Перспективный план работы учителя-логопеда в старшей группе
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

 Заикина Анастасия Ильинична

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности по преодолению тяжелых речевых нарушений.

Цель – подготовка детей с ОВЗ (ТНР) к успешному обучению в начальной школе, через компенсацию проблем, вызванных тяжелыми нарушениями речи

Задачи:

  1. работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа,
  2. синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  3. развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
  4. осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
  5. расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
  6. совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;
  7. совершенствовать навыки связной речи детей;
  8. вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов;
  9. формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.

Направления

I период (октябрь, ноябрь, декабрь)

II период (январь, февраль, март)

III период (апрель, май, июнь)

ОБЩЕРЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ

(образовательные области «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)

  1. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений.
  2. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.
  3. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.
  4. Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
  5. Формирование речевого дыхания

  1. Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый слог, затем с изменением места ударения).
  2. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений.
  3. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных артикуляторных движений.
  4. Формирование двигательной программы в процессе произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому и при выполнении одновременно организованных движений.
  5. Формирование речевого дыхания.
  6. Совершенствование основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи.
  7. Закрепление мягкой атаки голоса.
  1. Постепенное удлинение речевого выдоха при распространении фразы.
  2. Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
  3. Формирование и закрепление речевого дыхания.
  4. Закрепление основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр) в специальных голосовых упражнениях и самостоятельной речи.
  5. Закрепление мягкой атаки голоса.

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

  1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков:
  1. Совершенствование кинестетической основы артикуляторных движений и формирование нормативных артикуляторных укладов звуков.
  2. Развитие кинетической основы артикуляторных движений.
  3. Совершенствование движений мимической мускулатуры по словесной инструкции.
  1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза.

  1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза.
  2. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях.
  3. Закрепление в речи правильно произносимых звуков.
  4. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях.
  5. Совершенствование навыков воспроизведения слов различной звукослоговой структуры (изолированных и в условиях фонетического контекста) без стечения и с наличием одного стечения согласных звуков.

  1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза.
  2. Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация в различных фонетических условиях.
  3. Закрепление в речи правильно произносимых звуков.
  4. Дифференциация поставленных звуков.
  5. Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов, предъявляемых изолированно и в контексте: двух- и трехслоговых слов с наличием нескольких стечений согласных звуков (клумба, кружка, смуглый, спутник, снежинка, крыжовник, отвертка); четырехслоговых слов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза, паутина, поросенок, жаворонок, велосипед).
  6. Дифференциация звуков по участию голоса (звонкий-глухой), по месту образования.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  1. Обучение восприятию, оценке ритмов (до шести ритмических сигналов) и их воспроизведению по речевой инструкции (без опоры на зрительное восприятие).
  2. Формирование понятий «длинное» и «короткое», «громкое звучание» и «тихое звучание» с использованием музыкальных инструментов.
  3. Обучение детей обозначению различных по длительности и громкости звучаний графическими знаками.
  4. Совершенствование фонематических представлений.
  5. Совершенствование навыка фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа АУ) и слов (типа ум).
  6. Развитие простых форм фонематического анализа (выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука в слове, определение последнего и первого звука в слове).
  7. Обучение детей восприятию, оценке неакцентированных и акцентированных ритмических структур и их воспроизведению по образцу и по речевой инструкции: /// ///; // ///; /–; –/; //– –; — –//; –/–/ (где / — громкий удар,—— тихий звук); ___ . ; …___; .___.___ (где ___ — длинное звучание, . — короткое звучание).
  1. Совершенствование фонематических представлений.
  2. Формирование навыка дифференцирования звуков по признакам (твердость-мягкость, глухость-звонкость).
  3. Работа над слоговой структурой слов со стечением согласных в начале и середине слова.
  4. Работа над слоговой структурой трехсложных слов.
  5. Развитие слухового внимания и памяти.
  6. Знакомство детей с понятиями: слово, слог – как часть слова.
  7. Познакомить с графическими составляющими схем слов (твердые согласные звуки –   синие, мягкие согласные звуки – зеленые, гласные звуки - красные).

  1. Формирование способности осуществлять сложные формы фонематического анализа: определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец); последовательность и количество звуков в словах (мак, дом, суп, каша, лужа, шкаф, кошка и др.) — с учетом поэтапного формирования умственных действий
  2. Обучение детей осуществлению фонематического синтеза. Совершенствование фонематических представлений (по картинкам и по представлениям).
  3. Вырабатывать умение подбирать слова по моделям (схемам).
  4. Познакомить с понятием предложение, схема предложения.
  5. Тренироваться в подборе предложений к схемам с опорой на зрительный анализатор.
  6. Знакомство детей с двумя способами обозначения мягкости согласных звуков (конь,  коньки, птица, пятно)

ГРАММАТИКА

  1. Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом).
  2. Дифференциация в импрессивной речи форм существительных единственного и множественного числа мужского, женского и среднего рода.
  3. Согласование имен существительных с притяжательными местоимениями (мой, моя, моё, мои).
  4. Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов и суффиксов со значением «очень большой».
  5. Формировать навык согласования существительных с числительными 2 и 5.
  6. Обучение правильному употреблению притяжательных прилагательных с суффиксом -и-(с чередованием): волк — волчий, заяц — заячий, медведь — медвежий.
  7. Обучение детей подбору однокоренных слов (зима — зимний, зимовье, перезимовать, зимующие, зимушка).
  8. Обучение детей различению предлогов за — перед, за — у. Обучение детей различению предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу — пошел в лес) с использованием графических схем.
  9. Обучение различению в импрессивной речи глаголов в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.
  10. Развивать умение подбирать глаголы к одному существительному.

  1. Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом).
  2. Закрепление навыка использования падежных окончаний.        
  3. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов: -ник, -ниц-, -инк-, -ин-, -ц, -иц-, -ец-
  4. Обучение детей пониманию значения менее продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  5. Обучение детей различению предлогов за — перед, за — у, под — из-за, за — из-за, около — перед, из-за — из-под (по словесной инструкции и по картинкам).
  6. Обучение детей различению предлогов со значением местоположения и направления действия (висит в шкафу — пошел в лес) с использованием графических схем.
  7. Совершенствование понимания значения приставок в-, вы-, при-, на- и их различения.
  8. Совершенствование навыков употребления притяжательных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ин-, -и- (без чередования) и относительных прилагательных с суффиксами -ов-, -ев-,-н-,-ан-, -енн-.
  9. Обучение детей употреблению качественных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -еньк-.
  10. Обучение детей употреблению превосходной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: высочайший, умнейший) и аналитическим (при помощи слов самый, наиболее: самый высокий, наиболее высокий) способом.
  11. Обучение различению в импрессивной речи возвратных и невозвратных глаголов («Покажи, кто моет, кто моется», «Покажи, кто одевает, кто одевается»), глаголов совершенного и несовершенного вида.
  12. Формирование навыка самостоятельного употребление грамматических форма слова и словообразовательных моделей.

  1. Совершенствование навыков употребления форм единственного и множественного числа существительных мужского, женского и среднего рода в именительном падеже и косвенных падежах (без предлога и с предлогом).
  2. Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа в именительном и косвенных падежах.
  3. Обучение детей образованию сложных слов (снегопад, мясорубка, черноглазый, остроумный).
  4. Закрепление правильного употребления в экспрессивной речи несклоняемых существительных.
  5. Формирование понимания значений приставок с-, у-, под-, от-, -за-, по-, пере-, до- и их различение.
  6. Совершенствование навыков употребления глаголов в форме изъявительного наклонения единственного и множественного числа настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени, глаголов совершенного и несовершенного вида.
  7. Совершенствование навыков употребления глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-, с-, у-, под-, от-, за-, по-, пре-, до-).
  8. Обучение детей пониманию логико-грамматических конструкций: сравнительных инверсии; активных; пассивных.
  9. Совершенствование навыков различения в экспрессивной речи предлогов за — перед, за — у, под — из-под, за — из-за, около — перед, из-за — из-под и предлогов со значением местоположения и направления действия.
  10. Выработка навыка образования наречий от прилагательных (быстрый – быстро, темный – темно).
  11. Уточнение значений обобщающих слов (по всем лексическим темам).
  12. Обучение подбора однокоренных слов.
  13. Обучение употребление сложноподчиненных предложений с помощью употребления союзов.
  14. Обучение употреблению сравнительной степени прилагательных, образованных синтетическим (при помощи суффиксов -ее (-ей), -е: белее, белей, выше) и аналитическим (при помощи слов более или менее: более чистый, менее чистый) способом.
  15. Совершенствование понимания многозначных слов.

ЛЕКСИКА

  1. Расширение объема и уточнение предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей действительности и формированием познавательной деятельности.
  2. Закреплять навык умение выделять части предметов.
  3. Усвоение значения новых слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
  4. Вырабатывать навык группировать предметы по признакам (летняя одежда, зимняя одежда).
  5. Познакомить со словами синонимами.
  6. Закрепление числительных.
  7. Закрепление названия цветов и изучений новых цветов.
  8. Закрепление названий усвоенных объемных и плоскостных геометрических форм.
  1. Совершенствование словаря экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств.
  2. Семантизация лексики (раскрытие смысловой стороны слова не только с опорой на наглядность, но и через уже усвоенные слова).
  3. Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина).
  4. Совершенствование навыка осознанного употребления слов и словосочетаний в соответствии с контекстом высказывания.

  1. Совершенствование навыка осознанного употребления слов и словосочетаний в соответствии с контекстом высказывания.
  2. Обучение детей умению подбирать слова с противоположным (сильный — слабый, стоять — бежать, далеко — близко) и сходным (веселый — радостный, прыгать — скакать, грустно — печально) значением.
  3. Обучение детей использованию слов, обозначающих материал (дерево, металл, стекло, ткань, пластмасса, резина).
  4. Обучение осмысливать образные выражение.

ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

  1. Развивать понимание устной речи: уметь вслушиваться в обращенную речь, выделять смысловые единицы (названия предметов, действий, признаков), понимать обобщающие слова.
  2. Развитие способности составления предложений по опорным словам.
  3. Практическое использование в речи простых распространенных предложений (в том числе и однородными членами предложений).
  4. Закреплять и расширять навык самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них полным ответом.
  5. Развитие навыков составления коротких рассказов.

  1. Практическое использование в речи простых распространенных предложений, простейшие сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  2. Продолжение работы над вопросами (составление и использование в речи полных ответов, логически сформированных вопросов.).
  3. Продолжение работы над способностью к составлению рассказов (рассказ-описание, по картинке, по серии картинок).                                                                        
  4. Формирование навыка пересказа.

  1. Практическое использование в речи простых распространенных предложений, сложных предложений.
  2. Продолжение работы над вопросами.
  3. Обучение детей творческому рассказыванию на основе творческого воображения с использованием представлений, хранящихся в памяти, и ранее усвоенных знаний.
  4. Формирование умения четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи, осознавать структурную организацию текста.
  5. Продолжить обучать пересказу.

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

  1. Совершенствование навыка определения пространственных отношений (вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади), расположения предмета по отношению к себе и себя по отношению к предмету.
  2. Обучение определению пространственного расположения между предметами.
  3. Вырабатывать навык различать и выделять геометрические фигуры в окружающем нас.
  4. Формировать навык ориентировки на листе бумаги (вверх-вниз, налево- направо, вперед-назад).
  5. Совершенствовать навык двигаться в заданном направлении.
  1. Обучение зрительному распознаванию и преобразованию геометрических фигур, воссозданию их по представлению и описанию.
  2. Дальнейшее совершенствование ориентирования в пространстве и на плоскости по лексическим темам 2 периоде.
  3. Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых наложенных друг на друга изображений.
  4. Обучение упорядочению групп предметов (до 10) по возрастанию и убыванию величин.

  1. Закрепление усвоенных величин предметов.
  2. Закрепление навыка ориентировки на листе бумаги (вверх-вниз, налево- направо, вперед-назад).
  3. Упражнять ориентироваться по плану в групповой комнате.

РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  1.         Совершенствование кинестетической основы движений пальцев рук по словесной инструкции.
  2. Развитие кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.
  3. Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, составляющих единый двигательный навык.
  4. Закрепление навыка правильно держать карандаш, кисточку, линейку.
  5. Обучение выполнению сложных двигательных программ, включающих последовательно и одновременно организованные движения (при определении содержания работы по развитию общей моторики на логопедических занятиях логопед исходит из программных требований образовательной области «Физическое развитие»).
  6. Совершенствование чувства ритма, равновесия, координации движений, правильной осанки.
  1. Совершенствование чувства ритма, равновесия, координации движений, правильной осанки.
  2. Работа со штриховками, обводками, ориентировка на листе бумаги с опорой на   лексические темы.
  3. Закрепление навыков самообслуживания.

  1. Дальнейшее совершенствование общей и мелкой моторики по направлениям 1 и 2 периода с опорой на лексические темы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (старшая группа).

Перспективное планирование работы учителя - логопеда в ДОУ (старшая группа)....

Перспективный план работы учителя-логопеда в старшей группе для детей с ОНР

Материалы данного перспективного плана подойдут учителям-логопедам, работающим по программе Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной "Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста". План рассчитан н...

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями старшей логопедической группы

В данном перспективном плане учитель-логопед указала формы работы с родителями,по коррекции речи у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи....

Перспективный план работы учителя-логопеда Борзовой Т.М. с родителями старшей группы «Рябинка» на 2016 -2017 учебный год

Цель работы с родителями - активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье боле...

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями в старшей группе 5-6 лет компенсирующей направленности с ТНР (ОНР)

Цель: выстроить свою работу в последовательности «Логопед – ребёнок – родитель», помогающей установить партнёрские отношения с семьёй ребенка, а также объединить усилия дл...

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями детей группы компенсирующей напрвленности от 6-7 лет

Материал содержит переспективный план учителя-логопеда по работе с родителями детей подготовительной к школе группы...

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями (средняя группа)

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников средней группы с ТНР....