Направления | I период (октябрь, ноябрь, декабрь) | II период (январь, февраль, март) | III период (апрель, май, июнь) |
ОБЩЕРЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ (образовательные области «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие») | - Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений.
- Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.
- Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.
- Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
- Формирование речевого дыхания
| - Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения).
- Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений.
- Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.
- Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.
- Формирование речевого дыхания.
- Совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи.
- Закрепление мягкой атаки голоса.
| - Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы.
- Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
- Формирование и закрепление речевого дыхания.
- Закрепление основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи.
- Закрепление мягкой атаки голоса.
|
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | - Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков:
- Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
- Развитие кинетической основы артикуляторных движений.
- Совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.
- Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза.
| - Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза.
- Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях.
- Закрепление в речи правильно произносимых звуков.
- Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях.
- Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры (изолированных и в условиях фонетического контекста) без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков.
| - Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза.
- Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях.
- Закрепление в речи правильно произносимых звуков.
- Дифференциация поставленных звуков.
- Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечений согласных звуков (клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка, крыжовник, отвертка); четырехслоговых слов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза, паутина, поросенок, жаворонок, велосипед).
- Дифференциация звуков по участию голоса (звонкий-глухой), по месту образования.
|
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА | - Обучение восприятию, оценке ритмов (до шести ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зрительное восприятие).
- Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое звучание» и «тихое звучание» с использованием музыкальных инструментов.
- Обучение детей обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.
- Совершенствование фонематических представлений.
- Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слов (типа ум).
- Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове).
- Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции: /// ///; // ///; /–; –/; //– –; — –//; –/–/ (где / — громкий удар,—— тихий звук); ___ . ; …___; .___.___ (где ___ — длинное звучание, . — короткое звучание).
| - Совершенствование фонематических представлений.
- Формирование навыка дифференцирования звуков по признакам (твердость-мягкость, глухость-звонкость).
- Работа над слоговой структурой слов со стечением согласных в начале и середине слова.
- Работа над слоговой структурой трехсложных слов.
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Знакомство детей с понятиями: слово, слог – как часть слова.
- Познакомить с графическими составляющими схем слов (твердые согласные звуки – синие, мягкие согласные звуки – зеленые, гласные звуки - красные).
| - Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец); последовательность и количество звуков в словах (мак, дом, суп, каша, лужа, шкаф, кошка и др.) — с учетом поэтапного формирования умственных действий
- Обучение детей осуществлению фонематического синтеза. Совершенствование фонематических представлений (по картинкам и по представлениям).
- Вырабатывать умение подбирать слова по моделям (схемам).
- Познакомить с понятием предложение, схема предложения.
- Тренироваться в подборе предложений к схемам с опорой на зрительный анализатор.
- Знакомство детей с двумя способами обозначения мягкости согласных звуков (конь, коньки, птица, пятно)
|
ГРАММАТИКА | - Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом).
- Дифференциация в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода.
- Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями (мой, моя, моё, мои).
- Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».
- Формировать навык согласования существительных с числительными 2 и 5.
- Обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных с суффиксом -и-(с чередованием): волк — волчий, заяц — заячий, медведь — медвежий.
- Обучение детей подбору однокоренных слов (зима — зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка).
- Обучение детей различению предлогов за — перед, за — у. Обучение детей различению предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу — пошел в лес) с использованием графических схем.
- Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.
- Развивать умение подбирать глаголы к одному существительному.
| - Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом).
- Закрепление навыка использования падежных окончаний.
- Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов: -ник, -ниц-, -инк-, -ин-, -ц, -иц-, -ец-
- Обучение детей пониманию значения менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Обучение детей различению предлогов за — перед, за — у, под — из-за, за — из-за, около — перед, из-за — из-под (по словесной инструкции и по картинкам).
- Обучение детей различению предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу — пошел в лес) с использованием графических схем.
- Совершенствование понимания значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения.
- Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -и- (без чередования) и относительных прилагательных с суффиксами -ов-, -ев-,-н-,-ан-, -енн-.
- Обучение детей употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -еньк-.
- Обучение детей употреблению превосходной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: высочайший, умнейший) и аналитическим (при помощи слов самый, наиболее: самый высокий, наиболее высокий) способом.
- Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается»), глаголов совершенного и несовершенного вида.
- Формирование навыка самостоятельного употребление грамматических форма слова и словообразовательных моделей.
| - Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом).
- Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах.
- Обучение детей образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый, остроумный).
- Закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных.
- Формирование понимания значений приставок с-, у-, под-, от-, -за-, по-, пере-, до- и их различение.
- Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида.
- Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пре-, до-).
- Обучение детей пониманию логико-грамматических конструкций: сравнительных инверсии; активных; пассивных.
- Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов за — перед, за — у, под — из-под, за — из-за, около — перед, из-за — из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия.
- Выработка навыка образования наречий от прилагательных (быстрый – быстро, темный – темно).
- Уточнение значений обобщающих слов (по всем лексическим темам).
- Обучение подбора однокоренных слов.
- Обучение употребление сложноподчиненных предложений с помощью употребления союзов.
- Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ее (-ей), -е: белее, белей, выше) и аналитическим (при помощи слов более или менее: более чистый, менее чистый) способом.
- Совершенствование понимания многозначных слов.
|
ЛЕКСИКА | - Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
- Закреплять навык умение выделять части предметов.
- Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
- Вырабатывать навык группировать предметы по признакам (летняя одежда, зимняя одежда).
- Познакомить со словами синонимами.
- Закрепление числительных.
- Закрепление названия цветов и изучений новых цветов.
- Закрепление названий усвоенных объемных и плоскостных геометрических форм.
| - Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств.
- Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова).
- Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина).
- Совершенствование навыка осознанного употребления слов и словосочетаний в соответствии с контекстом высказывания.
| - Совершенствование навыка осознанного употребления слов и словосочетаний в соответствии с контекстом высказывания.
- Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (сильный — слабый, стоять — бежать, далеко — близко) и сходным (веселый — радостный, прыгать — скакать, грустно — печально) значением.
- Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина).
- Обучение осмысливать образные выражение.
|
ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ | - Развивать понимание устной речи: уметь вслушиваться в обращенную речь, выделять смысловые единицы (названия предметов, действий, признаков), понимать обобщающие слова.
- Развитие способности составления предложений по опорным словам.
- Практическое использование в речи простых распространенных предложений (в том числе и однородными членами предложений).
- Закреплять и расширять навык самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
- Развитие навыков составления коротких рассказов.
| - Практическое использование в речи простых распространенных предложений, простейшие сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Продолжение работы над вопросами (составление и использование в речи полных ответов, логически сформированных вопросов.).
- Продолжение работы над способностью к составлению рассказов (рассказ-описание, по картинке, по серии картинок).
- Формирование навыка пересказа.
| - Практическое использование в речи простых распространенных предложений, сложных предложений.
- Продолжение работы над вопросами.
- Обучение детей творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоенных знаний.
- Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста.
- Продолжить обучать пересказу.
|
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ | - Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе и себя по отношению к предмету.
- Обучение определению пространственного расположения между предметами.
- Вырабатывать навык различать и выделять геометрические фигуры в окружающем нас.
- Формировать навык ориентировки на листе бумаги (вверх-вниз, налево- направо, вперед-назад).
- Совершенствовать навык двигаться в заданном направлении.
| - Обучение зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию.
- Дальнейшее совершенствование ориентирования в пространстве и на плоскости по лексическим темам 2 периоде.
- Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых наложенных друг на друга изображений.
- Обучение упорядочению групп предметов (до 10) по возрастанию и убыванию величин.
| - Закрепление усвоенных величин предметов.
- Закрепление навыка ориентировки на листе бумаги (вверх-вниз, налево- направо, вперед-назад).
- Упражнять ориентироваться по плану в групповой комнате.
|
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ | - Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.
- Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.
- Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык.
- Закрепление навыка правильно держать карандаш, кисточку, линейку.
- Обучение выполнению сложных двигательных программ, включающих последовательно и одновременно организованные движения (при определении содержания работы по развитию общей моторики на логопедических занятиях логопед исходит из программных требований образовательной области «Физическое развитие»).
- Совершенствование чувства ритма, равновесия, координации движений, правильной осанки.
| - Совершенствование чувства ритма, равновесия, координации движений, правильной осанки.
- Работа со штриховками, обводками, ориентировка на листе бумаги с опорой на лексические темы.
- Закрепление навыков самообслуживания.
| - Дальнейшее совершенствование общей и мелкой моторики по направлениям 1 и 2 периода с опорой на лексические темы.
|