Программа коррекционная по снижению тревожности и нормализации самооценки детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Программа коррекционная по снижению тревожности и нормализации самооценки детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида № 39 «Солнечный город»
Коррекционно-развивающая программа
«Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста»
Автор-составитель:
Воспитатель Жерихова О.В.
Королев
2023
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………………….….3
Календарно-тематическое планирование групповых занятий по программе коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста…………………………………….….4
Приложение………………………………………………………………………………………8
Список использованной литературы…………………...…………………………..………….15
Пояснительная записка
В современном обществе людям все больше и больше свойственно чувство тревоги и волнений. Тревога передаётся от родителей к детям. Тревожный ребенок испытывает проблемы с взаимодействием с окружающими взрослыми и детьми. Тревожность может привести к неблагоприятным последствиям для развития личности ребенка. Тревожность также негативно сказывается на развитии математических способностей детей старшего дошкольного возраста. Обостряется это тем, что тревожность прогрессирует именно в старшем дошкольном возрасте. Именно данный возраст характеризуется наибольшей чувствительностью психики, как период неустойчивости эмоциональных состояний и прогрессии тревожности. Тревожность возникает у детей из-за внутреннего конфликта, который может быть спровоцирован завышенными требованиями взрослых, а также наличие тревожности у самих взрослых.
В старшем дошкольном возрасте происходит становление самооценки ребенка. Ребенок данного возраста может делать выводы о своих успехах и неудачах. Оценочные суждения старшего дошкольника становятся более глубокими, полными, детализированными. Самооценка влияет на становление личности ребенка, на отношение к себе, окружающим, на интеллектуальное развитие ребенка.
В ходе нашего исследования связи уровня математических способностей, тревожности и самооценки в старшем дошкольном возрасте была выявлена прямо пропорциональная связь между уровнем математических способностей и уровнем тревожности и обратная связь между уровнем математических способностей и уровнем самооценки. У математически способных детей выявлен более высокий уровень тревожности и заниженная самооценка.
Цель программы: снижение уровня тревожности и повышение самооценки у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Способствовать снижению уровня тревожности.
2. Воспитать у ребёнка позитивное отношение к себе.
3. Формировать положительную самооценку.
4. Развивать коммуникативные навыки.
Объем программы: рассчитан на 12 коррекционно-развивающих занятий (12 недель), при частоте встреч 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 25 – 30 минут.
Наполняемость группы: 8 человек.
Место проведения: кабинет психолога.
Участники программы: дети старшего дошкольного возраста.
Научно-методические и нормативно-правовые основания программы:
Теоретико-методологическим основанием программы является культурно-историческая парадигма (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), деятельностный подход (А.Н. Леонтьев).
Нормативно-правовые основания программы:
1. Конвенция ООН «О правах ребёнка».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Семейный кодекс РФ.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
5. Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения городского округа Королёв Московской области «Детский сад общеразвивающего вида № 39 «Солнечный город».
6. Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МАДОУ № 39 г. о. Королев на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Принципы реализации программы:
1. Принцип ранней психолого-педагогической поддержки.
2. Принцип деятельностного подхода.
3. Принцип признания самоценности дошкольного детства как важнейшего периода развития личности человека.
4. Принцип обеспечения эмоционального благополучия.
5. Принцип гуманистической направленности и дифференцированного подхода.
6. Принцип художественно-коррекционной направленности.
7. Принцип учета ведущей деятельности и возрастных особенностей.
8. Принцип комплексного подхода.
Структура занятия:
1 Вводная часть: ритуал начала занятия
2 Основная часть: игры, упражнения с целью снятия тревожности и повышении самооценки, групповые беседы с элементами игры, групповые игры, проблемные ситуации, обсуждения, придумывание рассказов, изотерапия, психоэмоциональные этюды, использование музыки.
3 Заключительная часть: упражнения на расслабление (релаксацию)
Ожидаемые результаты программы: развитие навыков саморегуляции, развитие волевых навыков и самостоятельности, снятие психо-мышечного напряжения и скованности, обретение уверенность в себе, осознание своего образа «Я», своих возможностей, перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность, снятие тревожности.
Календарно-тематическое планирование групповых занятий по программе коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Месяц | Неделя | № занятия Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
Февраль | 1 | Занятие 1 «Знакомьтесь, это я!» | Знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление, повышение самооценки. | 1. Ритуал начала занятия Игра «Давайте познакомимся» 2. Игра «Имя» 3. Упражнение комплименты 4. Упражнение на релаксацию «Огонь н лед» |
Февраль | 2 | Занятие 2 «Мой портрет» | Помочь осознать свою непохожесть на других, индивидуальность; укреплять уверенность в себе | 1. Ритуал начала занятия Упражнение «Здравствуй, это я…» 2. Упражнение «Портрет моего хорошего Я». 3. Изотерапия «Рисование автопортрета» 4. Упражнение на релаксацию «Море» |
Февраль | 3 | Занятие 3 «Семья и я» | Способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи. | 1. Ритуал начала занятия Игра «Здороваемся необычно» 2. Психоэмоциональный этюд «Ласка» 3. Упражнение «Моя семья» 4. Игра «Мы очень любим свою семью» 5. Аппликация «Моя семья» 6. Упражнение на релаксацию «Пляж» |
Февраль | 4 | Занятие 4 «Мои друзья» | Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения, формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива. | 1. Ритуал начала занятия Упражнение «Дружба начинается с улыбки» 2. Упражнение «Доброе животное» 3. Упражнение «Мы разные» 4. Упражнение на релаксацию «Росток» |
Март | 1 | Занятие 5 «Наши страхи» | Выявление реальных страхов детей, формирование социального доверия; уменьшение тревожности и развитие уверенности в себе. | 1. Ритуал начала занятия Игра «Доброе утро» 2. Изотерапия «Спрятанные проблемы»
4. Упражнение на релаксацию «Раскачивающееся дерево» |
Март | 2 | Занятие 6 «Общение» | Формирование навыков позитивного, созидательного общения. | 1. Ритуал начала занятия Упражнение «Здравствуй, это я…» 2. Беседа «Мы разные» 3. Игра «Зеркало» 4. Упражнение «Паровозик». 5. Упражнение на релаксацию «Море» |
Март | 3 | Занятие 7 «Наши трудности» | Продолжение формирования позитивного отношения к своему «Я»; обучение произвольной саморегуляции; укрепление уверенности в себе и своих силах; открытие собственных резервов для преодоления тревожности. | 1. Ритуал начала занятия Упражнение «Милый друг» 2. Игра «Самый – самый» 3. Беседа как бороться с трудностями 4. Упражнение на релаксацию «Потянулись — сломались» |
Март | 4 | Занятие 8 «Мое настроение» | Ввести ребёнка в сложный мир человеческих эмоций, чувств, настроений, помочь прожить определённое эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование. | 1. Ритуал начала занятия Упражнение «Дружба начинается с улыбки» 2. Изотерапия «Цвета моего настроения» 3. Упражнение «Обезьянки» 4. Упражнение на релаксацию «Пляж» |
Апрель | 1 | Занятие 9 «Эмоции» | Развитие эмоциональной сферы и компетентности дошкольников, формирование доброжелательных, дружеских взаимоотношений в разных коллективах, среди сверстников, а также со взрослыми. | 1. Ритуал начала занятия Игра «Доброе утро» 2. Проигрывание ситуаций 3. Игра «Звериные чувства» 4. Игра «Зайки и слоники» 5. Упражнение на релаксацию «Раскачивающееся дерево» |
Апрель | 2 | Занятие 10 «Поверь в себя» | Развитие личностных качеств: самооценки, уверенности и в своих возможностях, умения управлять своим поведением и занимать активную жизненную позицию, получать и оказывать поддержку окружающим. | 1. Ритуал начала занятия Упражнение «Милый друг» 2. Упражнение «Я горжусь тем, что я…» 3. Игра «Конкурс хвастунов» 4. Игра «Фантазия» 5. Упражнение на релаксацию «Росток» |
Апрель | 3 | Занятие 11 «Я все смогу» | Преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способностей. | 1. Ритуал начала занятия Игра «Здороваемся необычно» 2. Упражнение «Я могу, я умею». 3. Упражнение на релаксацию «Потянулись — сломались» |
Апрель | 4 | Занятие 12 «Я – волшебник» | Снижение тревожности детей, обучение выражению своих чувств, владению собой в определенных ситуациях, нейтрализация страхов и эмоциональных переживаний. | 1. Ритуал начала занятия Игра «Доброе утро» 2. Упражнение «Я горжусь тем, что я…» 3. Игра «Фантазия» 4. Упражнения на релаксацию «Огонь н лед» |
Приложение
Упражнения на релаксацию
«Огонь н лед»
Попеременное напряжение и расслабление всего тела. И.п. – лежа. По команде инструктора «Огонь!» дети начинают интенсивные движения всем телом. (Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно). По команде «Лед!» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело.
Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
«Пляж»
И.п. — лежа на спине. Инструктор: Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ласково светит и пригревает солнышко. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу, почувствуйте позу, в которой лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно, чтобы вы максимально расслабились. Представьте себя целиком и запомните возникший образ. Затем — потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.
«Потянулись — сломались»
И.п. — лежа на спине; руки и все тело устремлены вверх; пятки от пола не отрывать. Инструктор: Тянемся, тянемся вверх, выше и выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах; упали плечи, по висла голова, мы сломались в талии; подогнулись колени — упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросьте его. Во время выполнения упражнения следует обратить внимание на два момента: показать детям разницу между выполнением команды «опустить кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); когда дети лежат на полу, обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов.
«Росток»
И.п. — сидя на корточках в кругу, нагнув голову к коленям и обхватив их руками.
Инструктор: Представьте себе, что вы — маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно выпрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до 5 Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.
В начале освоения этого упражнения на каждый счет педагог называет детям часть тела, которая активизируется в данный момент при абсолютной пассивности, расслабленности других: «один» — медленно выпрямляются ноги; «два» — ноги продолжают выпрямляться и постепенно расслабляются руки, висят, как «тряпочки»; «три» — постепенно выпрямляется позвоночник (от поясницы к плечам); «четыре» — разводим плечи и выпрямляем шею, поднимаем голову; «пять» — поднимаем руки вверх, смотрим вверх, тянемся к солнышку. Усложняя в будущем это упражнение, педагог может увеличивать продолжительность «роста» до 10-20 «стадий». После этого упражнения полезно сразу перейти к упражнению «Потянулись — сломались».
«Раскачивающееся дерево»
И.п. — стоя. Инструктор: Представьте себя каким-нибудь деревом. Корни — это ноги, ствол — туловищ е, крона — руки и голова. Начинает дуть ветер, и дерево плавно раскачивается — наклоняется вправо и влево (3 - 5 раз), вперед и назад. Во время выполнения движений дети должны стремиться соблюдать ритмичность дыхания. В результате выполнения упражнения усиливается деятельность внутренних органов, улучшается эластичность легких, особенно нижних отделов; улучшается кровообращение головного мозга.
«Море»
Ребенок вместе с инструктором рассказывает историю и сопровождает ее соответствующими движениями: «На морс плещутся волны — маленькие и большие. (Сначала одной рукой, а затем — другой рисует в воздухе маленькие волны; руки сцепляет в замок и рисует в воздухе большую волну.) По волнам плывут дельфины. (Синхронные волнообразные движения всей рукой вперед.) Они сначала вместе, а потом по очереди ныряют в воду — один нырнул, другой пырнул. (Совершает поочередные волнообразные движения рук).
За ними плывут их дельфинята. (Руки согнуты в локтях, прижаты к груди; кисти рук выполняют синхронные волнообразные движения вперед.)
Они ныряют вместе и по очереди. (Одновременные и поочередные волнообразные движения кистями рук.) Вот так двигаются их хвостики. (Каждый палец поочередно совершает волнообразные движения.)
Вместе с дельфинами плавают медузы. (Руки, сжатые в кулаки, резко разжимаются.)
Все они танцуют и смеются». (Вращение рук в лучезапястных суставах.)
Ритуал начала занятия
Игра «Давайте познакомимся»
Психолог говорит: «Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того, у кого мяч, передавая его, назовите четко и громко свое имя.
Игра «Доброе утро»
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)
Доброе утро, Ирина Николаевна!
Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)
Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)
Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
Игра «Здороваемся необычно»
Психолог говорит: «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.
Упражнение «Милый друг»
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Упражнение «Дружба начинается с улыбки»
Дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются.
Возьмёмся за руки, друзья!
Друг другу улыбнёмся.
Мы пожелаем всем добра
И скажем: «Здравствуй, солнце!»
Упражнение «Здравствуй, это я…»
Я с утра сюда пришла,
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуй, солнце!
Здравствуй, небо!
Это я (имя и отчество воспитателя)!
Это я (каждый ребенок по очереди называет свое имя)!
Игры, способствующие формированию адекватной самооценки.
Игра «Имя».
Цель: формирование адекватной самооценки.
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое бы он хотел иметь, или оставить свое. Спросите ребенка, почему ему не нравится или нравится свое имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому.
Проигрывание ситуаций.
Цель: уметь реально оценивать, как свои успехи и неудачи, так и других детей.
Ребенку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя.
Ситуация: - Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.
Упражнение «Я горжусь тем, что я…»
Цель: осознание ребенком своих положительных качеств.
Сначала воспитатель обсуждает с ребенком то, какими качествами и поступками человек может гордиться. Затем воспитатель говорит слова: «Я горжусь тем, что я…», а ребенок продолжает эту фразу (называет то, чем он может гордиться). Взрослый помогает ребенку увидеть в себе как можно больше таких качеств.
Игра «Зеркало»
Цель игры: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.
Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети – полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение, и т. д. Водящему разрешается показывать разные движения.
Упражнение «Комплименты».
Цель: учить детей видеть положительные качества свои и сверстников.
Играющие делают комплименты одному из игроков, т.е. отмечают только его хорошие качества. Желательно, чтобы получали комплименты дети с заниженной самооценкой.
Игра «Конкурс хвастунов».
Цель: развивать способность оценивать себя и своих сверстников, подчеркивать свои положительные качества.
Ребенок расхваливает себя, свои поступки, свои знания, умения и т.д. Например: «Я красивая», «Я умная» и т.д. В конце игры выбирается самый лучший «хвастун», отмечается соответствие хвастовства образу «хвастуна».
Упражнение «Портрет моего хорошего Я».
Цель: осознание ребенком своих положительных качеств.
Заранее готовится рамка для фотографии. Воспитатель вместе с ребенком вставляют в нее лист бумаги и записывают позитивные качества ребенка. Эту рамку ребенок уносит домой, чтобы показать родным.
Упражнение «Я могу, я умею».
Цель: повышение уверенности в себе.
Ребенок и взрослый перебрасываются мячиком и громко перечисляют то, что они умеют делать хорошо.
Игра «Самый- самый».
Цель: осознание своих положительных качеств, развитие адекватной самооценки.
В этой игре детям дается возможность говорить о себе только хорошее.
Каждый по очереди начинает рассказывать, но не хвастаясь и преувеличивая, а действительно о том, что в нем самое хорошее. Ребенок должен оценивать себя только с положительной стороны. Главное условие этой игры – ни каких отрицательных высказываний ни о себе ни о других.
Изотерапия – рисование автопортрета
Цель – повышение собственной значимости.
Детям предлагается нарисовать свой портрет. Затем обратить внимание на то, что дети как и портреты, как и имена совершенно не похожи, но все интересны и прекрасны.
Упражнение «Мы разные».
Цель – повышение собственной значимости.
Дети стоят в кругу. Педагог задаёт вопросы:
- Кто из нас самый высокий?
- Кто из нас самый маленький?
- У кого самые тёмные (светлые) волосы?
- У кого на одежде есть пуговицы?
- У кого на одежде есть синий, красный, … цвет?
- У кого из детей одинаковая обувь?
- Кто из детей самый весёлый?
- Кто из детей самый смешливый?
- Кто из детей самый добрый? и т.д.
Беседа «Мы разные».
Цель – повышение собственной значимости.
Педагог говорит детям, что в игре они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других детей, и объясняет им понятие «разные», но каждый интересный и неповторимый.
- А теперь возьмите зеркала и внимательно рассмотрите свои глаза.
Какого они цвета? Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей).
- А пословица говорит: «Глаза – зеркало души». Как вы думаете, что это значит? (Ответы детей).
- Правильно, глаза нам расскажут злой или добрый человек, в глазах мы можем увидеть страх, горе, удивление, радость. Давайте попробуем показать глазами страх, горе, удивление, радость.
- Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кому нужна помощь: упавшего товарища, голодную птичку, засохший цветок – и помогают вам совершать добрые поступки.
Будьте внимательны к окружающим и обязательно постарайтесь помогать тем, кому плохо.
- У вас всех глаза разные, они неповторимы. Посмотрите в глаза друг другу и подарите добрые взгляды. Не забывайте дарить такие взгляды своим родным, друзьям и всем хорошим людям.
Игры и упражнения, игровые ситуации с целью снятия тревожности.
Упражнение «Доброе животное».
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ход: Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе. Давайте рассмотрим модели разных животных, вспомним и узнаем кто из них где живет, как называют их детенышей, чем питаются. Поговорим о поводках этих животных об их нерушимых правилах, об отношении друг к другу. Встанем вкруг, возьмемся за руки и каждый скажет, как зовут рядом стоящего, друг другу расскажем кто, кому и за что больше всего нравится, и кто помнит самые лучшие поступки своего друга.
Упражнение «Паровозик».
Цель: Создание положительного эмоционального настроя, повышение уверенности в себе, сплочение группы.
Группа делится на тройки. Участникам предлагается положить руки на талию впереди стоящего человека. Первый изображает паровоз, как в детской игре («чух-чух-чух...»). Остальные участники молчат. Все команды передаются через руки. Первым в тройке стоит «паровоз», он абсолютно пассивен и едет туда, куда его направят. Второй участник, находящийся в середине тройки, - «пассажир» - едет себе, глядит в окно, думает о своем, повлиять на движение он не может, но и опасность ему никакая не грозит. Третий участник, стоящий последним, - «машинист». Он отвечает за все: за то, чтобы состав двигался, не врезался и не столкнулся с другими составами, чтобы пассажиру было комфортно путешествовать. На речевые команды «паровоз» не реагирует. Попытки врезаться в другие «паровозы» пресекаются. Движение продолжается две-три минуты. Затем ведущий просит тройки перестроиться: «пассажир» становится «паровозом», а «паровоз» - «машинистом».
Изотерапия - «Спрятанные проблемы»
Цель: снизить уровень тревожности.
Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка, баночка, фломастеры, бумага). В крышке проделывают отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем предлагается ребенку нарисовать, что (или кто) его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить рисунок в «почтовый ящик», то есть спрятать проблему.
Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».
После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если тот затрудняется с ответом, психологу нужно предложить варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь.
Игра «Звериные чувства»
Цель – научить его более точно, более тонко понимать свои чувства для моделирования социально приемлемого поведения.
Для игры необходимы набор картинок с изображением известных детям животных.
Психолог раскладывает перед каждым ребенком (по очереди) картинки и просит назвать основные качества животного, например: зайчик – страх, лев – смелость, лиса – хитрость и
т. д. Затем психолог предлагает проанализировать ту или иную житейскую ситуацию и описать свои чувства и состояния с помощью картинок. Если ребенок затрудняется это сделать, ему можно помочь, а также обговорить варианты поведения, предлагая рассказать, как бы повели себя в этой ситуации другие животные. При проведении данной игры желательно избегать оценок поведения ребенка.
Игра «Зайки и слоники»
Цель: Дать детям возможность почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки, снятию тревожности.
«Я хочу вам предложить игру «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит.
Поджимает уши, весь сжимается, стараясь стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся (дети показывают). Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека? (Разбегаются по группе, прячутся и т.д.) А что делают зайки, если видят волка? (Игра продолжается несколько минут.) А теперь мы с вами станем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что они делают, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра».
Беседа «Как надо бороться с трудностями»
Цель – показать детям методы преодоления трудностей.
- Сегодня мы поговорим о трудностях, которые встречаются в нашей жизни. Например – трудно хорошо себя вести. Согласны с этим? (Ответы детей.) А ещё какие трудности встречаются вам? (Если детям сложно ответить на вопрос, педагог помогает им назвать трудности.)
- Вот, как много трудностей бывает у всех. Но мы не должны бояться трудностей, ошибок и неудач. Мы с вами растём, развиваемся. Каждый день нас учит делать что-то новое. Не надо бояться, любое новое дело не может обойтись без ошибок и неудач. Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное знать, что всё получится, любое дело будет спориться, если быть терпеливыми и прикладывать усилия для его выполнения. Нужно терпеливо преодолевать трудности, и если допустили ошибки надо исправлять их. Давайте подумаем вместе, что значит «на ошибках учатся»? (Ответы детей.)
- Правильно, наши ошибки помогают нам понять, что было сделано не так, и в следующий раз поступать правильно, чтобы добиться успеха. Если трудно, непонятно, что можно сделать? (Ответы детей).
- Правильно, надо попросить помощь у других ребят или у взрослых людей. Может быть, они сталкивались с такой ситуацией, знают, как справиться с ней, и обязательно помогут вам.
- Сейчас мы с вами поговорим о том, какими способами можно преодолевать различные трудности. Придумывайте их сами, вспоминайте примеры, как вы или ваши друзья поступали, когда было трудно в различных жизненных ситуациях.
Упражнение «Моя семья».
Цель – развитие компонента самосознания через чувство принадлежности к своей семье.
Семья – это близкие друг другу люди, они живут вместе и помогают друг другу. Давайте по очереди расскажем о своей семье. С кем вы живете? Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестер? Чем они любят заниматься? Как вы любите проводить время вместе?
Игра «Мы очень любим свою семью».
Цель – снятие чувства тревожности и эмоционального напряжения.
- Семья это люди, которые любят друг друга. Вставайте в кружок.
Выберем ведущего, он встанет в центр круга. А остальные представят, что они – мама, папа, бабушка, дедушка – словом, те кто очень любит нашего ведущего. Он будет нам по очереди кидать мячик, а мы – называть его ласковыми словами.
- А теперь вспомните ситуации, когда вы всей своей семьёй бывали в интересном месте или, может, вы отмечали какой-нибудь праздник, а может, это был самый обычный день, но вам вместе было хорошо, уютно. (Рассказы детей).
Аппликация «Моя семья» (из цветных геометрических фигур).
Цель – развитие чувства принадлежности к своей семье через изо деятельность.
Предложить детям с помощью фигур выложить свою семью.
Изотерапия «Цвета моего настроения»
Цель - осознание своего эмоционального состояния, умение выразить его адекватно.
- Сейчас мы будем рисовать настроение разными цветами. Я называю настроение, а вы сами выбираете цвет и рисуете кружочек. Все кружочки рисуем в один ряд (радостное, веселое, хорошее, смешливое, грустное, злое, печальное, плохое).
- Давайте рассмотрим, какими цветами вы обозначили хорошее настроение, а какими плохое.
- Цвета какого настроения, хорошего или плохого, вам нравятся больше?
Почему?
- Цвет нашей одежды, цвет стен комнаты, цвет игрушек играют большую роль в нашем настроении и нашем здоровье. Поэтому теплые, светлые цвета, такие, как желтый, оранжевый, красный, салатовый, создают хорошее настроение, радуют нас. А черный, серый, коричневый отрицательно влияют на наше настроение?
Упражнение «Обезьянки»
Цель – снятие эмоционального напряжения.
- Как обезьянки веселят народ? Сейчас вы все превращаетесь в обезьянок, становитесь перед зеркалом и постарайтесь развеселить ребят.
Психоэмоциональный этюд «Ласка»
Цель – снятие чувства тревожности и эмоционального напряжения.
Дети объединяются в пары. Один ребенок - «мама», второй ребенок - «маленькая дочь» («сын»). «Мама» оберегает, заботится, прижимает к себе «малыша», ласкает его. «Ребенок» улыбается «маме», слушает ее. Дети ласково обращаются друг к другу. Затем дети меняются ролями.
Игра-упражнение «Я – дерево» (фонограмма «Ветер»)
Цель – снятие чувства тревожности и придание уверенности.
- Чтобы преодолеть чувство страха, давайте представим себя большим сильным деревом. Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч. Сильно надави пятками на пол, сожми кулачки. Ты большое и крепкое дерево. Слышишь, подул ветер. Ты сильный и смелый! Повтори «Я – сильный! Я – смелый!»
Игра «Фантазия»
Цель: развивать умение находить ресурсы.
Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы.
Чем их можно заменить? (Липучками, кнопками, крючками, замками) и т. д.
Список использованной литературы
1. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПбю, 1995
2. Захаров А.И. Как преодолеть страх у детей. М., 1986
3. Капустина О.В. Игры и упражнения - как важнейшие средства снижения тревожности и повышения самооценки дошкольников. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 181-187.
4. Коломенского, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я. Л. Коломенского, Е. А. Панько. - Мн., 1997.
5. Кузнецова Е.В. Сказкотерапия как средство оптимизации тревожности старших дошкольников. Вопросы педагогики. 2022. № 3-1. С. 148-155.
6. Лендрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. / Г. Л. Лендрет – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 365с.
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000
8. Никитина В. Тревожные дети: О совместной работе педколледжа и ДОУ / В. Никитина // Дошкольное воспитание. 2006. №1. с. 102 – 10
9. Пасечник Л. Тревожный ребенок. Как понять, что вы имеете дело с тревожным ребенком и как ему помочь / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. 2007. № 9. с. 89 – 95.
10. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2008 — 60 с.
11. Тиликина Г.К. Подвижная игра как средство преодоления тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Мировоззрение в XXI веке. 2019. Т. 2. № 1. С. 36-42.
12. Шипицына Я.Ю., Кузнецова И.Ю. Игра как средство снижения тревожности у дошкольников. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 246-250.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в основной общеобразовательной программе ДОУ»
Данный опыт работы может быть использован педагогами работающими с детьми старшего дошкольного возраста с недостатками звукопроизношения....
Конспект занятия на снижение психо-эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.
Учет психического состояния ребенка является одной из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения....

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Преодоление тревожности и страхов у детей старшего дошкольного возраста».
Настоящая рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 «Голубок» г. Сальска разработана в соответствии с Федеральными гос...

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста.
Коррекционная программа по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Цель работы состояла в снижении уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста....

Программа по развитию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста
Программа по развитию адеквавтной самооценки детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии субъектов воспитательно-образовательного процесса ДОУ....

Цикл занятий по снижению тревожности, эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста
Цикл занятий по снижению тревожности, эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста...

Проект «Песочная терапия как средство снижения тревожности и страха у детей старшего дошкольного возраста»
Наличие детей с повышенной тревожностью и регулярные запросы, поступающие от педагогов и родителей, сталкивающиеся с детьми у которых наблюдается наличие выраженных страхов, указывает на необход...