Знакомство с органами речи
статья (логопедия) по теме
Знакомство с органами речи
Посмотри на картинку и скажи, что это? Это – органы речи.
- Сейчас мы их назовём. Возьмите зеркало и посмотри в него внимательно и произнеси звуки [п] и [б];
- Что помогло произнести тебе эти звуки, какие органы речи? – правильно, губы;
- покажи верхнюю губу на себе и на рисунке;
- покажи нижнюю губу на себе и на рисунке.
А теперь снова посмотри в зеркало и произнеси звуки[ф], [в].
- Что помогло тебе произнести их, какие органы речи? – Правильно, нижняя губа и верхние зубы;
- покажи нижнюю губу (на себе и на рисунке);
- покажи верхние зубы (на себе и на рисунке).
Глядя в зеркало, весело улыбнись и произнеси звук [с];
- Какие органы речи помогли тебе произнести этот звук? – Правильно, губы, зубы, язычок (хотя язык из-за зубов ты и не видишь);
- покажи нижние передние зубы (на себе и на рисунке);
- покажи верхние передние зубы (на себе и на рисунке).
В произнесении звуков принимают участие и коренные зубы, те что располагаются далеко во рту. К ним любят плотно прижиматься боковые края языка.
- Посмотри в зеркало и потяни долго звук [и], открывая рот;
- что делают боковые края языка? – Правильно, боковые края языка плотно прижимаются к боковым коренным зубам;
- покажи коренные зубы (на себе).
А сейчас познакомимся с нашим главным органом речи. О нем есть такая загадка:
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Конечно, ты сразу догадался, это – язык.
- Положи широкий язык на нижнюю губу и посмотри в зеркало;
- Посмотри у языка есть:
- кончик языка;
- спинка языка;
- корень языка;
- правый бок (край) языка;
- левый бок (край) языка;
- Покажи еще раз части языка и постарайся их запомнить.
А сейчас мы познакомимся с верхней частью рта – нёбом. С нёбом дружит язык.
- Подними язычок и погладь свое нёбо, а теперь покажи его на картинке.
Нёбо начинается с верхних бугорочков. Это зубные лунки, каждая лунка, как домик, в котором находится корень зуба. Эти бугорочки имеют красивое название – альвеолы.
- найди кончиком языка альвеолки у верхних зубов;
- поводи языком вправо, влево по верхним альвеолам;
- найди кончиком языка альвеолы у нижних зубов;
- поводи им вправо, влево по нижним альвеолам.
Хочешь посмотреть маленький язычок? Его увидеть нетрудно: открой широко рот и покашляй – язычок двигается. А теперь давай найдем его на картинке и покажем.
Звуки нашей речи произносят с голосом и без голоса. Командуют голосом твои голосовые складки, которые находятся у тебя в горле. Хочешь убедиться в этом? Пожалуйста:
- закрой уши руками и произнеси длительно звук [з-з-з]. Ты слышишь шум в ушах, значит, голосовые складки работают;
- закрой уши руками и произнеси звук [с-с-с]. Шума не слышно (в ушах не шумит), значит, голосовые складки не работают;
- найди голосовые складки на картинке.
Закончилось наше знакомство с органами речи. Эти знания тебе пригодятся для того, чтобы хорошо говорить, а значит грамотно писать, когда пойдешь в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
http://files.mail.ru/LPPPQW Презентация "Знакомство с органом"
Презентация и конспект занятия для подготовительной группы...
http://files.mail.ru/LPPPQW Презентация "Знакомство с органом"
Конспект + презентация...
Проект среднесрочный логопедический в старшей логопедической группе (5-6 лет). «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
Цели проекта:формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для по...
Методическая разработка занятия "Знакомство с органами речи"
Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста...
проект «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
· формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного апп...
Методическая разработка "Знакомство с органами речи"
Занятия с использованием игровых заданий и наглядного материала с детьми среднего дошкольного возраста...
Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звуки речи
Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звуки речи&raq...