Знакомство с органами речи
статья (логопедия) по теме

 

Знакомство с органами речи

 

 Посмотри на картинку и скажи, что это? Это – органы речи.

     - Сейчас мы их  назовём. Возьмите зеркало и посмотри в него внимательно и произнеси звуки [п] и [б];

     - Что помогло произнести тебе эти звуки, какие органы речи? – правильно, губы;

-         покажи верхнюю губу на себе и на рисунке;

-         покажи нижнюю губу на себе и на рисунке.

 

     А теперь снова посмотри в зеркало и произнеси звуки[ф], [в].

         - Что помогло тебе произнести их, какие органы речи? – Правильно,                      нижняя губа и верхние зубы;

-         покажи нижнюю губу (на себе и на рисунке);

-         покажи верхние зубы (на себе и на рисунке).

 

     Глядя в зеркало, весело улыбнись и произнеси звук [с];

        - Какие органы речи помогли тебе произнести этот звук? – Правильно, губы, зубы, язычок (хотя язык из-за зубов ты и не видишь);

-         покажи нижние передние зубы (на себе и на рисунке);

-         покажи верхние передние зубы (на себе и на рисунке).

 

 

      В произнесении звуков принимают участие и коренные зубы, те что располагаются далеко во рту. К ним любят плотно прижиматься боковые края языка.

         - Посмотри в зеркало и потяни долго звук [и], открывая рот;

-         что делают боковые края языка? – Правильно, боковые края языка плотно прижимаются к боковым коренным зубам;

-         покажи коренные зубы (на себе).

 

 

      А сейчас  познакомимся с нашим главным органом речи. О нем есть такая загадка:

Если б не было его,

Не сказал бы ничего.

Конечно, ты сразу догадался, это – язык.

      - Положи широкий язык на нижнюю губу и посмотри в зеркало;

      - Посмотри у языка есть:

     - кончик языка;

     - спинка языка;

     - корень языка;

    - правый бок (край) языка;

    - левый бок (край) языка;

     - Покажи еще раз части языка и постарайся их запомнить.

      А сейчас мы познакомимся с верхней частью рта – нёбом. С нёбом дружит язык.

- Подними  язычок и погладь свое нёбо, а теперь покажи его на картинке.

     Нёбо начинается с верхних бугорочков. Это зубные лунки, каждая лунка, как домик, в котором находится корень зуба. Эти бугорочки имеют красивое название – альвеолы.

-         найди кончиком языка альвеолки у верхних зубов;

-         поводи языком вправо, влево по верхним альвеолам;

-         найди кончиком языка альвеолы у нижних зубов;

-         поводи им вправо, влево по нижним альвеолам.

 

      Хочешь посмотреть маленький язычок? Его увидеть нетрудно: открой широко рот и покашляй – язычок двигается. А теперь давай найдем его на картинке и покажем. 

 

     Звуки нашей речи произносят с голосом и без голоса. Командуют голосом твои голосовые складки, которые находятся у тебя в горле. Хочешь убедиться в этом? Пожалуйста:

-         закрой уши руками и произнеси длительно звук [з-з-з]. Ты слышишь шум в ушах, значит, голосовые складки работают;

-         закрой уши руками и произнеси звук [с-с-с]. Шума не слышно (в ушах не шумит), значит, голосовые складки не работают;

-         найди голосовые складки на картинке.

 

     Закончилось наше знакомство с органами речи. Эти знания тебе пригодятся для того, чтобы хорошо говорить, а значит грамотно писать, когда пойдешь в школу.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

http://files.mail.ru/LPPPQW Презентация "Знакомство с органом"

Презентация и конспект занятия для подготовительной группы...

Проект среднесрочный логопедический в старшей логопедической группе (5-6 лет). «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»

Цели проекта:формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для по...

Методическая разработка занятия "Знакомство с органами речи"

Фронтальное логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста...

проект «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»

·       формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного апп...

Методическая разработка "Знакомство с органами речи"

Занятия  с использованием игровых заданий  и наглядного  материала с детьми среднего дошкольного возраста...

Коррекционное занятие с детьми средней группы с ТНР. Тема Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием звуки речи

Подгрупповое занятие в средней группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «звуки речи&raq...