Пути логопедической работы на ранних этапах развития ребенка
статья по логопедии по теме
Пути логопедической работы на ранних этапах развития ребенка
(из опыта работы)
К нам в Лекотеку поступают дети с различными нарушениями (зрения, двигательной сферы, интеллекта, с синдромом гиперактивности на фоне дефицита внимания, деятельности и поведения) и как правило имеют задержку речевого развития.
Основным направлением в деятельности Лекотеки является игра, которая, создает условия для формирования у детей средств общения и социально ориентированного поведения.
Работа с детьми и родителями в Лекотеке проводится поэтапно.
На первом этапе производятся обследование ребенка для более полной ориентировки специалистов в проблемах ребенка -изучаются индивидуальные особенности детей, сильные и слабые стороны ребенка и его потенциальные возможности, особенности общения родителей иребенка; определяется характер социально-психологического сопровождения семьи.
Второй этап включает анализ результатов психолого-педагогического обследования, с определением круга специалистов, которые будут работать с семьей по разработанным индивидуальным программам развития ребенка.
На третьем этапе происходит анализ и оценка результатов работы с ребенком и родителями на основе результатов профессионального взаимодействия специалистов на еженедельных обсуждениях, при необходимости индивидуальная программа развития ребенка корректируется, вносятся изменения и дополнения.
Завершающий четвертый этап включает оценку результатов работы специалистов по реализации индивидуальной программы развития ребенка и разработку дальнейшего образовательного процесса.
Большое значение в Лекотеке уделяется ранней логопедической помощи, которая включает в себя определение степени выраженности дефекта, его структуры, а также исследование особенностей речевого общения родителей с ребенком, и возможность коррекции отклонений в развитии речи детей, посещающих Лекотеку.
Основной направленностью коррекционно-логопедической работы является:
- улучшение моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса,
- выработка ритмичности движений и дыхания,
- активизация лепета и лепетных слов, перехода слов из пассивного словаря в активный
- формирование положительного эмоционального отношения к игровым сеансам
- развитие мимики, тактильных ощущений,
- выработка слуховых, зрительных дифференцировок
- развитие внимания, памяти, мышления.
Самое важное поднять эмоциональное состояние ребенка, установить с ним прочный контакт. Дети приучаются сосредотачивать взгляд на лице педагога, на ярких игрушках, в последствии выполняют простые инструкции.
Большое значение имеет работа над диафрагмальным дыханием. По подражанию в игровой форме проводится работа над дыханием (короткий вдох через нос и плавный выдох). Используем такие упражнения, как «Задуй свечку», «Подуй на шарик», «Мыльные пузыри», различные поддувалочки с картинками, дудочки, трубочки с шариками и т.д.
Для нормализации речевого дыхания с детьми раннего возраста используются звукоподражания: а-а (качаем куклу), у-у (воет волк) и т.д. слияние гласных: ау (кричат в лесу), уа (плачет ребенок). Затем преступаем к работе над слогами: ду-ду-ду (играем на дудочке), бах (упал карандаш), топ-топ (идут ножки), ква-ква (квакает лягушка). Затем подражаем голосам животных: му, мяу, бе-е. Подражание звукам, издаваемым машиной и другими предметами: би-би, тук-тук, Воспроизведение простых слов «на», «дай» и составление с ними коротких предложений.
Важнейшим стимулятором речевого развития является тренировка движений кисти рук и пальцев. Выполняем как активную, так и пассивную гимнастику (механическую). Пассивная гимнастика проводится взрослым с руками ребенка. Полезно использовать контрастные средства, жесткие и мягкие щеточки, мягкие и колючие шарики. Вся гимнастика сопровождается стишками, потешками. Стихотворный ритм улучшает произношение, постановку правильного дыхания, отработку определенного темп речи, развивает речевой слух - «Ладушки», «Этот пальчик наш малыш», «Ты утенок не пищи» и др. Хорошо играть с такими предметами, как пирамидки, кубики, мозаика, складывание матрешек, застегивание пуговиц, кнопок. Игры с крупой, тестом, грецкими орехами, водой, песком, пластилином, «пальчиковый театр», «пальчиковый бассейн», «шнуровки»..
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, она способствует развитию кинестетических ощущений, усилению активности губ, языка, развитию их подвижности.
Массаж пальцев и кистей рук, логопедический массаж на лице, самомассаж, имеет большое значение для нормализации тонуса мышц и проводится на каждом индивидуальном занятии.
Очень любят малыши рисовать, как пальчиками, так и кисточками, губкой, ушными палочками. Рисунки детей соответствуют теме занятий. Совместная деятельности приобщает к взаимодействию со взрослым, развивают коммуникацию, побуждает использовать доступные ребенку речевые средства. Рисуем на подносе по манке, крупе или песке. Рисуноксопровождается комментариями (кружок, а теперь лучики, получилось солнышко…), эмоциональным подкреплением, а также речевыми стимулами в виде стихотворных текстов, потешек. После этого помогаем ребенку, держа его руку в своей и повторяем свой рисунок: солнышко, дождик, ручеек.
На раннем этапе развития жизни ребенка ведущей деятельностью является предметная деятельность. Дети обучаются устойчиво ставить кубики, кирпичики, конструировать, понимать соответствующие слова, играть с постройкой. Используются различные виды «вкладышей», «почтовые ящики», пирамидки, матрешки, а так же дети учатся собирать мелкие предметы двумя пальцами, брать крупные предметы, игрушки. Таким образом, происходит накопление опыта, что очень важно для освоения ребенком окружающей его действительности.
В дополнение к основным занятиям (игровым сеансам) в Лекотеке проводятся музыкальные логоритмические занятия. Они позволяют стимулировать речевую активность, что способствует появлению речи. Основа логоритмических занятий - это связь слов, движений и музыки, а так же пальчиковые игры, ритмические игры с музыкальными инструментами, танцы под пение взрослого, упражнения для развития крупной и мелкой моторики стихотворение с движениями.
В процессе наблюдения за детьми и из бесед с родителями выяснили, что детям нравятся авторские разработки Железновых из цикла «Музыка с мамой».
В Лекотеке существует уникальная предметно-игровая среда, направленная на всестороннее развитие. Игровая комната в Лекотеке, это оборудованный комплекс, который состоит из мягких модулей, сухого бассейна, игр и игрушек, шкафчика Пьетра, Для каждого конкретного игрового сеанса используются дополнительные пособия и материалы, например, различные мягкие модули, большие игрушечные машины и игрушки. Кроме игровой комнаты в Лекотеке мы активно используем сенсорную комнату, которая оснащена специальными техническими средствами для детей с различными нарушениями развития. Сочетание различных символов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает положительное воздействие на психическое, эмоциональное состояние, а также на активизацию речи.
В результате систематического подхода в работе с детьми, удается добиваться положительной динамики психическом и речевом развитии. В процессе занятий с детьми в их речи появляется звукоподражание, лепет и первые слова, идет обогащение активного словаря. Пассивный словарь ребенка увеличивается, он может выполнять простые инструкции, понимать некоторые слова, пользоваться указательным жестом, зрительное и слуховое восприятие улучшается. Повышается уровень мелкой и крупной моторики, координаций движений. Формируются первоначальные навыки общения (устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакты, быть понятым, ориентироваться в окружающем мире).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_logopedicheskoy_raboty_na_rannih_etapah_razvitiya_rebenka.pdf | 215.94 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Б.М. Гриншпун О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов
Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития. При относительной сформированности импре...
Методическая разработка по теме: Логопедическая работа в доречевом периоде развития ребенка.
Несмотря на то, что патология развития речи встречается не у всех детей с ДЦП, частота ее настолько велика, что все дети с таким диагнозом нуждаются в профилактической логопедической работе уже на пер...
Ранний этап развития речи детей
Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции». Учитель-логопед МБДО...
Выявление одаренности на раннем этапе развития ребенка
Презентация будет интересна молодым специалистам, работающими с детьми раннего дошкольного возраста...
О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.
О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....
Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.
Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....
Консультация: "В чем основные трудности диагностики на ранних этапах развития ребенка?"
В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития и наибольшее значение имеет медицинская диагностика с целью выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, ЦПС...