игра экскурсия " От каменного века в новый мир"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Формировать начальное представление о деньгах, познакомить с историей возникновения и их эволюционированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_ekskursiya.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – экскурсия
«От Каменного века, до возникновения банков в Новое время»
(Эволюция финансовой грамотности)
Цели: Формировать начальное представление о деньгах, познакомить с историей возникновения и их эволюционированием.
Задачи:
Познакомить детей с понятиями: меновая торговля, рыночные отношения, плата налога, кредит в банке.
Научить понимать назначение денег.
Развивать воображение, логическое мышление, любознательность, слуховую и зрительную память, внимание.
Воспитывать понимание важности труда в жизни человека, бережное правильное отношение к деньгам, интерес к истории.
Обогащать словарь детей.
План:
1. С чего начинались цивилизации, культуры и человечество вообще.
Все великие культуры выросли из каменного века. Обмен товарами. «Зарубки на каменной дощечке». Возникновение торговли.
Воспитатель: (Рассказ сопровождается презентацией). Сегодня мы можем легко пойти в магазин и купить там все, что нам необходимо. А в Каменном веке магазинов не было. Чтобы добыть еду, приходилось охотиться на животных, рыбачить, собирать растения… И вот представители одного первобытного племени отправились в лес: мужчины, чтобы охотиться, а женщины, чтобы собирать грибы и ягоды…
Сегодня для приготовления еды существует много различных бытовых приспособлений: плиты с конфорками и духовками, микроволновые печи, электрические чайники, хлебопечки… А для обогрева жилища в каждом доме есть батареи. У первобытного человека всего этого не было. Поэтому так важен был в каменном веке огонь. Но для того чтобы развести огонь необходимо было собрать хворост и отыскать кремень – это камешки, которые лежат на берегу реки, а зимой повсюду снег и их не видно, поэтому заранее запасались нужным количеством камней и хвороста. Но в каменном веке люди не знали таких слов как «один» или «два». Для того чтобы посчитать нужное количество камней или хвороста люди делали зарубки на стенах пещеры или каменных дощечках.
А что же было делать тем, кто не запасся нужным количеством хвороста и камней? Давайте это узнаем с помощью игры «Очаги».
Игра «Очаги»
Задача: Познакомить детей с понятиями: меновая торговля.
Материалы: поле «Очаги», поля «Каменная дощечка», карандаши, фасоль, зубочистки.
Ход Игры:
Группа детей делится на 3 семьи. Каждая семья нуждалась в запасах на зиму: 4 кремня и 7 хворостин. Все обитатели пещеры очень постарались, но не всем семья удалось набрать нужное количество хвороста и кремния. У кого – то больше хвороста, чем кремния или наоборот. Как же им поступить?
Детям предлагается найти решение поставленной задачи.
Детям раздаются поля с очагами и каменные дощечки. На каменной дощечке вождь племени зарубками указал – сколько необходимо иметь каждой семье на зиму кремния (4шт) и хвороста (7шт)
Первая семья собрала 8 хворостин и 3 кремния; вторая семья – 4 хворостины и 7 кремния; третья семья – 11 хворостин и 2 кремния.
Как же им поступить?
Вывод: Люди стали обмениваться необходимыми для выживания предметами с другими людьми, так возникла торговля.
(Социальное развитие: нужно уметь делиться и выяснять, кому хворост более важен).
2. Цивилизация древнего Египта. Плата налогов Фараонам. Меновая, рыночная торговля. Папирус. (Вывод: цифрами пользоваться гораздо удобней чем палочками).
2.1. Воспитатель: Далее история переносит нас в Древний Египет.
Цивилизация Древнего Египта образовалась вдоль самой длинной реки мира – Нила и считается одной из древнейших в мире, при этом до наших дней сохранилось множество памятников и загадок этой культуры. Египтом правили фараоны, которым принадлежала вся земля, а все остальные люди подчинялись его воле. Сам фараон на ней не работал, за него трудились крестьяне. Крестьяне выращивали для своей семьи пшеницу, лён и ячмень, в садах они собирали фрукты, а часть урожая они должны были отдать фараону. Это называлось – платить налог.
Игра «Собираем урожай, платим налог».
Материалы: картинки «Урожай»
Ход игры:
Предлагаем детям поиграть в крестьянина и сборщика налогов.
Для начала приготовим игровые карточки. Затем определим, кто какой продукт будет выращивать (дыни, финики, лен, просо, и т. д.)
Сборщика налога выбираем среди игроков. Раскидываем карточки на столе.
У нас будет всего 30 сек для того, чтобы собрать урожай. Собирать нужно только тот продукт, который ты вырастил. Если ты поднял карточку не со своим продуктом, то положи её обратно на стол. Итак, начался збор урожая!
Через 30секунд сосчитайте, кто сколько карточек собрал. Сравните, кто собрал больше.
А теперь нужно заплатить налог фараону за то, что мы работали на его земле. Фараон просит отдать ему половину (треть, четверть и т. д.) урожая!
Отсчитайте нужное количество карточек и положите перед сборщиком налогов. Затем сосчитайте, сколько всего продуктов собрал сборщик налогов.
2.2. Воспитатель: Древние египтяне для записи важной информации, которая касалась всего государства использовали систему иероглифов. Многие иероглифы имели не одно, а несколько значений.
Игра «Отчет Фараону»
Материалы: поле «Египетское письмо».
Ход игры
Нам попало в реки древнеегипетское письмо – отчёт сборщика налогов Фараону, в котором сообщалось о прибыли в казну.
Похоже писец не успел его дописать и не обвел результаты в специальную обводку – картуш. Давайте с вами все исправим.
Результат прибыли состоит из трёх иероглифов. Давайте найдём эти три иероглифа в тексте и обведем их в картуш.
2.3. Воспитатель: В Древнем Египте на рынках жители обменивались товарами, земледельцы меняли свой урожай пшеницы на глиняные кувшины или новое платье для жены, ремесленники отдавали свои изделия в обмен на рыбу и хлеб. Такой вид торговли называется - меновой торговлей.
Игра «Рынок» (Торговля в древнем Египте).
Материалы: поле «Рынок».
Ход игры:
Каждому участнику раздаётся поле «Рынок.»
У нас есть 15 мешков пшена, которые мы можем продать. Что мы можем на них купить, на что обменять?
Сначала попробуйте купить все товары сразу. У вас останется один мешок пшена.
Затем попробуйте купить на все 15 мешков один вид товара. Например, вы можете купить 3 больших горшка или 5 маленьких. Обратите внимание, что при покупке ткани у вас останутся три мешка пшена, а при покупке папируса – один мешок.
Далее пробуйте покупать разные товары в разном количестве.
А потом скажите, сто торговец горшками отдает товар только за папирус и ему не нужно пшено. А торговец тканью не берет зерно, требует горшки. Что же делать?
Нужны деньги!
И вот все с большой охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными в начале были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи и т. д., и потому металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобнее для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно. Вот поэтому металлы и становятся деньгами.
В последствии железо и медь заменяются золотом и серебром.
3. Возникновение денег.
Разновидности денег.
Первые металлические деньги.
И вот все с большой охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными в начале были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи и т. д., и потому металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобнее для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно. Вот поэтому металлы и становятся деньгами.
В последствии железо и медь заменяются золотом и серебром.
Почему так? Ведь золото и серебро почти бесполезно в хозяйстве! Золотой топор никуда не годиться против железного, оружие из меди прочнее золотого или серебряного, так как и золото и серебро гораздо мягче железа и меди.
Как же случилось что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди?
Опять – таки, это произошло потому, что наши предки очень любили украшать себя. Кроме того, золото и серебро не ржавеют.
Потом, когда добыча металлов увеличилась, стали считать лишним придавать им форму какой – либо вещи, а просто делили на небольшие слитки.
С этого времени становится возможным копить деньги. Но и такие деньги, как золотые и серебряные слитки тоже имеют много неудобств и недостатков. Например, кто – ни будь продал много скота и получил за это большой кусок золота. Идет этот человек на базар купить разных мелких вещей, нужных в хозяйстве. Что ему делать со своим куском золота? Ясно, что его нужно делить на несколько мелких кусочков для того, чтобы расплачиваться с торговцами, а для этого нужно иметь особые резцы, нужные весы и гири, чтобы отделить как раз нужный кусочек. Это, конечно, большое неудобство. Чтобы избежать этого, люди начинают заранее отвешивать определённые кусочки золота и придавать им ту или иную форму (квадратные пластинки, кружочки, наносить на них рисунки, обозначать вес) и пускали в оборот. Это было началом изготовления или, как теперь говорят, чеканка монет. В древности эта работа производилась в ручную. Но чистое ли в монете золото или с примесью какого – нибудь другого металла? Нужно было, чтобы монеты делал тот, кому все доверяют. Поставил бы свой особый знак и каждый был спокоен, что его не обманывают, что в монете столько веса сколько на ней написано, и что золото в ней без всяких примесей, совершенно чистая. Таким человеком для каждого народа был его царь, король или князь. Чеканка монет перешла к таким правителям.
По мере того, как развивалась техника и изобретались различные машины, монеты чеканились все лучше и лучше. Им предавалась форма совершенно правильных кружочков, часто с красивым узором и надписями.
4. Новое время. Банки. Кредиты.
Новое время - одна из самых продолжительных эпох, знаменующая переход от средних веков к новейшему времени, от древних цивилизаций к миру, в котором мы сейчас живем.
Деньгами люди начали пользоваться очень давно, но именно в Новое время появились банки и кредиты, а так же первые бизнесмены. Банк – это такое учреждение, которое хранит деньги. Люди несут деньги в банк на хранение, а банк за это платит людям небольшие суммы (проценты). Почему банк платит этим людям, а не наоборот, люди платят банку за хранение? Потому что, те деньги, которые принесли ему одни люди дают другим людям в кредит т. е. на время. И эти люди платят банку деньги за то, что пользуются деньгами, и, конечно же возвращают взятое. Так все сложно!
Попробуем объяснить через игру.
Игра «Золото на Аляске».
Материалы: 7-10 монет на 1 экспедицию.
Ход Игры
Представьте, что экспедиция отправляется на поиски золота на Аляску, но денег у нее нет. Представитель экспедиции приходит в банк и берет в кредит 5 монет. Работник банка отсчитывает 5 монет и предупреждает что, вернувшись с Аляски, они должны отдать эту сумму и еще одну пятую от нее. Сколько нужно вернуть? Нужно вернуть 6 монет. (Воспитатель помогает посчитать). Сколько нужно заработать на Аляске, чтобы вернуть кредит банку, и оставить что - то себе.
Заключение.
История денежных знаков продолжается, но и они уже уступают место более удобным… электронным деньгам.
Сегодня во многих странах при расчетах пользуются кредитными карточками. С помощью кредитной карточки можно платить за все: за квартиру, за продукты.
Но можем ли мы считать эти кредитные карточки последним словом в денежном обращении? Нет, конечно! Так уж устроены люди: они будут искать и, несомненно, отыщут что-то еще более удобное и совершенное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра "Экскурсия в зоопарк"
Сюжетно-ролевая игра«Экскурсия в зоопарк» Цель: закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал.Задачи: Ко...
Исторический экскурс появления детских садов и новой дошкольной системы
Фридрих Фребель - основатель новой системы воспитания и развития ребенка в дошкольный период жизни....
Технологическая карта мероприятия нод с детьми старшей группы Тема: Квест-игра «Магнит — волшебный камень»
Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; познакомить с практическим использованием маг...
Игра-экскурсия "От Каменного века до возникновение банков в Новое время"
интересно прочитать!!!...
Игра – экскурсия «От Каменного века, до возникновения банков в Новое время»
Игра-экскурсия. ...
Технологическая карта мероприятия нод с детьми старшей группы Тема: Квест-игра "Магнит-волшебный камень"
Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы,выяснять,через какие материалы воздействует магнит:познакомить с практическим использованием магнита человеком....
Виртуальная экскурсия по группе раннего возраста «Новый год у ворот»
Развитие творческого потенциала педагогов, родителей и детей по эстетическому оформлению группы к Новому году. Создать праздничное настроение у детей и вызвать желание воспитанников украсить ело...