Стихи с заданным звуком при использовании жестовых символов
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

    Дополнительно к зрительному (по Т. А. Ткаченко),  используется жестовый символ. Для того чтобы детям было интереснее, и они быстрее запомнили символ, я составила небольшие четверостишия для согласных звуков, которые можно прочитать при знакомстве с символом, а позже выучить дома или в детском саду.

       Взрослый, а за ним ребенок длительно воспроизводят каждый указанный жест, сопровождающийся четверостишием, и одновременно  многократно повторяет соответствующий звук, он  подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создает дополнительную опору восприятию.         Жестовый символ в сочетании со зрительным создают точный и устойчивый образ каждого изучаемого звука. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Stihi_s_zadannym_zvukom.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Стихи с заданным звуком при использовании жестовых символов

Звук М – корова мычит (указательные пальцы обеих рук приложить к голове, изображая рога)

Я корова пестрая

Люблю травку вкусную

Целый день ее жую

Говорю я всем М – М – М

Звук Н – девочка плачет (ладони приложить к глазам)

Горько плачет девочка

Что же с ней случилось?

Ведь сегодня у нее

Вазочка разбилась Н – Н – Н

Звук В – ветер воет деревья качает (махи руками над головой)

Непогода, вот беда

И гулять нигде нельзя

Ветер воет страшно

Выходить опасно В – В – В

Звук Ф – фонтан шумит (движения руками снизу вверх и разведение их в стороны аналогично движению водяных струй)

Вот фонтан стоит в саду

Я к фонтану подойду

Брызги в стороны летят

Ф – Ф – Ф мне говорят

Звук Б – колокол звенит (движения правой руки из стороны в сторону, как при ударах в колокол)

Колокольчик я нашла

Из травы его взяла

Вот качнулась рука

Что за звук слышу я Б – Б – Б

Звук П – паровозик пыхтит (круговые движения согнутыми в локтях руками)

Что за чудо паровоз

Я завел его ключом

И по кругу целый день

Ездить все ему не лень П – П – П

Звук Д – барабан гремит (движения кистями рук, как при игре на барабане)

Взял я новый барабан

Палочками стукнул БАМ!

Что за звук пошел чудесный

Это я играю, честно! Д – Д – Д

Звук Т – молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указательным и средним пальцами правой руки)

Взял я папин молоток

Чтоб помочь сестренке

И теперь у нас висят

новенькие полки Т – Т – Т

Звук Г – гусь гогочет (руки назад как гусиные крылья)

Ох и страшен грозный гусь

Крылья растопырив

Но его я не боюсь

Ведь я самый сильный Г – Г – Г

Звук К – каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук вверх-вниз)

Надела туфли новые сегодня,

Как приятно в них гулять!

Каблучками по асфальту

Буду целый день стучать К – К – К

Звук  Х – греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обеих рук на уровне рта ладонями к лицу)

Очень холодно зимой,

Вот замерзли руки

Мы погреем их с тобой

Х – Х – Х  произнесем

Звук С  - качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз)

На велосипеде я катался

Лопнула вдруг шина

Взял насос – и накачал

Звук С – мне помогал С – С – С

Звук З – комарик звенит (большой и указательные пальцы правой руки сжаты, круговые движения рукой)

Как комарики звенят ,

Знают все ребята.

З-З-З-З

Ты комарик не звени!

Звук Ц – тише, тише, спит малыш (указательный палец к губам)

Лег малыш в свою кроватку

Спит он там сладко-пресладко.

Тихо, тихо, не шуми!

Ты его не разбуди Ц-Ц-Ц

Звук Ш – шарик лопнул, воздух выходит (округленные ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу)

Надула шарик голубой,

Но лопнул он нечаянно

Воздух вышел из него

Только Ш-Ш-Ш осталось

Звук Ж – пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движения правой кистью)

Полосатая пчела

Весело кружится

Ведь сегодня она

Именинница Ж-Ж-Ж

Звук Л – корабль гудит (пальцы, вытянутых вперед рук, сомкнуты под острым углом, изображая корму корабля)

Вот корабль, что за чудо!

Новенький, блестящий.

По волнам его пущу

Громко Л-Л-Л произнесу.

Звук Р – самолет летит, мотор гудит (вращательные движения согнутыми в локтях руками перед грудью, затем руки, разведенные в стороны, покачиваются, изображая крылья самолета)

Белокрылый самолет

В небе закружился

Самолет быстро летит,

Мотор гудит Р-Р-Р


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

Использование специальных символов звуков на занятиях по обучению грамоте у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Развивая фонематическое восприятие детей с ОНР с помощью зрительных символов, мы создаём базу, на которой происходит дальнейшее формирование звукового анализа и синтеза....

Использование специальных символов звуков в работе с детьми 5-6 лет с ОНР по обучению грамоте.

В данной статье рассматриваются аспекты работы учителя – логопеда по использованию символов звуков на занятиях по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ...

Методические рекомендации по изучению и использованию государственных символов РФ. Обновление содержания образовательной программы вопросами изучения государственных символов РФ.

Нравственно – патриотическое воспитание способствует тому, что у ребенка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляе...

Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук

Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук...

Презентация «Использование зрительных символов звуков при подготовке дошкольников к обучению грамоте»

Подготовка дошкольников к обчению грамоте является частью парциальной программы по развитию речи и включает в себя обязательное развитие фонематического анализа и синтеза. Для того, чтобы  формир...


 

Комментарии

Левина Евгения Владимировна

Здравствуйте, Ирина Аркадьевна! Очень понравилась Ваша подборка стихов к символам звуков, а жест -еще один элемент для закрепления...Маленькая изюминка, но наверное она дает хороший результат...А стихи авторские?

Спасибо за отзыв, да это мои авторские стишки. Участвовала в республиканском конкурсе "Лучший дефектолог" вот и сочиняла для творческой работы. Мне нравится работать с символами Ткаченко Т.А. с детьми средней группы, результат всегда очень хороший.
Левина Евгения Владимировна

Здравствуйте Ирина Аркадьевна! Начала использовать Ваши стишки. Работаю в реабилитационном центре...дети в основном со сложными дефектами. Иногда приходится прилагать массу усилий, чтобы вызвать звук, стихи очень помогают привлечь внимание ребенка...так что Спасибо!