Пути логопедической работы на ранних этапах развития ребенка
статья по логопедии по теме

Антонова Надежда Александровна

Пути логопедической работы на ранних этапах развития ребенка

 (из опыта работы)

К нам в Лекотеку поступают дети с  различными  нарушениями (зрения, двигательной сферы, интеллекта, с синдромом гиперактивности на фоне дефицита внимания, деятельности и поведения) и как правило имеют задержку речевого развития.  

Основным направлением в деятельности Лекотеки является игра, которая,  создает условия для формирования у детей средств общения и социально ориентированного поведения.

Работа с детьми и родителями в Лекотеке проводится поэтапно.
На первом этапе производятся обследование ребенка для более полной ориентировки специалистов в проблемах ребенка -изучаются индивидуальные особенности детей, сильные и слабые стороны ребенка и его потенциальные возможности, особенности общения родителей иребенка; определяется характер социально-психологического сопровождения семьи.

Второй этап включает анализ результатов психолого-педагогического обследования,  с определением круга специалистов, которые будут работать с семьей по разработанным индивидуальным программам развития ребенка.

На третьем этапе  происходит анализ и оценка результатов работы с ребенком и родителями на основе результатов профессионального взаимодействия специалистов на еженедельных обсуждениях, при необходимости индивидуальная программа развития ребенка корректируется, вносятся изменения и дополнения.
Завершающий четвертый этап включает оценку результатов работы специалистов по реализации  индивидуальной программы  развития ребенка и  разработку дальнейшего образовательного процесса.

Большое значение в Лекотеке уделяется ранней логопедической помощи,  которая включает в себя определение степени выраженности дефекта, его структуры, а также исследование особенностей речевого общения родителей с ребенком,  и возможность коррекции отклонений в развитии речи детей, посещающих Лекотеку.

Основной направленностью коррекционно-логопедической работы является:

- улучшение моторики артикуляционного аппарата и мышечного тонуса,

- выработка ритмичности движений и дыхания,

- активизация лепета и лепетных слов,  перехода слов из пассивного словаря  в активный

- формирование положительного эмоционального отношения к игровым сеансам

- развитие мимики, тактильных ощущений,

- выработка слуховых,  зрительных дифференцировок

- развитие внимания, памяти, мышления.

Самое важное поднять эмоциональное состояние ребенка,  установить с ним прочный контакт. Дети приучаются сосредотачивать взгляд на лице педагога, на ярких игрушках, в последствии выполняют простые инструкции.

Большое значение имеет работа над диафрагмальным дыханием. По подражанию в игровой форме проводится работа над дыханием (короткий вдох через нос и плавный выдох). Используем такие упражнения, как «Задуй свечку»,  «Подуй на шарик», «Мыльные пузыри», различные поддувалочки с картинками, дудочки, трубочки с шариками и т.д.

Для нормализации речевого дыхания с детьми раннего возраста используются звукоподражания: а-а (качаем куклу), у-у (воет волк) и т.д. слияние гласных: ау (кричат в лесу), уа (плачет ребенок). Затем преступаем к работе над слогами: ду-ду-ду (играем на дудочке), бах (упал карандаш), топ-топ (идут ножки),  ква-ква (квакает лягушка). Затем подражаем голосам животных: му, мяу,  бе-е.  Подражание звукам, издаваемым машиной и другими предметами: би-би, тук-тук,  Воспроизведение простых слов «на», «дай» и составление с ними коротких предложений.

Важнейшим стимулятором речевого развития является тренировка движений  кисти рук и пальцев. Выполняем как активную, так и пассивную гимнастику (механическую). Пассивная гимнастика проводится взрослым с руками ребенка. Полезно использовать контрастные средства, жесткие и мягкие щеточки, мягкие и колючие шарики. Вся гимнастика сопровождается стишками, потешками. Стихотворный ритм улучшает произношение, постановку правильного дыхания, отработку определенного темп речи, развивает речевой слух - «Ладушки», «Этот пальчик наш малыш», «Ты утенок не пищи» и др.  Хорошо играть с такими предметами, как пирамидки, кубики, мозаика, складывание матрешек, застегивание пуговиц, кнопок. Игры с крупой, тестом, грецкими орехами, водой, песком, пластилином,  «пальчиковый театр», «пальчиковый бассейн»,  «шнуровки»..

Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, она способствует развитию кинестетических ощущений, усилению активности губ, языка, развитию их подвижности.

Массаж пальцев и кистей рук, логопедический массаж на лице, самомассаж, имеет большое значение для нормализации тонуса мышц и проводится на каждом индивидуальном занятии.                                               

Очень любят малыши рисовать, как пальчиками, так и кисточками, губкой, ушными палочками. Рисунки детей соответствуют теме занятий.  Совместная деятельности приобщает к взаимодействию со взрослым, развивают коммуникацию, побуждает использовать доступные ребенку речевые средства. Рисуем на подносе  по манке, крупе или песке. Рисуноксопровождается комментариями (кружок, а теперь лучики, получилось солнышко…), эмоциональным подкреплением, а также  речевыми стимулами в виде стихотворных текстов, потешек. После этого помогаем ребенку, держа его руку в своей и повторяем свой рисунок: солнышко, дождик, ручеек.

На раннем этапе развития жизни ребенка ведущей деятельностью является предметная деятельность. Дети обучаются  устойчиво ставить кубики, кирпичики, конструировать, понимать соответствующие слова, играть с постройкой. Используются различные виды «вкладышей», «почтовые ящики», пирамидки, матрешки, а так же дети учатся собирать мелкие предметы двумя пальцами, брать крупные предметы, игрушки. Таким образом, происходит накопление опыта, что очень важно для освоения ребенком окружающей его действительности.                                

В дополнение к основным занятиям (игровым сеансам) в Лекотеке проводятся музыкальные логоритмические занятия. Они позволяют стимулировать речевую активность, что способствует появлению речи. Основа логоритмических занятий - это связь слов, движений и музыки, а так же пальчиковые игры,  ритмические игры с музыкальными инструментами, танцы под пение взрослого, упражнения для развития крупной и мелкой моторики стихотворение с движениями.

В процессе наблюдения за детьми и из бесед с родителями выяснили, что детям нравятся авторские разработки Железновых из цикла «Музыка с мамой».

 В Лекотеке существует уникальная предметно-игровая среда, направленная на всестороннее развитие. Игровая комната в Лекотеке, это оборудованный комплекс, который состоит из мягких модулей, сухого бассейна, игр и игрушек, шкафчика Пьетра, Для каждого конкретного игрового сеанса используются дополнительные пособия и материалы, например,  различные мягкие модули, большие игрушечные машины и игрушки. Кроме игровой комнаты в Лекотеке мы активно используем сенсорную комнату, которая оснащена специальными  техническими средствами для детей с различными нарушениями развития. Сочетание различных символов (музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает положительное воздействие  на психическое, эмоциональное состояние, а также на активизацию речи.

В результате систематического подхода в работе с детьми, удается добиваться положительной динамики психическом и речевом развитии. В процессе занятий с детьми в их речи появляется звукоподражание, лепет и первые слова, идет обогащение активного словаря. Пассивный словарь ребенка увеличивается, он может выполнять простые инструкции, понимать некоторые слова, пользоваться указательным жестом, зрительное и слуховое восприятие улучшается. Повышается уровень мелкой и крупной моторики, координаций движений. Формируются первоначальные  навыки общения (устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакты, быть понятым, ориентироваться в окружающем мире).

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Б.М. Гриншпун О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов

Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста (5—6 лет) значительную часть составляют дети так называе­мого первого уровня речевого недоразвития. При относитель­ной сформированности импре...

Методическая разработка по теме: Логопедическая работа в доречевом периоде развития ребенка.

Несмотря на то, что патология развития речи встречается не у всех детей с ДЦП, частота ее настолько велика, что все дети с таким диагнозом нуждаются в профилактической логопедической работе уже на пер...

Ранний этап развития речи детей

Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции».            Учитель-логопед МБДО...

Выявление одаренности на раннем этапе развития ребенка

Презентация будет интересна молодым специалистам, работающими с детьми раннего дошкольного возраста...

О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.

О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....

Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов.

Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов....

Консультация: "В чем основные трудности диагностики на ранних этапах развития ребенка?"

В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития и наибольшее значение имеет медицинская диагностика с целью выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, ЦПС...