"Клуб знатоков родного языка"
методическая разработка (логопедия) по теме
Современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для этого необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Также в ДОУ и семье должны создаваться условия для общего и речевого развития детей.В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_znatokov_rodnogo_yazyka.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Выдающиеся педагоги были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители.
Я.А. Коменский создал первую в мире энциклопедию для матерей, И.Г. Песталоцци – руководство для матерей. К.Д Ушинский считал, что родители должны читать педагогическую литературу и получать знания в общении с педагогами. В.А Сухомлинский говорил о непрерывности и единстве семейного и общественного воспитания, основанного на сотрудничестве между родителями и педагогами.
Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что участие родителей в учебно-воспитательном процессе создает благоприятные условия для речевого развития ребенка, но для того, чтобы оно было эффективным, работа с родителями должна начинаться на ранних этапах и быть хорошо спланированной. Для этого необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.
Задержки в формировании речи обусловлены рядом факторов. Один из них – это неблагоприятное влияние языковой среды.
В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности ДОУ. Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том что, современным родителям нужна постоянная помощь учителя – логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Для того чтобы повысить уровень речевого развития ребенка, необходимо целенаправленно и систематически вести работу по речевому развитию детей, которая должна предусматривать обучение родителей общению с детьми в игровой форме. Также в ДОУ и семье должны создаваться условия для общего и речевого развития детей.
Родители нередко сами отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Противоречие выбранной темы заключается в следующем: работу с семьей учителя – логопеды считают необходимой и в то же время не все к ней готовы. Чаще общение строится на уровне взаимных претензий или формально. Для благополучного речевого развития ребенка требуются иные взаимоотношения семьи и учителя – логопеда, а именно - сотрудничество, взаимодействие, доверительность. Все это требует пересмотра содержания и форм работы с родителями. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и помощниками.
Для повышения речевой культуры родителей я организовываю встречи в КЛУБЕ ЗНАТОКОВ РОДНОГО ЯЗЫКА, участниками которого стали мамы и папы, бабушки и дедушки. Тематика КЛУБА охватывает разные стороны речевого развития ребёнка: фонетику, лексику, грамматику.
Цель работы: поиск эффективных форм взаимодействия
учителя-логопеда с родителями.
Объектом данной работы является уровень педагогической
культуры родителей.
Предмет: формы и методы работы учителя-логопеда с родителями
Гипотеза: взаимосвязь работы учителя – логопеда и родителей будет способствовать их активному включению в коррекционный процесс, если:
- работа будет строиться целенаправленно, систематично, планово, содержать разные формы;
- логопед будет иметь индивидуально – дифференцированный подход к каждому родителю и ребенку;
- внимание родителей будет привлекаться к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми;
- отношение между родителями и логопедом будут доброжелательные, и их общая цель будет направлена на коррекцию речевых нарушений ребенка.
Задачи:
- Изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.
- Подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей.
- Рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике.
- Определить эффективность выбранных форм работы с родителями.
Уже на первой встрече стараемся убедить родных в том, что именно их роль в речевом развитии детей значима и усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вообще безрезультатны. Именно поэтому тщательно разрабатывается содержание работы КЛУБА.
Встречи с родителями организовываются 1 раз в месяц.
Их примерная тематика:
Сентябрь - Организационное родительское собрание (знакомлю с правилами КЛУБА, с содержанием работы и необходимой подготовкой к встречам).
Октябрь - Презентация «Мы любим овощи».
Ноябрь - Занятие «Культура речевого общения».
Декабрь - Викторина «Кто пойдёт в библиотеку?».
Январь - Презентация «Мои новогодние каникулы».
Февраль - Соревнования « «Шарики» и «Кубики»».
Март - Презентация «Моя семья».
Апрель - Презентация « Моё созвездие».
Май - Праздник Правильной речи.
МДОУ №53 «СОЛНЫШКО»
комбинированного вида
учитель – логопед Шашкова М.П.
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие в подготовительной к школе группе "Клуб знатоков татарского языка".
НОД в подготовительной к школе группе с использованием нового учебно методического комплекта....
Конспект НОД по развитию речи и грамоте в средней группе "Знатоки родного языка"
Выявить уровень знаний детей, совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа....
Викторина "Клуб знатоков родного города" для детей старшего дошкольного возраста.
Викторина на тему: "Клуб знатоков родного города" для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет.) Очень интересная и увлекательная викторина, откуда дети черпают знания о своем родном городе,...
Конспект ООД по развитию речи и грамоте в старшей группе "Знатоки родного языка"
Конспект итогового занятия по развитию речи и грамоте "Знатоки родного языка"...
Викторина "Знатоки родного языка"
Интегрированная музыкально-речевая образовательная деятельность в подготовительной в школе группе....
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Клуб знатоков родной речи» для детей группы компенсирующей направленности
Цель:Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры реч...
Сценарий викторины «Знатоки родного языка и родного края»
Викторина "Знатоки родного края" в подготовительной группе посвященное Дню родного языка...