, жук Жужик, жираф Жора, медвежо нок Джоки, верблюжонок Джефри, ежонок Дожик. Какими они были? (Медвежонок Джоки — неуклюжий. Жук Жужик — оби женный. Жираф Жора — важный. Ужи — осторожные. Жаба Жужа — жадная. Верблюжонок Джефри — обжора.)
- Падежное управление. Звуко-слоговой анализ и синтез.
Сейчас вы узнаете, кто за кем придет к звуку ж.
Задания:
а) узнавание слова по перепутанным слогам (жи-е),
(жа-та-е);
б) узнавание слова жаба по, схеме, составленной из цветовых «символов-звуков»;
в) составление слова жуки по первым звукам, взятым из слов жилет, утка, кино, ива; анализ слова жуки;
г) «собрать рассыпанные» звуки слова жираф.
Кто за кем пришел? С кем подружился звук ж? .
- Развитие зрительного внимания Между кем он стоит?
Выставляется символ звука ж.
Закройте глаза.
Меняется место, «звука-символа». Игра в прятки.
Кого будет искать звук ж? Кого он еще не нашел?
- Произношение звуков в предложениях.
Расскажем звуку ж и его друзьям об этих предметах.
Выставляются предметные картинки: ежевика, желуди, утюжок, ножницы.
О чем можно сказать: «Я режу. Я глажу. Я вижу»? Придумайте предложения со звуком ж о себе. Задайте себе вопрос: «Что я делаю?» — и ответьте на него. (Вяжу, лежу, хожу, сижу, дрожу, мажу.) Звук ж слушал, слушал и говорит: «Я от вас сейчас убе жу».
Правильно ли он сказал?
Составление предложений детьми.
- Анализ словесного состава предложения.
Зарисовка схем. Допускается намеренная ошибка.
- Физминутка.
Игра «Жуки».
- Произношение звука ж в чистоговорках и стихах.
Послушайте, друзья, какие стихи мы знаем о вас. ■
Диалог, ведут два ребенка или две подгруппы детей, передавая жесты, мимику ежей, жука и жирафа.
Встретил в чаще еж ежа.
- Как- погода, еж?
- Свежа.
Встретил в чаще еж ежа.
- Как- погода, еж?
- Свежа.
И пошли домой дрожа,
Жук жужжит
-Я шел и шел.
Желтый камешек нашел.
-Это желудь! Ты неправ,
Говорит жуку жираф.
Что ж, повесь его на сук,
Говорит жирафу жук.
И. Демьянов Г. Сатир.
11. Знакомство с буквой ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
Й при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
С. Маршак.
12. Запомним правило: в слоге жи пишется буква и.
Чтение и выкладывание слов ужи, ежи, жаба, жуки.
13. Чтение сказки Г. Юдина «Жадная жаба»
14. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи
Конспект проведения занятия по обучению грамоте (автоматизация звука "Ж") с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной группе....
Этап автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена проблеме автоматизации поставленных звуков. В ней рассматривается последовательность работы на данном этапе, описываются требования к подбору лексического материала, освещаются ...
Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование современных технологий в автоматизации звукову дошкольников с общим недоразвитием речи....
Автоматизация и дифференциация звуков в речи детей с общим недоразвитием речи посредством игр со светом.
Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи заметила, что если традиционные методы логопедической работы сочетаются с новыми, самыми современными приёмами и оригинальными авторскими технологиями...
Использование элементов мнемотехники в работе по автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
В своей работе используем логопедические рифмовки и миниатюры. Суть метода заключается в том, что на каждое слово или словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким об...
Система работы логопеда и родителей по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов дошкольного образования Саткинского муниципального района Челябинской области...
Логопедическая работа по автоматизации звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
в статье раскрыты приемы автоматизации звуков...