Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте наблюдалось, что несформированность оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа букв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников | 15.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников.
Учитель-логопед Бузмакова Ольга Николаевна
Владимирская область, город Ковров, МДОУ д/с №4
Ежегодно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями. Эти проблемы приводят к отставанию в школьном обучении. Несформированность оптико-пространственных представлений отражается на подготовке к школьному обучению. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения грамотой, дети с ОНР плохо запоминают буквы, путают их на письме и во время чтения.
На современном этапе эта проблема актуализировалась рядом причин. Несформированность оптико-пространственных представлений приводит к тому, что:
-дети путают похожие в написании буквы;
-пропускают или дописывают лишние элементы у букв;
-пишут буквы «в другую сторону», наблюдается «зеркальное письмо»
По статистике у 40 % первоклассников наблюдаются разные виды дисграфии, что затрудняет процесс обучения и усвоения программы.
В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте наблюдалось, что несформированность оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа букв: детям тяжело правильно писать буквы, делается много ошибок при написании слов, наблюдается «зеркальное письмо»
Это подтолкнуло педагога к изучению специальной литературы, которое подтвердило наблюдаемые закономерности. У детей с несформированным оптико–пространственным представлением в процессе обучения наблюдаются различные виды дисграфии. Поскольку формирование оптико-пространственных представлений предшествует процессу обучения грамоте, то и обучение чтению и письму проходит эффективнее, если предварительная работа спланирована и проведена правильно.
Развитие пространственного мышления формируют объемный мир ребенка и помогает ему ориентироваться в этом мире. Это не просто: лево – право, далеко – близко и т.д. Это и форма предмета, и расстояние до него, и его величина, и еще много пространственных образов.
Основные этапы работы по формированию пространственных представлений
1. Ориентировка на собственном теле, дифференцирование правых и левых его частей.
Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий:
- Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет ее сам, а дети повторяют. У некоторых детей (левшей) ответы будут обратные. Обратить на это внимание и отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми.
После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха, брови. Учащихся следует упражнять до появления уверенной ориентировки их в схеме собственного тела. Затем ученикам предлагаются более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо.
2. Ориентировка в окружающем пространстве.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у учащихся представлений о правой и левой стороне тела, а также на речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:
а) Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.
Сначала логопед дает задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от ребенка:
- перечисли предметы, находящиеся справа и слева;
- положить предмет справа или слева от себя;
- повернуть голову вправо или влево;
- наклонить голову к правому плечу или к левому.
б) Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и изображениями.
Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой, например, тетрадь и положить ее около левой руки. Задать вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?» Далее детям предлагается задание по инструкции логопеда: положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – слева или справа.
в) Определение объектов и предметов в пространстве.
- Стоя в колонне по одному, назвать стоящего впереди, стоящего сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
- Расположить по инструкции соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
- Сидя за столом, определить его правый и левый края.
- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой; определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на руку соседа.
г) Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
- Вызванный ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные, сидя на своих местах, поднимают свою правую руку и убеждаются в том, что вызванный ученик правильно выполняет инструкцию.
- Не опуская поднятой руки, ученик поворачивается лицом к товарищам. Дети, сопоставив положение его поднятой руки со своей, делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга.
д) Определение правых и левых сторон живых и неживых объектов, находящихся напротив.
- Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т.д., затем роли меняются.
е) Определение направлений в пространстве.
- Определить след правой и левой ноги (по рисунку).
- Определить на рисунке «Семья на прогулке», с какой стороны относительно других находится каждый из членов семьи.
ж) Графическое воспроизведение направлений.
Предварительно детей просят показать рукой в воздухе направления: сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо.
- Расположить карточку со стрелкой, ориентируясь на заданные направления.
- Обозначить на строке четыре точки. Поставить знак «+»: от первой точки – снизу, от второй – сверху, от третьей – слева, от четвертой – справа.
- Обозначить на строке четыре точки. От одной из них провести стрелку вниз, от другой – вверх, от третьей – вправо, от четвертой – влево.
- Графические диктанты.
Качественно проведенная работа по формированию пространственного мышления, предупреждает дисграфию у младших школьников, развивает зрительную память, активизирует познавательную деятельность, повышает речевой уровень детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.
Статья содержит информацию + презентацию материала, по использованию наглядных моделей, с помощью которых у дошкольников:-обогащается активный словарь всех частей речи;-формируется фонемат...
« Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников посредством наглядной модели»
Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников...
« Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников посредством наглядной модели»
Дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников...
Формирования осмысленного восприятия окружающего мира у старших дошкольников
Методика развития осмысленного восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста. Основная суть заключается в реализации идеи активного взаимодействия анализаторных систем при наличии субъкт-субъе...
Формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза у дошкольников с нарушениями речи.
Работа над формированием фонематических процессов...
Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.Фонематический слух - способность человека к распознаванию речев...
Методическая разработка "Использование элементов технологии продуктивного чтения-слушания для формирования навыка восприятия и понимания текста старшими дошкольниками
Какой родитель не мечтает,чтобы его ребенок хорошо учился в школе? Для решения данной задачи используются различные средства и способы. Работая во взамосвязи с родителями (законными представителями) п...