Нетрадиционная техника капельного рисования - инновационный игровой прием в развитии речи у детей дошкольного возраста.
статья по логопедии

 Самойлова Раиса Алексеевна

 Использование нетрадиционной техники капельного рисования в коррекционной работе повысило интерес детей к занятиям и  ускорило процесс автоматизации звуков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoylova_raisa_alekseevna_statya.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Самойлова Раиса Алексеевна

учитель-логопед

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 133» г Воронеж

« Нетрадиционная техника капельного рисования – инновационный игровой прием в развитии речи у детей дошкольного возраста»

       Этап формирования звуков – это формирование первичных произносительных умений и навыков. Для автоматизации звуков используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет от простого к сложному, постепенно и последовательно. В длительной, кропотливой коррекционной работе ребенок устает, теряет интерес к занятиям. Чтобы этого не произошло логопеду необходимо использовать на занятиях различные игровые приемы. Дети дошкольного возраста любят рисовать. Логопед, используя на занятиях технику нетрадиционного капельного рисования не только приобщает детей к изобразительному искусству, но и решает свою главную задачу: процесс автоматизации становится для ребенка занимательным и интересным. Работа ведется в двух образовательных областях: речевое развитие и художественно- эстетическое развитие.

      Я освоила технику капельного рисования и создала игры-задания по теме: «Автоматизация звука Р с использованием техники нетрадиционного капельного рисования.»

Цель: Автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях.

Задачи: 1. Коррекционно – образовательные:

  1. Учить ребенка работать с образом буквы, давать характеристику звука Р. Развивать фонематический слух.
  2. Учить определять позицию звука в слове, упражнять в звуковом анализе.
  3. Учить произносить звук Р изолированно, в слогах. словах, предложениях.

      2 Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, словесно-логическое мышление.
  2. Развивать мелкую моторику рук, готовить руку к школе.
  3. Развивать у детей фантазию и воображение, тем самым способствовать развитию речи.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.
  2. Воспитание аккуратности, усидчивости и чувства удовлетворения.

Оборудование:

1.Пипетка

2.Разведенные до жидкого состояния краски (акварель или гуашь)

3.палитра

4.Листы плотной бумаги для рисования

5.Салфетки для рук

6. Капелька – игрушка из картона

7. Буквы из разрезной азбуки

8.Картинки из настольной игры «Учимся читать»

 На занятиях я использую игрушку из картона – Капельку. Дети с удовольствием вступают с ней в диалог, выполняют ее задания.

Капелькины задания.

«Кап-кап задание» №1 Рисуем букву Р.

Капелька: Ты научился произносить звук Р. Молодец! А знаешь ли ты, что у каждого звука есть одежда?

Ребенок: Да. Это – буква.

Капелька: На что похожа буква Р ?

Ребенок: Буква Р – рука в кармане. Буква Р – подарок маме.

Капелька: Выбери краску для «одежды» согласного твердого звука Р.

Ребенок: Синяя краска.

Капелька: С помощью пипетки нарисуй эту букву синей краской.

Капелька сопровождает рисование ребенка стихами:

Капли капаем, играем,

Букву Р изображаем.

Капелька: Буква готова, а теперь давай дадим характеристику звуку Р.

Ребенок: Звук Р согласный, сонорный, дрожащий, твердый, звонкий.

«Кап-кап задание»№2 Автоматизация изолированного звука Р.

Капелька: Посмотри, сколько у меня наклеек с машинами. Они все разного цвета. Выбери машину, чтобы ее цвет был со звуком Р.

Ребенок: Я выбрал машину красного цвета.

Капелька: Перед тобой альбомный лист бумаги. Приклей машину в левом верхнем углу. Придумай, куда бы ты хотел поехать на этой машине?

Ребенок: Я поеду в деревню к бабушке. Я выбрал картинку домика.

Капелька: Приклей картинку с изображением деревенского домика в правом нижнем углу листа. Возьми пипетку и аккуратно нарисуй дорогу по которой ты поедешь в деревню.

 Ребенок рисует.

 Капелька: Рисунок готов и теперь ты можешь ехать по капельной дороге: Р-Р-Р-Р…

Ребенок автоматизирует звук Р.

«Кап-кап задание» №3 Автоматизация звука Р в слогах.

Капелька: Сегодня мы  будем рисовать с тобой слоги Ра, Ро, Ру, Ры. Какого цвета краски нам будут нужны?

Ребенок: Синяя краска для звука р, т.к он согласный твердый звук и красная краска для гласных звуков.

Капелька: На листе бумаги слоги мы нарисуем слева, а справа нарисуем капельные дорожки.

Ребенок рисует.

 Капелька: Посмотри – каждая капелька в дорожке - это кнопочка. Давай посчитаем, сколько у тебя их получилось?

Ребенок: 7 капель – кнопочек.

Капелька: Капельки еще не высохли. Поэтому ставим пальчик под кнопочкой и повторяем слог Ра столько раз, сколько у тебя кнопочек в дорожке. Аналогично с другими слогами

Ребенок автоматизирует последовательно все слоги.

«Кап-кап задание» №4 Звуковой анализ слова.

Капелька: Сложи из трех картинок одну (Игра «Учимся читать») Прочитай слово.

Ребенок: Сыр.

Капелька: Правильно! Дай характеристику каждому звуку в этом слове.

Ребенок выполняет звуковой анализ слова.

Игры с Капелькой по моим рекомендациям использовали воспитатели и родители. Благодаря этому ввести звуки в речь  мы смогли  быстрее чем обычно.

Выводы:1. Использование нетрадиционной техники капельного рисования в работе над автоматизацией звуков делает занятие интересным, запоминающимся для ребенка, ускоряет процесс автоматизации звука.

2.Развивает мелкую моторику, готовит руку к школе.

  1. Учит ребенка ориентироваться на листе бумаги.
  2. Формирует интерес ребенка к изобразительному искусству.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники аппликации и её влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста....

План работы по теме самообразования во второй младшей группе «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия ».Все дети любят рисовать. Испыта...

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

План работы по теме самообразования во второй младшей группе "Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Самообразование "Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"...

План по самообразованию «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

План по самообразованию «Развитие речи у детей дошкольного  возраста через нетрадиционную технику рисования»...

«Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Тема: «Развитие речи у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.От пальцев, образно говор...