Фоноритмика в логопедических группах
материал по логопедии по теме

Гилева Александра Александровна

сообщение для воспитателей логопедических групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл MDOU_gotovyy.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Фоноритмика  в  логопедических

группах

( сообщение для воспитателей логопедических групп )

                                                                                           Выполнила :

учитель – логопед

                                                                               

Гилева  А.А.

г  Омск

       Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.

       Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической  коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной интонационной насыщенностью высказываний путем развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

   Фонетическая ритмика способствует осуществлению глубокой связи между работой кистей рук, артикуляционного и голосового аппарата. раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении движений, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов. Движения голосового аппарата и прежде всего артикуляция в союзе с движениями рук рассматриваются в речи как «моторный стержень эмоций».

Фонетическая ритмика как система двигательных упражнений в сочетании с произнесением определенного речевого материала играет существенную роль как в формировании произношения, так и в развитии естественности движений.

Все упражнения содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на:

  1. нормализацию речевого дыхания и слитность речи;
  2. формирование умений изменять силу и высоту голоса;
  3. правильное воспроизведение звуков и их сочетаний;
  4. воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
  5. различение и воспроизведение ритмов;
  6. выражение эмоций простыми интонационными средствами.  

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение звуков речи и их сочетаний, представлены в рисунках на тот или иной звук. Движения выполняются одновременно с проговариванием.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на занятиях фонетической ритмики, характеризуются тремя основными элементами: напряженностью, интенсивностью, временем. 

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При характеристике движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи. При характеристике движений интенсивность фиксируется в терминах «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Она выражается в длительности или краткости. При характеристике движений время фиксируется в терминах «длительно», «кратко», «удлинённо».

Двигательные упражнения, сопровождающие произнесение гласных и согласных звуков и слогов с этими звуками, начинаются с трёх основных положений (И.п.).

  1. Встать, ноги вместе, руки согнуты на уровне груди, локти опущены. С этого положения начинаются движения почти для всех звуков, кроме И, К, Л, Р.
  2. Встать, ноги вместе, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеч, локти разведены в стороны. С этого И.п. начинается движения для звуков Р.
  3. Встать, ноги вместе, руки вытянуты вперёд на уровне груди. Это И.п. для звука Р.

Необходимо сделать одно очень важное методическое замечание. Если у ребёнка есть склонность к открытой гнусавости при произнесении изолированных гласных, то упражнения следует проводить в сочетании гласных с согласными, например па, по и т.д.

 

ГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ

А

И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном произнесении а                  .

Примечание.

Здесь и далее знак                   (а                ) соответствует протяжному                        

   

 

произнесению гласного. Движение характеризуется: по напряженности – ненапряженное; по интенсивности – слабое; по времени – длительное.

О

И.п. 1. Глубокий вдох, разведение рук в стороны давящим движением при одновременном произнесении о             .

Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

У

И.п. 1. Глубокий вдох, давящим движением вытянуть руки вперед при одновременном произнесении у             .

        Движение напряженное, слабое, длительное.

И

И.п. 2. Глубокий вдох, руки вверх при одновременном произнесении

и ______  .

Движение ненапряженное, слабое, длительное.

Э

И.п. 1. Глубокий вдох, руки вперед в стороны при одновременном произнесении э             .

Движение ненапряженное, слабое, длительное.

ЙОТИРОВАННЫЕ  ГЛАСНЫЕ

Произнесение Я, Е, Ю, Е необходимо начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИО, ИУ, ИЭ, а затем более кратких сочетаний ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ. Для этого нужно повторить движение на звук Й, после чего следует «мини» - движения на гласные звуки.

Й

Примечание.

И.п. 1. Движение небольшое. Руки согнуты в локтях, кисти находятся на уровне рта. Легким взмахом кистей рук «нарисовать» в знак краткости Й – кисти рук движутся немного вниз – назад – вверх – в сторону.

Я

Первый вариант. Выполняется двумя руками. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук А, для чего руки при выполнении движения согнуты в локтях. Движение выполняется при одновременном произнесении Я.

Второй вариант. Взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении Я.

Движение ненапряженное, слабое, удлиненное.

Ё

Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук  О, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини» - движение на звук О при одновременном произнесении Ё.

Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

Ю

        Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук У, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук У при одновременном произнесении Ю.

        Движение напряженное, слабое, удлиненное.

Е

        Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук Э, уки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук Э, при одновременном произнесении Э.

        Движение ненапряженное, слабое, удлиненное.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Смычные глухие

П

        И.п. 1. Резкие  движения (как удары) вперед и в стороны то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, при одновременном произнесении слогов па, па.

        Движение напряженное, сильное, краткое.

Т

        И.п. 1. Резкие движения (как удары) то правой, то левой рукой, зажатой в кулак, вниз и в стороны при одновременном произнесении слогов та, та.

        Движение напряженное, сильное, краткое.

К

        И.п. 2. Резким сильным движением прижать к туловищу одновременно правый и левый локти, произнося при этом слоги ка, ка.

        Движение напряженное, сильное, краткое.

ЩЕЛЕВЫЕ ГЛУХИЕ

        П р и м е ч а н и е.

        Следует помнить, что для произношения глухих и звонких щелевых согласных характерно наличие сильной воздушной струи. Движения рук в этих упражнениях как бы продолжают естественное направление воздуха.

С

        И.п. 1. Поднять пальцы рук ко рту и тут же опустить их вниз плавным, слегка давящим движением при одновременном произнесении с _________ .

        Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

Ш

        И.п. 1. Поднять руки вверх и плавно покачать ими вправо и влево, слегка наклоняя  туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом ш__________ .

        Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

Ф

        И.п. 1. Поднять ко рту руки, сжатые в кулаки, быстро и резко разжать кулаки, слегка вытянув при этом руки вперед, одновременно произнося ф_________ .

        Движение напряженное, сильное, удлиненное.

        И.п. 1. Прижать руки к животу, одновременно произнести слоги х_____а,  х________а.

        Движение напряженное, сильное, удлиненное.

ЩЕЛЕВЫЕ ЗВОНКИЕ

З

        И.п. 1. Описать в воздухе руками полукруг и вернуть руки в и.п. при одновременном произнесении з _______ .

        Движение напряженное, сильное, удлиненное.

Ж

        И.п. 1. Описать в воздухе зигзагообразное движение руками вперед при одновременном произнесении ж ______ .

        Движение напряженное, сильное, удлиненное.

В

        И.п. 1. Поднять ко рту пальцы рук, затем поочередно отводить плавным движением то правую, то  левую руку при  одновременном   произнесении

 в ________ .

        Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

Сонорные

М

        И.п. 1. Поднять  пальцы рук к носу, развести руки вперед в стороны мягким, плавным движением при одновременном произнесении м _______ .

        Движение слегка напряженное, слабое, длительное.

Н

        И.п. 1. Поднять пальцы рук к носу, развести руки в стороны умеренно резким движением при одновременном произнесении н ________ .

        Движение слегка напряженное, слабое, удлиненное.

        П р и м е ч а н и е.

        Для произнесения сонорных (носовых) согласных м, н характерен выход слабой воздушной струи через нос. Движения рук мягкие, пластичные и как бы продолжают естественное направление воздуха.

Л

        И.п. 2.Вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла, ла, ла …

        Движение слегка напряженное, слабое, краткое.

Р

        И.п. 3. Мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении р ______ .

        Движение напряженное, сильное, длительное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...