Нетрадиционная техника капельного рисования - инновационный игровой прием в развитии речи у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии
Использование нетрадиционной техники капельного рисования в коррекционной работе повысило интерес детей к занятиям и ускорило процесс автоматизации звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoylova_raisa_alekseevna_statya.docx | 17.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Самойлова Раиса Алексеевна
учитель-логопед
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 133» г Воронеж
« Нетрадиционная техника капельного рисования – инновационный игровой прием в развитии речи у детей дошкольного возраста»
Этап формирования звуков – это формирование первичных произносительных умений и навыков. Для автоматизации звуков используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет от простого к сложному, постепенно и последовательно. В длительной, кропотливой коррекционной работе ребенок устает, теряет интерес к занятиям. Чтобы этого не произошло логопеду необходимо использовать на занятиях различные игровые приемы. Дети дошкольного возраста любят рисовать. Логопед, используя на занятиях технику нетрадиционного капельного рисования не только приобщает детей к изобразительному искусству, но и решает свою главную задачу: процесс автоматизации становится для ребенка занимательным и интересным. Работа ведется в двух образовательных областях: речевое развитие и художественно- эстетическое развитие.
Я освоила технику капельного рисования и создала игры-задания по теме: «Автоматизация звука Р с использованием техники нетрадиционного капельного рисования.»
Цель: Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях.
Задачи: 1. Коррекционно – образовательные:
- Учить ребенка работать с образом буквы, давать характеристику звука Р. Развивать фонематический слух.
- Учить определять позицию звука в слове, упражнять в звуковом анализе.
- Учить произносить звук Р изолированно, в слогах. словах, предложениях.
2 Развивающие:
- Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.
- Развивать мелкую моторику рук, готовить руку к школе.
- Развивать у детей фантазию и воображение, тем самым способствовать развитию речи.
- Воспитательные:
- Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.
- Воспитание аккуратности, усидчивости и чувства удовлетворения.
Оборудование:
1.Пипетка
2.Разведенные до жидкого состояния краски (акварель или гуашь)
3.палитра
4.Листы плотной бумаги для рисования
5.Салфетки для рук
6. Капелька – игрушка из картона
7. Буквы из разрезной азбуки
8.Картинки из настольной игры «Учимся читать»
На занятиях я использую игрушку из картона – Капельку. Дети с удовольствием вступают с ней в диалог, выполняют ее задания.
Капелькины задания.
«Кап-кап задание» №1 Рисуем букву Р.
Капелька: Ты научился произносить звук Р. Молодец! А знаешь ли ты, что у каждого звука есть одежда?
Ребенок: Да. Это – буква.
Капелька: На что похожа буква Р ?
Ребенок: Буква Р – рука в кармане. Буква Р – подарок маме.
Капелька: Выбери краску для «одежды» согласного твердого звука Р.
Ребенок: Синяя краска.
Капелька: С помощью пипетки нарисуй эту букву синей краской.
Капелька сопровождает рисование ребенка стихами:
Капли капаем, играем,
Букву Р изображаем.
Капелька: Буква готова, а теперь давай дадим характеристику звуку Р.
Ребенок: Звук Р согласный, сонорный, дрожащий, твердый, звонкий.
«Кап-кап задание»№2 Автоматизация изолированного звука Р.
Капелька: Посмотри, сколько у меня наклеек с машинами. Они все разного цвета. Выбери машину, чтобы ее цвет был со звуком Р.
Ребенок: Я выбрал машину красного цвета.
Капелька: Перед тобой альбомный лист бумаги. Приклей машину в левом верхнем углу. Придумай, куда бы ты хотел поехать на этой машине?
Ребенок: Я поеду в деревню к бабушке. Я выбрал картинку домика.
Капелька: Приклей картинку с изображением деревенского домика в правом нижнем углу листа. Возьми пипетку и аккуратно нарисуй дорогу по которой ты поедешь в деревню.
Ребенок рисует.
Капелька: Рисунок готов и теперь ты можешь ехать по капельной дороге: Р-Р-Р-Р…
Ребенок автоматизирует звук Р.
«Кап-кап задание» №3 Автоматизация звука Р в слогах.
Капелька: Сегодня мы будем рисовать с тобой слоги Ра, Ро, Ру, Ры. Какого цвета краски нам будут нужны?
Ребенок: Синяя краска для звука р, т.к он согласный твердый звук и красная краска для гласных звуков.
Капелька: На листе бумаги слоги мы нарисуем слева, а справа нарисуем капельные дорожки.
Ребенок рисует.
Капелька: Посмотри – каждая капелька в дорожке - это кнопочка. Давай посчитаем, сколько у тебя их получилось?
Ребенок: 7 капель – кнопочек.
Капелька: Капельки еще не высохли. Поэтому ставим пальчик под кнопочкой и повторяем слог Ра столько раз, сколько у тебя кнопочек в дорожке. Аналогично с другими слогами
Ребенок автоматизирует последовательно все слоги.
«Кап-кап задание» №4 Звуковой анализ слова.
Капелька: Сложи из трех картинок одну (Игра «Учимся читать») Прочитай слово.
Ребенок: Сыр.
Капелька: Правильно! Дай характеристику каждому звуку в этом слове.
Ребенок выполняет звуковой анализ слова.
Игры с Капелькой по моим рекомендациям использовали воспитатели и родители. Благодаря этому ввести звуки в речь мы смогли быстрее чем обычно.
Выводы:1. Использование нетрадиционной техники капельного рисования в работе над автоматизацией звуков делает занятие интересным, запоминающимся для ребенка, ускоряет процесс автоматизации звука.
2.Развивает мелкую моторику, готовит руку к школе.
- Учит ребенка ориентироваться на листе бумаги.
- Формирует интерес ребенка к изобразительному искусству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....
"Нетрадиционная техника рисования(пластинография) как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
мастер-класс для родителей...
План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия ».Все дети любят рисовать. Испыта...
Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...
План работы по теме самообразования во второй младшей группе "Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"
Самообразование "Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"...
План по самообразованию «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
План по самообразованию «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»...
«Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.От пальцев, образно говор...