"Клуб знатоков родного языка"
методическая разработка (логопедия) по теме

Шашкова Марина Петровна

Современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для этого  необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Также в ДОУ и семье должны создаваться условия для общего и речевого развития детей.В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_znatokov_rodnogo_yazyka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители.

Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей. К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами.

Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей  в воспитательный  процесс.

Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды.

В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности  ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

Таким образом,  актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Также в ДОУ и семье должны создаваться условия для общего и речевого развития детей.

Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.

Противоречие выбранной темы заключается в следующем: работу с семьей учителя – логопеды считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Чаще общение строится на уровне взаимных претензий или формально. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя – логопеда, а именно - сотрудничество, взаимодействие, доверительность. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.

Для  повышения  речевой  культуры  родителей  я  организовываю  встречи  в КЛУБЕ  ЗНАТОКОВ  РОДНОГО  ЯЗЫКА, участниками  которого  стали  мамы  и  папы, бабушки  и  дедушки. Тематика  КЛУБА  охватывает  разные  стороны  речевого  развития  ребёнка: фонетику, лексику, грамматику.

Цель работы: поиск эффективных форм взаимодействия

 учителя-логопеда с родителями.

Объектом данной работы является уровень педагогической

культуры родителей.

Предмет: формы и методы работы учителя-логопеда с родителями 

Гипотеза: взаимосвязь работы учителя – логопеда и родителей будет способствовать их активному включению в коррекционный процесс, если:

  • работа будет строиться целенаправленно, систематично, планово, содержать разные формы;
  • логопед будет иметь индивидуально – дифференцированный подход к каждому родителю и  ребенку;
  • внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;
  • отношение между родителями и логопедом будут доброжелательные, и их общая цель будет направлена на коррекцию речевых нарушений ребенка.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.
  2. Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.
  3. Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.
  4. Определить эффективность выбранных форм работы с родителями.

            Уже  на  первой  встрече  стараемся  убедить  родных  в  том, что  именно  их  роль  в речевом  развитии  детей  значима  и  усилия  педагогов  без  их  помощи  будут  недостаточны, а  иногда  и  вообще  безрезультатны. Именно  поэтому  тщательно  разрабатывается  содержание  работы  КЛУБА.

   

  Встречи  с  родителями  организовываются  1  раз  в  месяц.

Их  примерная  тематика:

Сентябрь     -     Организационное  родительское  собрание (знакомлю  с  правилами  КЛУБА, с  содержанием  работы и необходимой   подготовкой  к  встречам).

Октябрь              -            Презентация  «Мы  любим  овощи».

Ноябрь                -            Занятие  «Культура  речевого  общения».

Декабрь              -            Викторина  «Кто  пойдёт  в  библиотеку?».

Январь                -            Презентация «Мои  новогодние  каникулы».

Февраль              -            Соревнования « «Шарики» и «Кубики»».

Март                   -             Презентация  «Моя  семья».

Апрель                -            Презентация « Моё  созвездие».

Май                     -            Праздник  Правильной  речи.

                         просмотр сведений

               

                                                       МДОУ №53 «СОЛНЫШКО»

                                                  комбинированного  вида

                                                                учитель – логопед  Шашкова М.П.

                                                                                                2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной к школе группе "Клуб знатоков татарского языка".

НОД в подготовительной к школе группе с использованием нового учебно методического комплекта....

Конспект НОД по развитию речи и грамоте в средней группе "Знатоки родного языка"

Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа....

Викторина "Клуб знатоков родного города" для детей старшего дошкольного возраста.

Викторина на тему: "Клуб знатоков родного города" для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет.)  Очень интересная и увлекательная викторина, откуда дети черпают знания о своем родном городе,...

Конспект ООД по развитию речи и грамоте в старшей группе "Знатоки родного языка"

Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте "Знатоки родного языка"...

Викторина "Знатоки родного языка"

Интегрированная музыкально-речевая образовательная деятельность в подготовительной в школе группе....

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Клуб знатоков родной речи» для детей группы компенсирующей направленности

Цель:Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры реч...

Сценарий викторины «Знатоки родного языка и родного края»

Викторина "Знатоки родного края" в подготовительной группе посвященное Дню родного языка...