Устное народное творчество в коррекционной работе
статья по логопедии по теме

Барковская Любовь Евгеньевна

Использование произведений устного народного творчества в работе по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo_v_korrekcionnoy_rabote.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование произведений устного народного творчества в работе по развитию речи.

Художественное устное слово играет большую роль в жизни детей. Колыбельные песни, потешки, пестушки, шуточные песни, забавные сказочки входят в жизнь ребенка, радуют, развлекают, утешают, учат его задолго до того, как он прочитает свою первую книжку. Считалки, скороговорки, игровые припевки, дразнилки – неотъемлемая часть детского быта.

Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства – определяющий этап в развитии человеческой личности, богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное – овладевать средствами человеческого общения – речью. Овладевая речью ребенок получает ключ к познанию мира природы, вещей, человеческих отношений.

В своей работе мы широко используем произведения устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ  создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального  и нравственного развития. Сопровождая работу с детьми словами песенок, потешек мы приучаем их вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Язык народных произведений лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, различные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком / пальчик – мальчик / то стоят совсем рядом, то рифмуются, и это подчеркивает особенности каждого из них. Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия помогают детям овладеть правильным звукопроизношением.

Большинство произведений устного народного творчества создавались в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность. Веками народ отбирал, хранил и передавал из уст в уста эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаются пользоваться им в своей речи.

Работая с детьми с НПОЗ, мы придаем особое значение использованию малых форм фольклора, которые, несмотря на небольшой объем, несут в себе важное для детей содержание.

Произведения народного творчества  в работе с детьми, имеющими нарушения речи, следует рассматривать как равнозначное средство в ряду других средств развития речи.  В работе мы используем следующие формы устного народного творчества : загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, прибаутки.

Остановимся теперь более подробно на этих формах фольклора и на видах работы с ними.

Использовать фольклор для автоматизации звуков, мы начинаем с этапа автоматизации звука в словах. Для этих целей мы используем такую форму устного народного творчества, как загадки.

Загадки существовали во все времена, в том или ином виде, в различных профессиях и ритуалах. Загадка являлась «тайным языком», уберегающим гот злых сил. С ее помощью испытывали мудрость находчивость человека. Загадки являлись уроками народной мудрости, представлений, позволяющими детям в развлекательной форме усвоить знания, добытые многими поколениями, учили наблюдательности.  И в настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство обучения и воспитания детей.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают словарь, помогают увидеть вторичное значение слов / например «идти» может не только человек, но и часы /.Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова. Под влиянием загадок у ребенка складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но и успешно развивает его мыслительные способности.

Работа над загадками на этапе автоматизации звука в слове происходит по классической схеме: логопед загадывает загадку, а ребенок называет слово-отгадку. В отгадке содержится автоматизируемый звук.

Например: при автоматизации звука [Р] можно использовать следующие загадки:

Красное коромысло над рекой повисло./ Радуга / Девица в темнице, а коса на улице./ Морковь / и т.д.

Более подробно речевой материал загадок представлен в приложении 1.

Для детей, испытывающих затруднения при отгадывании загадок, мы используем наглядный материал – предметные картинки, из которых ребенок может выбрать нужную, что облегчает ему задачу.  

Если загадка включается в домашнее задание, то мы просим ребенка не просто отгадать ее, но и нарисовать отгадку.

Помимо того, что загадки подразделяются нами по автоматизируемым звукам, они еще очень четко делятся по лексическим темам, что позволяет нам поддерживать связь с воспитателем и закреплять те лексические представления, которые дети узнали на занятиях. Например, загадки о диких и домашних животных, об инструментах, о растениях и т.д.

После автоматизации звуков в словах мы переходим к его автоматизации в предложении. Для этих целей в устном народном творчестве существуют такие замечательные произведения, как пословицы, поговорки и скороговорки. К.Д.Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при  обучении родному языку, во-первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания.

Первые пословицы ребенок слышит в  речи взрослых, при этом ему раскрывается смысл пословицы как общепринятого поучения.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Кончил дело – гуляй смело» «Нет друга – ищи, а нашел – береги». В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица легко запоминается, поскольку народ облек наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки – это широко распространенные образные  выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличии от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного значения и ограничивается образным, иносказательным определением какого-либо явления. Однако поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Одно дело сказать о ком-то, что он причиняет нам неудобство своим постоянным присутствие, другое- сказать, что он надоел как горькая редька. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, однако взрослому нужно постоянно следить за уместностью и правильностью употребления пословиц и поговорок в речи детей.

Работа над пословицами и поговорками начинается с объяснения их смысла. Сначала  логопед произносит пословицу или поговорку и спрашивает у ребенка, как тот ее понимает. Если ребенок затрудняется ответить или не верно понимает смысл, логопед разъясняет текст. Затем ребенок за логопедом проговаривает пословицу, четко произнося автоматизируемый звук. После нескольких раз повторения, ребенок самостоятельно воспроизводит  пословицы и поговорки, использованные на занятии. Закрепляется их текст в домашнем задании.  

Скороговорки являются просто отличным логопедическим материалом, созданным народом.Они содержат однокоренные или созвучные слова, “ наполненные “ определенным звуком: “На дворе – трава, на траве – дрова; Кукушка кукушонку купила капюшон”…  Их использование позволяет не только закрепить правильное произношение, но и развивает голосовой аппарат./ темп, ритм, силу голоса/.

Работа над скороговорками протекает по той же схеме, что и работа с пословицами. Но поскольку в самом названии данной фольклорной формы указывается на то , что произносится она скоро, после прочного усвоения ребенком текста, ему предлагается проговорить скороговорку с ускорением, несколько раз, постоянно увеличивая темп.

Включая пословицы, поговорки и скороговорки в домашнее задание, мы всегда предлагаем ребенку нарисовать картинку по ним, тем самым у ребенка закрепляется не только словесный, но и зрительный образ, плюс развивается воображение и моторика.

Тексты пословиц, поговорок и скороговорок представлены нами в приложении.

После автоматизации звука в предложении мы переходим на уровень текста. Для этой цели используются такие формы устного народного творчества, как потешки, прибаутки, трудноговорки и загадки.

Фольклорная потешка, прибаутка – небольшое стихотворение. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Они лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет, объем.

Потешки и прибаутки очень подходят для логопедической работы, поскольку часто состоят из простых по звуко-слоговому составу слов, которые заменяют собой более сложные слова с номинативным значением. Чаще всего простые слова, употребляемые в потешках, являются словоформой  с уменьшительно-ласкательным значением слова. Это обстоятельство имеет большое значение  для произношения данных слов, а также для их усвоения и употребления детьми в своей речи.

Кроме этого, потешки построены на множестве повторов. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четворостишия. Это также способствует активному запоминанию и употреблению слов и выражений.

 Работа над потешками, прибаутками протекает по такой же схеме, как и работа с пословицами, т.е. логопед читает текст, а ребенок повторяет его. Если работа над текстом идет уже продолжительное время, а в группе есть дети с одинаковыми нарушениями произношения, находящиеся на одном этапе работы, то мы используем такой вид работы, как инсценировка. Дети разыгрывают набольшие сценки на материале уже знакомых им потешек.

 Загадки на данном этапе автоматизации звука используются также как и прибаутки, т.е. в работе задействован их текст. Дети проговаривают саму загадку и сами же ее отгадывают. И как всегда в домашнем задании мы просим ребенка нарисовать иллюстрацию к потешке, прибаутке или отгадку к выученной им загадке.

 

 Использование малых форм фольклора в работе с детьми с НПОЗ позволяет нам за небольшое количество времени дать ребенку возможность проявить все свои способности, закрепить его произношение и научить его использовать в своей речи тот материал, который он усвоил на занятиях.

 С того время как мы стали использовать на занятиях фольклор, дети стали более раскрепощенными, они не бояться говорить, более интенсивно выполняют задания, стараются запомнить речевой материал и перенести его в общение со своими сверстниками. Занятия по автоматизации звуков стали более интересными как для них, так и для логопеда. Поэтому мы будем продолжать работать по данной теме и приобщать детей к традициям русского народа.

Приложение.

Загадки, содержащие автоматизируемый звук в отгадке.

[С] [СЬ]: Четыре братца под одной шляпой стоят. / Стол /

С хозяином дружит,

Дом сторожит .

Живет под крылечком,

А хвостик колечком. / Собака /

Что за чудо- желтый дом,

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. /  Автобус /

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. / Лиса /

В воде купался, сухим остался. / Гусь /

Кто имеет пятачок

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Ест и пьет он из корытца./ Поросенок /

[З] [ЗЬ]:    Не лает, не кусает, а в дом не пускает. / Замок/

Есть и корешок,

Есть и шляпка,

А не гриб. / Зонт /

Два братца через дорожку живут,

А никогда не видятся. / Глаза /

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких как я

Будет целая семья. / Зерно /

[Ш][Ж]: Сижу верхом

Не знаю на ком,

Знакомого встречу -

Соскачу, привечу. / Шапка /

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно с ней? / Машина /

Ползун ползет, иголки везет./ Еж /

Я на ветке сижу,

Букву Ж все твержу.

Зная твердо букву эту

Я жужжу весной и летом. / Жук /

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и пропала./ Снежинка /

Два кольца, два конца,

Посередине гвоздик / Ножницы /

[Л] [ЛЬ]: Сидит дед в сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает./ Лук /

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

И там на старом дубе

Орешки я грызу. / Белка /

Под крышкой четыре ножки,

На крышке суп да ложки./ Стол /

Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет.

А настанет холод злой,

Скинет с плеч ее долой. / Лес /

Быстро внебе проплывает,

Обгоняя туч полет.

Человек им управляет.

Что такое? / Самолет /

Зимой и летом одним цветом. / Ель /

[Р] [РЬ]: У двух матерей, по пять сыновей./ Руки /

Где это бывает : человек стоит,

А лестница шагает? / Метро /

Живет внем вся Вселенная,

Д вещь обыкновенная ./ Телевизор/

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит./ Река /

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки –

Я всегда играю в прятки./ Гриб /

Сам дней не знает, а другим указывает. / Календарь /

[Ч]: Ног не, а хожу,

Рта нет, а скажу-

Когда спать, когда встать,

Когда работу начинать./ Часы /

От цветка к цветку порхает,

Утомится – отдыхает./ Бабочка /

Ростом мал, да удал,

От меня ускакал./ Мяч /

[Ц]: У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота. /Цапля /

             

Может и разбиться,

Может и свариться,

Если хочешь, в птицу

Может превратиться. / Яйцо /

Длинное  ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко

Любит морковку./ Заяц /

[Щ]: Хвостом виляет,

Зубаста, а не лает./ Щука /

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей./ Расческа /

Пословицы и поговорки.

[С] [СЬ]: Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.

Лес зимой словно седой.

Сосульки тают, как свечи.

Сколько воду не сбивать, сроду маслу не бывать.

На твою спесь пословица есть.

[З] [ЗЬ]: Зеркало человека – его труд.

Глаза боятся, а руки делают.

Земля освещается солнцем, а человек – знанием.

Кует железо не молот, а кузнец.

[Ш]: Хороший кузнец и лягушку подкует.

Что посеешь, то и пожнешь.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Вешний день год кормит.

Раньше начнешь, раньше поспеешь.

[Ж ]: На чужбине и собака тоскует.

Жить – Родине служить.

Дружба дружбой, а служба службой.

[Л ] [ЛЬ]: Гляди не на человека, а на его дела.

Пословица ввек не сломится.

Не та дружба сильна, что в словах заключена.

Кончил дело – гуляй смело.

Слепой щенок и то к матери лезет.

Умная голова сто голов кормит.

[Р] [РЬ]: Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Новых друзей наживай – старых не теряй.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Труд горы сравнивает.

При солнышке тепло, при матери добро.

Ребенок без матери, что стол без скатерти.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Без корня и полынь не растет.

[Ц]: Над кем пословица не сбывается.

Пень не околица, глупая речь – не пословица.

Дружба – в делах помощница.

Нужно наклониться, чтобы из ручья водицы напиться.

[Ч]: Чем в одиночку дорогу топтать, лучше вдвоем без дороги плутать.

В одиночку не одалеешь и кочку, а артелью и через гору впору.

Хочешь есть калачи – не сиди не печи.

Нет ничего на свете краше, чем родина наша.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

[Щ]:Сам погибай, а товарища выручай.

Лес рубят – щепки летят.

Скороговорки.

[С] [СЬ]: Босой Сысой сено косит косой.

Оса на ноги боса и без пояса.

Сел сокол на гол ствол.

Сколько не ело сито, ни разу не было сыто.

Стоит воз овса.

Поехал Костя в Кострому в гости.

Купила бабуся бусы Марусе.

Саня вез воз сена.

Коси коса, пока роса.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У Сани сани едут сами.

[З] [ЗЬ]: Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Зоя Зине принесла бузины в корзине.

У зайки Бубы заболели зубы.

Звенит звонок, звонок зовет,

И Зоя в класс к себе идет.

[Ш] [Ж]: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

У ежа – ежата, у ужа - ужата.

В шалаше шесть шалунов.

В окошке крошку мошку проворно лапой ловит кошка.

Слишком много ножек у сороконожек.

Тише, мыши, кот на крыше.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Заржавел железный замок.

Леша и Глаша едят пшенную кашу.

[Л] [ЛЬ]: У елки иголки колки.

На мели мы налима ловили.

Наш Полкан попал в капкан.

Галка села на палку, палка ударила галку.

Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.

-Вы малину мыли ли? – Мыли, но не мылили.

Есть у Лены кукла Леля, Леля сделана из льна, Лене нравится она.

Коля колья колет, Поля поле полет.

Мама Милу мыла с мылом, Мила мыло не любила.

Вбили кол в частокол.

Котик ниток клубок укатил в уголок.

Топали да топали, дотопали до тополя.

[Р] [РЬ]: Актер театра.

Все бобры добры для своих бобрят.

Идут бобры в сыры боры.

Проворонила ворона вороненка.

На горе Арарат зреет крупный виноград.

Роет землю старый крот, разоряет огород.

На дворе – трава, на траве – дрова.

У Кондрата куртка коротковата.

Шел Егор через двор топором чинить забор.

Перепелка перепелят прятала от ребят.

Рыбы в проруби – пруд пруди.

[Ч]: Шубка у овечки теплее любой печки.

У Пети тачка, у Паши печенья пачка.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

По Чите течет Четинка.

Течет речка, печет печка.

[Ц]:У кольца нет конца.

Бегают две курицы прямо на улице.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц.

Стоит цапля у болотца, улыбается, смеется.

В цветнике цветут цветы.

[Щ]: Волки рыщут, пищу ищут.

Щипцы да клещи – вот наши вещи.

Щенок за обе щеки уплетает щи из щавеля.

Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит.

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.

Загадки, содержащие автоматизируемый звук в тексте.

[С] [З]: Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Загудит его мотор -

Глотает он и пыль и сор./ Пылесос/

Белая корзинка,

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И смеется солнце./ Ромашка /

 

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы./ Гриб /

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит./ Крапива /

[Ш] [Ж]: Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка./ Лягушка /

Не летает, не жужжит

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька./ Машина /

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке.

Только желтые лучи

У него не горячи./ Подсолнух /

Ножек четыре, а шляпка одна.

Нужен, коль станет обедать семья./ Стол /

[Л] [ЛЬ]: Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось./ Снег /

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом./ Колос /

Ползун ползет, иголки везет./ Еж /

Летит птица: нос долог, голос тонок.

Кто его убьет – свою кровь прольет./ Комар /

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. / Санки /

[Р] [РЬ]: Зорко смотрит постовой

За широкой мостовой.

Как посмотрит глазом красным –

Остановится все сразу. / Светофор /

Дед Мороз круглый год

В белом домике живет.

То притихнет и молчит,

То проснется и ворчит./ Холодильник /

Однорукий великан

Поднял руку к облакам.

Он работник очень важный –

Строит дом многоэтажный. / Подъемный кран /

Паровоз без колес!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел?

Прямо по морю пошел./ Пароход /

[Ч] [Ц] [Щ] : Ночь, но если захочу,

Щелкну раз, и день включу./ Выключатель /

Красное тельце, каменное сердце./ Вишня /

Глазищи, усищи, хвостище.

И моется всех чище./ Кошка /

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый./ Свинья /

Потешки.

[С] [СЬ]: Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Выстроила баню,

Искупала Саню.

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

Закатилось красно солнышко

За темные леса.

В лесу пташки приумолкли,

Все расселись по местам,

По ракитовым кустам.

Ты, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Уводи стужу с собой.

А мы саночки возьмем,

Все на улицу пойдем.

Киска, киска, киска, брысь!

На ступеньки не садись!

А то Сонечка пойдет,

Через киску упадет.

[З] [ЗЬ]: Скачет зайка маленький

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

Зачем у маленькой хозяйки

Зеленый зонтик взяли зайки?

Затем, чтоб прятаться от волка

Под этим зонтиком из шелка.

Идет кузнец  из кузницы,

Несет кузнец два молота.

Тук, тук, тук!

Вот ударим разом вдруг

И для всех людей

Накуем гвоздей.

[Ш] [Ж]: Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Или Машеньке отнесть?

  • Я и сам укушу,

Да и Машеньке снесу.

Тень – тень – потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи –

Хлопни им в ладошки:

Кыш, кыш, воробьи,

Берегитесь кошки.

У зайца Митюшки

Хороша избушка:

Из морковки сложена,

Горохом огорожена.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Шелкова бородушка,

Маслена головушка.

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Деткам спать не даешь?

Мышка в кружечке зеленой

Наварила каши пшенной.

Ребятишек дюжина

Ожидает ужина.

Всем по ложечке досталось,

Ни крупинки не осталось.

Не иди, дождик, где косят,

А иди там, где просят.

Не иди там, где жнут,

А иди там, где ждут.

[Л] [ЛЬ]: Лели, лели, лели,

Висят в саду качели.

Пока ребята спят,

Качает кот котят.

На болоте, на лугу,

Стоит миска творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка.

Где ты была, с чем ты пришла?

-За морем бывала,

Весну добывала.

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила.

Лиса лычко драла,

Лиса лапти сплела.

[Р] [РЬ]: Ходит кот по горе,

Носит сон в рукаве.

Всем ребятам продает,

А Егору так дает.

Заяц Егорка свалился в озерко.

Бегите под горку, спасайте Егорку.

Пробежал зайчишка стометровку,

Получил прекрасный приз – морковку.

Сел на ветку снегирек,

Брызнул дождик, он промок.

Ветерок подул слегка,

Обсушил нам снегирька.

На реке – камыши,

Расплескались там ерши.

Круг – постарше,

Круг – помладше,

Круг – совсем малыши.

[Ч] [Ц] [Щ]: Сел комарик под кусточек,

На еловый на пенечек,

Свесил ножки на песочек,

Сунул носик под листочек.

Спрятался!

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

-А что в кузовочке?

-Лесные грибочки,

 Грибочки – груздочки

 Для сына, для дочки.

Чики – чики – чикалочки

Едет Ванечка на палочке.

А Дуня в тележке

Щелкает орешки.

Скок – поскок, сколочу мосток,

Серебром замощу,

Всех ребят попущу.

Посылали молодицу

Под горушку по водицу.

А водица далеко,

А ведерко велико.

Наша дочка подрастет,

Дочка силы наберет,

Будет по воду ходить,

Ведра полные носить.

В печи калачи,

Как огонь горячи.

Для кого печены?

Для Галочки калачи,

Для Галочки горячи.

     

 Логопедические  игры с использованием фольклора

Игра «Вообрази»

Ребенку загадывается загадка, и предлагается представить себе то, о чем в ней говорится. Можно закрыть глаза. После ребенок называет отгадку.

Например : Днем светится один глаз, а ночью много.

Нога одна, а рук много. И т.д.

Игра «Зимой»

Игра помогает уточнить представления ребенка о течении времени

Вместе с ребенком обсуждается погода зимой. Ему  предлагается ответить на вопрос: «Как должен человек одеваться зимой?» и отгадать загадки о зимней одежде.

 Например: «Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером. Брат большой не согласился и отдельно поселился.»

«Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу- соскочу, привечу.» и т.д.

Игра «Весной»

Игра помогает уточнить представления о течении времени и о труде людей весной. Ребенку рассказывается о том, как работают люди на полях ,и предлагают ответить на вопрос: «Зачем это надо человеку». После ребенку загадывают загадки.

Например:

Игра «Так же»

Игра развивает слуховое внимание, память, учит различать тихие и громкие звуки, развивает координацию движений с речью, общую моторику. Логопед читает стихотворение, а ребенок должен хлопать в ладоши с той громкостью, с которой звучит голос.

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.    / шепотом /

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.  / погромче /

Станут пальчики вставать,

Станут птички распевать.  / громко /

Поднимайся, детвора!

В школу пальчикам пора! / поднять руки и хлопать над головой /

Затем потешка заучивается и ребенок проговаривает ее сам.

Игра «Подумаем вместе»

Логопед  читает ребенку пословицы и вместе объясняют их смысл.

В дальнейшей работе ребенку напоминают эти выражения и спрашивают «Когда так говорят?»

Игра «Ты куда?»

Развивает умение вести диалог, творческое воображение, помогает закрепить знание цветов.

Выучить с ребенком потешку и читать ее по ролям:

  • Гусь-гусек, куда пошел ты?
  • На речной песочек желтый/ кладет фишку на желтую карточку/
  • А ты, гуля-голубок?
  • В лес зеленый, на дубок /кладет фишку на зеленую карточку/
  • А ты? – спрошу я зайку.
  • К речке, на лужайку / кладет фишку на синюю карточку/
  • А ты куда, Аленушка?
  • А я во двор, на солнышко / кладет фишку на красную карточку/.

   

                  СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Бахтин В. От былины до считалки. М.88

  1. Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных песен до            былин. М.90
  2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. От 1 до 5 с чудесами по пути.   С-Пб 2001
  3. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. М.89
  4. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль 2002
  5. Дошкольное воспитание № 3,8,9,12/99 / Л.Стрельцова. Учите детей родному языку.
  6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. М.85
  7. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.87
  8. Миронова С.А. развитие речи детей на логопедических занятиях. М.91
  9. От прибаутки до былины/ сост. В.Аникин. М.91
  10. Хрестоматия для маленьких. Сост. Н.Л.Елисеева. М.82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Произведения устного народного творчества в педагогической работе по речевому развитию детей раннего возраста

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого из уст в уста, из поколения в поколение. Устное народное творчество - неоценимое богатств...

Примерная программа "Устное народное творчество" для кружковой работы

Устное народное творчество является одними из распространённых жанров в развитии речи у младших дошкольников!!! Данная программа позволит педагогам составить план работы с детьми во время кружковой ил...

Устное народное творчество в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

В презентации представлен опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества. Использование малых фольклорных форм в коррекционно-ло...

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается опыт логопедической работы по преодолению речевых нарушений  дошкольников средствами устного народного творчества....

Использование устного народного творчества при организации работы по развитию речи детей с задержкой психического развития

Воспитательно-образовательный процесс в группе компенсирующей направленности осуществляется по программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  Е.А. Екжановой, Е.А.  Стребелевой....