Подгрупповое занятие по лексической теме "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_no_3_tema_posuda..docx | 47.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе д/с для детей с ОНР.
Ноябрь. 24.2011, 4-я неделя, занятие 3.
Лексическая тема «Посуда». Звуки [в], [в’], [ф], [ф’].
Цель. Активизация и актуализация словаря по теме «Посуда».
Образовательные задачи. Уточнение понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов и слов с новой буквой Фф. Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация правильного произношения звука [ж].
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки с изображением посуды, тетрадь №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с карандашами, кукольная посуда, флажки, фишки. Элементы для выкладывания букв на магнитной доске, картинки к игре «Помоги Пете».
Предварительная работа. Повторение пальчиковой гимнастики «Машина каша».
Ход занятия
Цели, задачи занятия. | Деятельность логопеда. | Деятельность детей. | Приме-чание |
Расширение и уточнение словаря глаголов. Развитие фонематического восприятия. Создание эмоционально положительного фона. Объявление темы занятия. Расширение фонематического восприятия. Развитие навыка звукового анализа и синтеза. Знакомство с буквой Фф. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением. (Повторение). Развитие мелкой моторики. Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация правильного произношения звука [ж] в открытых слогах и цепочках слогов. Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие речевого слуха, мышления, связной речи. Уточнение понятий чайная, столовая, кухонная посуда. Оценка работы детей. | 1. Организационный момент. Игра «Подскажи словечко». (Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках. В контейнере лежит кукольная посуда. Логопед здоровается с детьми и предлагает им выбрать по одному предмету, а затем пройти за стол). Логопед: Сегодня мы продолжаем разговаривать о посуде, о том для чего она нужна. Рассмотрите предметы, которые вы выбрали, и расскажите, для чего нужна эта посуда, что можно делать с этой посудой. Подберите как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делать?» (Аналогично проводится работа с предметами тарелка, чашка, ложка. По окончанию высказываний детей логопед собирает у них посуду и убирает ее со стола). 2. Игра «Подними флажок». (Логопед предлагает детям встать около стульчиков и раздает им флажки). Логопед: Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других. Фиолетовый фломастер Все неправильно раскрасил: Флаг, жираф, фонтан – все это Фиолетового цвета. Логопед: Давайте произнесем звук [ф] все вместе. Логопед: Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, губы смыкаются и нижние зубы прижимаются к нижней губе. Значит, во рту есть преграда из губ и языка. Как вы думаете, звук [ф] – гласный или согласный? Логопед: Верно. Его нельзя петь, открыв рот. Каким цветом мы будем обозначать этот звук? Логопед: Приложите руку к горлышку и определите, он звонкий или глухой. Логопед: Твердый или мягкий? Логопед: Верно. Это согласный твердый глухой звук. А теперь возьмите в руки по одному синему флажку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [ф]. Ф, б, п, ф, м, ф, у, б, ф, м. Фа, бу, мо, фы, фу, па, фо, бо. Флаг, батон, кофта, софа, фырчать, молчать, фарфоровый, столовая, могучий. Логопед: Молодцы! Вы были внимательными и совсем не допустили ошибок. 3. Упражнение «Кто скорее?». (Логопед убирает флажки). Логопед: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получиться, если произнести их слитно. Кто быстрее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. Ф, а. Что получилось? Логопед: Верно. Получи фишку. (Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: фо, фу, фи, фата. Логопед вместе с детьми определяет победителя и награждает его наклейкой на тетерадь). 4. Работа по книге «Мой букварь». (Логопед раздает детям буквари, открытые на стр.40). Логопед: Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз. Фиолетовый фломастер Все неправильно раскрасил: Флаг, жираф, фонтан – все это Фиолетового цвета. В каких словах этого стихотворения есть звук [ф]? Логопед: Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Фф. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит? Логопед: Верно. Давайте найдем на картинке в нижней части страницы все предметы, названия которых начинаются со звука [ф]. Логопед: Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь. А теперь пройдите к доске. Давайте составим новую букву. Какие элементы вам для этого нужны? Логопед: Как расположены полукруги по отношению к палочке? Логопед: А теперь вернитесь за столы, садитесь. Давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками. (Логопед уточняет значения слов). Логопед: Обратите внимание: слова Пиф, Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф написаны с большой буквы. Это клички животных, их всегда пишут с большой буквы. А теперь закройте буквари. (Логопед убирает буквари). 5. Пальчиковая гимнастика «Машина каша». (Логопед приглашает детей на ковер, предлагает им встать в круг и выполнить знакомое упражнение). Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке - в чашку, Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку, В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, Все до крошки раздала. 6. Работа в тетради № 2. (Логопед приглашает детей за стол, раздает им тетради, ставит на стол контейнеры с карандашами). Логопед: Посмотрите на правую страницу. Что вы видите в верхней части? Логопед: Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется? Логопед: А теперь подумайте, как правильно раскрасить флаг, а футболку вы раскрасите вечером. (Логопед контролирует детей и оказывает им помощь, если это необходимо). Логопед: Теперь положите цветные карандаши и возьмите простые, давайте напишем букву Ф. Посмотрите, как я делаю это на доске. Сначала я пишу сверху прямую палочку, а потом два полукруга слева и справа в верхней части палочки. Напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. (Логопед контролирует выполнение работы детей). Логопед: Закройте тетради. (Логопед убирает тетради). 7.Артикуляционная гимнастика. (Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает выполнить упражнения из А.Г. для шипящих звуков . Далее логопед предлагает детям вспомнить, как они делали «чашечку», убирали ее за верхние зубы , прижимали края к зубам и дули в нее, произнося звук [з]. Когда у всех детей получится звук [ж], можно заняться автоматизацией произношения звука [ж] в открытых слогах и цепочках слогов в отраженной речи). Жа, жу, жо. Жа-жа-жа, жо-жо-жо, жу-жу-жу. 8. Игра «Помоги Пете». (Логопед помещает на наборное полотно картинку). Логопед: И вновь нашему знакомому Пете нужна наша помощь. Помогите ему найти и показать посуду. Только ее нужно не просто показать, но и разделить на слоги. 9.Игра «Что лишнее?» (Логопед убирает картинки). Логопед: Вы были очень внимательными. Помогли Пете найти посуду. А теперь помогите мне определить, что лишнее и почему. Чайник, кастрюля, чашка, ложечка. Что лишнее? (Логопед предлагает детям еще 2-3 подобных задания). 10. Окончание занятия. (Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что наиболее им запомнилось. Логопед оценивает работу каждого ребенка). | (Дети здороваются с логопедом, берут из контейнера по одному предмету и проходят за стол). Ребенок: У меня сковорода. На ней можно жарить котлеты и блины. Ее можно мыть, чистить. (И т.п.) (Дети встаю около стульчиков, беру флажки). Дети: Звук [ф]. (Дети вместе с логопедом произносят звук [ф]). Дети: Согласный. Дети: Синим. Дети: Он глухой. Дети: Твердый. (Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [ф] ). Ребенок: Фа. (Дети работают по букварю). Дети: Фломастер, флаг, жираф, фонтан. Дети: Значит буква Фф обозначает два звука: [ф] и [ф’] Дети: Футболист, футболка, футбольное (поле) и т.п. Дети: Палочка и два полукруга. Дети: В верхней части палочки, с двух сторон от нее. (Дети проходят к доске и составляют по одной букве ф). (Дети возвращаются за стол, читают слоги и слова). (Дети закрывают буквари). (Дети проходят на ковер, встают в круг и выполняют знакомое упражнение: Указательным пальцем правой руки «мешают» в левой ладошке. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название посуды. Разжимают пальцы. Сдувают воображаемые крошки с ладошки. (Дети садятся за стол, открывают тетради). Дети: Флаг, футболку, большую и маленькую буквы Фф. Дети: Синий, потому что буква Ф – согласная. (Дети раскрашивают). (Дети выполняют задание). (Дети закрывают тетради). (Дети подходят и садятся к зеркалу. Выполняют задание по инструкции логопеда каждое упр.4-5 раз, после каждого упр. отдыхают, проглатывают слюну). (Дети выходят к наборному полотну и показывают найденную посуду). Ребенок: на столе стоит чаш-ка. В этом слове два слога. (И т.д.) Дети: Лишняя кастрюля. Это кухонная посуда, а чайник, чашка и ложечка – чайная посуда. (Дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного). | 2-3 мин. 3 мин. 2-3 мин. 5 мин. 2-3 мин. 3-4 мин. 5 мин. 3 мин. 3 мин. 2 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое занятие по лексической теме "Игрушки"
Логопедическое занятие в старшей группе...
Подгрупповое занятие по лексической теме "Обувь"
Занятие для старшей группы, для детей с диагнозом ОНР....
Подгрупповое занятие по лексической теме "Зима. Зимующие птицы"
Занятие № 3, первая неделя декабря, для детей старшей группы, диагноз ОНР. Цель: Активизация словаря по теме "Зима. Зимующие птицы",...
Подгрупповое занятие по лексической теме: "Мебель"
Занятие№ 2, четвертая(пятая) неделя ноября для детей старшей группы, диагноз: ОНР. Цель: Уточнение и активизация словаря по теме: " Мебель"....
Подгрупповое занятие по лексической теме "Сад. Фрукты".
Лексическая тема«Сад. Фрукты». Звуки [б], [б’], [п], [п’]. Цель. Уточнение...
Конспект подгруппового занятия по лексической теме "Домашние птицы"
Подробный конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы на тему "Домашние птицы"...
Конспект подгруппового занятия по лексической теме: "Дикие животные".
конспект подгруппового логопедического занятия....