«Нетрадиционное логопедическое пособие «Кубики-Блума» по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОНР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Большакова Ксения Михайловна

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития детей в современном мире.
Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время у детей  всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают  их общение с окружающими людьми.

Пособие «Кубик-Блума» позволяет ребёнку обогатить речевую активность в образовательном процессе. С применением данного пособия ребенок использует свои познания и находит пути разрешения поставленной задачи. Данный прием в своей работе могут использовать  воспитатели по всем областям образовательно деятельности ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubik-bluma.docx759.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Сланцевский детский сад № 10 комбинированного вида»

«Нетрадиционное логопедическое пособие «Кубики-Блума» по развитию речи для детей дошкольного возраста с ОНР»

Воспитатель:

Большакова Ксения Михайловна

г. Сланцы

2025 года

Актуальность

«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить»
М. Горький
 

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития детей в современном мире.
Актуальность проекта
 обусловлена тем, что в настоящее время у детей  всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают  их общение с окружающими людьми.

Пособие «Кубик-Блума» позволяет ребёнку обогатить речевую активность в образовательном процессе. С применением данного пособия ребенок использует свои познания и находит пути разрешения поставленной задачи. Данный прием в своей работе могут использовать  воспитатели по всем областям образовательно деятельности ДОУ.

Обоснование ПРОБЛЕМЫ

На сегодняшний день, создано большое количество дидактических и компьютерных игр. Конечно, воспитатель может купить готовые дидактические  игры  или скачать, но проблема состоит в том, что не все готовые игры ориентированы, решать конкретные речевые задачи с учётом комплексно-тематического планирования нашего ДОУ и с учётом индивидуальных способностей детей группы.

Для решения данной проблемы мы внедрили и успешно апробирован «Кубик -Блума». Обучение по методике Блума, позволяют нашим воспитанникам, в силу своих возможностей, выполнять познавательные и речевые задания, тем самым, успешный результат приносит ребёнку уверенность и интерес к решению умственных задач, а нам, как педагогам, реализовать имеющиеся знания по данной инновационной технологии и эффективно решать конкретные познавательные и речевые задачи с учётом комплексного тематического планирования и индивидуальных способностей детей группы.

ИННОВАЦИОННОСТЬ педагогического опыта заключается:

- в ведении проектной инновационной деятельности по созданию «Кубика - Блума» и оснащению по лексическим темам;

- в повышении качества образовательных результатов, за счёт стимулирования речевой активности воспитанников к получению новых знаний и усиление процесса усвоения знаний в рамках реализации комплексно-тематического планирования ДОУ с учётом индивидуальных способностей детей возрастной группы.

-  позволяет  добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников.

Цель – в повышении эффективности ведения образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели была спроектирована инновационная деятельность, включающая следующие этапы и задачи работы.

ЭТАПЫ и ЗАДАЧИ проектной инновационной деятельности

I этап – подготовительный

Задачи I этапа:

  1. Ознакомление  Интернет - ресурсами по данной теме.
  2. Определение тем, речевых задач и содержание обучающих лексических тем с применением  «Кубика Блума».

II этап – создание «Кубика Блума»

Задачи II этапа:

1. Создание шаблонов «Кубиков Блума», тематические картинки по разным темам.

2. Обучение дошкольников  в работе  с «Кубиком Блума», активизация познавательного и речевого  интереса дошкольников.

III этап – апробация «Кубика Блума»

Задачи III этапа:

  1. Апробация обучающих  с «Кубика Блума»  для определения их эффективности в работе с дальнейшей корректировкой.

IV этап - реализация «Кубика Блума»

Задачи III этапа:

  1. Системное использование «Кубика Блума», как познавательно-речевое средство развития детей старшего дошкольного возраста в образовательной деятельности дошкольников в соответствии с КТП  ДОУ и с учётом индивидуальных способностей детей группы.
  2. Повышение речевой активности, нацеленной на получение качественного образовательного результата у детей.
  3. Овладение ребёнком доступными операциями в работе с данным пособием.

УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «Кубика – Блума»  в образовательной деятельности

Материально – технические условия

В группе имеется база: комплекты наглядных пособий, дидактические игры, картотека развивающих игр с выходом в интернет.

Санитарно – гигиенические требования при работе с компьютером

Согласно требованиям, СанПиН 2.4.1.2660-10: «Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут.

Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут».

ОПИСАНИЕ игр с применением  КУБИКА-БЛУМА

На данный момент нами изготовлен «Кубик-Блума» с комплектом наглядных пособий по лексическим темам в соответствии с КТП: «Птицы», «Фрукты», «Домашние животные», «Одежда и обувь», «Профессии», «Кто живёёт в лесу», «Что растёт на грядке», «Транспорт», «Насекомые».

Наглядные пособия с применение «Кубика - Блума» просты в использование, как взрослым, так и детям. В каждой речевой игре смоделированы разные образовательные ситуации, которые сопровождаются различными карточками. Большинство игр объединены игровыми персонажами и содержат 6 игровых заданий с предоставлением ребенку права выбора.

Практическая деятельность

В соответствии с ФГОС ДО реализация образовательной области «Речевое развитие» включает в себя целый спектр образовательных задач, направленных на развитие познавательно-речевой деятельности, приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы.

Как мы уже отмечала ранее, содержание игровых образовательных ситуаций с применением  «Кубика - Блума» ориентировано на решение речевых задач образовательной программы, с учётом КТП нашего ДОУ и индивидуальных способностей детей группы.

Перед Вами «Кубики - Блума» с изображением комплекса наглядных пособий  

C:\Users\MyNote\Desktop\Фото\4pdIwxV04Gg.jpg

Ни для кого не секрет, как важно научить дошкольников правильно систематизировать и расширить знания детей о фруктах, раскрыть их значение для здоровья человека.

Нами была разработана игра «Фрукты».

Цель игры: создание условий для закрепления представлений о правильном питании, пользе витаминов для здоровья человека.

Игровое правило. Ребёнок бросает кубик, где выпадает определённая грань с заданием. Педагог должен рассказать ребёнку, какая грань ему выпала.

Пример: выпала грань «Объясни», ребёнок при выполнении задания описывает данный фрукт, изображенный на картинке.

Во время игры проводится подгрупповая и индивидуальная работа по развитию словаря и формированию грамматического строя речи согласно лексической теме «Фрукты».

Согласно ФГОС ДО ведение образовательной деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста, рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Цель: создание условий для формирования знаний о профессиях взрослых.

           C:\Users\MyNote\Desktop\Фото\BdLFCiqjTzQ.jpg

Игровое правило. Отгадав загадку о профессии, заданную воспитателем, ребёнок находит на кубике картинку - отгадку.

Пример: выпала грань «Назови»

Во время игры ребёнок называет правильное название профессии и  составляет небольшой рассказ  в соответствии с сюжетной картинкой.

При неправильном выполнении задания, передаётся ход следующему игроку.

Наши мальчики с удовольствием играют с машинками и для большего расширения знания детей мы создали новый кубик по теме - «Транспорт».

Данная игра, способствует решению речевых задач и ознакомлению детей с различным видом транспорта.

C:\Users\MyNote\Desktop\Фото\VP21ShzRBys.jpg

Цель: создание условий для закрепления умения классифицировать, группировать, сравнивать разные виды транспорта.

Игровое правило. Ребёнок кидает кубик, выпала грань «Сравни»,

по заданию педагога ребёнок сравнивает.

В данной игре участие принимают 2 ребёнка. Дети кидают кубик.

Например:выпадает грань «Сравни». По заданию педагога дети сравнивают различие данных видов транспорта, которые показаны на картинке.

Мы знаем, как, сложно научить дошкольников правильной последовательности одевания на прогулку, для решения задач по развитию навыков самообслуживания и ведение словарной работы по лексической теме «Одежда» мы разработали игру «Одеваемся на улицу».

Цель игры: создание условий для закрепления представлений о правильной последовательности одевания одежды  и формирования словаря по лексической теме «Одежда».

C:\Users\MyNote\Desktop\Фото\nLRJqJeVuiw.jpg         C:\Users\MyNote\Desktop\Фото\4VrCeOIzq-Q.jpg

Игровое правило. Педагог показывает куклу и даёт задания: - «Ваня собрался на прогулку. Помогите Ване правильно и последовательно одеться на прогулку». Ребёнок, берёт кубик с предметными картинками «одежда». При правильном показе картинки с изображением одежды ребёнок должен объяснить «Почему» именно этот предмет одежды одевают первым, при неправильном выборе картинки педагог показывает подсказку – алгоритм правильной последовательности одевания одежды. Во время игры проводится подгрупповая и индивидуальная работа по развитию словаря и формированию грамматического строя речи согласно лексической теме «Одежда».

Следующая игра «Кто живёт в лесу». Способствует решению образовательных задач в рамках образовательного проекта «Животные леса» и закреплению знаний детей о диких животных.

Цель игры: совершенствовать знания детей по лексической теме – «Дикие животные».

Игровое правило.  Кидая кубик, ребёнку выпадает определённая грань, например «Придумай»,  где ребёнок должен придумать небольшой рассказ или сказку о данном животном.

C:\Users\MyNote\Desktop\Фото\k92KBWuaQ8Y.jpg

В любое время года  наши воспитанники с удовольствием играют в игру «Птицы нашего края».

Данная игра, способствует решению образовательных задач в рамках лексической темы «Птицы» и закреплению знаний  детей  о птицах нашего края.

Цель: создание условий для закрепления умения группировать и сравнивать птиц  в зависимости от времени года.

Игровое правило.  Дети стоят (сидят) в кругу, педагог, находясь в центре,  бросает кубик.  Кому он бросит кубик, тот ребенок и будет описывать данную птицу по картинке.

Например, выпала грань  «Описать», ребёнок описывает данную птицу, опираясь на мнемосхему, с которой был ранее знаком.

C:\Users\MyNote\Desktop\Фото\KMlGoStEyNY.jpg          C:\Users\MyNote\Desktop\Фото\схема.jpg

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В результате системной работы по реализации проектной инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности ведения работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста обеспечено соответствие полученных результатов поставленным задачам, а именно:

- созданы и успешно апробированы в ДОУ «Кубики Блума»;

- «Кубик Блума» является эффективным средством реализации комплексно-тематического планирования с учётом особенностей образовательной деятельности ДОУ;

- достигнуто повышение речевой и познавательной активности детей в образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей дошкольников (по результатам мониторинга);

- достигнута оптимальность в решении поставленных речевых задач в более короткие сроки;

Результат  показал, что дети с большим увлечением  и интересом ежедневно играют с «Кубиками - Блума».

Список литературы:

1.Аствацатуров Г.О. «Кубик –Блума», как приём педагогической техники http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/

2. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

3.Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист»-2010. №5. –с.47

4.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. -2008 №2- с.29-31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры по развитию речи у детей дошкольного возраста.

Логопедические игры и советы для больших и моленьких, как весело и интересно развивать родную речь....

Опыт на тему «Использование в коррекционной работе нетрадиционных игр с кинетическим песком для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Нетрадиционная техника капельного рисования - инновационный игровой прием в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционной техники капельного рисования в коррекционной работе повысило интерес детей к занятиям и  ускорило процесс автоматизации звуков....

Дидактическое пособие по развитию речи для детей дошкольного возраста Мнемотаблица к рассказу Чарушина "ЕЖ"

Мнемотаблица к занятию по развитию речи Пересказ рассказа Чарушина "ЕЖ"...

Активизация мелкой моторики рук и стимуляция развития речи у детей дошкольного возраста с помощью игры нетрадиционными предметами

С помощью игры нетрадиционными предметами мы развиваем мелкую моторику рук. Тем самым стимулируем речевую и мыслительную деятельность ребенка дошкольного возраста....

План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия ».Все дети любят рисовать. Испыта...

Мастер-класс "Педагогический приём «Кубик Блума» в формировании критического мышления у детей дошкольного возраста"

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса через процесс активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольн...