Лексическая тема "Дом. Мебель"
рабочие листы по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Лексико-грамматическая работа помогает решить следующие задачи:
- Обогатить словарный запас. Для этого накапливают новые слова, относящиеся к различным частям речи, активно используют различные способы словоизменения и словообразования.
- Учить свободно и адекватно пользоваться лексическими средствами языка в целях устного общения.
- Развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи. Для этого овладевают словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 819.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Квартира. Мебель».
Развитие лексико-грамматического строя речи
✓ Совместно с ребенком внимательно рассмотрите дома, мебель, которые окружают человека, обратите внимание ребенка на размер, цвет, материал и т.д
Поговорите с ребенком об квартире, мебели; покажите и назовите части квартиры, мебели: (стены, парадная, спинка, ножки и т.д.).
*ПОГОВОРИТЕ с ребёнком о том, что дома следует поддерживать порядок. Как именно поддерживать порядок? Расскажи и покажите, пожалуйста, уважаемые родители.
Лексика (словарь ребёнка должен включать слова): Предметный: мебель, стол (ножки, столешница), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (дверцы, ножки, дно, ящики, полки, ручки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван (ножки, сиденье, подлокотники, спинка, подушки), кресло, табуретка, сервант, буфет, полка
Глагольный: Жить, приходить, спать, отдыхать, играть, готовить, встречать, мыться, ставить, стоять, продавать, покупать, изготавливать, делать, чинить, сидеть, лежать, отдыхать, спать, хранить, вешать, складывать, убирать, доставать, жить, сбивать, загружать, отправлять.
Признаков: Однокомнатная (двух-, трех-, четырехкомнатная), большая, просторная, удобная, маленькая, светлая, темная, деревянный, стеклянный, кожаный, пластмассовый, металлический; кухонный, столовый, обеденный, книжный, письменный, журнальный, платяной; мягкий, твердый, высокий, низкий, удобный, красивый, детский т.д.
1) "Назови ласково" Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
шкаф – шкафчик
стул – стульчик
кровать – кроватка
диван – диванчик
2)«Назови какой? Какая? Какое?» Цель: активизировать словарь по теме, образовывать прилагательные от существительных, развивать тактильные ощущения.
Мебель из дерева (какая?) – деревянная
Мебель из стекла (какая?) – стеклянная
Мебель из металла (какая?) – металлическая
Мебель из пластмассы (какая?) – пластмассовая
3) Игра «Один- много» Цель: образование существительного во множественном числе
стол – столы
шкаф – шкафы
стул – стулья
полка – полки
диван – диваны
кресло – кресла
комод – комоды
табуретка – табуретки
4) «Посчитай 1-2-5». Цель: согласование существительного с числительным
один диван \ шкаф, два дивана, … пять диванов;
одна кровать \ подушка, две кровати, … пять кроватей;
одно кресло \ зеркало, два трюмо, … пять кресел.
5) Игра «Скажи наоборот». Цель: активизировать словарь антонимов
Чистый стол -..грязный стол; высокий шкаф -… низкий шкаф; длинный диван -..короткий диван; широкий стул – … узкий стул; холодная стена - … тёплая стена;
6) Игра «Жадина». Цель: согласовывать существительные с личными местоимениями, развивать интонационный компонент речи.
это моя кровать \ квартира \ дверь
мой стол \ стул \ диван
Развитие моторики.
1) «Много мебели в квартире!» Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире. (сжимать и разжимать кулачки)
А в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом. (загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! (Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)
2) Выложить из палочек: стол, кровать, шкаф
Развитие связной речи.
Составить описательный рассказ » Цель: обучение связной речи.
Составление описательных рассказов о мебели, ее составных частях, о ее назначении, материале, из которого она сделана, о действиях, производимых с нею (с использованием предлогов).
План рассказа:
Назови что это.
Назови части.
Из какого материала сделана?
Для чего нужна?
Что с ней можно делать?
Это диван. У дивана есть сиденье, спинка, подлокотники и подушки. Диван сделан из дерева и обтянут тканью. На диване сидят, отдыхаю и спят. Диван можно купить в магазине.
- Назови предметы, которые видишь
- Составь предложения по картинке
- Найди отличия (10)
- Назови, как можно больше предметов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по лексической теме: "Мебель"
Занятие№ 2, четвертая(пятая) неделя ноября для детей старшей группы, диагноз: ОНР. Цель: Уточнение и активизация словаря по теме: " Мебель"....

Обучающая игра – презентация «Большой – маленький» по лексической теме: «Мебель» предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми среднего и старшего возраста
Обучающая игра – презентация «Большой – маленький» по лексической теме: «Мебель» предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми среднего и старшего возраста. Для проведения необ...
Конспект группового логопедического занятия по лексической теме "Мебель"
Конспект группового логопедического занятия. Лекситическая тема "Мебель". Тема занятия: образование относительных прилагательных в занчении соотнесенности к материалу изготовления; практическое усвоен...

Презентация "Виды мебели" к лексической теме "Мебель"
Презентация "Виды мебели" к лексической теме "Мебель"...